Мотивация персонала предприятия сервиса

Автор: Пользователь скрыл имя, 26 Декабря 2011 в 21:07, курсовая работа

Краткое описание

Эффективное управление невозможно без четкого понимания мотивов и потребностей человека и правильного использования стимулов к труду. Почему некоторые люди в одних и тех же условиях труда работают с интересом и удовольствием, а другие выражают свое неудовольствие? Почему для получения высокого результата одного человека нужно похвалить словесно или, например почетной грамотой, а другому больше заплатить? Что движет человеком? Что побуждает его к активной и результативной деятельности? На эти и другие вопросы дает ответ теория мотивации, знание и применение которой особенно важно на предприятиях и в организациях сферы услуг, где особая роль принадлежит человеческому фактору.

Оглавление

Введение………………………………………………………………………….3
Теоретические основы управления мотивацией персонала
Содержание понятия мотивация………………………………………4
Формы и системы оплаты труда на предприятиях сферы услуг…..12
1.3 Материальное стимулирование………………………………………..14
1.4 Моральное стимулирование…………………………………………...46
Практическое изучение принципов и методов мотивирования
Характеристика деятельности компании McDonalds………………49
Принципы и методы управления персоналом, используемые McDonalds…………………………………………………………….51
2.3. Общая характеристика филиала в РМЭ ОАО «ВолгаТелеком»….…52
Мотивацияя персонала в РМЭ ОАО «ВолгаТелеком»……………..54
Заключение……………………………………………………………………..67
Библиографический список……………………

Файлы: 1 файл

Введение1.doc

— 335.50 Кб (Скачать)
 

Рис.1. Механизм мотивации персонала 

   Мотив и стимул – две параллельные и взаимообусловленные ступени одного и того же процесса мотивации деятельности работника. В этом процессе стимул играет не насильственную, а воспитательную роль по отношению к мотиву, активизируя трудовую деятельность работника, поощряя его инициативу по поиску путей повышения производительности труда, освоению новых специальностей, росту квалификации и профессионализма, а это не только обеспечивает реализацию мотива в действие, но и обогащает, развивает мотивационные установки: развивается любознательность работника, его заинтересованность в совмещении специальностей, большем разнообразии труда, усиливаются творческие процессы, появляется личная заинтересованность в труде. Таким образом, один стимул может формировать множество разнообразных мотивов (табл.1). 

Взаимосвязь мотива и стимула  в управлении

Мотивы Стимулы
 
Мотивы  по удовлетворению потребностей в жизненно необходимых благах

Производительность

Работа  на одном предприятии

Качество  работы

 
Повышение заработной платы, сдельная оплата труда

Постоянно действующие надбавки к заработной плате

Премии

Материальная  помощь

Участие в прибылях

Предоставление  льготного кредита

Оплата  транспортных, медицинских и т. п. расходов

Мотивы  жизненного самоопределения Предоставление  работы по призванию, по интересам

Профессиональная  ориентация

Развитие  неспециализированной карьеры

Повышение творческого характера труда

Предоставление  широких возможностей для обучения, овладения новыми знаниями

Премии  за новаторство, изобретение, открытие

Доступ  к новой информации

Всеобщее  признание и уважение

Мотивы  социального взаимодействия

      Подражание 

      Солидарность 

      Сопричастность

      Общение

      Безопасность

Возможность общаться на рабочем месте

Участие в управлении предприятием

Справедливость  в установлении норм выработки, распределении работ, оценок и вознаграждения

Демократический стиль руководства

Равные  возможности, “равенство шансов”

Единый  статус работников

Соблюдение  норм техники безопасности

Мотивы  статусного самоутверждения

      Успех.

      Власть 

      Достижение  цели

      Развитие  карьеры

Предоставление  руководящей работы

Персональные  блага: кабинет, автомобиль, секретарь и т. п.

Участие в работе престижных клубов

Участие в успехе

Участие в управлении предприятием, принятии решений

Продвижение по служебной лестнице

Представительские функции для других организаций

 
Мотивы Стимулы
Мотивы  оптимизации жизненного цикла

      Социальная  и профессиональная мобильность

      Возрастная  релаксация

      Преодоление статусного и психологического дискомфорта

Предоставление  работы по желанию

и возможностям

Развитие  неспециализированной карьеры

Передача  опыта молодежи – наставничество

Совмещение  работы с преподавательской деятельностью

Единый  статус работника

Центры  психологической помощи и разгрузки

Политика  “открытых дверей” 

Комиссии  по трудовым спорам

   Источник: Карташова Л.В., Никонова Т.В., Соломанидина Т.О. Поведение в организации: Учеб. М: ИНФРА-М, 2007. С.92-93.

   Одним из главных моментов является правильный выбор организационной формы мотивационного воздействия на работника, которая включает в себя тип, характеристику и метод выработки воздействия. По типу воздействия выделяют: непосредственное воздействие, постановку задачи и создание стимулирующей ситуации. Поставив задачу и предоставив работнику возможность самому найти наиболее эффективные пути ее решения, можно добиться гораздо более высоких результатов, стимулируя его инициативу, нежели прямым распоряжением или инструктированием. В характеристике воздействия очень важен временной аспект определения периода воздействия, его долговременности. Воздействие может носить характер долгосрочный и краткосрочный, периодически повторяющийся и разовый, единичный, стратегический (перспективный) и тактический (текущий).

     К долгосрочным типам воздействия, носящим стратегический характер, можно отнести планирование трудовой карьеры, учет выслуги лет и в том числе периода работы на данном предприятии, обеспечение системы пожизненного найма, проведение политики личного участия работников в принятии решений, постоянно действующие надбавки к заработной плате, в том числе за качество и т. п.

   Методы  демократического воздействия рождают  уверенность работника в себе и доверие к фирме, где он работает, служат созданию общей корпоративной культуры. Краткосрочные воздействия обычно менее сложны, и их влияние на кадровую политику предприятия менее заметно. Вместе с тем, в качестве стимулирующих средств они, безусловно, оказывают влияние на развитие способностей личности, мотивацию трудовой деятельности. К ним можно отнести предоставление работнику кредита, материальной помощи, продажу ему автомобиля со скидкой, оплату счетов по медицинскому обслуживанию, оплату транспортных расходов, специальные разовые премии и т. п 
 
 
 

    1. Формы и системы оплаты труда на предприятиях сферы услуг

   Предприятия (организации) непроизводственной сферы  разнообразны по сферам деятельности, организационной форме, уровню специализации, размерам и т. д. В связи с этим формы и системы заработной платы, применяемые на них, также очень многообразны. В то же время существует ряд основополагающих правил, которые зависят от преобладающей формы собственности, политики государства в обеспечении минимальной заработной платы, уровня развития родной экономики, национального богатства страны и др.

   Основными принципами оплаты труда в организации  являются:

  1. определение размера средней оплаты труда работников выше минимальной оплаты труда, установленной государством страны;
  2. максимальная самостоятельность предприятия в вопросах организации оплаты труда;
  3. опережающие темпы роста производительности труда по сравнению с темпами роста средней заработной платы;
  4. оплата по конечным результатам и в соответствии с количеством затраченного труда;
  5. поощрение высокого качества продукции, труда, работ и услуг;
  6. обеспечение рациональных соотношений в оплате сложного и простого, умственного и физического труда;
  7. выбор рациональной системы оплаты труда для отдельных категорий работников;
  8. обеспечение социальной защищенности работников организации с помощью государственных и внутрифирменных гарантий труда и т. д.

   Новая экономика выдвигает новые, более жесткие требования к организации оплаты труда. С одной стороны, предприятия полностью самостоятельны в организации труда и заработной платы (установление тарифных ставок, должностных окладов, систем премирования и др.). Однако, предприятиям приходится непрерывно изыскивать возможности снижения затрат на заработную плату и повышение качества продукции (услуг) для обеспечения конкурентоспособности на рынке.

   Многие  организации пытались решить эту  проблему простым путем – увеличивать  долю заработной платы в себестоимости и цену продукции (услуг) – и поплатились затовариванием готовой продукции на складе, невостребованностью услуг, отсутствием оборотных средств, задержками в выплате заработной платы, увольнением высококвалифицированных работников.

   Таким образом, особую актуальность приобретает  знание и четкое соблюдение принципов  оплаты труда в условиях выхода из кризиса. Одним из основополагающих принципов является принцип дифференциации заработной платы в зависимости от ряда факторов.

   Наиболее  существенные различия существуют в оплате труда персонала, занятого в коммерческих организациях сферы услуг, и работников бюджетных учреждений. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

    1. Материальное  стимулирование

   Следует отметить, что организации сферы  сервиса, в свою очередь, делятся на коммерческие и бюджетные.

