Автор: Пользователь скрыл имя, 17 Ноября 2010 в 11:43, курсовая работа
Управление персоналом на предприятии – это вид деятельности, который позволяет реализовывать, обобщить широкий спектр вопросов адаптации индивида к внешним условиям, учет личного фактора в построении системы управлений персоналом предприятия. Укрупнено можно выделить три фактора оказывающих воздействие на людей на предприятии.
Первый – иерархическая структура предприятия, где основано средство воздействия – это отношение власти-подчинения, доверенное человеку сверху, с помощью принуждения, контроля над распределением материальных благ.
Второй – культура, то есть вырабатываемые общество, предприятием, группой людей совместные ценности, социальные нормы, установки поведения, которые регламентируют действия личности, заставляют индивида вести себя так, а не иначе без видимого принуждения.
Введение. 3
1. Экономические методы управления. 5
2. Система методов управления. 6
3. Методы экономического обоснования выбора управленческих решений 17
Заключение. 29
Список литературы.. 30
воспроизводства, особенно на производство и обмен товаров.
Итак, экономические методы выступают в качестве различных способов
воздействия руководителей на персонал для достижения поставленных целей. При
позитивном использовании экономических методов конечный результат проявляется
в хорошем качестве продукции и высокой прибыли. Наоборот, при неправильном
использовании экономических законов, их игнорировании или пренебрежении можно
ожидать низких или негативных результатов.
В качестве примера проявления экономических методов управления персоналом
можно привести следующее:
Ø Субсидирование персонала.
Многие компании имеют субсидированные столовые и рестораны для своего персонала.
Это может быть невозможно для малого бизнеса в финансовом отношении, но можно
рассмотреть возможность
установки автоматов для
легкой закуски и предложить талоны на завтрак.
Ø Товары со скидкой.
Большинство бизнесменов позволяют своим работникам приобретать товары и услуги
фирмы со скидкой от 10% и выше. Всегда следует представлять своим работникам
большие скидки. Это позволит увеличить лояльность персонала.
Ø Ссуды. Некоторые
работодатели дают своим работникам беспроцентные ссуды или ссуды с низким
процентом на различные цели (например, для переезда).
Ø Частное страхование
здоровья. Некоторые фирмы производят частное страхование здоровья своих
работников. Многие из этих работников будут чувствовать себя спокойнее, зная,
что о них позаботятся, если они заболеют. Быстрая медицинская помощь работникам
также будет приносить пользу – работник скорее возвратится на работу и будет
готов выполнять свои обязанности.
Также руководители через вознаграждения, премии, надбавки вызывают у
персонала заинтересованность в конечных результатах своего труда, качестве
продукции или услуг, тем самым, принося доход себе и компании в целом.
Руководство должно уметь оценивать, как скажутся на операциях организации
общие изменения состояния экономики. Состояние мировой экономики влияет на
стоимость всех вводимых ресурсов и способность потребителей покупать
определенные товары и услуги
Состояние экономики может сильно повлиять на возможности получения
организацией капитала для своих нужд. Это, в основном, обусловлено тем, что
федеральное правительство часто пытается сгладить последствия ухудшения
экономической обстановки, регулируя налоги, денежную массу и ставку процента,
устанавливаемую Федеральным резервным банком.
Фирмы, работающие в международной среде, должны анализировать экономические
условия и тенденции и наблюдать за экономикой тех стран, в которых они ведут
или намериваются вести дела. Анализ среды может способствовать повышению
эффективности процесса принятия решений и планирования.
Экономический анализ – очевидно, наиболее распространенный метод – это тоже
одна из форм построения модели. Экономический анализ вбирает в себя почти все
методы оценки издержек и экономических выгод, а также относительной
рентабельности деятельности предприятия. Типичная «экономическая» модель
основана на Анализе Безубыточности, методе принятия решений с определением
точки, в которой общий доход уравнивается с суммарными издержками, т.е.
точки, в которой предприятие становится прибыльным.
Экономические методы занимают в управлении центральное место. Это
обуславливается тем, что отношения управления определяются в первую очередь
экономическими отношениями и лежащими в их основе объективными потребностями
и интересами людей.
В деятельности практикующего
высокопрофессионального
анализ и экономический аспект в целом играют основополагающую роль. По мнению
некоторых специалистов по менеджменту, непрофессиональные менеджеры базируют
свою деятельность на основе психологического подхода, а профессиональные –
экономического.
В случае использования экономических методов управления коллектив
распоряжается материальными фондами самостоятельно, так же как и полученным
доходом (прибылью), заработной платой, и самостоятельно реализует свои
экономические интересы.
Содержание экономических методов сводится к постоянному оперированию
менеджером такими экономическими категориями, как ограниченные ресурсы и
неограниченная потребность.
