Автор: Пользователь скрыл имя, 08 Марта 2013 в 16:13, дипломная работа
Целью настоящей дипломной работы является изучение подходов к анализу и оценке кредитного риска коммерческого банка, кредитоспособности его клиентов, в том числе на примере деятельности коммерческого банка ОАО РоссельхозБанк, и на этой основе – выработка рекомендаций по совершенствованию этого процесса. Для достижения поставленных целей необходимо решить следующие задачи:
дать определение кредитного риска банка и кредитоспособности заемщиков;
определить информационную базу анализа;
проанализировать кредитную политику ОАО РоссельхозБанка;
Введение…………………………………………………………………………..4
Глава 1
Теоретические Основы организации кредитной деятельности коммерческого банка………………………………………6
Понятие кредита………………………………………………………6
Организация кредитной деятельности в коммерческом банке8
Формирование кредитного портфеля коммерческого банка……….10
Факторы, влияющие на формирование кредитного портфеля..10
Виды кредитов, предоставляемых коммерческими банками…12
Методы кредитования и виды ссудных счетов……………….14
Составляющие элементы процедуры кредитования…………………17
Документы, необходимые для получения банковского кредита…………………………………………………………..17
Принципы оценки кредитоспособности заемщика…………..19
Формы кредитного обеспечения………………………………20
Принципы составления кредитного договора ……………….22
Выявление, анализ и решение ситуаций, связанных с проблемными кредитами…………………………………………………………….25
Оценка качества кредитного портфеля коммерческого банка…….29
Принципы оценки качества кредитного портфеля…………..29
Управление кредитными рисками, связанными с кредитными операциями банка……………………………………………….32
Глава 2
Анализ кредитной деятельности коммерческого банка ОАО «РоссельхозБанк» В Г.Мурманске…………………………………..35
Кредитная политика ОАО «РоссельхозБанка» в г.Мурманске……………………………………………………………35
Анализ динамики кредитных вложений «РоссельхозБанк» в г. Мурманске …………………………………………………………39
Анализ структуры кредитного портфеля «РоссельхозБанк» в г. Мурманске ……………………………………………………44
Анализ кредитного риска «РоссельхозБанк» в г. Мурманске…….46
Анализ погашения выданных кредитов «РоссельхозБанк» в г. Мурманске…………………………………………………………53
Глава 3
Совершенствование кредитной деятельности Мурманского регионального филиала РоссельхозБанка ……… ………63
Заключение………………………………………………………………………69
Список использованной литературы………………………………………73
Персонал, отвечающий за выдачу кредитов, должен обладать рядом личных и профессиональных качеств для успешной работы. Данные сотрудники банка на основе личных бесед с клиентом, обратившимся в банк за кредитом, изучения необходимых материалов о финансовом положении фирмы, обследовании дел на месте и т.д. дают заключение о целесообразности выдачи кредита, формируют условия будущего кредитного договора. Они являются своего рода “ситом”, которое позволяет отсеять рискованные и нерентабельные проекты и отобрать наиболее перспективные сделки. Работники кредитных отделов банков должны обладать следующими характеристиками:
умение общаться с людьми;
быть решительными и дипломатичными;
быть внимательными к деталям;
уметь рисковать, но помнить об ответственности за сохранность капитала банка и доверенных ему средств вкладчиков;
делать свою работу честно, банковское дело основано на доверии, и нечестный работник может нанести большой вред и банку, и его клиентам;
быть работоспособными, эффективно использовать время.
Если банк обнаружил неблагополучный кредит, чреватый неплатежом, он должен действовать незамедлительно.
В такой ситуации с каждым заемщиком банк должен разбираться индивидуально.
При необходимости банк может ужесточить режим кредитования. Здесь возможно:
увеличение процентной ставки (такую возможность необходимо включить в кредитный договор);
прекращение выдачи кредита, если она выдана не полностью;
требование досрочного погашения кредита.
Однако наилучшим выходом является обсуждение дел с заемщиком и разработка программы преодоления кризисной ситуации. Такой вариант более предпочтителен, чем объявление заемщика банкротом. Если удастся убедить клиента, что положение можно исправить, банк может предложить продать активы, сократить персонал, снизить накладные расходы, изменить маркетинговую стратегию, сменить руководство компании и т.д.
Формами ответственности за нарушение кредитного договора является неустойка и возмещение убытков. Поскольку законодательство не содержит норм, которые устанавливали бы неустойку за указанные нарушения, то она носит исключительно договорный характер. За нарушение сроков возврата полученного кредита клиент, как правило, обязан уплатить банку повышенные проценты.