   Оплата  труда персонала в коммерческих организациях сферы услуг осуществляется за счет средств предприятия, направляемых на потребление. К средствам, направляемым на потребление, относятся следующие виды выплат:

  • суммы, начисленные на оплату труда всем сотрудникам предприятия;
  • доходы (дивиденды, проценты) по акциям членов трудового коллектива и вкладам членов трудового коллектива в имущество организации, начисленные к выплате сотрудникам;
  • сумма предоставленных предприятием трудовых и социальных льгот, включая материальную помощь сотрудникам.

   В фонд оплаты труда включаются:

  • выплаты по заработной плате, исчисленные исходя из сдельных расценок, тарифных ставок и должностных окладов;
  • выплаты стимулирующего характера в соответствии с действующими положениями (премии по результатам работы, вознаграждения по итогам работы за год, надбавки к тарифным ставкам и окладам, доплаты за совмещение профессий, за выполнение обязанностей отсутствующего работника и т. п.);
  • выплаты компенсирующего характера, связанные с режимом работы и условиями труда (за работу в выходные и праздничные дни, в сверхурочное время в связи с отклонениями от нормальных условий выполнения работы, графика, например, с разъездным характером работы и др.);
  • выплаты, обусловленные районным регулированием оплаты труда;
  • доплаты за условия труда (тяжелые и вредные, особо тяжелые и особо вредные), за работу в ночное время и прочие виды выплат, предусмотренные трудовым законодательством страны.
  • В литературе дается множество определений заработной платы.
  • Заработная плата – это выраженная в денежной форме часть общественного продукта, поступающая в личное потребление рабочих и служащих в соответствии с количеством и качеством их труда [9, с. 60].
  • Заработная плата является частью валового ВНП, которая отражается в себестоимости продукции и распределяется в рыночной экономике между отраслями народного хозяйства, предприятиями и отдельными работниками исходя из количества и качества затраченного труда, а также спроса и предложения товаров [7, с. 504].
  • Заработная плата представляет собой цену рабочей силы, соответствующую стоимости предметов потребления и услуг, которые обеспечивают воспроизводство рабочей силы, удовлетворяя материальные и духовные потребности работника и членов его семьи [там же].

   Заработная  плата – это вознаграждение, которое получает работник предприятия в зависимости от количества и качества затраченного им труда и результатов деятельности коллектива предприятия. Как уже отмечалось, оплата труда строится на принципах дифференциации заработной платы в зависимости от:

  • количества и качества труда;
  • сложности труда (квалификации работника);
  • напряженности труда;
  • тяжести труда;
  • видов работ и их значимости (приоритетности);
  • географического размещения предприятий, организаций и т. д.

   Оплата  труда может быть организована по тарифному, бестарифному и смешанному принципам.

   Основными составными частями тарифной организации заработной платы являются:

  • нормирование труда;
  • тарифная система оплаты труда;
  • формы и системы заработной платы.

   Важнейшей задачей нормирования труда является разработка и внедрение прогрессивных научно-обоснованных норм (норм времени, норм выработки, норм обслуживания, норм управляемости). Все виды перечисленных норм применяются на предприятиях и в организациях сферы услуг, например: нормы времени – для врачей, преподавателей; нормы выработки – для парикмахеров, работников ресторанов, кафе и др.; нормы обслуживания – для горничных в гостиницах, санитарок в больницах, уборщиков помещений, работников коммунальных служб; нормы управляемости – для любых работников аппарата управления.

   Тарифная  система является основой организации оплаты труда в зависимости от квалификации работников и интенсивности труда. Она включает следующие основные элементы:

  • тарифно-квалификационные справочники;
  • тарифные сетки;
  • тарифные ставки (должностные оклады);
  • надбавки и доплаты к заработной плате;
  • районные (поясные) коэффициенты к заработной плате.

   Тарифно-квалификационный справочник представляет собой перечень характеристик работ, выполняемых в данной сфере деятельности (отрасли), и тех требований, которым должен удовлетворять работник, выполняющий данную работу. С помощью тарифно-квалификационного справочника устанавливается сложность работ, выполняемых работником, и осуществляется присвоение тарифных разрядов рабочим определенной профессии и специальности и категорий определенным должностям специалистов.

Информация о работе Мотивация персонала предприятия сервиса