Монополия

Автор: Пользователь скрыл имя, 17 Января 2012 в 19:21, реферат

Краткое описание

Конкуренция является движущей силой экономики и главным ценообразующим фактором. Во многом от конкуренции зависит производство товаров влияние фирм на рынке товаров и услуг. Конкуренция на внутренних рынках стран с рыночной экономикой поддерживается благодаря относительно свободному притоку иностранных товаров. Так что наряду с внутренними конкурентами приходится иметь дело и с внешними. Конкуренция оживляет и стимулирует бизнес, повышая его эффективность. В современной экономической структуре преобладающие позиции принадлежат крупным производителям, корпорациям, состоящим из огромного количества звеньев и подразделений, имеющих зачастую транснациональный характер1. Возможности самонастройки рыночного механизма в таких экономических «монстрах» ослаблены. Поэтому во всех развитых странах стала распространенной практика конкурентной борьбы между предприятиями, входящими в одну корпорацию. Рынок с присущей ему конкуренцией создает прочную основу товарного хозяйства (производства), становится главным элементом этого механизма. Множество «внутренних миров», какими являются производственные системы независимых автономных товаропроизводителей, повседневно выталкивают во «внешнюю сферу», на рынок свою продукцию. Товары одних производителей сталкиваются на рынке с товарами других, вступая сними в конкуренцию за деньки покупателя. В свою очередь покупатели тоже могут вступать в конкурентную борьбу между собой и борясь за приобретение ценного товара или товаров находящихся в ограниченном количестве. Такая конкурентная борьба наблюдается на биржах, аукционах, при покупке акций той или иной фирмы. В современном мире конкуренция важный фактор развития экономики.

Файлы: 1 файл

монополия.doc

— 264.50 Кб (Скачать)

     Аналогично  определяется зона, в которой покупатель может рационально приобрести нужный ему товар, т.е. не ехать за ним  так далеко, что покупка теряет хозяйственный смысл. Как правило, зоны действия продавца и покупателя совпадают (за исключением особых случаев, когда покупатель в силу специфических причин нуждается в особо удобном доступе к товару, что сужает зону эффективной поставки), определяя таким образом географические границы рынка, рассматриваемого в суде в качестве возможного объекта монополизации.

 

4 Взаимосвязь  между конкуренцией  и монополией

 

     Конкуренция неразрывна со своей противоположностью — монополией, которая выступает  дополнительным фактором развития рынка, усложняющим его нормальную деятельность. Этот фактор, не сумевший набрать силу на начальной ступени капиталистического товарного хозяйства, стал в XX в. играть определяющую роль в производстве и реализации товаров.

     Монополия (греч. «монос» — один, «полео»  — продаю) — исключительное право производства, промысла, торговли и других видов деятельности, принадлежащее одному лицу, определенной группе лиц или государству. Это означает, что по своей природе монополия — сила, подрывающая конкуренцию и стихийный рынок. Абсолютная же монополия, охватывающая всю экономику, полностью исключает механизм свободной рыночной конкуренции. В разных странах и в различные исторические периоды в экономике возникают различные виды монополий.

     Может показаться, что монополия и конкуренция  совершенно несовместимы друг с другом. Ведь монополизация способна в конечном счете устранить свободную конкуренцию, а последняя, в свою очередь, подрывает чье-либо господство на рынке.

     Между тем монополия находится в  весьма сложной и противоречивой взаимосвязи с конкуренцией. Уже тот факт, что производство и реализация какого-то продукта захвачены монополистической группой крупных предпринимателей, получающих от этого большую выгоду, вызывает острое соперничество — стремление других бизнесменов получать тот же выигрыш. С другой стороны, внутренняя логика рыночного состязания ведет к монополии: если какой-то предприниматель стремится победить своих соперников, то он, добившись такой цели, начинает господствовать на рынке. Одним словом, монополия порождает конкуренцию, а конкуренция — монополию. 
 

