Автор: Пользователь скрыл имя, 26 Марта 2012 в 03:26, курсовая работа
Цель исследования – совершенствование выбора функций ООО «Оптовик» в развитии и укреплении хозяйственных связей на внутреннем рынке страны.
Объектом исследования выступают функции оптовой торговли в развитии и укреплении хозяйственных связей на внутреннем рынке страны.
Предмет исследования принципы, приемы, способы, методы выбора и обоснования роли функций оптовой торговли в развитии и укреплении хозяйственных связей на внутреннем рынке
Введение…………………………………………………………………………….3
1. Научные основы роли и функций оптовой торговли в развитии и укреплении хозяйственных связей на внутреннем рынке страны……...………5
1.1. Содержание, сущность, виды, формы, признаки, свойства, характеристики оптовой торговли в развитии и укреплении хозяйственных связей на внутреннем рынке страны……………………………………..………5
1.2. Методологические подходы, функции и принципы оптовой торговли в развитии и укреплении хозяйственных связей на внутреннем рынке страны……………………………………………………………………………..11
1.3. Современные методы обеспечения функций оптовой торговли в развитии и укреплении хозяйственных связей на внутреннем рынке страны..15
2. Анализ применения функций ООО «Оптовик» в развитии и укреплении хозяйственных связей на внутреннем рынке страны…………………..………20
2.1. Организационно-управленческие условия выбора функций ООО «Оптовик» в развитии и укреплении хозяйственных связей на внутреннем рынке страны……………………………………………………………….……..22
2.2. Оценка эффективности реализации функций ООО «Оптовик» в развитии и укреплении хозяйственных связей на внутреннем рынке страны..24
3. Направление совершенствования выбора функций ООО «Оптовик» в развитии и укреплении хозяйственных связей на внутреннем рынке страны..25
Заключение………………………………………………………………………..27
Список использованной литературы……………..………
Оптовая торговля - важное и серьезное звено, которое обеспечивает должную интенсивность и максимальное ускорение движения товаров по цепи распределения. Организуя такое движение, оптовая торговля прямым образом способствует синхронизации процессов производства товаров и их потребления.
Являясь неотъемлемым и в определенном смысле слова связующим звеном общей структуры товародвижения, вся система оптовой торговли требует постоянной "подстройки" к меняющимся условиям хозяйствования. Поэтому одной из долговременных задач политики государства в области всемерного развития и расширения оптовой торговли - распространение форм организации оптовой торговли, которые в максимальной степени ориентированы на малый бизнес в среде пользователей предлагаемым комплексом услуг оптового звена.[2, c.92]
В последние годы наблюдается тенденция сокращения объемов оптовых торговых операций. Отметим, что роль предприятий оптовой торговли заметно снизилась (имеется ввиду снабжение предприятий розницы товарами). Это объясняется тем, что многие владельцы и руководители (топ-менеджеры) розничных торговых предприятий осуществляют закупку товаров либо напрямую у производителей, чему в немалой степени способствует развитие интернет-технологий, либо у их официальных представителей в регионах. В связи с этим представляется достаточно важным переориентация оптовой торговли, приспособление ее к новым условиям ведения торговой деятельности в целях прекращения спада и для стабилизации объемов оптовых торговых операций.
Сложившийся к сегодняшнему дню потенциал звена оптовиков следует активно использовать для стимулирования и поддержания межрегиональных процессов интеграции на потребительском рынке. Материально-техническая база предприятий оптовой торговли формировалась десятилетиями. Сегодня требует обновления (в большинстве случаев - кардинального) складское хозяйство. Происходить это должно не только за счет возведения новых современных складских комплексов, оснащенных современным и прогрессивным технологическим складским оборудованием и инструментарием, но и за счет глобальной реконструкции и технического перевооружения работающих складов, включая решение вопросов рационализации их материально-технических ресурсов.
