Автор: Пользователь скрыл имя, 04 Февраля 2013 в 20:17, дипломная работа
Цель исследования данной работы – проанализировать типичные конфликтные ситуации, возникающие в процессе деятельности организации и на основе рассмотренных теоретических и методических положений о конфликтах разработать рекомендации по усовершенствованию их предупреждения, регулирования и разрешения.
Для достижения данных целей необходимо решить следующие задачи:
ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………………...........3 ПРИРОДА КОНФЛИКТА В ОРГАНИЗАЦИИ……………………………….5
Понятие конфликта и его сущность..……………………………………5
Стадии развития конфликта…………………………………………….17
Роль руководителя в управлении конфликтами ………………………27
2. МЕТОДЫ УПРАВЛЕНИЯ КОНФЛИКТАМИ НА ПРИМЕРЕ ОАО «ДИМИТРОВГРАДСКОГО МОЛОЧНОГО ЗАВОДА …………….....37
Краткая характеристика предприятия ОАО «ДМЗ»…………………...37
Основные конфликты ОАО «ДМЗ»……………………………………..41
Методы предупреждения конфликтов…………………………………..51
Методы регулирования конфликтов…………………………………....63
Методы разрешения конфликтов……………………………………….76
3. УПРАВЛЕНИЕ КОНФЛИКТАМИ НА ПРИМЕРЕ ОАО «ДИМИТРОВГРАДСКОГО МОЛОЧНОГО ЗАВОДА»……………....91
Управление конфликтами на примере ОАО «ДМЗ» и предложения по улучшению управления ими……………………………………………..91
ЗАКЛЮЧЕНИЕ……………………………………………………….110
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ…………………114
Определим психологический климат в группе, посредством подсчёта баллов:
10) 5 + 3*3 + 2*5 + 1 = 25 / 10 = 2,5
Полученное число 3,7 относится к уровню ниже среднему показателя нормы, который находится в интервале (4 – 6). Данный результат показывает, что психологический климат находится в напряжённом состоянии, группа не испытывает психологической раскрепощённости.
Из выше проведённого
опроса следует, что совокупный коллектив
не может продуктивно и
Результаты опроса также подтверждает метод наблюдения. С этой точки зрения коллектив является разлаженным и недружелюбным. Отделы между собой плохо общаются, жалуются друг на друга и всячески перекладывают ответственность.
Для определения причин применим метод причинно-следственной диаграммы Каори Ишикава. На рис 3.1. была составлена диаграмма Каори Ишикава для сложившейся ситуации на ОАО «ДМЗ»:
Объясним каждую из причин.
Взаимозависимость задач. Коллеги
зависят друг от друга в ряде работ,
где требуется участие
Различия в целях. Учитывая тот факт, что коллектив разобщённый, имеет низкую сплочённость, то и цели у них различаются. Это ведёт к столкновению интересов и как следствие к конфликту.
Плохие коммуникации. Отделы не считают необходимым лишний раз обмениваться информацией и предупреждать друг друга в экстренных случаях. Каждый отдел функционирует сам по себе, мало обращая внимание на другие отделы. Таким образом создаётся обстановка недопонимания, которая приводит к ненужным конфликтам.
Различия в манере поведения. Каждый работник индивидуален, также в коллективе существует две возрастные группы, что способствует различиям в манере поведения и, как следствие, напряжённой ситуации и конфликту.
Оценивая работу руководителя ОАО «ДМЗ» по управлению конфликтами, следует сказать следующее, данному виду деятельности не уделялось внимание, и сотрудники предприятия вынуждены были сами разбираться и урегулировать разногласия.
Это основные причины, отрицательно влияющие на коллектив ОАО «ДМЗ».
В процессе наблюдения был выявлен конфликт, в связи с задержкой сдачи отчётности. Финансовый директор потребовал отчёт. Требование было адресовано главному специалисту отдела планирования (отдел состоит из главного специалиста, ведущего специалиста и специалиста). В свою очередь главный специалиста потребовал отчёта с ведущего специалиста, который сослался на неуспеваемость специалиста, а также заявил о не своевременности полученных данных. Специалист стал оправдываться и говорить о своей перегруженности работой. На что ведущий специалист ответил обвинением в его некомпетентности, непрофессионализме тем самым, доведя специалиста до слёз. Главный специалист заявил, что отдел сделал возложенную на него работу вовремя и ничем не задержал отдел планирования.
В ходе разбирательства и выявления причин было выяснено, что отчёт поступил с задержкой, в связи с перегруженностью специалиста отдела планирования.