Планирование. Это
определение стратегии
решения. Процедура планирования как одного из экономических методов
руководства представляет собой совершение менеджером определенных
управленческих действий с объектом планирования.
Главное в планировании как в экономическом методе руководства - выбор из всех
возможных наиболее оптимальных, наиболее эффективных и наиболее
результативных действий.
3.
Методы экономического
обоснования выбора
управленческих решений
Конечная цель
системы менеджмента —
конкурентоспособности товара, расширения рынка его сбыта и обеспечения
устойчивости работы
фирмы. Улучшения финансового
достичь за счет повышения качества товара (чем выше качество, тем выше цена),
реализации политики ресурсосбережения, увеличения программы выпуска
конкурентоспособного товара, организационно-технического и социального
развития фирмы. Любые мероприятия по улучшению этих сторон деятельности
отражаются на росте прибыли фирмы — изготовителя товара. У потребителя
товара главными критериями являются качество товара, его цена и затраты на
использование. Эти особенности проявления эффективности развития системы
менеджмента в сферах производства и потребления товара требуют применения
разных методик расчета экономического эффекта при унифицированных принципах
подхода к расчетам.
К принципам экономического обоснования относятся:
• учет фактора времени;
• учет затрат и результатов относительно жизненного цикла товара;
• применение системного подхода;
• применение комплексного подхода;
• обеспечение многовариантности технических и организационных решений;
• обеспечение сопоставимости вариантов по исходной информации;
• учет факторов неопределенности и риска.
Рассмотрим подробнее некоторые из этих принципов.
Сущность фактора времени заключается в том, что инвестор, вложив свои
средства в какое-нибудь мероприятие, через несколько лет получит большую
сумму. Вычтя из этой суммы первоначальные вложения, получим прибыль от
вложений.
Пример 1. Допустим, потребитель покупает орудие труда — нефтеаппаратуру
для разделения нефти. На «входе» системы (объекта или нефтеаппаратуры) будет
нефть, а на «выходе» - продукция переработки: бензин, мазут и пр. Для
потребителя важна отдача объекта (нефтеаппаратуры), выражающаяся в доходе,
полученном от реализации продукции, произведенной объектом (цена продукции
минус ее себестоимость). Чем выше качество объекта, тем выше его
производительность, качество выпускаемой им продукции (и соответственно цена
продукции), надежность и безопасность работы, меньше затрат на эксплуатацию,
техническое обслуживание и ремонты, потерь по разным причинам. Затраты на
приобретение и монтаж объекта будут вычитаться от дохода.
Пример 2. Изготовитель нефтеаппаратуры совершенствует организацию
производства (процессов). В качестве объекта будет процесс, на «входе» —
ресурсы для изготовления нефтеаппаратуры, на «выходе» — нефтеаппаратура как
результат преобразования «входа» в результат процесса. В этом случае
экономический эффект мероприятия по совершенствованию процесса как элемента
системы менеджмента проявится в снижении себестоимости изготовления
нефтеаппаратуры (за вычетом затрат на мероприятие).
Пример 3. Для фирмы-изготовителя совершенствуется «вход» системы, например,
качество материалов,
комплектующих изделий или
улучшение повлияет на повышение качества «выхода» — качества нефтеаппаратуры и
соответственно ее цены, а также качества процесса (как объекта) за счет
сокращения брака у изготовителя, сокращения простоев и других факторов.
Дополнительно повышение качества «выхода», как и в примере 1, увеличит
доход потребителя нефтеаппаратуры.
Как видим, методика расчета экономического эффекта зависит и от нюансов
системного подхода, игнорировать которые недопустимо.
Применение комплексного подхода к расчету экономического эффекта
выражается в том, что наряду с расчетом прямого экономического эффекта от
реализации технических новинок необходимо учитывать побочные, сложные по методу
расчета социальный и экологический эффекты от повышения (улучшения)
показателей экологичности и эргономичности нового объекта. К этим показателям
относятся сокращение вредного воздействия на воздушный бассейн, почву, воду,
природную среду, повышение уровня автоматизации управления, снижение
показателей радиоактивности, уровня шума, вибрации и др. Эти показатели должны
обеспечивать сохранение жизни (здоровья) человека и охрану окружающей природной
среды.
Обеспечение многовариантности технических и организационных решений
является одним
из важнейших принципов
опыта, непосредственных конкурентов нечего браться за дело, тратить впустую
капитал. Инвесторы (частные или государственные) в условиях рыночных отношений,
жесткой конкуренции должны не семь, а сто раз отмерить (при помощи компьютера),
прежде чем отрезать. Трудно, но рынок не терпит шапкозакидательского
менеджмента. Можно еще раз вспомнить соотношения 1:10:100:1000, где один
доллар — экономия на принятии упрощенного решения на стадии его формирования,