Основным фактором ограничивающим деятельность оптовых организаций является не платеже способность покупателей, недостаток финансовых средств, высокий уровень налогов, высокий процент коммерческого кредита и высокие транспортные расходы. Наблюдается некое улучшение в 2010 году в сравнении с 2009 годом( рис.3)
Рисунок 3. Факторы ограничивающие деятельность оптовых организаций
Учитывая выдвигаемые перед предприятиями оптовой торговлей новые задачи современности, обозначим цели ее развития в нынешних условиях:
- формирование развитой системы каналов товародвижения;
- структурирование и поддержание высокой интенсивности товаропотоков;
- максимальная экономия совокупных издержек товарного обращения;
- создание резервных источников денежного обеспечения налаженных и перспективных процессов товародвижения.[20, c.56]
В современной системе хозяйственных отношений функции оптовой торговли несколько изменяются. Например, по отношению к клиентам - оптовым покупателям функции оптовой торговли сводятся к следующим:
- оценка потребностей и складывающегося спроса;
- переформирование производственного ассортимента в ассортимент торговый;
- оптимальное накопление и должное хранение имеющихся товарных запасов на складах и площадках;
- организация погрузо-разгрузочных операций и своевременная доставка товаров клиентам;
- информационно-консалтинговое обслуживание клиентов;
- кредитование потребителей (покупателей).[4, c. 125]
По отношению к своим поставщикам товаров функции оптовой торговли состоят в:
- концентрации коммерческо-закупочной работы;
- поддержке процессов перехода прав собственности на поставляемые товары;
- сведении коммерческих рисков к минимуму;
- инвестиционном обеспечении процесса товародвижения;
- маркетинговых мероприятиях в интересах производителей (поставщиков).
Оптовые предприятия оказывают следующие виды оптовых торговых услуг:
технологические услуги - хранение, подсортировка, фасовка, упаковка, маркировка, экспедирование товаров;
коммерческие услуги - реклама, информация, торгово-посреднические, комиссионные;
организационные - консультации по формированию ассортимента, качеству, организации продажи, маркетинга.[15, c.128]
Принципы осуществления оптовой торговли:
1. Создание ресурсной основы для её функционирования, т.е. достижение сбалансированности товарной массы и денежных средств, выражающих платежеспособный спрос покупателей.
2. Создание необходимых элементов инфраструктуры рынка, позволяющих свободно выбирать партнеров и формировать коммерческие связи для успешной реализации торговой сделки.
3. Формирование системы финансово-ценовых регуляторов на всех этапах оптовой торговли, включающей элементы материального стимулирования и ответственности.[13, c. 156]
Переориентация сегодняшней оптовой торговли в функциональном и целевом отношениях даст возможность не только создать надлежащие условия для преодоления стагнационных процессов в оптовой торговле, но и даст гарантии стратегической стабильности потребительского рынка страны в целом. И, повторимся, всемерная поддержка отечественных производителей товаров - краеугольный камень перспективного развития экономики России, а в системе хозяйственных отношений и товародвижения оптовое звено может сделать в этом направлении немало.
1.3. Современные методы обеспечения функций оптовой торговли в развитии и укреплении хозяйственных связей на внутреннем рынке страны
На макроуровне оптовая торговля выполняет различные рыночные функции:
1. интегрирующую – по обеспечению взаимосвязи между партнерами-производителями, продавцами и покупателями – по нахождению оптимальных каналов сбыта продукции;
2. оценочную – по определению уровня общественно необходимых затрат труда через ценообразование;
3. организующую и регулирующую – по обеспечению рационального построения и гармоничного функционированию экономической системы с помощью импульсов, стимулирующих структурные изменения.
Микроэкономические функции оптовой торговли трансформируются на микроуровне в разнообразные подфункции или функции оптовых торговых предприятий. Среди них можно назвать следующие:
— функция экономической интеграции территорий и преодоления пространственного разрыва;
— функция преобразования производственного ассортимента в торговый ассортимент товаров;
— функция формирования запасов для страхования от изменений спроса на товары;
— функция сглаживания цен;
— функция хранения;
— функция доработки, доведения товара до требуемого качества, фасовки и упаковки;
— функция кредитования своих клиентов, особенно мелких розничных предприятий;
— функция маркетинговых исследований рынка и рекламы.
Функции оптовой торговли можно подразделить также на два вида: традиционные – главным образом организационно-технические (организация оптовой купли-продажи, складирования, хранения запасов, преобразования ассортимента товаров, их транспортировка) и новые – возникающие под влиянием развития рынка. Развитие рыночных отношений способствует возникновению новых элементов в деятельности оптовых предприятий. Например, предоставление разнообразных услуг по управлению и консалтингу своим клиентам. В перечень специализированных услуг входят консультации по эксплуатации товаров, особенно технически сложных, их ремонту и гарантийному обслуживанию.