Проблемные кредиты являются результатом финансового или денежного кризиса заемщика. Однако существуют и злостные неплательщики, которые могут, но не желают погашать кредит. Кризис не может наступить внезапно. Он развивается постепенно, и по мере его развития появляются различные признаки его наступления. Работники кредитного отдела должны уметь распознать и проанализировать первые признаки наступающего кризиса. Система раннего оповещения очень сложно разрабатывается. Человеческий фактор является одной из самых сложных помех (например, сотрудники кредитного отдела могут не оповещать о таких признаках, боясь критики начальства по поводу выдачи кредита). Кроме того, состояние выявленных проблемных кредитов оказывается на много хуже, чем предполагалось в момент выявления. Поэтому необходимо периодически осуществлять независимые объективные обзоры кредитных отделов, кредитов системами внутреннего и внешнего аудита. Иногда система внутреннего контроля является первичной системой выявления проблемных кредитов.
С целью страхования кредитного риска следует увеличить размер фонда страхования. Данная мера приведет к отвлечению денежных средств в недоходные активы, однако это позволит выполнить нормативные требования и в случае не возврата кредита возместить часть убытков.
Эффективное управление кредитным риском во многом зависит от качественной оценки кредитоспособности клиентов банка. Поэтому в качестве такой методики может быть предложена уникальная система рейтинговой оценки кредитоспособности заемщика. Кредитный рейтинг заемщика используется в качестве индикатора вероятности невыполнения им своих обязательств по кредитному соглашению.
При оценке рейтинга используются
параметры, характеризующие финансово-
По каждой группе и каждому показателю внутри группы устанавливаются веса значимости, которые в дальнейшем используются при расчете рейтинга. Рейтинг рассчитывается как сумма произведений баллов и соответствующих весов, как внутри каждой группы, так и по группам. Полученное значение находится в интервале между нулем и единицей, то есть не требует нормировки и используется для определения рейтинга заемщика по девятибалльной системе, для определения класса кредитоспособности заемщика и для расчета риск - премии, входящей в состав вознаграждения.
Входные параметры разделяются на качественные, которые носят описательный характер, и количественные, которые могут быть подвержены точным расчетам.
Данная рейтинговая система позволяет осуществлять управление кредитным портфелем.
Помимо данной рейтинговой системы банк может практиковать внутреннюю вторичную проверку кредитоспособности заемщика, проверку документации клиента, внедрение управленческих информационных систем, отслеживающих качество кредитного и инвестиционного портфеля.
Существует ряд вопросов, постановка которых в целом по стране сможет помочь решению проблемы кредитных рисков.
В нашей стране отсутствует пока отлаженная система сбора информации о кредитоспособности клиентов, а также сведений о полученных и не погашенных ими кредитах. Ведь если бы существовала такая система, многих проблем можно было бы избежать. Например, не нужно было бы собирать массу кредитной документации (справки, заявления, копии договоров и т.д.) только для того, чтобы выяснить кредитную историю и кредитоспособность заемщика. Достаточно было бы просто найти информацию по данному клиенту в базе данных. Не надо было бы ломать голову о предоставлении кредита тому или иному клиенту. Можно было бы просто обратиться к базе данных и проанализировать состояние кредитоспособности заемщика на данный момент. Один и тот же человек мог бы взять кредиты сразу у нескольких кредиторов и не погасить их, поскольку базы данных о таких «невозвращенцах» у банков не было.
Например, во Франции создана Центральная служба рисков, которая занимается указанной деятельностью. Всякий банк, желающий получить информацию о клиенте, перед тем как выдать или увеличить ему сумму кредита, вправе обратиться за услугами к этой службе. Банк, получающий такую информацию, не уведомляется о том, какой банк уже выдал кредит, и тем более, на каких условиях заключен кредитный договор. Он может осведомиться только о том, какова его общая сумма.
Работа по созданию в нашей стране системы сбора информации о клиентах – потенциальных заемщиках еще только начинается.
Проблема заключается
в том, что предприятия и организации-
Итак, пока в России отсутствует всеобщая информационная сеть по всем предприятиям (потенциальным заемщикам) и пока предприятия будут бояться предоставлять в такую сеть информации о себе, кредитные риски в России будут еще очень высокие. Необходим комплексный подход к решению указанных выше задач с привлечением законодательных органов с целью создания цивилизованного рынка и снижения криминогенной обстановки в России.
