Автор: Пользователь скрыл имя, 04 Февраля 2013 в 20:17, дипломная работа
Цель исследования данной работы – проанализировать типичные конфликтные ситуации, возникающие в процессе деятельности организации и на основе рассмотренных теоретических и методических положений о конфликтах разработать рекомендации по усовершенствованию их предупреждения, регулирования и разрешения.
Для достижения данных целей необходимо решить следующие задачи:
ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………………...........3 ПРИРОДА КОНФЛИКТА В ОРГАНИЗАЦИИ……………………………….5
Понятие конфликта и его сущность..……………………………………5
Стадии развития конфликта…………………………………………….17
Роль руководителя в управлении конфликтами ………………………27
2. МЕТОДЫ УПРАВЛЕНИЯ КОНФЛИКТАМИ НА ПРИМЕРЕ ОАО «ДИМИТРОВГРАДСКОГО МОЛОЧНОГО ЗАВОДА …………….....37
Краткая характеристика предприятия ОАО «ДМЗ»…………………...37
Основные конфликты ОАО «ДМЗ»……………………………………..41
Методы предупреждения конфликтов…………………………………..51
Методы регулирования конфликтов…………………………………....63
Методы разрешения конфликтов……………………………………….76
3. УПРАВЛЕНИЕ КОНФЛИКТАМИ НА ПРИМЕРЕ ОАО «ДИМИТРОВГРАДСКОГО МОЛОЧНОГО ЗАВОДА»……………....91
Управление конфликтами на примере ОАО «ДМЗ» и предложения по улучшению управления ими……………………………………………..91
ЗАКЛЮЧЕНИЕ……………………………………………………….110
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ…………………114
Средства: 10 праздничных колпачков, 2 торта к чаю, 6 листов цветной бумаги, три красочных гирлянды, костюм клоуна.
Сценарий:
Также с целью предупреждения конфликтов, снижения внутриличностной напряжённости можно применить ряд небольших компьютерных программ, которые будут размещены на каждом рабочем персональном компьютере (ПК). Данные программы представляют мультипликационные сценарии, в которых пользователь ПК производит действия от первого лица, тем самым, разряжаясь и снижая внутреннюю агрессивность. Вкратце обрисуем одну из них. На дисплее изображён офисный рабочий и предложено ряд действий, которые можно с ним совершить: дать пощёчину, поставить синяк под глазом, натереть уши и т.п. Все эти действия оформлены и представлены в юмористическом стиле и поэтому быстро поднимают настроение.
Большую важность будет
иметь организация комнаты
Во избежание противоречий следует перевести время, выделенное на чаепитие, из неформальной сферы в формальную, без зачисления его в рабочий день или обеденный перерыв.
Создать настенный уголок
бесконфликтного общения. На данном
уголке будут размещаться кодекс
поведения в конфликтной
С целью подготовки персонала к конфликтным ситуациям, формирования порядка поведения в них, направления на конструктивное решение конфликтов будет целесообразно проводить деловые игры. В качестве примера приведём деловую игру «Конфликтная ситуация в комплексной бригаде строителей».
Цель игры. Ознакомиться с социально-психологическими исследованиями конфликтов, возникающих в трудовых коллективах и малых формальных и неформальных группах, выделить причины конфликтов, определить их виды и попытаться найти способы конструктивного решения конфликтных ситуаций.
Участники игры:
В комплексной бригаде строителей сложились следующие негативные традиции:
Возможны другие варианты.
Большое значение имеет развитие эмпатии у членов коллектива. Важно чтобы каждый мог проникнуться положением другого человека, понять его, в этом случае вероятность дисфункционнальных конфликтов резко снижается. Поэтому персоналу ОАО «ДМЗ» рекомендуется изучить и по возможности развить чувство эмпатии, для этого предлагается ряд вопросов на размышление:
1. Подумайте, способны ли вы отвечать на такие вопросы: «Что я сейчас переживаю?», «Чего я в данный момент хочу?», «Зачем я это делаю?». Если вы умеете отдавать себе в этом отчет, у вас есть способность мыслить за других.