Было предложено руководителю разобраться в возникшем конфликте с помощью беседы с ведущим специалистом, специалистом и главным специалиста отдела планирования. Беседа проходила с уравниванием сторон, с целью избежания административного влияния на ход регулирования конфликта. В ходе беседы были сделаны выводы о том, что работники отдела редко идут на взаимовыручку и предпочитают находиться в стороне от перезагруженных работой коллег. Главный экономист в данный вопрос не вникает и пускает всё на самотёк, предоставляя ведущему специалисту решать вопросы по разрешению задач на своё усмотрение. В результате ведущий специалист сложил часть ответственности и работы со своей стороны на сторону специалиста.
Для детального разбора сложившегося конфликта был применён картографический метод. В конфликте фигурируют две стороны ведущий специалист и специалист, проблема – загруженность специалиста планирования, не способность справиться со всем возложенным на него объёмом работы. Карта данного конфликта представлена на рис. 3.2.:
Рис. 3.2. Карта конфликта
Этот конфликт нами было
предложено решить по средствам изменения
и чёткого разграничения
Предлагается также внести дополнения в должностные обязанности работников отдела планирования.
Должностные обязанности главного специалиста отдела планирования:
Должностные обязанности ведущего специалиста отдела планирования:
Должностные обязанности специалиста отдела планирования:
С целью избежания повторения подобных конфликтов рекомендуется для каждых отделов конкретно ставить сроки выполнения задач и сроки передачи необходимых данных и отчётов в другие отделы предприятия.
Сложившаяся ситуация в коллективе ОАО «ДМЗ» требует улучшения межличностного общения и взаимопомощи между отделами. В соответствии с этим у нас будет предложение о том, что необходим план по внерабочим мероприятиям. Данный план составлен на весь календарный год (Приложение 3).
В каждую последнюю пятницу месяца предлагается поздравлять именинников данного месяца. После работы в офисном помещении устроить чаепитие с тортом. При желании можно продолжить в увеселительных заведениях.
Накануне Дня Защитника Отечества женщины поздравляют мужчин, дарят подарки, а накануне Международного женского дня, соответственно, наоборот.
В начале марта организуется день Встречи весны. В каждом кабинете расставляется букетик свежих цветов и раскладывается на каждый рабочий стол листовка со стихами описания весенней поры, цветущей природы и любви.
В День юмора сотрудникам можно раздать разноцветные весёлые колпачки, по офисам развесить смешные листовки и т.п.
Летом в качестве отдыха организуется выезд на природу в рамках зарницы. Коллектив выезжает на берег реки или озера. В рамках мероприятия проводится ряд конкурсов: перетягивание канатов, волейбол, прыжки в мешке и т.п. По окончанию готовится шашлык и накрывается стол.
Предлагаем ввести в праздничный календарный список «День работника молочной промышленности г. Димитровграда и всем коллективом отмечать, желательно с выездом на природу. В качестве интервала лучше бы взять первую декаду сентября, в период «бабьего лета», когда стоит спокойная солнечная погода и природа убрана золотистым нарядом. Этот день будет способствовать улучшению корпоративной культуры, поднятию настроения и снижению вероятности депрессии в период уходящего лета.
Перед наступлением нового года подводится своеобразный итог под названием «Кружок мира». Смысл заключается в том, что сотрудники рассаживаются в круг и по очереди высказывают свои недовольства коллегам, которые на эту критику сразу же отвечают и в процессе дискуссии вопросы разрешаются. Данное мероприятие проводится под наблюдением и контролем руководителя.
Под завершение года коллектив собирается в последнюю пятницу декабря в уютном развлекательном заведении и провожает ушедший год со всеми его неурядицами. Мероприятие проводится под руководством ведущего (желательно из управляющего состава) с применением различных игр и конкурсов.
Облегчая организаторскую работу по мероприятиям, советуется ввести стандартный бланк, в котором будет название мероприятия, время и место проведения, а также его сценарий. Данный бланк будет применён нами во время проведения внерабочих мероприятий на ОАО «ДМЗ»: Международный женский день, поздравление именинников и День юмора.
Первое мероприятие.
Название мероприятия: Международный женский день.
Время проведения: Седьмое марта, в течение рабочего дня.
Место проведения: Офис.
Цель мероприятия: Улучшение межличностного общения.
Задачи:
Средства: 7 праздничных сувениров в виде брелков для сотовых телефонов со стразами, 7 открыток с поздравлением, 2 торта к чаю.
Сценарий:
Второе мероприятие.
Название мероприятия: Поздравление именинников.
Время проведения: 28 марта, по окончании рабочего дня.
Место проведения: Офис.
Цель мероприятия: Улучшение межличностного общения.
Задачи:
Средства: подарки виновникам торжества (ручка фирмы «Parker» и кожаная папка), 2 торта к чаю.
Сценарий:
Третье мероприятие.
Название мероприятия: День юмора.
Время проведения: Первого апреля, в течение рабочего дня.
Место проведения: Офис.
Цель мероприятия: Создание радушного настроения.
Задачи: