Мотивация в менеджменте. Процессуальные теории мотивации

Автор: Пользователь скрыл имя, 05 Марта 2013 в 08:03, реферат

Краткое описание

Целью курсовой работы является изучение мотивации персонала как функции управления на предприятии. Для реализации этой цели в работе были поставлены следующие задачи:
изучить теоретические аспекты мотивации как функции управления организацией, в том числе рассмотреть сущность мотивации в системе управления и исследовать процессуальные теории мотивации;
проанализировать систему и уровень мотивации на предприятии

Оглавление

Введение 2
1. Теоретические аспекты мотивации как функции управления организацией 4
1.1 Сущность мотивации в системе управления 4
1.2 Мотивационный процесс 9
2. Процессуальные теории мотивации 12
2.1 Теория ожидания В. Врума 12
2.2 Теория справедливости Дж. Адамса 13
2.3 Теория постановки целей Э. Лока 15
2.4 Модель Портера-Лоулера 16
3. Анализ системы мотивации на ООО «Строитель» 17
3.1. Общая характеристика предприятия ООО «Строитель» 17
3.2. Анализ уровня мотивации в ООО «Строитель» 17
3.2.1. Материальное стимулирование 17
3.2.2 Моральное стимулирование работников 20
3.2.3. Организационные методы стимулирования 23
Заключение 28
Список использованной литературы 31

Файлы: 1 файл

165702_A6185_motivaciya_v_menedzhmente_processualnye_teorii_motivacii.docx

— 88.53 Кб (Скачать)
  • 1 этап - возникновение потребностей - человек ощущает, что ему чего-то не хватает, он решает предпринять какие-то действия;
  • 2 этап - поиск путей устранения потребностей, определение направлений действий, как именно и какими средствами можно удовлетворить потребность;
  • 3 этап – определение целей (направлений) действия. В соответствии с направленностью и силой проявления мотивов человек фиксирует, что и какими средствами он должен сделать, чего добиться, что получить, для того чтобы удовлетворить потребность;
  • 4 этап – осуществление действия, т.е. затрата усилий для осуществления действия, позволяющего осуществить потребность. При этом может происходить корректировка целей, поскольку цели и потребности могут претерпеть изменение в процессе осуществления действий;
  • 5 этап - получение вознаграждения за осуществление действия. Проделав необходимую работу, человек получает то, что он может использовать для удовлетворения потребности, либо то, что он может обменять на желаемое для него. Здесь выявляется, насколько выполнение действий обеспечило желаемый результат. В зависимости от этого происходит либо ослабление, либо сохранение, либо же усиление мотивации к деятельности.
  • 6 этап - устранение потребности - человек или прекращает деятельность до возникновения новой потребности, или продолжает искать возможности и осуществлять действия по устранению потребности.

Заметим, что даже знание логики процесса мотивации  сполна не обеспечивает решающих преимуществ  в управлении данным процессом.

Значительным фактором является то, что мотивационный процесс  изменчив, а его характер зависит  от того, какие потребности его  инициируют. При всем том, сами потребности  находятся между собой в сложном  динамическом взаимодействии, нередко  противореча друг другу либо, напротив, усиливая действия отдельных потребностей.

Еще один важный фактор, делающий мотивационный процесс  каждого конкретного человека уникальным, - это различие мотивационных структур отдельных людей, разная степень  воздействия на них одинаковых стимулов, разная степень зависимости действия одних мотивов от других. У одних  людей стремление к достижению результата может быть очень сильным, у других оно может быть относительно слабым. Тогда данный мотив будет по-разному  действовать на поведение людей. Одной из основных задач управления является определение мотивов деятельности каждого сотрудника и согласование этих мотивов с целями предприятия. Благоприятные оценки проделанной работы (положительное подкрепление) повышают самооценку, мотивируют трудовую деятельность, усиливают творческую инициативу. Поощрение вселяет веру у человека в себя, в свой потенциал, способности, дает надежду на успешное выполнение новых заданий, что усиливает стремление, трудится наилучшим образом. Позитивное подкрепление формирует установку, в рамках которой работник стремится к такой линии поведения, к выполнению таких задач, к такому качеству труда, посредством которых оправдывается его ожидание справедливого вознаграждения. Одновременно он, безусловно, избегает таких действий, которые могут завершиться неприятными последствиями.

Таким образом, следует сделать  такие выводы по первой части.

Мотивация - процесс побуждения человека к деятельности во имя достижения определенных целей. Процесс мотивации  основан на функциях и свойствах (элементах) сознания и психики и  включает восприятие и оценивание ситуации, целеполагание, выработку решений, ожидание результатов действий и  их сознательную корректировку. Мотивация  занимает одно из центральных мест в системе управления любым социально-экономическим  объектом, она является одной из функций управления наряду с другими  функциями, такими как планирование, организация, контроль, принятие решений  и пр. Одной из основных задач  управления является определение мотивов  деятельности каждого сотрудника и  согласование этих мотивов с целями предприятия. Мотивацию как процесс  можно представить в виде ряда последовательных этапов, вначале это  возникновение потребностей, в завершении - устранение потребности. Мотивирование - это процесс воздействия на человека для побуждения его к конкретным действиям посредством побуждения в нем определенных мотивов.

