Методы управления конфликтами на примере ОАО «ДИМИТРОВГРАДСКОГО МОЛОЧНОГО ЗАВОДА"

Автор: Пользователь скрыл имя, 04 Февраля 2013 в 20:17, дипломная работа

Краткое описание

Цель исследования данной работы – проанализировать типичные конфликтные ситуации, возникающие в процессе деятельности организации и на основе рассмотренных теоретических и методических положений о конфликтах разработать рекомендации по усовершенствованию их предупреждения, регулирования и разрешения.
Для достижения данных целей необходимо решить следующие задачи:

Оглавление

ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………………...........3 ПРИРОДА КОНФЛИКТА В ОРГАНИЗАЦИИ……………………………….5
Понятие конфликта и его сущность..……………………………………5
Стадии развития конфликта…………………………………………….17
Роль руководителя в управлении конфликтами ………………………27
2. МЕТОДЫ УПРАВЛЕНИЯ КОНФЛИКТАМИ НА ПРИМЕРЕ ОАО «ДИМИТРОВГРАДСКОГО МОЛОЧНОГО ЗАВОДА …………….....37
Краткая характеристика предприятия ОАО «ДМЗ»…………………...37
Основные конфликты ОАО «ДМЗ»……………………………………..41
Методы предупреждения конфликтов…………………………………..51
Методы регулирования конфликтов…………………………………....63
Методы разрешения конфликтов……………………………………….76
3. УПРАВЛЕНИЕ КОНФЛИКТАМИ НА ПРИМЕРЕ ОАО «ДИМИТРОВГРАДСКОГО МОЛОЧНОГО ЗАВОДА»……………....91
Управление конфликтами на примере ОАО «ДМЗ» и предложения по улучшению управления ими……………………………………………..91

ЗАКЛЮЧЕНИЕ……………………………………………………….110
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ…………………114

Файлы: 1 файл

Дипломная работа.doc

— 886.50 Кб (Скачать)

Определим психологический  климат в группе, посредством подсчёта баллов:

  1. 7 + 6 + 5 + 4*4 + 3*2 + 2 = 42 / 10 = 4,2
  2. 5*2 + 4*3 + 3*3 + 2 + 1 = 34 / 10 = 3,4
  3. 6*4 + 5*3 + 4 + 3 + 2 = 48 / 10 = 4,8
  4. 7 + 6*2 + 5*2 + 4*5 = 49 / 10 = 4,9
  5. 5 + 4*2 + 3 + 2*5 + 1 = 27 / 10 = 2,7
  6. 7 + 6*3 + 5*2 + 4*2 + 3*2 = 49 / 10 = 4,9
  7. 5 + 4 + 3 + 2*4 + 1*3 = 23 / 10 = 2,3
  8. 7 + 6 + 5*2 + 4*4 + 2 + 1 = 42 / 10 = 4,2
  9. 6*3 + 5*3 + 4*2 + 3 + 2 = 46 / 10 = 4,6

10) 5 + 3*3 + 2*5 + 1 = 25 / 10 = 2,5

Итого = 37,2 / 10 = 3,7

Полученное число 3,7 относится  к уровню ниже среднему показателя нормы, который находится в интервале (4 – 6). Данный результат показывает, что психологический климат находится  в напряжённом состоянии, группа не испытывает психологической раскрепощённости.

Из выше проведённого опроса следует, что совокупный коллектив  не может продуктивно и целенаправленно  совместно работать без дезорганизационных конфликтов. Группа находится в напряжённой  психологической атмосфере. В данной ситуации эмоционально устойчивых людей в два с лишним раза меньше, что способствует увеличению ненужных деструктивных конфликтов. Результаты тестов:

  1. в группе низкий уровень сплоченности;
  2. эмоционально устойчивыми являются № 1, 5, 9, 10, а неустойчивыми № 1, 2, 3, 4, 6, 7, 8;
  3. № 5, 9 – эффективный стиль поведения; № 2, 3, 6, 10 – уступчивый стиль; № 1, 4, 7, 8 – авторитарный стиль поведения в конфликте;
  4. психологический климат находится в напряжённом состоянии.

Результаты опроса также  подтверждает метод наблюдения. С этой точки зрения коллектив является разлаженным и недружелюбным. Отделы между собой плохо общаются, жалуются друг на друга и всячески перекладывают ответственность.

Для определения причин применим метод причинно-следственной диаграммы Каори Ишикава. На рис 3.1. была составлена диаграмма Каори Ишикава для сложившейся ситуации на ОАО «ДМЗ»:

Объясним каждую из причин.

Взаимозависимость задач. Коллеги  зависят друг от друга в ряде работ, где требуется участие нескольких отделов. В результате появляется ряд поводов для конфликтов, с целью подстегнуть в работе коллег или перенести на них ответственность.

