Монополия

Автор: Пользователь скрыл имя, 15 Апреля 2011 в 23:05, курсовая работа

Краткое описание

Монополии, обладая исключительным положением, всюду устраняют конкурентов, разрушая тем самым нормальный рынок, снижают качество продукции, игнорируя достижения НТП, вызывают снижение общей эффективности производства.

Оглавление

ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………………………..3
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ МОНОПОЛИЙ И НТП В ЭКОНОМИЧЕСКОЙ НАУКЕ
1.1 Понятие и сущность монополий…………………………………………. 5
1.2 Виды монополий и их характеристика………………………………….10
1.3 Понятие научно - технического прогресса его значение в экономике…...14
ГЛАВА 2. АНАЛИЗ СОВРЕМЕННОГГО СОСТОЯНИЯ НАУЧНО-ТЕХНИЧЕСКОГО ПРОГРЕССА В РОССИИ
2.1 Проблемы научно-технического прогресса на современном этапе……...19
2.2 Направления государственного регулирования НТП……………………..23
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАНОЙ ЛИТЕРАТУРЫ………………………………29
ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………………………….31

Файлы: 1 файл

монополии и нтп.doc

— 140.50 Кб (Скачать)
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

     СОДЕРЖАНИЕ

ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………………………..3

ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ МОНОПОЛИЙ  И НТП В ЭКОНОМИЧЕСКОЙ НАУКЕ

    1. Понятие и сущность монополий…………………………………………. 5

1.2  Виды  монополий и их характеристика………………………………….10

1.3 Понятие научно - технического прогресса его значение в экономике…...14

ГЛАВА 2. АНАЛИЗ СОВРЕМЕННОГГО СОСТОЯНИЯ  НАУЧНО-ТЕХНИЧЕСКОГО ПРОГРЕССА В  РОССИИ

2.1 Проблемы  научно-технического прогресса на  современном этапе……...19

2.2 Направления  государственного регулирования НТП……………………..23

СПИСОК  ИСПОЛЬЗОВАНОЙ ЛИТЕРАТУРЫ………………………………29

ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………………………….31 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

     ВВЕДЕНИЕ

     В современном мире монополия - это  исключительное право производства, промысла, торговли и других видов  деятельности, принадлежащее одному лицу, определенной группе лиц или государству. Это означает, что по своей природе монополия - это сила, подрывающая конкуренцию и стихийный рынок. Абсолютная монополия, охватывающая всю экономику, полностью исключает механизм свободной рыночной конкуренции. В разных странах и в различные исторические периоды в экономике возникают различные виды монополий: естественные, легальные и искусственные.

     Монополии, обладая исключительным положением, всюду устраняют конкурентов, разрушая тем самым нормальный рынок, снижают качество продукции, игнорируя достижения НТП, вызывают снижение общей эффективности производства.

     Отношение общественности и государства к  различным формам монополий всегда двойственно вследствие противоречивой роли монополий в экономике. Монополии ограничивают выпуск продукции и устанавливают более высокие цены в силу своего монопольного положения на рынке, что вызывает нерациональное распределение ресурсов и обуславливает усиление неравенства доходов. Монополия снижает жизненный уровень населения. Не всегда фирмы-монополисты используют в полной мере свои возможности для обеспечения НТП (научно-технического прогресса). Монополии не имеют достаточных стимулов для повышения эффективности за счет НТП, так как нет конкуренции.

     Актуальность работы связана с тем, что на современном этапе в России все больше крупных предприятий и организаций, обладающих значительной частью рынка, игнорируют необходимость научно-технического прогресса. Данная тема достаточно широко исследована, исследование данного вопроса представлено в трудах Пигу А., Долана Э.Дж., Линдсей Д., Шумпетера Й.  

