Автор: Пользователь скрыл имя, 22 Февраля 2013 в 04:00, курсовая работа
Предмет моего исследования - организационное проектирование системы управления персоналом.
В связи с целью работы я определила ряд задач:
- раскрыть понятие и сущность организационного проектирования;
- рассмотреть стадии и этапы организационного проектирования;
- рассмотреть различные методы (подходы) решения задачи организационного проектирования системы управления персоналом;
ВВЕДЕНИЕ
1. ОРГАНИЗАЦИОННОЕ ПРОЕКТИРОВАНИЕ И ФАКТОРЫ ЕГО ОПРЕДЕЛЯЮЩИЕ
1.1. Эволюция подходов к проектированию системы управления персоналом
1.2. Понятие и сущность организационного проектирования
1.3. Организационное проектирование структуры системы управления персоналом
2. СТАДИИ И ЭТАПЫ ОРГАНИЗАЦИОННОГО ПРОЕКТИРОВАНИЯ
2.1. Технико-экономическое обоснование целесообразности и необходимости совершенствования системы управления
2.2. Организационный общий и рабочий проекты системы управления
2.3. Стадии внедрения проекта совершенствования системы управления
3.ОРГАНИЗАЦИОННОЕ ПРОЕКТИРОВАНИЕ СИСТЕМЫ ВОЗНАГРАЖДЕНИЙ НА ПРЕДПРИЯТИЯ
3.1. Подходы к проектированию организационных структур
3.2. Организационное проектирование системы вознаграждений и ее связь с внешней и внутренней средой
3.3. Факторы, влияющие на состав социального пакета
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
КУРСОВАЯ РАБОТА
по дисциплине «Менеджмент организации»
на тему:
Направления развития организационного проектирования системы управления персоналом
Работу выполнила студентка:
Фамилия: Мамардашвили
Имя: Марине
Отчество: Тариеловна
Научный руководитель:
Фамилия: Шатилов
Имя: Виктор
Отчество: Николаевич
Москва 2008 год
СОДЕРЖАНИЕ
ВВЕДЕНИЕ
1. ОРГАНИЗАЦИОННОЕ
1.1. Эволюция подходов
к проектированию системы
1.2. Понятие и сущность
организационного
1.3. Организационное
2. СТАДИИ И ЭТАПЫ
2.1. Технико-экономическое
обоснование целесообразности
2.2. Организационный общий и рабочий проекты системы управления
2.3. Стадии внедрения проекта совершенствования системы управления
3.ОРГАНИЗАЦИОННОЕ
3.1. Подходы к проектированию организационных структур
3.2. Организационное
3.3. Факторы, влияющие на состав социального пакета
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
ВВЕДЕНИЕ
Выбранная мной тема «Направления развития организационного проектирования системы управления персоналом» актуальна сегодня.
Рыночные отношения создаются в России уже более десяти лет. Многое уже состоялось: приватизация, либерализация цен, налоговая реформа, законодательные инициативы и так далее. Не задумываются только, пожалуй, о ситуации с рабочей силой, так как в России всегда исходили из того, что уже чего-чего, а работников хватает.
Главный просчет проводимых
реформ, который сейчас исправляется,
- отказ государства и
Научно обоснованное формирование организационных структур управления -- актуальная задача современного этапа адаптации хозяйствующих субъектов к рыночной экономике. В новых условиях необходимо широко использовать принципы и методы проектирования организации управления на основе системного подхода. Без развития методов проектирования структур управления затрудняются совершенствование управления и повышение эффективности производства в силу ряда причин: в новых условиях в целом ряде случаев нельзя оперировать старыми организационными формами, которые не удовлетворяют требованиям рыночных отношений, создают опасность деформации самих задач управления; в сферу хозяйственного управления невозможно переносить закономерности управления техническими системами.
Комплексный подход к совершенствованию организационного механизма во многом был подменен внедрением и использованием автоматизированных систем управления (АСУ) -- работой исключительно важной, но не единственной в развитии управления на всех уровнях. Создание АСУ нередко ведется в отрыве от улучшения структуры управления, недостаточно связано с организационными факторами; создание структуры должно опираться не только на опыт, аналогию, привычные схемы и, наконец, интуицию, но и на научные методы организационного проектирования; проектирование сложнейшего механизма -- механизма управления -- должно возлагаться на специалистов, владеющих методологией формирования организационных систем.
Организационное проектирование достаточно широко рассмотрено в литературе. Данную тему изучают такие российские ученые как: Т.А. Акимова, В.Г. Алиева, Б.З. Мильнер, М.Г. Миронов, В.И. Подлесных, С.В. Рогожин, Т.В.Рогожина, В.Н. Родионова, Э.А. Смирнов, В.Л. Семиков, О.Г.Туровец и другие.
Ключевая цель данной работы - раскрыть сущность понятия организационное проектирование, изучить направления развития организационного проектирования системы управления персоналом на современном этапе.
Предмет моего исследования - организационное проектирование системы управления персоналом.
В связи с целью работы я определила ряд задач:
- раскрыть понятие и
сущность организационного
- рассмотреть стадии и
этапы организационного
- рассмотреть различные
методы (подходы) решения задачи
организационного
- рассмотреть на примере
организационного
Работа состоит из введения, трех глав (9 параграфов) и заключения.
В первой главе работы рассмотрены материалы, касающиеся изучения эволюции развития подходов к проектированию системы управления персоналом, понятие и сущность организационного проектирования.
Во второй главе курсовой работы рассмотрены стадии и этапы организационного проектирования.
