Монополия

Автор: Пользователь скрыл имя, 15 Апреля 2011 в 23:05, курсовая работа

Краткое описание

Монополии, обладая исключительным положением, всюду устраняют конкурентов, разрушая тем самым нормальный рынок, снижают качество продукции, игнорируя достижения НТП, вызывают снижение общей эффективности производства.

Оглавление

ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………………………..3
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ МОНОПОЛИЙ И НТП В ЭКОНОМИЧЕСКОЙ НАУКЕ
1.1 Понятие и сущность монополий…………………………………………. 5
1.2 Виды монополий и их характеристика………………………………….10
1.3 Понятие научно - технического прогресса его значение в экономике…...14
ГЛАВА 2. АНАЛИЗ СОВРЕМЕННОГГО СОСТОЯНИЯ НАУЧНО-ТЕХНИЧЕСКОГО ПРОГРЕССА В РОССИИ
2.1 Проблемы научно-технического прогресса на современном этапе……...19
2.2 Направления государственного регулирования НТП……………………..23
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАНОЙ ЛИТЕРАТУРЫ………………………………29
ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………………………….31

Файлы: 1 файл

монополии и нтп.doc

— 140.50 Кб (Скачать)

     Существуют  разные виды монополий, которые можно  классифицировать на три основных:

     1. естественная,

     2. административная

     3. экономическая

     Естественная  монополия возникает вследствие объективных причин. Она отражает ситуацию, когда спрос на данный товар в лучшей степени удовлетворяется  одной или несколькими фирмами. В ее основе — особенности технологий производства и обслуживания потребителей. Здесь конкуренция невозможна или нежелательна. Примером могут служить энергообеспечение, телефонные услуги, связь. В этих отраслях существует ограниченное количество, если не единственное национальное предприятие, и поэтому, естественно, они занимают монопольное положение на рынке.

     Основными признаками естественной монополии  являются следующие:

     1. Деятельность субъектов естественных монополий эффективнее в отсутствии конкуренции, что связано  с существенной экономией на масштабах производства и высокими условно-постоянными издержками. К таким сферам относят, например, транспорт. Затраты на доставку груза или перевозку одного пассажира тем ниже, чем больше грузов или пассажиров перевозятся в данном направлении.

     2. Высокие барьеры входа на рынок, поскольку фиксированные издержки, связанные со строительством таких сооружений, как дороги, линии связи, столь высоки, что организация подобной параллельной  системы, выполняющей те же самые функции (строительство дорог и трубопровода или прокладка железнодорожного полотна проблематична) вряд ли может окупиться.

     3. Низкая эластичность спроса, поскольку спрос на продукцию или услуги, производимые субъектами естественной монополии, в меньшей степени зависит от изменения цены, чем  спрос на другие виды продукции (услуг), поскольку их не возможно заменить другими товарами. Данная продукция удовлетворяет важнейшие потребности населения или других отраслей промышленности. К таким товарам относится, например, электроэнергия. Если предложим, рост цен на автомобили заставит многих потребителей  отказаться от приобретения собственной машины, и они будут пользоваться общественным транспортом, то даже значительное повышение  тарифов электроэнергию вряд ли приведет к отказу от ее потребления, поскольку заменить ее эквивалентным  энергоносителем сложно5.

     Административная  монополия возникает вследствие действий государственных органов. С одной стороны, это предоставление отдельным фирмам исключительного  права на выполнение определенного  рода деятельности. С другой стороны, это организационные структуры для государственных предприятий, когда они объединяются и подчиняются разным главкам, министерствам, ассоциациям. Здесь, как правило, группируются предприятия одной отрасли. Они выступают на рынке как один хозяйственный субъект, и между ними не существует конкуренции. Экономика бывшего Советского Союза принадлежала к наиболее монополизированным в мире. Доминирующей там была именно административная монополия, прежде всего монополия всесильных министерств и ведомств. Более того, существовала абсолютная монополия государства на организацию и управление экономикой, которая основывалась на господствующей государственной собственности на средства производства.

     В другой экономической  литературе выделяют государственную монополию. Существование государственных монополий на рынке конкретных товаров и услуг вызвано как естественным монополизмом отдельных государственных предприятий (например, железнодорожный транспорт), так и государственными ограничениями притока новых фирм в какую-либо отрасль (например, в области экспортно-импортных операций стратегически важных товаров и т. д.).

     В отличие от совершенного конкурента, принимающего рыночную цену как данную извне, монополия сама определяет свои цены, исходя из объема рыночного спроса и величины своих издержек. Монополизация рынка ведет, как правило, к относительному сокращению объемов производства и более высоким рыночным ценам на реализуемые монополией товары и услуги. Вот почему во всех развитых странах мира государство проводит более или менее жесткую политику регулирования деятельности монополий, особенно естественных, и поощрения сил конкуренции на рынке.