     Цель  данной работы – изучить  особенности  монополии как рыночной структуры  в условиях современного научно-технического прогресса. Для достижения цели необходимо решить следующие задачи:

  1. Определить понятие и сущность монополии
  2. Рассмотреть виды монополий и их характеристику
  3. Рассмотреть понятие научно-технического прогресса в экономической науке
  4. Выявить проблемы,  возникающие при НТП
  5. Определить направления государственного регулирования НТП

     Объектом  данной работы выступают монополия  как рыночная структура и научно-технический  прогресс.

     Предметом работы являются проблемы, возникающие  при НТП и государственные  меры по их решению.

     Работа  включает в себя введение, две главы, заключение и список использованной литературы 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

     ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ  АСПЕКТЫ МОНОПОЛИЙ  И НТП В ЭКОНОМИЧЕСКОЙ  НАУКЕ

    1. Понятие и сущность монополий

     Монополии – это крупные хозяйственные объединения (картели, синдикаты, тресты, концерны и так далее), находящиеся в частной собственности (индивидуальной, групповой или акционерной) и осуществляющие контроль над отраслями, рынками и экономикой на основе высокой степени концентрации производства и капитала с целью установления монопольных цен и извлечения монопольных прибылей. Господство в экономике служит основой того влияния, которое монополии оказывают на все сферы жизни страны1.

     При анализе монополии важно учитывать  неоднозначность самого термина  «монополия». Слово монополия латинского происхождения, «моно» – один, «полио» – продаю. В реальной действительности практически невозможно найти ситуацию, когда на рынке действовала бы одна единственная фирма – производитель товаров не имеющих субститов. Следовательно, в использовании термина монополия, а тем более «чистая» монополия всегда присутствует известная доля условности.

     Монополия экономики – серьезное  препятствие  для развития рынка, для которого более характерной является монополистическая  конкуренция. Она предполагает смешение монополии и конкуренции. Монополистическая конкуренция представляет такую рыночную ситуацию, когда значительное число небольших производителей предлагает похожую, но не идентичную продукцию. Каждое предприятие обладает относительно небольшой долей рынка, поэтому имеет ограниченный контроль над рыночной ценой. Наличие большого числа предприятий гарантирует, что тайный сговор, согласованные действия предприятий с целью ограничения объема производства и повышения цен почти невозможен.

     Всеобщая  форма монополий развивается  тогда, когда объединение предпринимателей всесторонне – с помощью государства подчиняют себе народное хозяйство и оказываются на большинстве рынков и основными продавцами, и основными покупателями. При этом само государство выступает крупнейшим монополистом, сосредотачивая в своих руках целые отрасли и производительные комплексы, как, например, военно-промышленный комплекс2.

     Отношение общественности и государства к  различным формам монополий всегда двойственно вследствие противоречивой роли монополий в экономике. Монополии ограничивают выпуск продукции и устанавливают более высокие цены в силу своего монопольного положения на рынке, что вызывает нерациональное распределение ресурсов и обуславливает усиление неравенства доходов. Монополия снижает жизненный уровень населения. Не всегда фирмы-монополисты используют в полной мере свои возможности для обеспечения НТП (научно-технического прогресса). Монополии не имеют достаточных стимулов для повышения эффективности за счет НТП, так как нет конкуренции.

     Характерными чертами монополии являются следующие:

  1. Отрасль состоит из одной фирмы, которая является единственным производителем данного продукта или поставщиком услуги.
  2. Из первого признака вытекает, что покупатель должен приобретать продукт у монополиста или обходиться без него. То, что не существует близких заменителей монополизированного продукта, имеет большое значение для рекламы. Впрочем, монополисту часто нет нужды использовать рекламу.
  3. В условиях монополизированного производства производитель диктует цену и имеет возможность манипулировать количеством предложенного продукта.
  4. Существование монополии предполагает наличие барьеров для появления в отрасли аналогичных производств, создаваемых другими производителями. Эти барьеры могут быть экономическими, техническими или юридическими3.

     Современная экономическая теория выделяет три  типа монополий:

     1) монополия отдельного предприятия;

     2) монополия как соглашение;

     3) монополия, основывающаяся на дифференциации продукта.

