Автор: Пользователь скрыл имя, 05 Марта 2013 в 08:03, реферат
Целью курсовой работы является изучение мотивации персонала как функции управления на предприятии. Для реализации этой цели в работе были поставлены следующие задачи:
изучить теоретические аспекты мотивации как функции управления организацией, в том числе рассмотреть сущность мотивации в системе управления и исследовать процессуальные теории мотивации;
проанализировать систему и уровень мотивации на предприятии
Введение 2
1. Теоретические аспекты мотивации как функции управления организацией 4
1.1 Сущность мотивации в системе управления 4
1.2 Мотивационный процесс 9
2. Процессуальные теории мотивации 12
2.1 Теория ожидания В. Врума 12
2.2 Теория справедливости Дж. Адамса 13
2.3 Теория постановки целей Э. Лока 15
2.4 Модель Портера-Лоулера 16
3. Анализ системы мотивации на ООО «Строитель» 17
3.1. Общая характеристика предприятия ООО «Строитель» 17
3.2. Анализ уровня мотивации в ООО «Строитель» 17
3.2.1. Материальное стимулирование 17
3.2.2 Моральное стимулирование работников 20
3.2.3. Организационные методы стимулирования 23
Заключение 28
Список использованной литературы 31
Руководство ООО «Строитель» для стимулирования труда работников использует экономические, социальные и административные методы мотивации.
Менеджмент
компании имеет систему мотивации
персонала основными
Оплата
труда - составной элемент системы
мотивации персонала и всей системы
управления предприятием в целом. Значит,
целесообразно рассматривать
В состав
корпоративных целей входит положение
о стимулировании новаторской деятельности,
предприимчивости и инициативы персонала,
повышение ими интенсивности
труда в целях повышения
На предприятии существует «Положение об оплате труда работников предприятия», которое гласит: “Система оплаты труда предназначена для введения материальных рычагов стимулирования новаторской деятельности, развития предприимчивости, поощрения инициативы и интенсивности труда и расширение поля должностных обязанностей персонала”.
Таким образом, цель системы оплаты труда, провозглашенная менеджментом предприятия – стимулирование деятельности персонала, коррелирует с корпоративными целями.
По нашему мнению, перед системой оплаты стоят следующие задачи:
При рассмотрении системы оплаты труда существующей на предприятии выявлено, что большая часть работников не имеет постоянной компоненты оплаты за труд, т.е. применяется сдельная система оплаты труда. Использование прямой индивидуальной сдельной системы оплаты труда предполагает, что размер заработка рабочего определяется количеством выработанной им за определенный отрезок времени продукции. Вся выработка рабочего оплачивается по одной постоянной сдельной расценке. Ввиду этого заработок рабочего увеличивается прямо пропорционально его выработке. Для руководителей, специалистов и служащих используется система должностных окладов. Должностной оклад – абсолютный размер заработной платы, установленный в соответствии с занимаемой должностью. Помимо оклада выплачивается премия, связанная с результативностью предприятия (размер премии не превышает 40% должностного оклада). Работникам выплачивается единовременное вознаграждение за выслугу лет, оно выплачивается рабочим, руководителям и служащим, проработавшим на этом предприятии полный календарный год. Кроме того работникам выплачиваются доплаты и надбавки: оплата за все время сверхурочной работы и в выходные дни производится в двойном размере; доплата за бригадирство в размере 20% от тарифной ставки; доплата за классность. Также, работникам предприятия выплачивается материальная помощь по различным причинам (на похороны, в связи с тяжелыми материальными условиями и пр.).
Посредством опроса работников предприятия было проведено исследование значения зарплаты для работника предприятия. Данные позволяют установить ряд выводов о значимости зарплаты для работника:
Таким образом, данные условия показывают значимость оплаты труда, как фактора мотивации для работников ООО “Строитель”, однако в целом работники не удовлетворены системой оплаты труда.
Деньги, безусловно, являются мощным стимулом к труду. Однако следует иметь в виду, что люди сильно различаются по своему отношению к деньгам, по своей восприимчивости к этому виду стимулов. Кроме того, самой большой проблемой в отношении денежных поощрении является то, что денежная мотивация по своей природе является ненасыщаемой, и человек быстро привыкает к новому, более высокому уровню оплаты. Тот уровень оплаты, который еще вчера мотивирован его на высокую рабочую отдачу, очень скоро становится привычным и теряет свою побудительную силу.
Сейчас многие организации, в том числе и ООО «Строитель» вернулись к хорошо знакомым, но подзабытым методам морального стимулирования, понимая, что, с одной стороны, не все измеряется деньгами, а с другой - не имея достаточных финансовых возможностей для поддержания высокого уровня трудовой мотивации персонала лишь на основе денежных стимулов. Средства же морального стимулирования обходятся организациям в небольшие суммы.