Для наглядного пособия был создан кодекс поведения в конфликтной ситуации при помощи метода блокнотного опроса. Каждому члену коллектива было предложено написать правила и нормы, которые необходимо соблюдать во время конфликта. Наиболее часто повторяющиеся и рациональные правила были сгруппированы в список, который и составил кодекс поведения в конфликтной ситуации ОАО «ДМЗ».
Кодекс поведения в конфликтной ситуации ОАО «ДМЗ».
В случае полного разногласия, прибегнуть к помощи авторитетного для обеих сторон посредника.
Вот такие основные рекомендательные меры по предупреждению конфликтов на ОАО «ДМЗ» нами советуется ввести в управление персоналом.
После разрешения выше изложенного конфликта и внесения изменений в должностные инструкции всех отделов предприятия, а также проведения внерабочих мероприятий было проведено повторное анкетирование рабочей группы.
В анкете были размещены два теста: ЦОЕ и оценка психологической атмосферы в коллективе. Результаты теста по определению ЦОЕ представлены в таблице 3.5.
Таблица 3.5.
Ценностное ориентационное единство
№ |
Качество |
Количество | |
1 |
Организованность |
6 | |
2 |
Компетентность |
5 | |
3 |
Уверенность в себе |
4 | |
4 |
Справедливость |
6 | |
5 |
Общительность |
- | |
6 |
Принципиальность |
4 | |
7 |
Ответственность |
6 | |
8 |
Требовательность |
5 | |
9 |
Самокритичность |
2 | |
Продолжение таблицы 3.5. | |||
Ценностное ориентационное единство | |||
10 |
Инициативность |
2 | |
11 |
Отзывчивость |
3 | |
12 |
Целеустремленность |
1 | |
13 |
Самостоятельность |
4 | |
14 |
Независимость |
- | |
15 |
Эрудированность |
2 |
Расчёт данного теста будет происходить по формуле (2.2.)
N = (6*3 + 5*2) / 5 = 5,6
M = (4*3 + 3 + 2*3 + 1 + 0) / 10 = 2,2
ЦОЕ = (5,6 – 2,2) / 10 = 3,4
Определим психологический климат в группе, посредством подсчёта баллов:
Итого = 37,8 / 10 = 3,8
Полученные итоги повторного тестирования сведём в сравнительную таблицу 3.6.:
Таблица 3.6.
Сводное сравнение результатов
Тесты |
Первые результаты |
Повторные результаты |
ЦОЕ |
2,8 |
3,4 |
Психологический климат |
3,7 |
3,8 |
Примечание: таблица составлена автором.
Из сравнительной таблицы видно, что психологический климат почти не изменился, коэффициент ЦОЕ заметно подрос и вошёл в интервал нормальной сплочённости (0,33 - 0,5). Из этого следует вывод то, что чёткое распределение должностных обязанностей и увеличение контроля за деятельностью коллектива приводит к его сплочению. Персонал получил более ограничивающие рамки, которые его направляют и ведут общим путём, задавая единый вектор. Этот вывод подтверждает и метод наблюдения, в рабочей группе значительно уменьшилось количество конфликтов и улучшилось межличностное общения.
Таким образом, управление конфликтами на ОАО «ДМЗ» находилось не на лучшем уровне и требовало доработки. Всё это приводило к отрицательной психологической атмосфере в коллективе. На конкретном примере было показано, что устранение объективных причин конфликтов способствует сплочению коллектива и в дальнейшем, как следствие, позитивно воздействует на межличностные отношения персонала.
Необходимо сказать, что чёткое распределение должностных обязанностей и увеличение контроля за деятельностью коллектива приводит к его сплочению и улучшению психологической атмосферы, формируется мировоззрение единого целого, плывущего в одной лодке. Главное создать условия для бесконфликтного функционирования персонала, убрать все объективные конфликтные предпосылки по средствам административного метода регулирования. В дальнейшем, когда не возникает структурных разногласий и коллектив нормально функционирует, следует создавать и укреплять корпоративную культуру, это поможет минимизировать конфликтность и эффективно её предупреждать.