Муниципальный заказ и его роль в обеспечении стабильного функционирования городского хозяйства

Автор: Пользователь скрыл имя, 22 Ноября 2012 в 16:11, курсовая работа

Краткое описание

Цель данной работы – изучить сущность муниципального заказа и его роль в обеспечении стабильного функционирования отраслей городского хозяйства, муниципальных учреждений и предприятий, что в конечном итоге отражается на условиях проживания населения муниципального образования.
Для этого мы ставим перед собой следующие задачи:
Выстраивание понятийного ряда муниципального заказа, анализ содержательной стороны понятия «муниципальный заказ» Провести анализ формирования муниципального заказа;
Выявление особенностей природы муниципального заказа;

Оглавление

Введение…………………………………………………………………….........3
Основная часть. Понятие муниципального заказа……………...…………..….6
ГЛАВА 1. Муниципальный заказ - понятие, сущность, история и современное состояние.
1.1История и современное состояние…………………………....……… ..6
1.2. Понятие и сущность муниципального заказа ………………………10
ГЛАВА 2. Формирование муниципального заказа
2.1.Проектная документация как основа для формирования муниципального заказа……………………………………………………...… .16
2.2. Способы и условия размещения муниципального заказа……..……20
Заключение………………………………………………...........……................24
Список используемых источников и литературы…………………….........….26

Файлы: 1 файл

курсовая сысева 3 курс.docx

— 47.21 Кб (Скачать)

Более узкое определение  понятия, на наш взгляд, предлагают О.Е. Кутафин и В.П. Фадеев. Они придерживаются мнения, что муниципальный заказ - это договор органа местного самоуправления с хозяйствующим субъектом на выполнение определенного вида работ, финансируемых из местного бюджета или муниципальных внебюджетных фондов3. Если согласиться с этой точкой зрения, то является правомерным понимание муниципального заказа как совокупности договоров, заключаемых муниципальным образованием в целях удовлетворения муниципальных нужд, при этом формирование муниципального заказа - это его планирование, выбор исполнителей и заключение договоров муниципального заказа.

До недавнего времени  федеральное законодательство не содержало  ответа на вопрос, каково содержание понятия  муниципальный заказ. С 1 января 2000 года вступил в действие Бюджетный  кодекс РФ. П. 4 ст. 72 Кодекса содержит норму, в соответствии с которой  государственный или муниципальный  заказ представляет собой совокупность заключенных государственных или  муниципальных контрактов на поставку товаров, производство работ, оказание услуг за счет средств соответствующего бюджета.

В то же время в Проекте  Федерального закона «Об основах  формирования муниципального заказа», утвержденного палатами Федерального Собрания, но отклоненного Президентом  РФ, дается следующее определение: «Муниципальный заказ - это соглашение (договор), заключенное  между заказчиком муниципального заказа и исполнителем (поставщиком, подрядчиком) муниципального заказа в целях обеспечения муниципальных нужд, предусмотренных в составе расходов местного бюджета».

На первый взгляд, эти  определения могут показаться однотипными, однако при внимательном прочтении  становится очевидно, что в них  имеются существенные различия. Так, если в Бюджетном кодексе РФ муниципальный  заказ - это совокупность соответствующих  контрактов, то в Проекте федерального закона муниципальный заказ отождествляется  с соглашением (договором), заключенным  между «заказчиком» и «исполнителем». При этом в Проекте говорится  о формировании, размещении и исполнении муниципального заказа, то есть соглашение между сторонами заключается  по результатам размещения муниципального заказа. Другими словами, в данном случае муниципальный заказ - это  соглашение, заключаемое по результатам  размещения муниципального заказа. Допущена логическая ошибка, а именно: понятие  муниципального заказа определено через  самое себя. В Бюджетном кодексе  РФ эта ошибка не столь очевидна.

Между тем ясно, что понятия, данные в федеральных законах, имеют  принципиальное значение, так как  после вступления их в действие муниципальные  образования, имеющие собственные  нормативные акты, регулирующие рассматриваемые  отношения, будут вынуждены привести их в соответствие (или даже уже  сделали это) с вышеназванными законами. Например, в г. Сургуте муниципальный  заказ определяется именно как «соглашение (договор), заключенное между администрацией города и исполнителем муниципального заказа, муниципальные торги состязательная процедура, предусматривающая выбор  исполнителя муниципального заказа на основе аукциона или конкурса».

Разные подходы к определению  понятия «муниципальный заказ» заставляют использовать и разные термины. Так, под муниципальным заказом понимаются совокупность заключаемых контрактов или договоров, договор, соглашение, контракт, заключаемый между органами местного самоуправления и предприятиями, учреждениями и другими исполнителями муниципальных услуг. Более емкими, продуктивными определениями являются те, в которых муниципальный заказ представляется как форма хозяйственно-договорных отношений, система отношений между органами местного самоуправления и исполнителем муниципальных услуг, так как это определение вбирает в себя множество более узких.

Итак, анализ позволяет, проанализировав все перечисленные точки зрения, сделать следующий вывод: «муниципальный заказ» можно понимать как в узком, так и в широком смысле. В самом общем смысле муниципальный заказ обычно определяют как потребность всех органов местного самоуправления в товарах, работах и услугах, которая удовлетворяется за счет средств бюджета муниципального образования. В узком смысле муниципальным заказом называют конкретный заказ (несколько заказов), размещенных каким-либо органом местного самоуправления, в котором имеется перечень товаров, работ и услуг, составляющих муниципальные нужды данного муниципального образования, допуская при этом тавтологию.

Самые разные определения, начиная  от определений общего характера  до примитивно однобоких, чересчур конкретных, можно найти и в нормативных  актах муниципальных образований. Проанализируем самые характерные  из этих определений. Наиболее употребительны такие определения: «Муниципальный заказ - заказ на поставку товара или  услуги, расходы по которому полностью  или частично оплачиваются из средств  городского бюджета или из средств  предприятий и учреждений, доля финансирования (оплата заказов, дотации, субсидии и  т.д.) которых более чем на 30 % осуществляется из средств городского бюджета»; «Муниципальный заказ - это предложение на заключение договора на поставку продукции (работ, услуг) для муниципальных нужд в целях поддержания стабильного функционирования города».

В соответствии с определением понятия «муниципальный заказ» можно  выделить его основные признаки:

обеспечение потребностей муниципального образования, т.е. населения в целом;

-    финансирование  за счет муниципального бюджета;

- исполнение заказа хозяйствующими  субъектами любых форм собственности,  получившими этот заказ в соответствии  с установленным порядком;

- нормативно-правовая регламентация  деятельности по размещению муниципального  заказа.3

Система муниципального заказа должна решать следующие основные задачи:

Точно рассчитывать и планировать  объективные потребности (нужды) муниципалитета в товарах, работах, услугах;

Планировать и проводить  закупки с таким расчетом, чтобы  своевременно и в нужных объемах  доставлять получателем необходимые  товары, работы, услуги;

Осуществлять администрирование  исполнения муниципальных контрактов для обеспечения своевременной  поставки качественной продукции по контракту;

Обеспечивать открытый доступ субъектов рынка к информации о планах по закупкам и процедурам размещения муниципальных заказов  для повышения конкуренции;

Производить отслеживание и  учет наличия товарных запасов и  выбытия товарно-материальных ценностей  для снижения нецелесообразных закупок;

Обеспечивать своевременную  и полную оплату принятых на себя бюджетных  обязательств по муниципальным контрактам для повышения их привлекательности  у субъектов рынка;

Унифицировать процедуры  размещения муниципальных заказов  для облегчения проведения контроля и стимулирования привлечения к  заказам субъектов рынка;

Собирать и систематизировать отчетность по закупкам для анализа эффективности произведенных закупок и функционирования системы в целом;

Автоматизировать типовые  и рутинные процессы в системе  закупок для повышения производительности системы и снижения трудозатрат при проведении закупок.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Глава II. Формирование муниципального заказа.

2.1.Проектная документация как основа для формирования муниципального заказа.

Формирование и размещение муниципального заказа осуществляется в 

соответствии с Федеральными законами «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», «О финансовых основах местного самоуправления в Российской Федерации», Гражданским кодексом Российской Федерации, федеральными законами о закупках товаров, работ и услуг для государственных нужд в части, не противоречащей настоящему Федеральному закону, настоящим Федеральным законом, законами субъектов Российской Федерации, уставами муниципальных образований, правовыми актами органов местного самоуправления. Положения настоящего Федерального закона распространяются на все муниципальные образования.

Решение о формировании муниципального заказа принимает представительный орган местного самоуправления в  порядке, установленном 

уставом муниципального образования, правовыми актами органов местного

самоуправления, Положением о муниципальном заказе в муниципальном  образовании. Муниципальный заказ формируется на поставку товаров, выполнение работ (включая подрядные работы), оказание услуг для муниципальных нужд по вопросам, отнесенным федеральными законами к предметам ведения местного самоуправления.

Муниципальный заказ формируется  в пределах средств, финансируемых  исключительно из местных бюджетов по функциональным видам расходов. Порядок формирования муниципального заказа в пределах средств, выделяемых на его финансирование, определяется правовыми актами органов местного самоуправления о бюджетном процессе в муниципальном образовании. Содержание муниципального заказа, сроки его выполнения и способ размещения определяются заказчиком самостоятельно, исходя из потребностей муниципального образования в товарах, работах и услугах в соответствии с настоящим Федеральным законом и правовыми актами органов местного самоуправления.

