Мотивация в менеджменте. Процессуальные теории мотивации

Автор: Пользователь скрыл имя, 05 Марта 2013 в 08:03, реферат

Краткое описание

Целью курсовой работы является изучение мотивации персонала как функции управления на предприятии. Для реализации этой цели в работе были поставлены следующие задачи:
изучить теоретические аспекты мотивации как функции управления организацией, в том числе рассмотреть сущность мотивации в системе управления и исследовать процессуальные теории мотивации;
проанализировать систему и уровень мотивации на предприятии

Оглавление

Введение 2
1. Теоретические аспекты мотивации как функции управления организацией 4
1.1 Сущность мотивации в системе управления 4
1.2 Мотивационный процесс 9
2. Процессуальные теории мотивации 12
2.1 Теория ожидания В. Врума 12
2.2 Теория справедливости Дж. Адамса 13
2.3 Теория постановки целей Э. Лока 15
2.4 Модель Портера-Лоулера 16
3. Анализ системы мотивации на ООО «Строитель» 17
3.1. Общая характеристика предприятия ООО «Строитель» 17
3.2. Анализ уровня мотивации в ООО «Строитель» 17
3.2.1. Материальное стимулирование 17
3.2.2 Моральное стимулирование работников 20
3.2.3. Организационные методы стимулирования 23
Заключение 28
Список использованной литературы 31

Файлы: 1 файл

165702_A6185_motivaciya_v_menedzhmente_processualnye_teorii_motivacii.docx

— 88.53 Кб (Скачать)

 

Федеральное агентство по образованию  РФ

Государственное образовательное  учреждение высшего профессионального  образования

Ивановская Государственная Текстильная  Академия

(ИГТА)

 

 

 

 

 

 

 

Курсовая работа

по предмету: Мотивация трудовой деятельности

Тема: «Мотивация в менеджменте. Процессуальные теории мотивации»

 

 

 

Выполнил: студент  III курса

………………………………….

Шифр: ………………………….

Специальность: 080502

Управление  персоналом

Проверил: …………………………………..

 

 

 

 

 

 

Иваново 2010

 

Оглавление

 

Введение 2

1. Теоретические аспекты мотивации как функции управления организацией 4

1.1 Сущность мотивации в системе управления 4

1.2 Мотивационный процесс 9

2. Процессуальные теории мотивации 12

2.1 Теория ожидания В. Врума 12

2.2 Теория справедливости Дж. Адамса 13

2.3 Теория постановки целей Э. Лока 15

2.4  Модель Портера-Лоулера 16

3. Анализ системы мотивации на ООО «Строитель» 17

3.1. Общая характеристика предприятия ООО «Строитель» 17

3.2. Анализ уровня мотивации в ООО «Строитель» 17

3.2.1. Материальное стимулирование 17

3.2.2 Моральное стимулирование работников 20

3.2.3. Организационные методы стимулирования 23

Заключение 28

Список использованной литературы 31

 

 

Введение

 

В последнее  время особенно усилилось внимание к проблеме мотивации как функции  управления, с помощью которой  руководство любого предприятия  побуждает работников действовать  наиболее эффективно для обеспечения  производственного процесса в соответствии с намеченным планом.

Мотивация – это деятельность, которая активизирует коллектив предприятия и каждого  работающего и побуждает их эффективно трудиться для выполнения целей. Только тот руководитель добивается успеха, который признает людей главным  источником развития организации.

Для эффективного использования мотивации в целях  усиления управленческого воздействия  необходимо хорошо представлять ее сущность, то есть потребности, интересы, способности, желания, ожидания, ценностные ориентации, установки. В основе мотивации лежат  потребности. Они выступают внутренними  источниками развития личности и  ее деятельности. Более заметную роль в мотивации играет интерес –  глубоко осознанная и воспринятая  человеком потребность, обеспечивающая направленность личности на осознание  и достижение определенных целей. На основе этих ценностей работник принимает  решение, что делать и как. Также  важное место в мотивации занимает цель – осознанно предсказуемый  результат деятельности. Если цель выбрана правильно и понятна  работнику, то она мобилизует его  на достижение результата. Еще одним  сильным мотивирующим элементом  является ожидание – это то, в  какой мере работник предвосхищает  вознаграждение, а затем чувствует  себя вознагражденным в связи  с достижением цели. Если ожидания высоки, сила побудительного мотива возрастает. Но по праву первое место в теории мотивации занимает понятие «мотив». Мотив имеет персональный характер и находится внутри человека, и  зависит от множества внешних  и внутренних по отношению к человеку факторов, а также от действия других, возникающих параллельно с ним  мотивов. Мотив не только побуждает человека к действию, но и определяет, что необходимо сделать и как будет осуществлено это действие.