Для использования такого фактора мотивации, как моральное стимулирование нужно хорошо знать коллектив. Для этого необходим индивидуальный подход к каждому человеку, а также широкий спектр всевозможных мер стимулирования. В качестве мероприятий такого рода на предприятии проводится конкурсы профессионального мастерства, по результатам которых за достигнутые результаты присваиваются звания лучшего по профессии.
На предприятии также
К моральным стимулам также относятся похвала и критика.
Воздействие на мотивацию труда обычно увязывается с формированием желательного поведения работников и с достижением необходимого уровня производительности. Однако руководители часто сталкиваются с необходимостью избавления от нежелательного поведения и низкого (неприемлемого) уровня производительности. В рассматриваемой организации так же используются наказания и дисциплинарные меры, чтобы снизить нежелательное поведение и низкую производительность. Среди примеров наказуемого поведения можно выделить прогулы, опоздания, уход с рабочего места, нарушения правил техники безопасности, воровство, несвоевременное выполнение порученной работы, употребление спиртных напитков в рабочее время.
Наказания или дисциплинарные воздействия - это нежелательные для работника последствия (выговор, лишение премии, устное взыскание штрафы), следующие за тем или иным нарушением или уклонением от установленных в организации правил и норм поведения, за отклонением работника от выполнения требований своей профессиональной или должностной роли.
Рассматривая наказания как важное средство воздействия на мотивацию и поведение работников, следует определить те условия, которые сделают наказания наиболее эффективными. Эти условия включают в себя:
Все вышеперечисленные условия в полной мере характеризуют наказания, используемые в ООО «Строитель».
Кроме моральных аргументов против использования наказания, есть и другие причины против его использования:
Возможным вариантом морального стимулирования
можно считать привлечение
Мотивирующие воздействия на работника оказывают не только традиционные средства стимулирования (денежные и моральные), но и характеристики выполняемой работы. Настрой на работу, заинтересованность в конечных результатах, готовность работать с высокой отдачей - то есть те основные проявления рабочего поведения, в которых проявляется высокий уровень трудовой мотивации, - в значительной степени зависят от характеристик и содержания выполняемой работы. Поэтому, чтобы воздействия на трудовую мотивацию работника приводили к желательным изменениям рабочего поведения персонала, следует обращать внимание на важнейшие характеристики рабочих заданий.
На трудовую мотивацию в первую очередь воздействуют те характеристики работы, которые могут быть соотнесены с потребностями работника в достижении результатов, в оценке, в независимости, в самоактуализации, в информации.
Знание связи между характеристиками выполняемой работы, трудовой мотивацией и трудовым поведением работников позволяет сформулировать несколько принципов, в соответствии с которыми организована работа, для того, чтобы обеспечить высокий уровень трудовой мотивации и повышение рабочих показателей.
Принцип 1. Объединение заданий.
Это означает, что вместо того, чтобы разделять задание между несколькими работниками, вся работа (например, отделка помещения) может быть поручена одному работнику. Это обеспечивает большее разнообразие навыков, т.е. выполнение профессиональных задач с опорой на разные способности работника и большую законченность (целостность) задания.
Принцип 2. Законченность и целостность рабочих заданий.
Это предполагает возможность исполнителя выполнить от начала до конца хотя бы часть своих рабочих заданий. Такая организация работы повышает степень ответственности, придает осмысленность и значимость выполняемой работе.
Принцип 3. Установление отношений с потребителями.
Такая организация работы, когда работник вступает в непосредственный контакт с потребителем результатов его труда, услуг, не только помогает обеспечить обратную связь, но требует от работника большего разнообразия профессиональных навыков, повышая степень его самостоятельности. Значимость, важность, ответственность заданий это то влияние, которое выполняемая работа имеет на других людей (внутри организации или в более широком окружении).
Принцип 4. Делегирование полномочий.
Передача ответственности и контроля над работой от руководителей к подчиненным усиливает самостоятельность работников, повышает уровень их трудовой мотивации. Самостоятельность, предоставляемая исполнителю - это степень, в которой работники имеют свободу и право планировать, определять график работ и выполнять работу по своему усмотрению. Возможности для принятия самостоятельных решений повышают чувство личной ответственности за выполняемую работу. Если работники могут сами решать, что они будут делать и как, то они ощущают большую ответственность за результаты, как хорошие, так и плохие.
Принцип 5. Установление обратной связи.
Обратная связь - это информация, которую работник имеет об эффективности своей работы. Существует много типов обратной связи, которую могут получать работники, и работу следует организовать так, чтобы давать исполнителю как можно больше типов обратной связи. Обратная связь может даваться потребителями, непосредственными руководителями и товарищами по работе. Обратная связь может обеспечиваться и самой работой, если при этом используются различные показатели (например, производительность труда, уровень брака, дневной объем продаж и т.п.). Чем большее число каналов обратной связи задействовано, тем более точное представление будут иметь работники о том, как они работают, и тем выше будет их мотивация к достижению требуемых рабочих показателей, к улучшению своей работы.
Информация о работе Мотивация в менеджменте. Процессуальные теории мотивации