Монополия

Автор: Пользователь скрыл имя, 17 Января 2012 в 19:21, реферат

Краткое описание

Конкуренция является движущей силой экономики и главным ценообразующим фактором. Во многом от конкуренции зависит производство товаров влияние фирм на рынке товаров и услуг. Конкуренция на внутренних рынках стран с рыночной экономикой поддерживается благодаря относительно свободному притоку иностранных товаров. Так что наряду с внутренними конкурентами приходится иметь дело и с внешними. Конкуренция оживляет и стимулирует бизнес, повышая его эффективность. В современной экономической структуре преобладающие позиции принадлежат крупным производителям, корпорациям, состоящим из огромного количества звеньев и подразделений, имеющих зачастую транснациональный характер1. Возможности самонастройки рыночного механизма в таких экономических «монстрах» ослаблены. Поэтому во всех развитых странах стала распространенной практика конкурентной борьбы между предприятиями, входящими в одну корпорацию. Рынок с присущей ему конкуренцией создает прочную основу товарного хозяйства (производства), становится главным элементом этого механизма. Множество «внутренних миров», какими являются производственные системы независимых автономных товаропроизводителей, повседневно выталкивают во «внешнюю сферу», на рынок свою продукцию. Товары одних производителей сталкиваются на рынке с товарами других, вступая сними в конкуренцию за деньки покупателя. В свою очередь покупатели тоже могут вступать в конкурентную борьбу между собой и борясь за приобретение ценного товара или товаров находящихся в ограниченном количестве. Такая конкурентная борьба наблюдается на биржах, аукционах, при покупке акций той или иной фирмы. В современном мире конкуренция важный фактор развития экономики.

Файлы: 1 файл

монополия.doc

— 264.50 Кб (Скачать)

     5. Есть ли градация мер, применяемых  к монополисту, в зависимости  от его поведения на рынке?

     6. Различает ли законодательство  жесткость мер, применяемых при  горизонтальных и вертикальных слияниях?

     7. Как относится законодательство  к методам достижения доминирующего  положения и ограничивает ли  время действия на рынке подобной  монополии?

     8. Какова комплексность, системность  и адекватность мер, применяемых  при "недобросовестной" конкуренции?

     9. Какова степень самостоятельности  контролирующего органа в принятии  решения?

     В тесной связи с проблемами антимонопольного законодательства находится и роль государства в борьбе против монополизма. В наших условиях нюанс состоит  в том, что самым крупным, "системообразующим" монополистом является именно государство, продуцирующее и поддерживающее монополистов иного уровня. В настоящее время роль государства должна измениться от мер директивного характера в сторону регулирующих действий. Границы такого переходного этапа будут очерчены временем создания конкурентной среды, появлением нормально действующего рыночного механизма, способного регулировать и балансировать отношения монополии и конкуренции.

 

Заключение

     Рынок, на котором господствует монополия, представляет собой полную противоположность конкурентному рынку, где имеется много конкурентов, предлагающих для продажи стандартизированные товары. Конкуренция способствует появлению на рынке большего количества разнообразных товаров и услуг, что даёт покупателю право выбора. Монополия же наоборот, «славится» уникальностью своей продукции, что даёт покупателю уверенность в качестве товара.

     Следует отметить, что основной отрицательной  стороной монополизации экономики  является избыточная власть фирм-монополистов. Рыночная власть заключается в способности воздействовать на цену товара. Задача антимонопольной политики состоит в том, чтобы помешать фирмам заполучить неограниченную рыночную власть, расширить возможности конкуренции и перевести ее в неценовую.

     Подводя итог сказанному, можно утверждать, что антимонопольное законодательство является важнейшей составляющей современной  экономики. Сфера его функционирования затрагивает интересы не только производителей, но и потребителей, обеспечивая одним  возможность реализовать свой товар на рынке в условиях конкурентной борьбы, а другим - оптимальные цены на товары и услуги. 
Список литературы 

1. Современная  экономика. Общедоступный курс. Ростов - на - Дону,

«Феникс», 1997 г, стр. 117 - 128

2. Жолан Э.  Дж., Линдсей Д. Микроэкономика.; Под общ. ред, Б, Лисовика и В, Лукашевича,, 1997 г. стр, 159 - 211.

3. Ю.А. Львов., Основы экономики и организации  бизнеса., Санкт -

Петербург, «Формика» 1992 г, стр Л 34 - 207

4. П. Самузяьсон, Экономика Том - II, М., НПО «Алгою> «Машиностроение»,

1997 г. стр. 88 - 130

5. Курс экономической  теории. Учебное пособие, под ред.  Сидорович А. В.

М, Изд. «ДИС», 1997 г.

6. Основы предпринимательской  деятельности. Под ред. Власовой

М.: «Финансы и  статистика», 1994 г.

7. Экономика,, С.  Фишер, Москва, «Дело»5 1993 г,

8. Курс экономической  теории. Под общ. ред. Чепурина  М.Н., проф.

Киселевой Е.А. Киров 1994 г,

Информация о работе Монополия