Автор: Пользователь скрыл имя, 03 Февраля 2013 в 20:51, дипломная работа
Цель работы: разработка рекомендаций по совершенствованию системы стимулирования персонала в администрации Таборинского муниципального района.
В соответствии с целью были определены следующие задачи:
1. Рассмотреть теоретико-методологические аспекты мотивации муниципальных служащих.
2. Проанализировать систему мотивации персонала администрации Таборинского муниципального района.
3. Выявить проблемы в системе мотивации и стимулирования персонала в администрации Таборинского муниципального района и предложить пути их решения.
ВВЕДЕНИЕ……………………………………………………………………. 3
1.ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ МОТИВАЦИИ И СТИМУЛИРОВАНИЯ МУНИЦИПАЛЬНЫХ СЛУЖАЩИХ................................................ ……... 6
1.1. Мотивация как одна из функций управления ............... 6
1.2. Мотивационные теории...............................................................................15
1.3. Технология мотивации муниципальных служащих...............................20
2. АНАЛИЗ СИСТЕМЫ МОТИВАЦИИ И СТИМУЛИРОВАНИЯ
СОТРУДНИКОВ АДМИНИСТРАЦИИ ТАБОРИНСКОГО МУНИЦИПАЛЬНОГО РАЙОНА ……………….............................................................29
2.1 Администрация Таборинского муниципального района: статус,
структура, направления деятельности персонала....................................29
2.2 Анализ структуры персонала администрации.........................................38
2.3 Анализ мотивации и оценка уровня удовлетворённости ею
персонала администрации .........................................................................40
3. РАЗРАБОТКА РЕКОМЕНДАЦИЙ ПО ТЕХНОЛОГИИ
ФОРМИРОВАНИЯ СИСТЕМЫ ТРУДОВОЙ МОТИВАЦИИ.................. …50
3.1 Правовые основы и особенности методов и моделей мотивации муниципальных служащих…………………………………………………………..50
3.2 Рекомендации по совершенствованию мотивации в Администрации Таборинского муниципального района ………………………………………. 57
ЗАКЛЮЧЕНИЕ.............................................................. ………………………………. 62
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК.............................................................................. 66
ПРИЛОЖЕНИЯ.....................................................................................................70
Более 60 % муниципальных служащих по состоянию на 01.01.2009 года имеют высшее образование. Положительным является и тот факт, что их число с каждым годом увеличивается (рис.3).
Рис.3 |
Таблица №3
Распределение специалистов с высшим образованием
по специальностям
|
2006 |
2007 |
2008 |
Экономисты, финансисты |
3 |
4 |
5 |
Юристы |
1 |
1 |
1 |
Гуманитарное |
4 |
4 |
4 |
Управленцы |
0 |
0 |
1 |
Другие специальности |
0 |
2 |
1 |
Как видно из таблицы 3, с 01.01.2006 г. по 01.01.2009г. неизменной на протяжении этих лет оставалась численность юристов, специалистов, имеющих гуманитарное образование. Интересен и тот факт, что по-нарастающей меняется структура экономистов, финансистов, управленцев и других специальностей (рис.4).
Рис.4 |
Анализ состава работников по возрасту (табл. 4) показал, что в администрации преобладают работники в возрасте от 41 до 55 лет.
Таблица№4
Состав работников администрации по возрасту.
2006 г. |
2007 г. |
2008 г. | |
До 30 лет |
1 |
1 |
1 |
31-40 лет |
3 |
2 |
3 |
41-50 лет |
10 |
11 |
8 |
51-55 лет |
4 |
4 |
6 |
56-60 лет |
1 |
1 |
2 |
В таблице №4 показано, как изменился состав работников по возрасту.
Число работников в возрасте до 30 лет остаётся неизменным, число работников в возрасте от 40 до 60 лет с каждым годом увеличивается. В 2008 году сократилось количество служащих от 41 до 50 лет, но увеличилось от 51 до 55 и от 55 до 60 соответственно (рис.5,6,7).
Рис.5 |
Рис.6 |
Рис.7 |
Анализ состава работников по стажу муниципальной службы (табл. 5) показал, что большая доля сотрудников – стажисты, которые работают на муниципальных должностях более 10 лет (рис.8).
Таблица №5
Состав работников по стажу муниципальной службы
|
2006 |
2007 |
2008 |
До I года |
1 |
1 |
0 |
От 1 года до 5 лет |
3 |
3 |
2 |
От 5 до 10 лет |
1 |
1 |
3 |
От 1 0 до 15 лет |
5 |
5 |
4 |
От 15 до 20 лет |
9 |
9 |
9 |
От 20 до 25 лет |
- |
- |
2 |
Свыше 25 лет |
|
| |
Всего |
19 |
19 |
20 |
Рис.8
2.3 Анализ мотивации и оценка уровня удовлетворённости ею персонала администрации.
Анализ системы мотивации (стимулирования) персонала проводился с использованием двух опросных листов (анкет) в два этапа (разница во времени 6 месяцев) Основной целью первого исследования было выявление:
• какие методы стимулирования предпринимаются в данной организации;
• какие действия
по повышению мотивации
• какие из существующих методов стимулирования являются наиболее действенными.
Опрос был проведен в администрации Таборинского муниципального района. В опросе приняли участие 20 человек, ответив на вопросы предложенной анкеты (Приложение № 7).