Различия в целях. Учитывая тот факт, что коллектив разобщённый, имеет низкую сплочённость, то и  цели у них различаются. Это ведёт  к столкновению интересов и как следствие к конфликту.

Плохие коммуникации. Отделы не считают необходимым лишний раз обмениваться информацией и  предупреждать друг друга в экстренных случаях. Каждый отдел функционирует  сам по себе, мало обращая внимание на другие отделы. Таким образом создаётся обстановка недопонимания, которая приводит к ненужным конфликтам.

Различия в манере поведения. Каждый работник индивидуален, также в коллективе существует две  возрастные группы, что способствует различиям в манере поведения и, как следствие, напряжённой ситуации и конфликту.

Оценивая работу руководителя ОАО «ДМЗ» по управлению конфликтами, следует сказать следующее, данному виду деятельности не уделялось внимание, и сотрудники предприятия вынуждены были сами разбираться и урегулировать разногласия.

Это основные причины, отрицательно влияющие на коллектив ОАО «ДМЗ».

В процессе наблюдения был  выявлен конфликт, в связи с  задержкой сдачи отчётности. Финансовый директор потребовал отчёт. Требование было адресовано главному специалисту отдела планирования (отдел состоит из главного специалиста, ведущего специалиста и специалиста). В свою очередь главный специалиста потребовал отчёта с ведущего специалиста, который сослался на неуспеваемость специалиста, а также заявил о не своевременности полученных данных. Специалист стал оправдываться и говорить о своей перегруженности работой. На что ведущий специалист ответил обвинением в его некомпетентности, непрофессионализме тем самым, доведя специалиста до слёз. Главный специалист заявил, что отдел сделал возложенную на него работу вовремя и ничем не задержал отдел планирования.

В ходе разбирательства  и выявления причин было выяснено, что отчёт поступил с задержкой, в связи с перегруженностью специалиста  отдела планирования.

Было предложено руководителю разобраться в возникшем конфликте с помощью беседы с ведущим специалистом, специалистом и главным специалиста отдела планирования. Беседа проходила с уравниванием сторон, с целью избежания административного влияния на ход регулирования конфликта. В ходе беседы были сделаны выводы о том, что работники отдела редко идут на взаимовыручку и предпочитают находиться в стороне от перезагруженных работой коллег. Главный экономист в данный вопрос не вникает и пускает всё на самотёк, предоставляя ведущему специалисту решать вопросы по разрешению задач на своё усмотрение. В результате ведущий специалист сложил часть ответственности и работы со своей стороны на сторону специалиста.

Для детального разбора  сложившегося конфликта был применён картографический метод. В конфликте фигурируют две стороны ведущий специалист и специалист, проблема – загруженность специалиста планирования, не способность справиться со всем возложенным на него объёмом работы. Карта данного конфликта представлена на рис. 3.2.:

Рис. 3.2. Карта конфликта

Этот конфликт нами было предложено решить по средствам изменения  и чёткого разграничения обязанностей и ответственности между специалистами  отдела планирования. Были изучены должностные инструкции и сделаны рекомендательные выводы. Данные предложения были восприняты директором как полезная практическая информация, которую имеет смысл внедрить в должностные инструкции работников всех отделов.

Предлагается также внести дополнения в должностные обязанности работников отдела планирования.

Должностные обязанности главного специалиста отдела планирования:

  1. Периодически наблюдать за выполнением работ и успеваемостью.
  2. Не допускать перегруженности специалистов.
  3. Нести ответственность за несвоевременное выполнение работ своих подчинённых.
  4. Производить совещания внутри отдела.
  5. Производить совместное решение наиболее масштабных и трудоёмких работ.
  6. Поддерживать дружескую атмосферу в коллективе.

Должностные обязанности  ведущего специалиста отдела планирования:

  1. Нести ответственность за несвоевременное выполнение работ своих подчинённых.
  2. Не допускать перегруженности специалистов.
  3. Помогать и подсказывать специалистам наиболее рациональные методы выполнения работ.
  4. Поддерживать дружескую атмосферу в коллективе.
  5. Производить совместное решение наиболее масштабных и трудоёмких работ.

Должностные обязанности  специалиста отдела планирования:

  1. Спрашивать помощь у ведущего специалиста, в случае неспособности самостоятельно справиться с возложенным объёмом работ.
  2. Нести ответственность за несвоевременное выполнение работ.
  3. Производить совместное решение наиболее масштабных и трудоёмких работ.
  4. Поддерживать дружескую атмосферу в коллективе.

С целью избежания повторения подобных конфликтов рекомендуется для каждых отделов конкретно ставить сроки выполнения задач и сроки передачи необходимых данных и отчётов в другие отделы предприятия.

Сложившаяся ситуация в  коллективе ОАО «ДМЗ» требует улучшения межличностного общения и взаимопомощи между отделами. В соответствии с этим у нас будет предложение о том, что необходим план по внерабочим мероприятиям. Данный план составлен на весь календарный год (Приложение 3).

В каждую последнюю пятницу месяца предлагается поздравлять именинников  данного месяца. После работы в  офисном помещении устроить чаепитие с тортом. При желании можно  продолжить в увеселительных заведениях.

Накануне Дня Защитника Отечества женщины поздравляют мужчин, дарят подарки, а накануне Международного женского дня, соответственно, наоборот.

В начале марта организуется день Встречи весны. В каждом кабинете расставляется букетик свежих цветов и раскладывается на каждый рабочий стол листовка со стихами описания весенней поры, цветущей природы и любви.

В День юмора сотрудникам  можно раздать разноцветные весёлые  колпачки, по офисам развесить смешные  листовки и т.п.

Летом в качестве отдыха организуется выезд на природу в рамках зарницы. Коллектив выезжает на берег реки или озера. В рамках мероприятия проводится ряд конкурсов: перетягивание канатов, волейбол, прыжки в мешке и т.п. По окончанию готовится шашлык и накрывается стол.

Предлагаем ввести в праздничный календарный список «День работника молочной промышленности г. Димитровграда и всем коллективом отмечать, желательно с выездом на природу. В качестве интервала лучше бы взять первую декаду сентября, в период «бабьего лета», когда стоит спокойная солнечная погода и природа убрана золотистым нарядом. Этот день будет способствовать улучшению корпоративной культуры, поднятию настроения и снижению вероятности депрессии в период уходящего лета.

Перед наступлением нового года подводится своеобразный итог под названием «Кружок мира». Смысл заключается в том, что сотрудники рассаживаются в круг и по очереди высказывают свои недовольства коллегам, которые на эту критику сразу же отвечают и в процессе дискуссии вопросы разрешаются. Данное мероприятие проводится под наблюдением и контролем руководителя.

Под завершение года коллектив  собирается в последнюю пятницу  декабря в уютном развлекательном  заведении и провожает ушедший  год со всеми его неурядицами. Мероприятие проводится под руководством ведущего (желательно из управляющего состава) с применением различных игр и конкурсов.

Облегчая организаторскую  работу по мероприятиям, советуется ввести стандартный бланк, в котором  будет название мероприятия, время  и место проведения, а также  его сценарий. Данный бланк будет применён нами во время проведения внерабочих мероприятий на ОАО «ДМЗ»: Международный женский день, поздравление именинников и День юмора.

Первое мероприятие.

Название мероприятия: Международный женский день.

Время проведения: Седьмое марта, в течение рабочего дня.

Место проведения: Офис.

Цель мероприятия: Улучшение  межличностного общения.

Задачи:

  1. Проявить знаки внимания коллегам.
  2. Улучшить психологическую атмосферу в коллективе.
  3. Сгладить «острые углы».

Средства: 7 праздничных  сувениров в виде брелков для сотовых телефонов со стразами, 7 открыток с поздравлением, 2 торта к чаю.

Сценарий:

  1. За два дня до праздника подсчитываются расходы и собираются деньги с мужской части персонала, приобретаются средства.
  2. С момента начала рабочего дня отводится минутка для поздравления прекрасной половины коллектива, вручаются сувениры.
  3. Не задолго до окончания рабочего дня формируются столики для чаепития с тортом.

Второе мероприятие.

Название мероприятия: Поздравление именинников.

Время проведения: 28 марта, по окончании рабочего дня.

Место проведения: Офис.

Цель мероприятия: Улучшение  межличностного общения.

Задачи:

  1. Поздравить именинников.
  2. Улучшить психологическую атмосферу в коллективе.
  3. Сгладить «острые углы».

Средства: подарки виновникам торжества (ручка фирмы «Parker» и кожаная папка), 2 торта к чаю.

Сценарий:

  1. За два дня до праздника подсчитываются расходы и собираются деньги с персонала, приобретаются средства.
  2. С момента начала рабочего дня отводится минутка для поздравления именинников коллектива (специалист и главный специалист отдела проектирования), вручаются сувениры.
  3. Не задолго до окончания рабочего дня формируются столики для чаепития с тортом.

Третье мероприятие.

Название мероприятия: День юмора.

Время проведения: Первого апреля, в течение рабочего дня.

Место проведения: Офис.

Цель мероприятия: Создание радушного настроения.

Задачи:

  1. Поднять настроение.
  2. Улучшить психологическую атмосферу в коллективе.
  3. Сгладить «острые углы» с помощью юмора.

Информация о работе Методы управления конфликтами на примере ОАО «ДИМИТРОВГРАДСКОГО МОЛОЧНОГО ЗАВОДА"