     В современных условиях крупные капиталистические  объединения не уничтожили конкуренцию, а сосуществуют вмести с ней, что  обостряет и углубляет общее  соперничество. Противоречивая связь «конкуренция — монополия» напоминает спортивную борьбу, известную под названием «перетягивание каната», в которой меряются силами противостоящие друг другу группы людей.

     Имеется значительное число предприятий, которые  не входят в монополистические объединения  и ведут тяжелое противоборство с ними. В каждой стране монополии встречают в числе конкурентов иностранные компании, проникающие на внутренний рынок. Стало быть, за небольшим исключением монополизация не приводит к сосредоточению всего производства какого-либо товара в руках единственной фирмы.

     Однако  с другой стороны можно сказать, что: конкуренции противоречит монополия. Понятие «монополия» означает исключительное право.

 

5 Антимонопольное государство

     В течение столетий исторического  развития товарного производства (непосредственной причиной возникновения которого была частная собственность на средства производства) именно рынок был той реальной силой, которая препятствовала тотальной монополизации экономики.

     В странах с развитыми рыночными  системами государство противопоставляет  монополизму весь свой экономический и политический потенциал, находит действенные меры и механизмы демонтажа опасных для экономики монополистических структур. Во многом по этой причине крупные корпорации часто предпочитают воздерживаться от монополистического поведения. И поступают так не только из-за действующих антимонопольных законов, а потому что образованная с участием государства экономико-политическая среда поощряет конкуренцию, а не монополизм.

     Антимонопольная политика государства всегда опирается  на антимонопольное законодательство. Это законодательство включает в себя пакет законов, направленных на достижение успешного функционирования рынка и регулирование конкуренции между фирмами и предприятиями. Антимонопольное законодательство — это сложная и разветвленная сеть законов, судебных решений и правовых норм. Все эти меры направлены на регулирование действий фирм и корпораций на рынке товаров и услуг, на рынке капиталов, отсекая те из них, которые признаются недобросовестными, некачественными по отношению к правам производителей и потребителей, а также просто вредными для общества.

     Примером  действия такого рода законодательства на практике может служить экономическая  действительность США — антитрестовский  закон Шермана (1890 г.). Американское законодательство направлено на обеспечение равных стартовых возможностей предпринимательства, на замедление процесса перерастания конкуренции в монополию.

5.1 Антимонопольная  политика России

     Что касается антимонопольной политики государства РФ, то здесь ситуация выглядит следующим образом.

     Для России характерен высокий уровень  монополизации  (государственной, ведомственной  и отраслевой). Это проявляется  также в монопольном поведении  основной массы предприятий, особенно после либерализации цен в  январе 1992 г. Выражением такого поведения является стремление к взвинчиванию цен при снижении объемов производства и качества продукции, нежелание осуществлять структурную перестройку, переход на освоение новой техники и новой технологии и т.д. Существующая практика антимонопольного регулирования не содержит в себе действенного конкурентного механизма.

     Закон РФ "О конкуренции и ограничении  монополистической деятельности на товарных рынках" (март 1991 г.) недостаточно учитывал специфику российской экономики. Тем не менее в первом варианте были заложены некоторые основы антимонопольного законодательства. Государственная Дума в апреле 1995 г. внесла поправки к этому закону (частичные изменения и дополнения) и приняла его в новом варианте в целом. Президент РФ утвердил этот закон 25 мая 1995 г.

     В рамках ближайшей стратегии в  условиях экономической реформы  выделялись первоочередные мероприятия  антимонопольной политики на 1995—1997 гг.:

     - разработка и реализация Государственной  программы демонополизации экономики  и развития конкуренции;

     - выявление и пресечение незаконных действий государственных органов и органов местного самоуправления, приводящих к ограничению или подрыву конкуренции;

     - защита предпринимателей от преступных  посягательств и злоупотреблений  со стороны должностных лиц;

     - учет антимонопольных требований при формировании экспортно-импортной политики;

     - ужесточение санкций за незаконные  соглашения о разделе рынка,  регулирования цен, затруднения  доступа на рынок новых конкурентов;

     - налаживание контроля за процессами  концентрации производства и объемов продаж; разрушение административных надстроек над производителем товаров и услуг;

     - совершенствование законодательной  базы антимонопольной политики.