     Экономическая монополия является наиболее распространенной. Ее появление обусловлено экономическими причинами, она развивается на основе закономерностей хозяйственного развития. Речь идет о предпринимателях, которые сумели завоевать монопольное положение на рынке. К нему ведут два пути. Первый заключается в успешном развитии предприятия, постоянном увеличении его масштабов путем концентрации капитала. Второй (более быстрый) основывается на процессах централизации капиталов, то есть на добровольном объединении или поглощении победителями банкротов. Тем или иным путем или при помощи обеих, предприятие достигает таких масштабов, когда начинает доминировать на рынке.

     По  этому вопросу  причин появления  монополий в экономической литературе существуют две точки зрения. По первой монополизм трактуется как случайный, не свойственный рыночному хозяйству. Что касается другой точки зрения, то монополистические образования определяются как закономерные. Один из тех, что предпочитают такие взгляды -английский экономист А. Пигу. Он настаивает на том, что “монополистическая власть не возникает случайно”6. Она является логическим завершением стратегии предприятий. Еще сформулированный А. Смитом принцип экономической выгоды заставляет предприятия постоянно искать возможности  увеличения  своих прибылей.  Одной  из  них,  наиболее притягательной и надежной, является создание или достижение монопольного положения. Иной движущей  силой действий предпринимателей в этом направлении является закон концентрации производства и капитала. Как известно, действие этого закона наблюдается на всех этапах развития рыночных отношений. Его движителем является конкурентная борьба. Чтобы выжить в такой борьбе, получить большие прибыли, предприниматели вынуждены вводить новую технику, увеличивать масштабы производства. При этом из массы  средних и малых предприятий отделяется несколько более крупных. Когда это происходит, у крупнейших предпринимателей возникает альтернатива: или продолжать между собой убыточную конкурентную борьбу, или прийти к соглашению относительно масштабов производства, цен, рынков сбыта7. Как правило, они выбирают второй вариант, который приводит к появлению сговора между ними, что является одним из основных признаков монополизации экономики. Таким образом, важно отметить, что появление предприятий-монополистов обусловлено прогрессом производительных сил, реализацией преимуществ крупного предприятия над малым.

     За  свою историю человечество накопило немалый опыт  столкновений  с  монополиями и убедилось, что  монополия – это экономическое  зло. Появление монополий  нарушает нормальную работу  рыночных механизмов, а это вредно для интересов  нации в целом. И потому большинство стран мира постепенно пришло к пониманию необходимости борьбы с монополией. 
 

          1.3 Понятие научно - технического прогресса его значение в экономике

     Современный мир сформировался в ряде факторов, основной из которых - научно-технический прогресс (НТП). Основные особенности современного мира определяются НТП. Научно – технический прогресс (НТП) – это процесс постоянного обновления всех элементов воспроизводства, главное место в котором принадлежит обновлению техники и технологии. Этот вопрос вечен и постоянен, как вечна и постоянная работа человеческой мысли, призванной облегчить и сократить затраты человеческого и умственного труда на достижение конечного результата в трудовой деятельности.

     Главное социально – экономическое предназначение реализации достижений НТП состоит в удешевлении единицы производимой продукции, то есть в сокращении совокупных (живого и овеществленного) затрат труда в расчете на единицу производимой продукции. В этом предназначении состоит основная функция НТП, позволяющая разрешать противоречие между постоянно расширяющимися экономическими потребностями человеческого общества и ограниченными возможностями для их удовлетворения8.

     Первые  подходы к объяснению феномена НТП  на микроуровне то есть. на уровне конкретных фирм сделал еще в начале XX века великий австроамериканский экономист Йозеф А. Шумпетер. В вышедшей в 1911 г. работе «Теория экономического развития» он разграничил две стороны хозяйственной жизни: рутинный кругооборот и развитие или инновацию. 
Рутинный кругооборот связан с постоянным повторением и возобновлением производства. Участвующие в нем фирмы из прошлого опыта знают рецепты правильного поведения. Им просто принимать решения, т.к. ситуация понятна и легко предвидеть результаты своих действий. При этом в экономике – как и в жизни вообще – количественно преобладает рутина.  
Знакомый нам принцип «невидимой руки» А.Смита описывает как раз именно такое рутинное поведение фирм в экономике. Отстаивая свои интересы, компании строго рационально реагируют на изменения обстановки и, сами того не желая, толкают экономику к оптимальному состоянию. А именно, к оптимальному состоянию в статическом понимании оптимума – уточняет Й. Шумпетер9.

     Как известно, позитивная взаимосвязь НТП - экономический рост сначала была доказана в рамках неоклассических моделей роста с экзогенным техническим прогрессом. Наиболее отчетливо выводы о роли фактора НТП были сделаны профессором Массачусетсткого технологического института Р. Солоу, удостоенным впоследствии Нобелевской премии.

