Автор: Пользователь скрыл имя, 26 Декабря 2011 в 21:07, курсовая работа
Эффективное управление невозможно без четкого понимания мотивов и потребностей человека и правильного использования стимулов к труду. Почему некоторые люди в одних и тех же условиях труда работают с интересом и удовольствием, а другие выражают свое неудовольствие? Почему для получения высокого результата одного человека нужно похвалить словесно или, например почетной грамотой, а другому больше заплатить? Что движет человеком? Что побуждает его к активной и результативной деятельности? На эти и другие вопросы дает ответ теория мотивации, знание и применение которой особенно важно на предприятиях и в организациях сферы услуг, где особая роль принадлежит человеческому фактору.
Введение………………………………………………………………………….3
Теоретические основы управления мотивацией персонала
Содержание понятия мотивация………………………………………4
Формы и системы оплаты труда на предприятиях сферы услуг…..12
1.3 Материальное стимулирование………………………………………..14
1.4 Моральное стимулирование…………………………………………...46
Практическое изучение принципов и методов мотивирования
Характеристика деятельности компании McDonalds………………49
Принципы и методы управления персоналом, используемые McDonalds…………………………………………………………….51
2.3. Общая характеристика филиала в РМЭ ОАО «ВолгаТелеком»….…52
Мотивацияя персонала в РМЭ ОАО «ВолгаТелеком»……………..54
Заключение……………………………………………………………………..67
Библиографический список……………………
ФБ ГОУ САМАРСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ЭКОНОМИЧЕСКИЙ
УНИВЕРСИТЕТ
КУРСОВАЯ
РАБОТА
по дисциплине: «Менеджмент и маркетинг в сервисе».
на тему:
«Мотивация персонала предприятия
сервиса».
Содержание
Введение…………………………………………………
1.3 Материальное
стимулирование……………………………………….
1.4 Моральное
стимулирование…………………………………………
Заключение……………………………………………
Библиографический
список…………………………………………………...69
Введение
Эффективное управление невозможно без четкого понимания мотивов и потребностей человека и правильного использования стимулов к труду. Почему некоторые люди в одних и тех же условиях труда работают с интересом и удовольствием, а другие выражают свое неудовольствие? Почему для получения высокого результата одного человека нужно похвалить словесно или, например почетной грамотой, а другому больше заплатить? Что движет человеком? Что побуждает его к активной и результативной деятельности? На эти и другие вопросы дает ответ теория мотивации, знание и применение которой особенно важно на предприятиях и в организациях сферы услуг, где особая роль принадлежит человеческому фактору.
Мотивация сотрудников занимает одно из главных мест в управлении персоналом организации, поскольку она выступает непосредственной причиной их поведения. Ориентация работников на достижение целей организации, соединение интересов каждого работника и организации в целом является главной задачей руководства персоналом.
Изменение содержания труда в условиях рыночных отношений, повышение уровня образования и социальных ожиданий работников усилило значение мотивации как функции менеджмента, усложнило содержание этого вида управленческой деятельности. Сегодня для эффективной деятельности организации требуются ответственные и инициативные работники, высокоорганизованные и стремящиеся к трудовой самореализации личности. Обеспечить эти качества работника невозможно с помощью традиционных форм материального стимулирования и строгого внешнего контроля, зарплаты и наказаний.
Только
те люди, которые осознают смысл своей
деятельности и стремятся к достижению
и своих личных целей, и целей всей организации,
могут рассчитывать на получение высоких
результатов. Формирование таких работников
- задача мотивационного менеджмента.
Что же представляет собой мотивация и как она влияет на организационное поведение персонала?
Мотивация – это процесс побуждения индивида к определенной деятельности с помощью внутриличностных и внешних факторов для достижения поставленных целей.
Существуют различные способы мотивации:
Центральное место в теории мотивации занимает понятие “мотив”. Мотив представляет собой осознанное внутреннее побуждение личности к определенному поведению, направленному на удовлетворение ею тех или иных потребностей. Иными словами, мотив – это то, что вызывает определенные действия человека, его внутренние и внешние движущие силы. Мотив определяет, что и как надо делать для удовлетворения потребностей индивида.
Потребности определяются как нужда в чем-то, объективно необходимом для поддержания жизнедеятельности и развития организма, личности и социальной группы. Таким образом, под потребностью понимается нехватка чего-то, что вызывает состояние дискомфорта, неуверенности, отрешенности.