     Антимонопольная политика в среднесрочной перспективе  на 1997—2000 гг. будет реализовываться по следующим основным направлениям.

     1. Совершенствование правовой базы, форм и методов антимонопольного  контроля и регулирования в  целях предупреждения и пресечения  злоупотреблений рыночной властью,  сговоров, соглашений и согласованных  действий, имеющих результатом ограничение  конкуренции и (или) ущемление интересов хозяйствующих субъектов или граждан, недобросовестной конкуренции.

     2. Демонополизация экономики и  создание условий для развития  конкуренции на монополизированных  товарных рынках с высокой  степенью концентрации поставок, устранение барьеров для развития конкуренции и входа на рынки хозяйствующих субъектов.

     3. Противодействие созданию новых   монопольных структур в результате  перераспределения собственности,  реализации корпоративной инвестиционной  политики и интеграционных процессов,  в том числе при формировании ФПГ.

     4. Распространение антимонопольных  требований на рынки финансовых, в том числе банковских и  страховых, услуг.

     5. Согласование целей, задач и  мер по демонополизации и развитию  конкуренции на товарных рынках, гармонизации антимонопольного законодательства в рамках единого экономического пространства СНГ, адаптации конкурентной политики в целях вхождения России в мировое экономическое сообщество.

     В соответствии с Программой будет  осуществляться также специальная  политика в отношении естественных монополий на основе действующего законодательства. По закону "О естественных монополиях" сфера регулирования на федеральном уровне включает: транспортировку нефти и нефтепродуктов по магистральным трубопроводам, транспортировку газа по трубопроводам, услуги по доставке электроэнергии и тепловой энергии, железнодорожные пере--возки, услуги транспортных терминалов, портов и аэропортов, услуги общедоступной электрической и почтовой связи. На региональном уровне — коммунальные услуги, включая теплоснабжение, канализацию, водоснабжение и т.д. Здесь государственное регулирование считается оправданным, так как конкуренция между аналогичными предприятиями почти невозможна по технологическим или экономическим причинам.

     Среди комплекса мер антимонопольной политики следует отметить и такие: упрощение процедуры создания и предоставления льгот мелким и средним предприятиям, стимулирование процессов диверсификации производства; налоговые льготы для производителей, впервые выходящих на высокомонополизированные внутренние и внешние рынки; применение санкций за злоупотребление монопольным положением. Особое внимание уделяется применению традиционных в мировой практике методов государственного регулирования, в частности, цен и тарифов на товары и услуги, а также ресурсы естественных монополий10.

     Основным  фактором, под воздействием которого будет формироваться антимонопольная  политика в ближайшие несколько  лет, является открытие экономики для  иностранной конкуренции, в том  числе создание свободных экономических зон.

     Одним словом, антимонопольная политика государства  должна включать в себя меры по разрушению препятствий, воздвигаемых монополистическими структурами на пути экономического развития, а также меры по созданию экономического пространства, где должен функционировать эффективный конкурентный рынок.

     Антимонопольное законодательство должно быть упреждающим  с тем, чтобы монополист соблюдал "правила игры", установленные  нормы или воздерживался от противоправных действий. Оно должно ставить преграды старым принципам управления и сращиванию управляющих органов и хозяйствующих субъектов.

     В связи с этим необходимо повышать статус антимонопольных органов, их большую независимость от правительственных  структур. Одним словом, антимонопольное  законодательство должно быть эффективным, комплексным и системным. Оно должно быть увязано с другими законами, которые непосредственно или косвенно связаны с антимонопольной политикой государства.

     Для выяснения действенности антимонопольного законодательства в РФ можно применить, например, следующее тестирование;

     1. Какова глубина его взаимосвязи  с другими законами?

     2. Насколько точно закон трактует  основные понятия, позволяющие  выявить монополиста?

     3. Каков основной критерий подхода  к монополисту: его положение  или поведение на рынке?

     4. Различает ли законодательство  монополистов по сферам деятельности?

Информация о работе Монополия