Планирование и формирование муниципального заказа в муниципальном  образовании осуществляется на основе Положения о муниципальном заказе в муниципальном образовании, утверждаемого  представительным органом местного самоуправления в соответствии с  федеральными законами, законами субъектов  Российской Федерации, уставами муниципальных  образований, правовыми актами органов  местного самоуправления. Положение о муниципальном заказе в муниципальном образовании устанавливает основания и порядок формирования муниципального заказа, порядок формирования конкурсной комиссии, способы, порядок и условия размещения муниципального заказа, источники и порядок финансирования муниципального заказа, порядок осуществления контроля за формированием, размещением и исполнением муниципального заказа. Положение о муниципальном заказе в муниципальном образовании определяет также порядок проведения торгов для размещения муниципального заказа, включая случаи и порядок проведения закрытых торгов, а также случаи и порядок размещения муниципального заказа иными способами, указанными в статье 11 настоящего Федерального закона.

Оптимальный способ размещения муниципального заказа выбирается исходя из объемов контракта и сроков, в которые нужно реализовать  данный государственный или муниципальный  заказ. Формированием муниципального заказа может заниматься как сам  госзаказчик, так и нанятый им организатор для тендера муниципального заказа (сегодня существуют специальные  организации, которые профессионально  занимаются управлением государственными и муниципальными заказами). Формирование муниципального заказа подразумевает  под собой создание конкурсной документации для муниципального заказа, где описываются основные условия выбора поставщика, требования к предоставляемым товарам, работам и услугам в рамках муниципального заказа, а также сроки предоставления заявок на участие. Когда формирование муниципального заказа завершено, производится размещение муниципального заказа на сайте муниципального заказа и в реестре муниципальных заказов.4

Открытое размещение государственного и муниципального заказа – это  обязательная процедура. Информация о  муниципальном заказе должна быть доступна, чтобы к участию в тендере  на муниципальный заказ приняло  участие как можно большее  количество поставщиков. Размещение государственного и муниципального заказа позволяет  создать условия свободной конкуренции  и выбрать из поставщиков, приславших заявки на участие в конкурсе, того, кто предложил наиболее выгодные условия сотрудничества. Главная  цель размещения государственного и  муниципального заказа – это достижение прозрачности сделок по муниципальным  заказам и экономия бюджетных  средств. Муниципальные заказы имеют  большое значение в жизни городов. Так, например, в Нижнем Новгороде  существует Единый Центр Муниципального Заказа, занимающийся поставками продуктов  питания высокого качества в социальные учреждения города и организацией школьного  питания. Это наиболее эффективная  система муниципального заказа. Благодаря  деятельности Единого Центра Муниципального Заказа, система муниципального заказа в сфере продуктов питания  в городе поставлена на высоком уровне. Размещение муниципальных заказов  здесь производится, как обычно, через сайт муниципального заказа. Однако за выбором добросовестных поставщиков  и исполнением муниципальных  заказов в области поставок продуктов  питания здесь более тщательно  следят специальные комиссии.

2.2.Способы и условия размещения муниципального заказа

Муниципальный заказ на поставку товаров, выполнение работ, оказание услуг размещается среди российских и иностранных юридических лиц и физических лиц, занимающихся предпринимательской деятельностью без образования юридического лица, посредством заключения договора между заказчиком и исполнителем муниципального заказа. Договор на выполнение муниципального заказа заключается путем проведения торгов в форме аукциона или конкурса, а также при размещении муниципального заказа иным способом. Муниципальный заказ размещается как правило путем проведения торгов. В отдельных случаях размещение муниципального заказа осуществляется путем запроса ценовых котировок, через закупки у единственного источника поставки товаров, работ и услуг, через закупки в условиях чрезвычайных ситуаций. Все закупки товаров, работ и услуг для муниципальных нужд на сумму свыше 2000 минимальных размеров оплаты труда осуществляются исключительно на основе проведения открытых торгов.5 Органы местного самоуправления могут устанавливать в Положении о муниципальном заказе в муниципальном образовании иную сумму закупки товаров, работ и услуг для муниципальных нужд при превышении которой проводятся открытые торги. Эта сумма не может быть выше величины, установленной первой частью пункта 4 настоящей статьи. При размещении муниципального заказа способами, установленными настоящим Федеральным законом, заказчику запрещается осуществлять координацию деятельности поставщиков, которая приведет или может привести к ограничению конкуренции или ущемлению чьих-либо интересов, в том числе путем доступа к служебной информации. Способ размещения муниципального заказа определяется конкурсной комиссией. Решение конкурсной комиссии с рекомендациями о способе размещения муниципального заказа утверждается заказчиком. В случае размещения муниципального заказа на основе пункта 3 статьи 11 настоящего Федерального закона решение о способе размещения муниципального заказа принимает заказчик.

Информация о работе Муниципальный заказ и его роль в обеспечении стабильного функционирования городского хозяйства