Организация оптовой купли-продажи является одной из важнейших функций оптовой торговли с тех пор, как в процессе общественного разделения труда она обособилась в самостоятельную подотрасль торговли. При контакте с производителями продукции оптовые посредники выступают в роли представителей спроса, а предлагая товары покупателям, они действуют от лица производителей.
Специализация оптовой торговли на выполнении контрактной функции обеспечивает значительную экономию издержек обращения, что обуславливает уменьшение числа контрактов. В результате покупатель, то есть розничная торговля экономит время, так как освобождается от закупок у множества производителей, снижает материальные затраты, связанные с хранением, формированием ассортимента товаров и их доставкой.
Общеизвестным фактом является то, что хранение запасов в опте обходится значительно дешевле, чем их размещение в розничной сети. Особенно большое значение имеет хранение оптовыми предприятиями товаров, производство и спрос на которые носят сезонный характер. К сожалению, пропорции размещения запасов в оптовой и розничной торговле в РФ далеко не оптимальные. Рассматривая в этой связи опыт хранения товаров в зарубежных странах, следует отметить, что оптовому звену принадлежит ведущая роль в накоплении товарных запасов. Оптовые организации более приспособлены для специализированного выполнения функций хранения. Розничные предприятия, укрепив связи с оптовыми поставщиками, освобождаются от операций по содержанию значительной части товарных запасов. При этом сокращаются размеры подсобных помещений магазинов, следовательно, увеличивается площадь торговых залов, снижается численность персонала, обслуживающего раннее при магазинные склады.
Передача на хранение оптовым предприятиям готовой продукции, сырья, материалов выгодна и промышленным компаниям, особенно имеющим сезонный цикл производства.
С функцией хранения продукции связана функция преобразования ассортимента. В перечень операций, объединенных в данной функции, входят:
— Подсортировка товаров, их комплектация;
— Дробление и укрупнение партий продукции, ее стандартизация.
Таким образом, оптовые предприятия преобразуют промышленное предложение товара в ассортиментные группы, соответствующие спросу отдельных покупателей.
Потребность в выполнении данной функции особенно актуальна в современных условиях, когда из-за развития специализации производство эффективно лишь при выпуске массовых партий товаров, а потребление все в большей степени характеризуется ростом номенклатуры при небольших объемах закупок отдельных товаров.
Оптовые предприятия организуют завоз товаров в различные районы страны, благодаря чему совершенствуется территориальное разделение труда. Осуществление транспортной функции опта проявляется при доставке товаров со складов предприятий в розничную сеть или внерыночным потребителям своего региона.
Указанные выше функции осуществляются оптом с момента его возникновения, то есть обособления в сфере обращения.
В то же время дальнейшее развитие и совершенствование деятельности оптовых предприятий невозможно без выполнения раннее нетрадиционных для них задач, Возникающих под влиянием требований рынка.
В частности, оптовая торговля призвана стать центром сосредоточения и передачи информации по вопросам исследования рынка, то есть выполняет так называемую информационную функцию. Оптовые предприятия, используя свое положение пункта пересечения информационных потоков, способны в полном объеме обеспечить сбор, накопления, обработку коммерческой информацией, и обобщив и проанализировав ее, передать контрагенту.
Маркетинговые исследования с целью изучения рынка и дальнейшей передачи этой информации включают следующие элементы: определение емкости рынка, характеристику рыночной ситуации, изучение возможности рынка, определение текущих и перспективных потребностей покупателя, и другие.
Важное значение имеет развитие такой функции опта, как коммерческое кредитование, финансирование сделок. В практической деятельности, оптовые фирмы зачастую финансируют производителя тем, что предоставляют ему заказ на определенный товар с гарантией его реализации и при этом в виде аванса оплачивают часть заказанной партии продукции. Что касается розничных организаций, то здесь оптовые предприятия осуществляют финансирование, реализуя их товар с отсрочкой платежа.
Условия предоставления кредитов разнообразны, зависят от величины торговой сделки, кредитоспособности покупателя, качества реализуемого товара, экономической конъюнктуры.
Важным направлением развития функции оптовой торговли в процессе формирования рыночных отношений является развитие услуг по управлению и консалтингу.
Таким образом, среди основных задач, которые должна решать оптовая торговля, на первый план выступают следующие:
1) сбор и создание банка данных коньюнктурного исследования рынка с текущими и перспективными прогнозами состояния спроса и предложения на продукцию производственно-технического назначения и товары народного потребления;
2) размещение производства товаров в четком соответствии с действительными запросами потребителей по ассортименту, количеству, качеству;