Прежде чем перейти к выяснению наиболее популярных методов стимулирования, предпринимаемых руководством организации, было выяснено, как сами работники оценивают организацию системы мотивации сотрудников в целом.
Результаты были следующие:
43% опрошенных оценили уровень мотивации в организации как скорее высокая;
9% затруднились с ответом.
В связи с полученными ответами на первый вопрос интересно узнать: предпринимаются ли со стороны руководства какие-либо действия, чтобы повысить мотивацию сотрудников?
На данный вопрос - 59% опрошенных ответили положительно. При этом 10% респондентов ответили, что предпринимаемые руководством действия эффекта не имеют.
В качестве самых популярных методов стимулирования были названы следующие: устные похвалы и вручение грамот по результатам работы за год; создание возможностей профессионального роста сотрудников (обучение некоторых сотрудников в ВУЗах); улучшение условий труда (ремонт здания и помещений, приобретение мебели в кабинеты); предоставление большой свободы и полномочий в подготовке решений и проведении мероприятий.
На вопрос о том, какие
методы повышения мотивации сотруднико
Лидирует с огромным отрывом привязка заработной платы к результатам труда. На втором месте - создание возможности карьерного и профессионального роста, затем идет улучшение условий труда и методы морального стимулирования - вручение грамот и устные похвалы.
На вопрос о том, полезно
ли было бы усовершенствовать систему стим
Можно сделать следующие выводы:
1. Мотивационная система, хотя и представлена широко, но находится в развивающемся состоянии и требует усилий и ресурсов для ее разработки и внедрения;
2. Мотивационная политика
окончательно не разработана, вследствие
отсутствия в структуре управления
мотивирующего звена и специалистов в
области управления кадрами и социологии
труда;
3. В итоге при хорошем уровне организации трудовой деятельности
мотивирование персонала недостаточно эффективно.
Во втором опросе (приложение №8) приняли участие 20 человек - работники администрации Таборинского муниципального района. В основном приняли участие в опросе женщины (80%), мужчин (20%). Охвачены все возрастные категории от 20 и до 60 лет.
На вопрос: «Что побудило Вас принять решение трудиться в администрации?»
64% ответили
«возможность
36% ответили
«хотелось сменить сферу
20% ответили
«высокий уровень оплаты труда»
12% ответили
«возможность в будущем
получать муниципальную пенсию
На вопрос: «Какие денежные методы мотивации применяются в администрации?»
В основном на этот вопрос ответили следующим образом-«выплата должностного оклада, выплата надбавок, за стаж и выплата материальной помощи». А лишь 4% «доплата за совмещение должности», «другое».
На вопрос: «Как Вы считаете, какие методы мотивации наиболее эффективны?»
По ответам, полученным на этот вопрос, выяснилось, что наиболее эффективными методами мотивации служащие считают «выплата премий, выплата надбавок, выплата должностного оклада, за стаж». А лишь 20% «выплата материальной помощи и доплата за совмещение должности».
На вопрос: «Какие не денежные методы мотивации применяются?»
72% ответили - «предоставление отпусков»
28% ответили - «поощрения в виде грамот и благодарностей»
На вопрос «Как Вы считаете, какие методы мотивации наиболее эффективны?»
Выяснилось, что наиболее эффективными методами мотивации считают «предоставление отпусков, гибкие рабочие графики, поощрения в виде грамот и благодарностей».
На вопрос «Проводится ли у Вас обучение и развитие персонала?»
68% ответили «Да, редко»
20% ответили «Нет» и 12% ответили «Да, постоянно»
На вопрос: «Какие формы обучения используются в вашей организации?»
72% сотрудников ответили, что прошли обучение на краткосрочных тренингах и семинарах и лишь 36% прошли обучение на рабочем месте через инструктаж.
На вопрос «Предоставляется ли сотрудникам, которые обучаются за свой счет, оплачиваемый ученический отпуск»
80% ответили «Да»
20% ответили «Нет»
На вопрос: «По каким критериям вы оцениваете качество обучения сотрудников?»
84% ответили «у сотрудников появятся новые знания и навыки»
40% ответили «у сотрудников
На вопрос: «Связана ли система премирования с критериями оценки труда сотрудников или с каким-то событийным мероприятием?»
56% ответили «Нет»,
44% ответили «Да»
На вопрос «Как на вашем предприятии организована социальная работа с персоналом?»
34% ответили «есть обязательный социальный пакет»
20% ответили «оплачиваются детские путевки летние лагеря и санатории»
10% «оплачиваются санаторные путевки взрослым»
36% «выдается материальная помощь сотрудникам»
На вопрос: «Отметьте причины, по которым увольняются сотрудники из вашей организации»
54% ответили «выбор нового Главы»
22% ответили «получение наиболее выгодного предложения от другого работодателя».
14% ответили «сокращение штата»
6% ответили «нет возможности профессионального роста».
4% ответили
«плохой моральный и
На вопрос: «Какие причины удерживают Вас в этой организации?»
10% ответили «работа, которая позволяет общаться».
20%ответили «условия труда».
20% ответили «увлеченность профессией, своим делом
20% ответили «уровень оплаты»,
10% ответили «уважение со стороны окружающих».
20% ответили «сложная и важная работа», «дух единой команды» и «возможности для обучения и развития, позволяющий использовать потенциал».
На вопрос «Ваше образование»
40% ответили «средне специальное» и «неоконченное высшее»