Потребности могут быть естественными (в пище, воде и т. п.) и социальными (в признании, славе); врожденными (в общении) и приобретенными (в обучении); первичными (в факторах, обеспечивающих выживаемость) и вторичными (в условиях развития личности); материальными и нематериальными.
Выделяют три уровня удовлетворения потребностей:
Процесс мотивации можно разбить на четыре основных этапа.
1.
Возникновение потребности (
2.
Разработка стратегии и поиск
путей удовлетворения
3. Определение тактики деятельности и поэтапное осуществление действий (быстро или медленно действовать, найти средства, определить пути и способы действия, анализ альтернатив, подбор решения и т. п.).
4. Удовлетворение потребности и получение материального или духовного вознаграждения.
Таким образом, простая модель процесса мотивации имеет всего три элемента: потребности, целенаправленное поведение, удовлетворение потребностей.
Важное значение в удовлетворении потребностей имеют стимулы. Широко бытует мнение, что стимул - это вознаграждение. Такое мнение не совсем гуманно, так как слово происходит от латинского stimulus – буквально: остроконечная палка, которой погоняли животных в древнем Риме, и имеет как раз обратное значение – принуждение. Поэтому более гуманно говорить, что стимул – побуждение к действию, или причина поведения человека. Различают четыре основные формы стимулов.
Принуждение. История свидетельствует о широком спектре форм принуждения, начиная с казни, пыток и наказания до лишения имущества, личных вещей, гражданства и звания. В демократическом обществе на предприятиях используются административные методы принуждения: выговор, перевод на другую (менее престижную, следовательно менее оплачиваемую) должность, строгий выговор, перенос отпуска, увольнение с работы.
Материальное поощрение. Сюда относятся стимулы в материально-вещественной форме: заработная плата, премии, компенсации, путевки, кредиты на покупку автомобиля, ссуды на строительство жилья и др.
Моральное поощрение. Это стимулы, направленные на удовлетворение духовных и нравственных потребностей человека: благодарности, почетные звания, правительственные награды, почетные грамоты и т. д.
Самоутверждение. В эту группу стимулов входят внутренние движущие силы человека, побуждающие его к достижению поставленных целей без прямого внешнего поощрения, например: написание диссертации, публикация книги, авторское изобретение, съемка фильма, получение второго и последующего образования и др. Самоутверждение – самый сильный стимул из известных в природе, но он проявляется только у наиболее развитых индивидов общества.
Между различными группами стимулов не существует четкой грани, и на практике они тесно переплетаются, обусловливают друг друга, а порой просто неразделимы. Например, повышение в должности и связанный с ним рост денежного вознаграждения дают не только возможность приобретения дополнительных материальных благ, но и известность, уважение в обществе, почет на работе.
Соотношение различных мотивов, влияющих на поведение людей, образует его мотивационную структуру, которая достаточно статична, но поддается целенаправленному формированию, например, в процессе воспитания. У каждого человека она индивидуальна и арактеризуется множеством факторов. На мотивацию работника влияют: его индивидуальные качества и усилия по самомотивации; задача, которую ставит руководитель; характер руководства (способности руководителя, его стиль руководства и т. д.); группа, в которой он трудится; вся организация с ее структурами и культурой; общество, которое определяет общую рабочую атмосферу, принятые ценности и нормы.
Исследования [2 , с.358] показали, что при обладании достаточными средствами 20% людей не желают работать ни при каких обстоятельствах, из остальных готовы работать 36% – в случае интересной работы, 36% – чтобы избежать скуки и одиночества, 14% – из-за боязни “потерять себя”, 9% – потому что работа приносит радость. Лишь 12% людей в качестве основного мотива деятельности имеют исключительно деньги, в то время как до 45% предпочитают им славу; 35% – удовлетворенность содержанием работы, а около 15% – власть. Общая схема механизма мотивации приведена на рис.1 [14, с.91]. Рисунок представлен на следующей странице.
Накопленная мудрость и опыт, приобретаемые с годами, ведут к тому, что в большинстве случаев человек еще на стадии осознания способен выбрать наиболее правильный в данных обстоятельствах тип поведения, ведущий к полному удовлетворению потребности. Молодым работникам свойственен метод “проб и ошибок”.
Сложность мотивационной
|
Внутреннее
побуждение – мотив
(осознанное личностное побуждение к деятельности) |
|||||
Потребность
(нужда, забота, необходимость) |
Цель
(осознанно
выбранное средство для |
|||||
Внешнее
побуждение
(способность
выбранного объекта |
Деятельность
(форма поведения, в которой раскрываются способности личности) | |||||
Результат
деятельности по удовлетворению потребности
|