Монополия

Автор: Пользователь скрыл имя, 04 Апреля 2013 в 08:08, доклад

Краткое описание

Монополия — ситуация на рынке, когда присутствует только один продавец и множество покупателей. Обычно она представлена крупными хозяйственными объединениями (картели, синдикаты, тресты, концерны и т.д.), имеющей исключительное право на осуществление той или иной деятельности (государственная М. на эмиссию денег, внешнюю торговлю рядом товаров, производства, промысла, применения, использования определенных объектов, продуктов) и полностью контролирующая производство и сбыт товаров или услуг.

Файлы: 1 файл

Монополия.docx

— 16.48 Кб (Скачать)

Монополия — ситуация на рынке, когда присутствует только один продавец и множество покупателей. Обычно она представлена крупными хозяйственными объединениями (картели, синдикаты, тресты, концерны и т.д.), имеющей исключительное право на осуществление той или иной деятельности (государственная М. на эмиссию денег, внешнюю торговлю рядом товаров, производства, промысла, применения, использования определенных объектов, продуктов) и полностью  контролирующая производство и сбыт товаров или услуг.  В ряде случаев монопольное право не предоставляется, а возникает естественным путем или устанавливается экономическими субъектами посредством занятия господствующего положения на рынке товаров и услуг. 

Для монополии характерны следующие черты:

  • Существование единственного продавца (производителя) товара и множества его покупателей.
  • Отсутствие близких заменителей у товара, поставляемого монополистом. Потребители вынуждены приобретать товар по цене, установленной фирмой-монополистом.
  • Отсутствие свободного входа других производителей товара на рынок (и в отрасль) из-за наличия барьеров.

Виды монополий

Разграничение монополий  носит достаточно условный характер, поскольку некоторые фирмы могут  принадлежать одновременно к нескольким видам монополий.  
 
• Естественная монополия — вид монополии, занимающий привилегированное положение на рынке в силу технологических особенностей производства (в связи с эксклюзивным обладанием необходимыми для производства ресурсами, крайне высокой стоимостью или исключительностью материально-технической базы). Чаще всего, естественные монополии — это фирмы, управляющие трудоёмкими инфраструктурами, повторное создание которых другими фирмами экономически неоправданно или технически невозможно (например: системы водоснабжения, системы электроснабжения, железные дороги).  
• Государственная монополия — монополия, созданная в соответствии с законодательством, определяющим товарные границы монопольного рынка, субъекта монополии (монополиста), формы контроля и регулирования его деятельности, а также компетенцию контролирующего органа.  
• Чистая монополия — ситуация, когда на рынке присутствует только один поставщик данного вида товаров и услуг.  
• Конгломерат (Концерн, в юридической практике — группа лиц) — несколько разнородных, но финансово взаимно интегрированных субъектов (например: в России ЗАО «Газметалл»).  
• Закрытая монополия. Она защищена от конкуренции: юридическими ограничениями, патентной защитой, институтом авторских прав.  
• Открытая монополия — монополия, при которой одна фирма, по крайней мере, на определенное время, является единственным поставщиком продукта, однако не имеет специальной защиты от конкуренции. В подобном положении нередко находятся фирмы, которые впервые вышли на рынок с новой продукцией.

 

 

 Ценовая дискриминация –  это практика установления разных цен  на один и тот же товар для различных  групп потребителей. Цель ценовой  дискриминации – увеличение суммарной  прибыли по сравнению с прибылью от продажи товара по единой цене.

Для осуществления ценовой  дискриминации необходимо выполнение следующих условий:

  • Продавец может контролировать цену товара;
  • На рынке товара присутствуют разные группы потребителей, отличающиеся предпочтениями и эластичностью спроса по цене;
  • Потребители не имеют возможности купить товар по низкой цене и перепродать его по высокой, т.е. арбитраж отсутствует .

Ценовая дискриминация первой степени означает, что монополист продает различные единицы выпуска  по разным ценам и эти цены могут  быть различными для разных индивидов. Этот случай иногда именуют случаем  совершенной ценовой дискриминацией.

Ценовая дискриминация второй степени означает, что монополист продает различные единицы выпуска  по разным ценам, при этом каждый индивид, покупающий одинаковое количество единиц товара, платит одну и ту же цену. Таким  образом, цены различаются для разных количеств товара, но не для людей. Наиболее распространенный пример этого  – оптовые скидки.

Ценовая дискриминация третьей  степени имеет место тогда, когда  монополист продает выпуск различным  людям по разным ценам, однако каждая единица выпуска, продаваемая данному  индивиду, продается по одной и  той же цене. Это наиболее распространенная форма ценовой дискриминации; ее примеры включают скидки пожилым  гражданам, студентам и т.д.


Информация о работе Монополия