Мотивация – это часть процесса управления, с помощью которого человеческая энергия преобразуется в определенное поведение, ожидаемым результатом  последнего являются эффективные совместные действия, реализующие планы организации. На действенность процесса мотивации, активизацию поведения людей  в процессе труда влияют такие  факторы, как уровень развития и  согласованности организационных, управленческих и межличностных  отношений в фирме, совокупность социально-экономических, научно- технических, правовых и других методов воздействия, влияющих на человека.

Актуальность  темы исследования определяется тем, что  эффективная мотивация персонала  является одним из наиболее существенных факторов конкурентоспособности современных  организаций. Развитие рыночных отношений  в России требует постоянного  обновления и совершенствования  системы мотивации и стимулирования труда, поскольку существующие механизмы  мотивации оказываются недостаточными.

Целью курсовой работы является изучение мотивации персонала как функции управления на предприятии. Для реализации этой цели в работе были поставлены следующие задачи:

  • изучить теоретические аспекты мотивации как функции управления организацией, в том числе рассмотреть сущность мотивации в системе управления и исследовать процессуальные теории мотивации;
  • проанализировать систему и уровень мотивации на предприятии

Объектом  исследования является мотивация персонала  в ООО “Строитель”.

 

1. Теоретические аспекты мотивации как функции управления организацией

1.1 Сущность  мотивации в системе управления

 

Мотивация - одна из центральных категорий  науки управления. В научной литературе существуют различные определения  мотивации. В качестве рабочего определения  мотивации будем использовать следующее: мотивация есть процесс побуждения человека к деятельности во имя достижения определенных целей.1 Мотивировать поведение означает уметь понимать и воспринимать внутренние потребности работника, системы и побуждать людей к сознательному самостоятельному выбору действий по удовлетворению потребностей и достижению личных и коллективных целей. Мотивация работников означает также умение добиваться понимания, восприятия и освоения ими целей организации. В этом случае необходимые для организации действия работников будут высокомотивированными, а результаты труда - высокими.

В конкретно-содержательном отношении мотивация понимается как психологический феномен, как  биопсихическая реакция человека на внешние воздействия и внутренние потребности, опосредованная особенностями  среды и личности, и приводящая к определенному результату. При  этом принципиально важно подчеркнуть  наличие в мотивации естественного  единства сознательных и бессознательных, рациональных и эмоциональных побуждений, отражающего человеческую природу, нарушение которого может приводить  к ощутимым искажениям и потерям  в практике управления.

Таким образом, мотивация есть сознательный процесс  выбора человеком того или иного  типа поведения, обусловленный воздействием потребностей развития и связанных  с их удовлетворением ожиданиями. Процесс мотивации основан на функциях и свойствах (элементах) сознания и психики и включает восприятие и оценивание ситуации, целеполагание, выработку решений, ожидание результатов действий и их сознательную корректировку.

Мотивация занимает одно из центральных мест в системе управления любым социально-экономическим  объектом. Независимо от природы объекта  управления в управлении этим объектом всегда участвует мотивация. Мотивация  является одной из функций управления наряду с другими функциями, такими как планирование, организация, контроль, принятие решений и пр. Таким образом, мотивация присутствует в качестве функции управления в управлении любым объектом.

Успешность  управления любым социально-экономическим  объектом зависит от того, насколько  эффективна мотивация людей, работающих в рамках этого объекта. Даже если в рамках объекта управления действуют  совершенная система планирования, продуманная система контроля, сбалансированная система координации действий, прогрессивная  оргструктура, но при этом система мотивации недостаточно эффективна, общий результат функционирования данного объекта управления будет достаточно низким.

Таким образом, одна из главных задач для предприятий различных форм собственности - поиск эффективных способов управления трудом, обеспечивающих активизации человеческого фактора. Решающим причинным фактором результативности деятельности людей является их мотивация.

Мотивация – стимулирование к деятельности, процесс побуждения себя и других к работе, воздействие на поведение  человека для достижения личных, коллективных и общественных целей2. Мотивация – это совокупность внешних и внутренних движущих сил, побуждающих человека осуществлять деятельность, направленную на достижение определенных целей, с затратой определенных усилий, с определенным уровнем старания, добросовестности и настойчивости.

Для управления очень важно знать направленность действий человека, однако не менее  важно уметь, если надо, с помощью  мотивирования ориентировать эти  действия в направлении достижения определенных целей.

Мотив играет роль причины, объективной необходимости  что-либо сделать, побуждение к какому-либо действию. Мотивы к труду формируются  до начала профессиональной трудовой деятельности. Человек усваивает  ценности и нормы трудовой морали и этики, закладывающие основы его  отношения к труду. Мотив находиться “внутри” человека, имеет “персональный” характер, зависит от множества внешних  и внутренних по отношению к человеку факторов, а также от действия других, возникающих параллельно с ним  мотивов. Создание, поддержание и  формирование условий для побуждения людей - довольно непростое дело. Так  как мотивы трансформируются в зависимости  от особенностей работников, поставленных задач и времени. Тем не менее, имеют место общие принципы формирования и сохранения мотивации, и менеджер призван, по возможности, искать мотивацию  персонала и в привлекательности  труда, ее творческом характере, в высокой  оплате труда, и в служебном росте.