Третья глава посвящена
изучению подходов к проектированию
организационных структур, а также
рассмотрено организационное
При выполнении работы мною обобщены материалы периодической печати. В качестве информационной базы привлекались теоретические материалы различных авторов, монографии, учебные пособия, аналитические статьи отраслевых журналов, а также базы данных «Интернет».
1.1. Эволюция подходов к управлению персоналом
Появление понятия "персонал" в современном смысле следует отнести к концу XIX - началу XX века, когда произошли качественные изменения в общественном осознании места и роли работников в структуре производства и, как следствие, появилась наука управления персоналом.
Зарождение функции управления персоналом происходило в Средние века в условиях ремесленного производства и роста мануфактур. Уже тогда в гильдиях и цехах каменщиков, кожевников, плотников проявлялась забота об улучшении условий труда, оплаты и жизни работников, об обучении пополнения, а также регулировалось продвижение по ступенькам цеховой иерархии.
Промышленная революция XIX столетия вызвала невиданный рост производительности труда и потребовала изменения самой организации производства: на смену мануфактурам пришли фабрики с большей численностью работников.
Становление управления персоналом
как профессиональной деятельности
завершается в промышленно
В 90-е годы XX века за рубежом начали внедряться новые методы кадровой работы, обеспечивающие учет интересов как предпринимателей, так и персонала. Одним из инновационных направлений стала концепция "обучающейся организации" В обучающейся организации эффективность оценивается по следующим критериям: конечный результат основного процесса, достижение общей цели (связанной с предоставлением ценностей потребителям), удовлетворение запросов потребителей и сотрудников, финансовый вклад., однако только в начале XXI века на ее основе возникает общепринятая модель кардинальной перестройки организации на основе обучения для поддержания ее конкурентоспособности.
Любой продукт выпускают не абстрактные рабочие, а конкретные люди. Если руководство - отдельные менеджеры - не признает, что каждый работник представляет собою личность с ее неповторимыми переживаниями и запросами, способность организации достигнуть высокого уровня конкурентоспособности ничтожно мала.
Развитие рыночной экономики связано с переходом к системе современного менеджмент а, главным объектом которого становится организация (предприятие), а внутри ее - человек труда, работник во всей своей многомерности (рис. 1).
----------------------¬
¦ разумный ¦
+---------------------+
¦ эмоционально-волевой¦
+---------------------+
¦ конфессиональный ¦
+---------------------+
¦ нравственный ¦
+---------------------+
Человек ------>¦ культурный ¦<------ Предмет управления персоналом
+---------------------+
¦ правовой ¦
+---------------------+
¦ политический ¦
+---------------------+
¦ социальный ¦
+---------------------+
¦ биологический ¦
+---------------------+-------
Предприятие -->¦экономический человек¦техника, материальные ресурсы¦финансы¦
L--------------------+--------
/¦\ /¦\ /¦\
L-------------------¬¦--------
Предмет экономики
предприятия
Рис. 1 Многомерность человека, выполняющего функции работника
В связи с этим становится
необходимым принципиально
Коренной перелом в отношении ценности человеческого ресурса и необходимости его всестороннего развития происходит в 70-е годы XX века, когда возникает мысль о возможности развития творческого потенциала человека, о гуманистической направленности его устремлений, происходит переоценка движущих сил экономики, - "человеческий фактор" выдвигается на первый план, возникает теория человеческого капитала (ЧК), разработанная американским экономистом Г. Беккером.
В таблице 1 в хронологической
последовательности в соответствии
со временем их возникновения и активного
использования приведены
В момент своего возникновения то или иное понятие несет на себе четко обозначенную смысловую нагрузку, однако в дальнейшем оно истолковывается с позиций современного знания о человеке.
В XXI веке работа с кадрами будет строиться с учетом трех основных тенденций: децентрализации, экономизации и интернационализации. Дуракова И. Эволюция службы персонала // Кадровик. Кадровый менеджмент . 2006. N 7. С. 22 - 23.
Децентрализация означает дополнительное
делегирование линейным руководителям
функций кадрового
Экономизация выражается в организации работы службы персонала с учетом ее эффективности как самостоятельного подразделения предприятия. В качестве основных методов оценки результатов кадровой деятельности используется функционально-стоимостный метод, при котором определяется затратность или доходность тех или иных функций службы персонала, а также метод сравнения, при котором происходит сопоставление отдельных параметров (численность, оплата труда, уровень образования работников кадровой службы) с аналогичными показателями служб других предприятий данной отрасли (бенчмаркинг).
Интернационализация предполагает приспособление стратегии и методов управления персоналом к экономическим, культурным и правовым условиям той страны, на территории которой находится представительство, филиал или дочерняя фирма компании.
При этом, исходя из представленной
выше многофокусной схемы
Рис.2
Многомерная модель управления персоналом.
Структура и функции современных служб управления персоналом
В России крупные, особенно
производственные, компании испытывают
острый дефицит в
Таким образом, в объект управления службы управления персоналом должны включаться не только деятельная, личностная, социальная, психологическая и другие составляющие профессионального опыта персонала, которые оказывают существенное влияние на достижение целей организации, но и сама организационная структура, в которой выражена потребность в таком профессиональном опыте.
1.2. Понятие и
сущность организационного
Существует огромное количество
компаний, выросших из мелкого семейного
бизнеса и достигших внушающих
размеров. Собственники, а зачастую,
они же и руководители, стоявшие
у истоков бизнеса и привыкшие
полагаться только на себя, не всегда «отходят»
от оперативного управления, часто
не замечают ухудшающиеся условия функционирования
организации и не задумываются о
совершенствовании и
По мере развития в любой
организации возникает