     Авторы  новой теории роста П. Ромер и  Р. Лукас сумели ввести в модель роста  фактор технического прогресса как  эндогенный. Главные измерения этого  фактора расходы на ИР и инвестиции в человеческий капитал. Один из главных  выводов этой модели заключается в том, что экономика, обеспечивающая накопление больших ресурсов человеческого капитала и непрерывное развитие науки и инновационной сферы, имеет в долгосрочной перспективе лучшие показатели роста, чем экономика, лишенная этих преимуществ.

     Шумпетеру также принадлежит теория эффективной конкуренции, в которой рыночный механизм в эпоху «большого  бизнеса» рассматривается как плодотворное взаимодействие сил монополии и конкуренции, базирующихся на нововведениях. Ученый подчеркивает, что в реальности на рынках существует "гибрид" моделей «чистой монополии» и «чистой конкуренции». С одной стороны, стремление завоевать монопольные позиции является основным стимулом конкуренции, а с другой, монополистическая власть подстегивает конкуренцию, так как отрасли, получающие монопольную прибыль, привлекают других  производителей. Следовательно, монополия становится мощным стимулом обострения конкуренции. Вместе с тем Шумпетер отмечает, что конкуренция не  всегда эффективна. Часто она носит  расточительный характер, сопровождается нецелесообразным  использованием ресурсов, деформацией спроса.

     Шумпетер  осуществляет анализ монополии и  конкуренции с точки зрения динамики экономических  процессов, что противостоит неоклассической теории, традиционно  рассматривающей функционирование рынка лишь через призму статической эффективности, т.е. способности экономики обеспечивать потребителям наиболее полное удовлетворение спроса за счет имеющихся ресурсов.

     Шумпетер  разрабатывает новый критерий оценки эффективности экономики — способность увеличивать удовлетворение потребительского спроса за счет введения инноваций, то есть  с точки зрения увеличения эффективности, приходящейся на единицу используемых ресурсов.

     Нововведения  образуют стержень конкуренции нового типа, которая  динамизирует экономические процессы, являясь процессом творческого разрушения равновесных ситуаций, ускорения изменения  самих условий формирования издержек производства, цен, качества товаров.

     Динамическую  конкуренцию, основанную на снижении издержек производства и повышении качества продукции за счет нововведений, Шумпетер называет эффективной конкуренцией, которая является мощным стимулом расширения объемов производства, производительности труда, снижения цен, расширения ассортимента выпускаемой продукции10.

     Наилучшие условия для осуществления конкуренции нового типа, по мнению ученого, создают монополии, которые являются крупными корпорациями, сосредотачивающими в своих руках огромные ресурсы, которые выступают в качестве носителей технического прогресса. 

     В связи с этим Шумпетер приходит к выводу о том, что изменяются  условия возникновения монополии. На ранних этапах монопольная прибыль базировалась на особых правах и привилегиях, предоставленных властями, или на исключительной собственности на

     дефицитные  ресурсы и невоспроизводимые блага. Теперь она является результатом внедрения нововведений, вознаграждением за техническое и организаторское новаторство.

     Монополию, которая представляет собой следствие  нововведений, Шумпетер называет «эффективной». С ней несовместимы застой, регресс, эксплуатация покупателей посредством цен.

     Придавая  значение созданию условий для инновационного прогресса, Шумпетер оправдывает любую  степень монополизации, если она  стимулирует технический прогресс, отвергает возможность длительной монополистической деформации  процессов конкуренции.

     Таким образом, рыночная система у Шумпетера  представлена как «абсолютно конкурентная», где всеобщность и эффективность  конкуренции достигает наивысшего уровня.

     Логически завершая теорию развития капитализма, Шумпетер выступает с идеей самоотрицания, «умирания» капитализма, понимаемого весьма узко, как частнопредпринимательская система классического типа, основанная на средней и мелкой собственности.

     Капитализм, оставаясь экономически эффективным, гибнет, по мнению Шумпетера, вследствие ряда имманентных капиталистическому процессу факторов. Технический прогресс и инновации все в большей степени становятся  уделом  специалистов-менеджеров, организованных в команды. Функции предпринимателя институционализируются, предприимчивость и риск отступают на второй план. Это подрывает значение предпринимательства, а, следовательно, и самого капиталистического строя, базирующегося на нем. Акционерная форма собственности повсеместно теснит частную, искажая мотивы хозяйствования. Интересы акционеров перемещаются из материального производства в область функционирования фиктивного капитала, фондовых бирж, ценных бумаг. Регулирование экономической жизни все сильнее концентрируется в руках «социального» государства11.

Информация о работе Монополия