Автор: Пользователь скрыл имя, 26 Декабря 2011 в 21:07, курсовая работа
Эффективное управление невозможно без четкого понимания мотивов и потребностей человека и правильного использования стимулов к труду. Почему некоторые люди в одних и тех же условиях труда работают с интересом и удовольствием, а другие выражают свое неудовольствие? Почему для получения высокого результата одного человека нужно похвалить словесно или, например почетной грамотой, а другому больше заплатить? Что движет человеком? Что побуждает его к активной и результативной деятельности? На эти и другие вопросы дает ответ теория мотивации, знание и применение которой особенно важно на предприятиях и в организациях сферы услуг, где особая роль принадлежит человеческому фактору.
Введение………………………………………………………………………….3
Теоретические основы управления мотивацией персонала
Содержание понятия мотивация………………………………………4
Формы и системы оплаты труда на предприятиях сферы услуг…..12
1.3 Материальное стимулирование………………………………………..14
1.4 Моральное стимулирование…………………………………………...46
Практическое изучение принципов и методов мотивирования
Характеристика деятельности компании McDonalds………………49
Принципы и методы управления персоналом, используемые McDonalds…………………………………………………………….51
2.3. Общая характеристика филиала в РМЭ ОАО «ВолгаТелеком»….…52
Мотивацияя персонала в РМЭ ОАО «ВолгаТелеком»……………..54
Заключение……………………………………………………………………..67
Библиографический список……………………
Рис.1.
Механизм мотивации
персонала
Мотив
и стимул – две параллельные и взаимообусловленные
ступени одного и того же процесса мотивации
деятельности работника. В этом процессе
стимул играет не насильственную, а воспитательную
роль по отношению к мотиву, активизируя
трудовую деятельность работника, поощряя
его инициативу по поиску путей повышения
производительности труда, освоению новых
специальностей, росту квалификации и
профессионализма, а это не только обеспечивает
реализацию мотива в действие, но и обогащает,
развивает мотивационные установки: развивается
любознательность работника, его заинтересованность
в совмещении специальностей, большем
разнообразии труда, усиливаются творческие
процессы, появляется личная заинтересованность
в труде. Таким образом, один стимул может
формировать множество разнообразных
мотивов (табл.1).
Взаимосвязь мотива и стимула в управлении
Мотивы | Стимулы |
Мотивы по удовлетворению потребностей в жизненно необходимых благах Производительность Работа на одном предприятии Качество работы |
Повышение заработной платы, сдельная оплата труда Постоянно действующие надбавки к заработной плате Премии Материальная помощь Участие в прибылях Предоставление льготного кредита Оплата транспортных, медицинских и т. п. расходов |
Мотивы жизненного самоопределения | Предоставление
работы по призванию, по интересам
Профессиональная ориентация Развитие неспециализированной карьеры Повышение творческого характера труда Предоставление широких возможностей для обучения, овладения новыми знаниями Премии за новаторство, изобретение, открытие Доступ к новой информации Всеобщее признание и уважение |
Мотивы
социального взаимодействия
Подражание Солидарность Сопричастность Общение Безопасность |
Возможность общаться
на рабочем месте
Участие в управлении предприятием Справедливость в установлении норм выработки, распределении работ, оценок и вознаграждения Демократический стиль руководства Равные возможности, “равенство шансов” Единый статус работников Соблюдение норм техники безопасности |
Мотивы
статусного самоутверждения
Успех. Власть Достижение цели Развитие карьеры |
Предоставление
руководящей работы
Персональные блага: кабинет, автомобиль, секретарь и т. п. Участие в работе престижных клубов Участие в успехе Участие в управлении предприятием, принятии решений Продвижение по служебной лестнице Представительские функции для других организаций |
Мотивы | Стимулы |
Мотивы
оптимизации жизненного цикла
Социальная и профессиональная мобильность Возрастная релаксация Преодоление статусного и психологического дискомфорта |
Предоставление
работы по желанию
и возможностям Развитие неспециализированной карьеры Передача опыта молодежи – наставничество Совмещение
работы с преподавательской Единый статус работника Центры психологической помощи и разгрузки Политика “открытых дверей” Комиссии по трудовым спорам |
Источник: Карташова Л.В., Никонова Т.В., Соломанидина Т.О. Поведение в организации: Учеб. М: ИНФРА-М, 2007. С.92-93.
Одним из главных моментов является правильный выбор организационной формы мотивационного воздействия на работника, которая включает в себя тип, характеристику и метод выработки воздействия. По типу воздействия выделяют: непосредственное воздействие, постановку задачи и создание стимулирующей ситуации. Поставив задачу и предоставив работнику возможность самому найти наиболее эффективные пути ее решения, можно добиться гораздо более высоких результатов, стимулируя его инициативу, нежели прямым распоряжением или инструктированием. В характеристике воздействия очень важен временной аспект определения периода воздействия, его долговременности. Воздействие может носить характер долгосрочный и краткосрочный, периодически повторяющийся и разовый, единичный, стратегический (перспективный) и тактический (текущий).
К долгосрочным типам
Методы
демократического воздействия рождают
уверенность работника в себе
и доверие к фирме, где он работает,
служат созданию общей корпоративной
культуры. Краткосрочные воздействия
обычно менее сложны, и их влияние на кадровую
политику предприятия менее заметно. Вместе
с тем, в качестве стимулирующих средств
они, безусловно, оказывают влияние на
развитие способностей личности, мотивацию
трудовой деятельности. К ним можно отнести
предоставление работнику кредита, материальной
помощи, продажу ему автомобиля со скидкой,
оплату счетов по медицинскому обслуживанию,
оплату транспортных расходов, специальные
разовые премии и т. п
Предприятия (организации) непроизводственной сферы разнообразны по сферам деятельности, организационной форме, уровню специализации, размерам и т. д. В связи с этим формы и системы заработной платы, применяемые на них, также очень многообразны. В то же время существует ряд основополагающих правил, которые зависят от преобладающей формы собственности, политики государства в обеспечении минимальной заработной платы, уровня развития родной экономики, национального богатства страны и др.
Основными принципами оплаты труда в организации являются:
Новая экономика выдвигает новые, более жесткие требования к организации оплаты труда. С одной стороны, предприятия полностью самостоятельны в организации труда и заработной платы (установление тарифных ставок, должностных окладов, систем премирования и др.). Однако, предприятиям приходится непрерывно изыскивать возможности снижения затрат на заработную плату и повышение качества продукции (услуг) для обеспечения конкурентоспособности на рынке.
Многие организации пытались решить эту проблему простым путем – увеличивать долю заработной платы в себестоимости и цену продукции (услуг) – и поплатились затовариванием готовой продукции на складе, невостребованностью услуг, отсутствием оборотных средств, задержками в выплате заработной платы, увольнением высококвалифицированных работников.
Таким образом, особую актуальность приобретает знание и четкое соблюдение принципов оплаты труда в условиях выхода из кризиса. Одним из основополагающих принципов является принцип дифференциации заработной платы в зависимости от ряда факторов.
Наиболее
существенные различия существуют в оплате
труда персонала, занятого в коммерческих
организациях сферы услуг, и работников
бюджетных учреждений.
Следует отметить, что организации сферы сервиса, в свою очередь, делятся на коммерческие и бюджетные.
Оплата труда персонала в коммерческих организациях сферы услуг осуществляется за счет средств предприятия, направляемых на потребление. К средствам, направляемым на потребление, относятся следующие виды выплат:
В фонд оплаты труда включаются:
Заработная плата – это вознаграждение, которое получает работник предприятия в зависимости от количества и качества затраченного им труда и результатов деятельности коллектива предприятия. Как уже отмечалось, оплата труда строится на принципах дифференциации заработной платы в зависимости от:
Оплата труда может быть организована по тарифному, бестарифному и смешанному принципам.
Основными составными частями тарифной организации заработной платы являются:
Важнейшей задачей нормирования труда является разработка и внедрение прогрессивных научно-обоснованных норм (норм времени, норм выработки, норм обслуживания, норм управляемости). Все виды перечисленных норм применяются на предприятиях и в организациях сферы услуг, например: нормы времени – для врачей, преподавателей; нормы выработки – для парикмахеров, работников ресторанов, кафе и др.; нормы обслуживания – для горничных в гостиницах, санитарок в больницах, уборщиков помещений, работников коммунальных служб; нормы управляемости – для любых работников аппарата управления.
Тарифная система является основой организации оплаты труда в зависимости от квалификации работников и интенсивности труда. Она включает следующие основные элементы:
Тарифно-квалификационный справочник представляет собой перечень характеристик работ, выполняемых в данной сфере деятельности (отрасли), и тех требований, которым должен удовлетворять работник, выполняющий данную работу. С помощью тарифно-квалификационного справочника устанавливается сложность работ, выполняемых работником, и осуществляется присвоение тарифных разрядов рабочим определенной профессии и специальности и категорий определенным должностям специалистов.