Поведение человека, обычно, определяется не одним  мотивом, а их суммой, в рамках которой  они находятся в конкретном отношении  друг к другу по уровню взаимодействия на человека. Отсюда мотивационная  структура индивида является основой  претворения им в жизнь определенных действий. Эта структура характеризуется  определенной стабильностью, но в то же время способна изменятся, в том  числе сознательно, в зависимости  от воспитания человека, образования  и других факторов. Изучить эту  структуру – это задача менеджера.

Рассмотрим  виды мотивов к труду:

  • мотив социальности (потребность быть в коллективе). Этот мотив в особенности характерен для восточного (японского) стиля управления персоналом «групповая мораль». Потребность работать в «хорошем коллективе», по мнению многих социологов, входит в лидирующую группу ориентации работника в России;
  • мотив самоутверждения характерен для значительного числа работников, преимущественно молодого и среднего возраста. По мнению Герцберга, он является собственно мотивирующим фактором для сотрудников высокой квалификации;
  • мотив самостоятельности присущ работникам с «хозяйской» мотивацией, которые готовы жертвовать стабильностью, а иногда и более высокими заработками взамен установки «быть хозяином и самостоятельно вести свой бизнес»;
  • мотив надежности (стабильности) присутствует тогда, когда предпочтение отдается стабильности бытия и деятельности. В силу различных причин (исторических, этнических и т.д.) доля россиян, ориентирующихся на надежность и стабильность, существенно выше доли тех, кто предпочитает риск и предпринимательство;
  • мотив приобретения нового (знаний, вещей и т.д.) лежит в основе многих элементов воздействия. Особенно он важен в среде высококвалифицированных специалистов;
  • мотив справедливости. В каждом обществе устанавливается свое понимание справедливости. Однако несоблюдение справедливости с точки зрения работников ведет к де6мотивации;
  • мотив состязательности как основа организации соревнования на предприятии один из сильнейших мотивов, действующих во все времена. Определенная степень выражения состязательности генетически присуща каждому человеку. При малых затратах он дает ощутимый экономический эффект3.

Мотивирование - это процесс воздействия на человека для побуждения его к конкретным действиям посредством побуждения в нем определенных мотивов. В зависимости от того, какие цели преследует мотивация можно выделить два вида мотивирования: внешнее и внутреннее.

Внешнее мотивирование это своего рода процесс  административного воздействия  или управления: руководитель поручает работу исполнителю, а тот ее выполняет. При таком виде мотивирования  работодателю нужно знать, какие  мотивы могут побуждать конкретного  работника выполнить работу качественно  и в срок. Это может быть как  нормальная оплата работы или премия, так и простая похвала или  иной вид морального поощрения.

Внутреннее  мотивирование является более сложным  процессом и предполагает формирование определенной мотивационной структуры  человека. В этом случае нужно найти  психологический способ для усиления желательных качеств личности работника  и ослабления отрицательных факторов, к примеру снижения монотонности труда и др. Второй тип мотивации требует от самого менеджера гораздо больших усилий, знаний и способностей.

Наиболее  часто встречающаяся модель мотивации  имеет три элемента:

  1. потребности - желания, стремления к определенным результатам. Люди испытывают потребность в таких вещах как одежда, дом, личная машина и т.д., но также и в “неосязаемых” вещах как чувство уважения, возможность профессионального роста и т.д.
  2. целенаправленное поведение - стремясь удовлетворить свои потребности, люди выбирают свою линию целенаправленного поведения. Работа в компании – один из способов целенаправленного поведения. Попытки продвинуться на руководящую должность - еще один тип целенаправленного поведения, устремленного на удовлетворение потребностей в признании.
  3. удовлетворение потребностей - отражает позитивное чувство облегчения и комфортного состояния, которое ощущает человек, когда его желание реализуется.

В менеджменте значение уделяется  также учету уровней мотивации. На уровне удовлетворительного поведения  сотрудники достигают того минимума, который оказывается приемлемым для руководства. Для тех работников, чей уровень мотивации характеризуется отличным поведением, работа является желанной частью, что приносит награды и удовлетворение. Исследования показали, что сотрудники не работают обычно в полную силу и экономят часть своей энергии, а выкладываются лишь тогда, когда уверены, что их дополнительные усилия будут должным образом оценены и вознаграждены

1.2 Мотивационный  процесс

  Мотивацию, анализируемую как процесс, можно представить в виде ряда последовательных этапов4. Естественно,  такое рассмотрение  процесса носит  достаточно условный характер, так как  в реальной  жизни нет столь  четкого разграничения  стадий  и нет  обособленных  процессов мотивации.  Однако  для уяснения  того, как  разворачивается  процесс мотивации,  какова  его логика  и  составные  части,  может  быть  приемлема и  полезна ниже приводимая модель.  

Информация о работе Мотивация в менеджменте. Процессуальные теории мотивации