     Достичь монопольного положения первым путем  нелегко, о чем свидетельствует сам факт исключительности этих образований. Кроме этого, этот  путь к монополии можно считать “порядочным”, поскольку он предусматривает постоянное повышение эффективности деятельности, достижения преимущества над конкурентами.

     Более доступным и распространенным является путь соглашения нескольких крупных фирм. Он дает возможность быстро создать ситуацию, когда продавцы (производители) выступают на рынке едино, когда сводится на "нет" конкурентная борьба, прежде всего ценовая, покупатель оказывается в безальтернативных условиях.

     Различают пять основных форм монополистических  объединений. Монополии монополизируют все сферы общественного воспроизводства: непосредственно производство, обмен, распределение и потребление. На основе монополизации сферы обращения возникли простейшие формы монополистических объединений - картели и синдикаты.

     Картель - это объединение нескольких предприятий одной сферы производства, участники которого сохраняют собственность на средства производства и произведенный продукт, производственную и коммерческую самостоятельность, и договариваются о доле каждого в общем, объеме производства, ценах, рынках сбыта. В картельном соглашении могут оговариваться единые для всех его участников уровни цен и условия продаж покупателям.

     Синдикат  - это объединение ряда предприятий одной отрасли промышленности, участники которого сохраняют средства на средства производства, но теряют собственность на произведенный продукт, а значит, сохраняют производственную, но теряют коммерческую самостоятельность. У синдикатов сбыт товара осуществляется общей сбытовой конторой.

     Существует  также  такой способ монополизации, как корнер. Корнер – способ, придуманный еще в ХVI веке. Смысл этого метода прост: купцы или производители заключают тайное соглашение о скупке о временном изъятии с рынка какого-либо товара, чтобы искусственно создать его дефицит и вызвать рост цен. После чего товар из запасов выбрасывается на рынок, и участники «ринга» получают повышенный доход.

     Например, в 1931 году участники Международного оловянного картеля организовали корнер по олову. Они скупили огромное количество олова и создали на него ажиотажный спрос, вызвавший, в свою очередь, резкий рост цен. Добившись этого, участники корнера  спустя  год распродали свои запасы металла с огромной прибылью4.

     Более сложные формы монополистических  объединений возникают тогда, когда  процесс монополизации распространяется и на сферу непосредственного  производства. На этой основе появляется такая более высокая форма  монополистических объединений как трест.

     Трест - это объединение ряда предприятий одной или нескольких отраслей промышленности, участники которого теряют собственность на средства производства и произведенный продукт, производственную и коммерческую самостоятельность. Иными словами, они объединяют производство, сбыт, финансы, управление, а на сумму вложенного капитала собственники отдельных предприятий получают акции треста, которые дают им право принимать участие в управлении и присваивать соответствующую часть прибыли треста.

     Существуют  также отраслевые холдинги, созданные  в результате скупки пакетов конкурирующих  фирм и установлении благодаря этому  над ними экономического контроля с  целью проведения единой монопольной  политики продаж и цен.

     Многоотраслевой концерн — это объединение десятков и даже сотен предприятий различных отраслей промышленности, транспорта, торговли, участники которого теряют собственность на средства производства и произведенный продукт, а главная фирма осуществляет над другими участниками объединения финансовый контроль.

     В 60-х годах в США и некоторых  странах капитала появились и   начали развиваться конгломераты, то есть монополистические объединения, образованные путем поглощения прибылей разно отраслевых предприятий, не имеющих  технического и производственного единства.

     Опыт  показывает, что монополии, монополизировав  определенную отрасль и, захватив прочные  и монопольные позиции, рано или  поздно теряют динамику развития и  эффективности. Объясняется это  тем, что преимущества крупного производства не являются абсолютными, они приносят увеличение прибыльности только до определенных пор. 
 
 
 
 
 
 
 
 

     1.2 Виды монополий и их характеристика

Информация о работе Монополия