Но встает еще одна проблема. Для создания единой базы данных необходимо, чтобы все банки и филиалы на территории Мурманской области были связаны между собой общей электронной сетью Интернет для возможности внесения в базу данных информацию по каждому клиенту. Однако это требует больших затрат, которые складываются из расходов на покупку и установку современных компьютерных систем, на установку программного обеспечения компьютеров, включение их в сетевую среду, обеспечение совместимости с программным обеспечением компьютеров других банков и филиалов, настройку операционной системы и ее дальнейшую поддержку. К сожалению, это под силу не всем банкам, особенно мелким, не говоря уже о филиалах. Решить эту проблему самостоятельно банки не могут. Поэтому государство должно помочь банкам, направив необходимые средства на создание единой базы данных.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Банк по своему назначению должен являться одним из наиболее надежных институтов общества, представлять основу стабильности экономической системы. В современных условиях неустойчивой правовой и экономической среды банки должны не только сохранять, но и приумножать средства своих клиентов практически самостоятельно, ввиду отсутствия государственной поддержки и опоры. В этих условиях профессиональное управление банковскими рисками, оперативная идентификация и учет факторов риска в повседневной деятельности приобретают первостепенное значение.
Кредитные операции – основа банковского бизнеса, поскольку являются главной статьей доходов банка. Но эти операции связаны с риском невозврата ссуды (кредитным риском), которому в той или иной мере подвержены банки в процессе кредитования клиентов. Именно поэтому кредитный риск как один из видов банковских рисков является главным объектом внимания банков. Кредитная политика банка должна обязательно учитывать возможность кредитных рисков, предварять их появление и грамотно управлять ими, то есть сводить к минимуму возможные негативные последствия кредитных операций. В то же время, чем ниже уровень риска, тем, естественно, меньше может оказаться прибыль банка, так как большую прибыль банк обычно получает по операциям с высокой степенью риска. Таким образом, основной целью банка является нахождение «золотой середины», т.е. оптимального соотношения между степенью риска и доходностью по кредитным операциям при помощи грамотного управления кредитным риском, что реализуется посредством общения и анализа основных способов управления кредитным риском, разработку практических мероприятий по снижению риска неплатежа по ссудам.
Основные рычаги управления
кредитным риском лежат в сфере
внутренней политики банка. Самыми основными
из них являются: диверсификация портфеля
ссуд, анализ кредитоспособности и
финансового состояния
Наиболее распространенным в практике банков мероприятием, направленным на снижение кредитного риска, является оценка кредитоспособности заемщика.
Под кредитоспособностью
банковских клиентов следует понимать
такое финансово-хозяйственное
При анализе кредитоспособности банки должны решить следующие вопросы: способен ли заемщик выполнить свои обязательства в срок, готов ли он их исполнить? На первый вопрос дает ответ разбор финансово-хозяйственных сторон деятельности предприятий. Второй вопрос имеет юридический характер, а так же связан с личными качествами руководителей предприятия. Необходимо принимать во внимание неблагоприятное изменение конъюнктуры того рынка, на котором работает предприятие-заемщик, и внезапное ухудшение его финансового состояния, вызванное ошибками и просчетами менеджмента, неверно выбранной стратегической политикой и т.д.
Банк должен очень хорошо разбираться в текущих проблемах своего клиента, понимать, что раскрывает (или, наоборот, скрывает) тот или иной показатель в финансовой отчетности, насколько перспективна та область, в которой сегодня работает предприятие. В вопросах кредитования, инвестирования необходим взвешенный подход, сочетающий практические навыки с научными разработками.
Состав и содержание
показателей вытекают из самого понятия
кредитоспособности. Они должны отразить
финансово-хозяйственное
К настоящему времени
коммерческими банками
Управление кредитным риском требует от банкира постоянного контроля за структурой портфеля ссуд и их качественным составом. В рамках дилеммы «доходность – риск» банк вынужден ограничивать норму прибыли, страхуя себя от излишнего риска. Поэтому целесообразно проводить политику рассредоточения риска и не допускать концентрации кредитов у нескольких крупных заемщиков, что чревато серьезными последствиями в случае непогашения ссуды одним из них. Банк не должен рисковать средствами вкладчиков, финансируя спекулятивные (хотя и высоко прибыльные) проекты.
Кредитная политика банка
определяется, во-первых, общими, установками
относительно операций с клиентурой,
которые тщательно
В условиях высоких экономических рисков выигрывает тот, кто умеет правильно просчитать, распознать риски, а также их предвидеть и минимизировать. Это главный залог успеха банка при кредитовании. В случае, если банк занимается различными аспектами деятельности клиента, он в состоянии не только оценить кредитоспособность предприятия, но и помочь ему повысить эффективность своего бизнеса, а значит, сделать его более надежным заемщиком.