 

2. Процессуальные теории мотивации

 

Существуют различные теории мотивации, основывающиеся на удовлетворении потребностей и побуждении людей к действиям. Они представлены в обширной гамме. Экономисты разделяют их на два типа: содержательные и процессуальные теории мотивации5.

Основные процессуальные теории мотивации: В. Врума, Адамса и Э. Лока, а также объединяющая все концепции модель Портера-Лоулера.

2.1 Теория ожидания В. Врума

Данная теория базируется на том, что человек надеется на удовлетворение своих потребностей и, в соответствии с ожидаемым результатом, планирует уровень затрачиваемых усилий. В своей концепции Врум попытался объяснить, почему человек делает тот или иной выбор, сталкиваясь с несколькими возможностями, и сколько он готов затратить усилий для достижения результата6.

Представления людей о том, в  какой мере их действия приведут к  определенным результатам, получили название ожидания, и оно определяется исходя из анализа ситуации, знаний, опыта, интуиции, способности оценить обстановку и свои возможности и оказывает  значительное влияние на активность человека и его стремление к достижению поставленной цели.

Ожидание можно рассматривать  как оценку данной личностью вероятности  определенного события. Ожидание измеряется индивидом с помощью, так называемой субъективной вероятности, которая имеет значение 1, если индивид абсолютно уверен в том, что событие наступит и 0 - если он уверен, что событие не наступит. Соответственно, значения в интервале от 1 до 0 эта вероятность принимает по мере того, как уверенность индивида в том, что событие состоится, падает.

 Теория основывается на использовании трех переменных или отношений.

  1. Взаимосвязи между затратами труда и результатами: оценивается субъективным ожиданием того, что затрата определенного количества усилий приведет к получению необходимого результата.
  2. Взаимосвязи между результатом и вознаграждением: оценивается степенью уверенности индивида в том, что достигнутый в обусловленных пределах результат приведет к получению желательного вознаграждения.
  3. Привлекательности (валентности) вознаграждения: полезности, связываемой индивидом с потенциальным результатом или вознаграждением, которые могут быть получены в результате выполнения работы. Она рассматривается в качестве цели или потребности индивида.

В. Врум утверждает, что итоговая оценка, определяющая мотивацию человека, интегрирует в себе оценки вероятности того, что:

    1. работник сможет справиться с поставленной задачей (ожидание результатов (З – Р));
    2. что его успех будет замечен руководителем и должным образом вознагражден (ожидание справедливого вознаграждения (Р – В));
    3. оценку возможного вознаграждения (валентность).

В соответствии с этим А.П. Егоршин7 выводит формулу:

Мотивация = (З – Р) * (Р – В) * валентность

На основании вышеуказанной  формулы видно, что степень мотивированности человека, необходимая для решения организационных задач, будет создаваться путем обеспечения достаточно высокого уровня ожиданий и неотрицательной валентности, то есть подчиненные должны осознать, что от их усилий зависит определенные результаты труда, за которым последует вознаграждение.

Оценивая теорию ожидания, многие авторы убеждены, если значение любого из трех факторов для определения  мотивации будет мало, то мотивация  будет слабой.

2.2 Теория справедливости Дж. Адамса

Разработанная С.Адамсом «теория справедливости» постулирует, что каждый человек субъективно определяет отношение полученного вознаграждения к усилиям, затраченным на выполнение работы, а затем соотносит это отношение с аналогичным отношением, которое складывается для других людей, выполняющих аналогичную работу. Если такое сравнение приводит работника к выводу, что эти относительные величины приблизительно равны, ситуация субъективно воспринимается как справедливая. Если же сравнение показывает дисбаланс, то человек считает, что имеет место несправедливость.

В этом случае у работника  может возникнуть психологическое  напряжение: работник может прийти к выводу, что ему недоплачивают  или переплачивают. В результате у работника может возникнуть стремление снять напряжение и для восстановления справедливости устранить дисбаланс.

Таблица 1. Варианты ситуаций, которые возникают с точки зрения справедливости вознаграждения для работника А.

Вознаграждение А

Вклад А

 

<

Вознаграждение Б

Вклад Б

Несправедливость

(недоплата)

Вознаграждение А

Вклад А

 

=

Вознаграждение Б

Вклад Б

Справедливость

Вознаграждение А

Вклад А

 

>

Вознаграждение Б

Вклад Б

Несправедливость

(переплата)


В этой ситуации важное значение имеет выбор работником объекта для сравнения. В теории принято выделять три категории работников по их поведенческим стереотипам, определяющим выбор референтной группы: ориентированные «на прочих», ориентированные «на систему», ориентированные «на себя». Работники, которые относятся к первой категории, сравнивают себя с различными индивидами, выполняющими аналогичную работу в той же организации, в других организациях, включают в рассмотрение своих друзей, соседей и тому подобных, то есть их референтная группа является предельно широкой.

