Автор: Пользователь скрыл имя, 04 Апреля 2013 в 08:08, доклад
Монополия — ситуация на рынке, когда присутствует только один продавец и множество покупателей. Обычно она представлена крупными хозяйственными объединениями (картели, синдикаты, тресты, концерны и т.д.), имеющей исключительное право на осуществление той или иной деятельности (государственная М. на эмиссию денег, внешнюю торговлю рядом товаров, производства, промысла, применения, использования определенных объектов, продуктов) и полностью контролирующая производство и сбыт товаров или услуг.
Монополия — ситуация на рынке, когда присутствует только один продавец и множество покупателей. Обычно она представлена крупными хозяйственными объединениями (картели, синдикаты, тресты, концерны и т.д.), имеющей исключительное право на осуществление той или иной деятельности (государственная М. на эмиссию денег, внешнюю торговлю рядом товаров, производства, промысла, применения, использования определенных объектов, продуктов) и полностью контролирующая производство и сбыт товаров или услуг. В ряде случаев монопольное право не предоставляется, а возникает естественным путем или устанавливается экономическими субъектами посредством занятия господствующего положения на рынке товаров и услуг.
Для монополии характерны следующие черты:
Виды монополий
Разграничение монополий
носит достаточно условный характер,
поскольку некоторые фирмы
• Естественная монополия — вид
монополии, занимающий привилегированное
положение на рынке в силу технологических
особенностей производства (в связи с
эксклюзивным обладанием необходимыми
для производства ресурсами, крайне высокой
стоимостью или исключительностью материально-технической
базы). Чаще всего, естественные монополии
— это фирмы, управляющие трудоёмкими
инфраструктурами, повторное создание
которых другими фирмами экономически
неоправданно или технически невозможно
(например: системы водоснабжения, системы
электроснабжения, железные дороги).
• Государственная монополия — монополия,
созданная в соответствии с законодательством,
определяющим товарные границы монопольного
рынка, субъекта монополии (монополиста),
формы контроля и регулирования его деятельности,
а также компетенцию контролирующего
органа.
• Чистая монополия — ситуация,
когда на рынке присутствует только один
поставщик данного вида товаров и услуг.
• Конгломерат (Концерн, в юридической
практике — группа лиц) — несколько разнородных,
но финансово взаимно интегрированных
субъектов (например: в России ЗАО «Газметалл»).
• Закрытая монополия. Она
защищена от конкуренции: юридическими
ограничениями, патентной защитой, институтом
авторских прав.
• Открытая монополия — монополия,
при которой одна фирма, по крайней мере,
на определенное время, является единственным
поставщиком продукта, однако не имеет
специальной защиты от конкуренции. В
подобном положении нередко находятся
фирмы, которые впервые вышли на рынок
с новой продукцией.
Ценовая дискриминация – это практика установления разных цен на один и тот же товар для различных групп потребителей. Цель ценовой дискриминации – увеличение суммарной прибыли по сравнению с прибылью от продажи товара по единой цене.
Для осуществления ценовой дискриминации необходимо выполнение следующих условий:
Ценовая дискриминация первой
степени означает, что монополист
продает различные единицы
Ценовая дискриминация второй
степени означает, что монополист
продает различные единицы
Ценовая дискриминация третьей степени имеет место тогда, когда монополист продает выпуск различным людям по разным ценам, однако каждая единица выпуска, продаваемая данному индивиду, продается по одной и той же цене. Это наиболее распространенная форма ценовой дискриминации; ее примеры включают скидки пожилым гражданам, студентам и т.д.