Работники, которые ориентируются  «на систему» рассматривают политику и процедуры оплаты труда в  своей организации, как теоретически, так и фактически существующие. Для  работников этого типа характерно рассмотрение организации в терминах распределения уровней зарплат, т.е. их референтная группа - организация, в которой он работает.

Категория работников, которые  ориентированы «на себя», имеют  обыкновение обращаться к анализу  исключительно собственного соотношения  «вознаграждение / вклад». Они сравнивают эту величину, исключительно с собственным прошлым опытом и прошлой работой. В этом случае референтная группа самая узкая - сам работник.

Таким образом, мотивация работников зависит от относительного вознаграждения не меньше, чем от абсолютного. Как только работники ощущают несправедливость, они будут действовать, чтобы скорректировать ситуацию. Результатом может стать большая или меньшая производительность, повышение или снижение качества результатов деятельности, увеличение прогулов или увольнение по собственному желанию.

2.3 Теория  постановки целей Э. Лока

К процессному подходу принадлежит  также теория постановки целей Э. Лока. Теория исходит из того, что люди субъективно в той или иной степени воспринимают цель организации как свою собственную и стремятся к ее достижению, получая удовлетворение от выполнения требующейся для этого работы. Причем ее результативность во многом определяется такими характеристиками целей, как приверженность к ним, их приемлемость, сложность и т. п. Если цели реальны, то чем они выше, тем больших результатов добивается человек в процессе их достижения; в противном случае цели перестают быть средствами мотивирования. К высоким результатам ведет ясность и определенность целей, четкость и конкретность в их постановке. В то же время их расплывчатость, аморфность вызывает распыление усилий, а поэтому и соответствующий результат. Чем больше он привержен им, тем упорнее он будет следовать им, несмотря на сложность, специфичность и иные препятствия.

2.4 Модель Портера-Лоулера

Л. Портер и Э. Лоулер разработали комплексную процессуальную теорию мотивации, включающую элементы теорий ожидания и справедливости.  Теория Портера-Лоулера основывается на предположении, что сама работа является источником удовлетворения потребностей, но при этом подчеркивается важность вознаграждения за работу как элемента мотивации. Теория ожидания, справедливости, постановки целей и модель Портера-Лоулера объясняют то, как следует воздействовать на людей, чтобы побуждать их к результативной работе и дают менеджерам ключ к построению действенной системы мотивирования людей.

Изложенные теории говорят о  том, что отсутствует какое-либо канонизированное учение, объясняющее, что лежит в основе мотивации  человека и чем она определяется. Несмотря на принципиальное различие, все теории имеют нечто схожее, позволяющее сделать определенные выводы для создания эффективной  системы мотивации8.

Таким образом, следует сделать  такие выводы по второй части. Потребности человека достаточно исследованы и представлены несколькими теориями мотивации, отражающими многогранность и неоднозначность этого процесса. Существует два типа теорий мотивации: содержательные и процессуальные теории мотивации. Основные процессуальные теории мотивации: В. Врума, Адамса и Э. Лока, а также объединяющая все концепции модель Портера-Лоулера.  Все процессуальные теории концентрируются на причинах, по которым люди выбирают определенное поведение, причинах того, почему они реагируют на организационные события так, как они реагируют.

 

3. Анализ системы мотивации на ООО «Строитель»

3.1. Общая характеристика предприятия ООО «Строитель»

ООО «Строитель»  осуществляет такие виды деятельности: строительство; юридическое и финансовое (консалтинговое) обслуживание; реконструкция  сложных объектов; производство и  реализация товаров народного потребления  и продукции производственно-технического назначения.

По данным отчетности за 2008-2007 годы в 2008 году по сравнению с 2007 произошел рост выручки от реализации на 2502 тыс. руб. или на 36,5 %. 

Заметим, что  прибыль в 2008 году увеличилась всего на 140 тыс. руб., что сказалось на уменьшении показателя рентабельности продукции, который снизился на 2,3 % и составил в 2008 году 6,9 %.

В 2008 году произошло уменьшение рентабельности продаж за счет строительной деятельности ООО «Строитель». Несмотря на увеличение объема реализации по сравнению с 2007 годом в 1,34 раза, произошло падение показателей прибыли и рентабельности составивших соответственно в 2007 году 331 тыс. руб. и 5,6 %, в 2008 году 182 тыс. руб. и 2,3 %. В свою очередь консалтинговое направление деятельности предприятия развивается очень динамично, увеличение выручки от реализации в 2008 году по сравнению с 2007 на 51,6 %, рентабельность продаж в 2008 году – 31,3 %.

Информация о работе Мотивация в менеджменте. Процессуальные теории мотивации