Методы и принципы управления персоналом

Автор: Пользователь скрыл имя, 23 Сентября 2015 в 22:02, курсовая работа

Краткое описание

Наиболее эффективное развитие экономики страны, региона или предприятия происходит эволюционно через качественные изменения выпускаемых продуктов или предоставляемых услуг, используемых ресурсов, используемого оборудования или управленческих процессов. Основным носителем новых конкурентоспособных идей, решений нестандартных задач или новых способов решения стандартных задач является персонал организации. Практическая деятельность российских предприятий и организаций показывает, что реализуемые нововведения часто отторгаются персоналом организации, не происходит активизации творческих способностей, персонал активно сопротивляется проводимым изменениям. В результате инновационная деятельность реализуется с низкой эффективностью, превышаются временные и материальные затраты на осуществление нововведения, не достигается ожидаемый результат, многократно увеличивается риск инновационной деятельности.

Файлы: 1 файл

Копия.docx

— 146.05 Кб (Скачать)

Показатели

2008г.

2009г.

2010г.

чел.

уд. вес,%

чел.

уд. вес,%

 чел.

уд. вес,%

Возрастной состав персонала

           

18-35 лет

18

4,5

20

4,8

19

4,5

35-50 лет

239

59,3

241

58,0

251

59,3

Старше 50 лет

146

36,2

154

37,1

153

36,1

Итого

403

100,0

415

100,0

423

100,0


 

По данным таблицы видно, что на предприятии в основном преобладают работники в возрасте от 35 до 50 лет.  В 2008г.  работников в возрасте старше 50 лет было146 человек,  в 2009 г. их количество увеличилось на 8 человек, а 2010 году снова уменьшилось на 1 человека. Работников в возрасте от 18 до 35 лет в 2010 г. уменьшилось, по сравнению 2009 г.  Старение кадров может привести к тому, что через несколько лет завод будет ощущать реальную нехватку опытных и квалифицированных работников, эта проблема уже существует.

   Таблица 8. - Квалификационный  состав рабочих, чел.

Разряд по единой тарифной сетке

2008г.

2009г.

2010.г.

чел.

уд. вес,%

чел.

уд. вес,%

чел.

уд. вес,%

II

10

  2,5

  8

1,9

   7

1,6

III

120

29,7

125

30,1

118

  28

IV

200

49,6

208

50,1

224

52,9

V

73

18,1

74

17,8

74

17,5

Итого:

403

100,0

415

100,0

423

100,0


 

       Данная  таблица показывает, что на ОАО  «Стройкерамика» преобладает наибольшее  количество работников 4 разряда. За  исследуемый период 2008 – 2010 гг. работников  II разряда становится меньше с каждым годом. На предприятии работают грамотные специалисты, об этом свидетельствует возрастание работников V и VI разрядов по единой тарифной сетке. На заводе проводится аттестация рабочих мест, а значит, повышается работникам разряд.

Таблица 9. - Распределение персонала по стажу работы

Показатели

2008г.

2009г.

2010г.

чел.

чел.

чел.

Распределение персонала по стажу работы

403

415

423

до 1 года

   6

12

  8

1-2 года

   8

11

18

2-5 лет

256

213

175

5 и более лет

133

179

222


 

   

      По таблице 9 видно, что на ОАО «Стройкерамика» работают работники с большим опытом работы. Работников со стажем работы от 5 и более лет в 2008 г. насчитывалось 133 человека,   в 2010г. увеличилось на 89 человек.

Таблица 10. - Динамика движения кадров

 

Показатели

2008г.

2009г.

2010г.

чел.

чел.

чел.

Среднесписочная численность

403

415

423

Численность принятых работников

6

12

8

Численность уволенных работников

-

2

-

в том числе:

- по собственному желанию

- за прогулы и другие  нарушения трудовой дисциплины

-

 

 

 

-

2

 

 

 

-

-

 

 

 

-


 

     В таблице 10  рассмотрено движение кадров на ОАО «Стройкерамика». Численность принятых работников на предприятие в 2010г., по сравнению с 2009г.,  уменьшилась на 4 человека.

 

2.3 Оценка эффективности  реализации методов и принципов  управления персоналом

       Управление персоналом - целенаправленная деятельность руководящего состава организации, а также руководителей и специалистов подразделений системы управления персоналом, которая включает разработку концепции и стратегии кадровой политики, принципов и методов управления персоналом.

Управление персоналом заключается в формировании системы управления персоналом. Управление персоналом охватывает широкий спектр функций.

    Руководители и работники подразделений системы управления персоналом оценивают результативность труда персонала, деятельность подразделений системы управления, экономическую и социальную эффективность управления персоналом. А так же они обязаны соблюдать принципы управления персоналом.

     Принципов управления персоналом множество, но при всех условиях управление персоналом осуществляется на основе следующих традиционно утвердившихся и отечественных организациях принципов: научности, демократического централизма, плановости, первого лица, единства распорядительства; отбора, подбора и расстановки кадров; сочетание единоначалия и коллегиальности, централизации и децентрализации; линейного, функционального и целевого управления;

контроля и исполнения решений и др.  В процессе перехода к рыночной экономике руководители должны не только распознавать возможные выгоды и риск, не только развивать на базе имеющихся ресурсов соответствующие стратегии, но и управлять организационным процессом. А значит, использовать все доступные и приемлемые принципы управления персоналом. Система, подразумевающая объединение частей в целое, свойства которого могут отличаться от свойств входящих в нее частей. Любая организация есть система. Рассмотрим, какие основные свойства включает в себя принцип системности.

      Неаддитивность - эффективность деятельности системы варьируется во времени и далеко не всегда равна алгебраической сумме эффектов частей в нее входящих. Например, прибыль промышленной фирмы при прочих равных внешних условиях изменяется  в зависимости от эффективности работы входящих в нее подразделений, которая (при одной и той же формальной структуре организации и принципах стимулирования труда) определяется качеством персонала, стилями руководства, личными взаимоотношениями и т.д. В большинстве случаев эффективность работы группы из 7 человек выше, чем группы, в которую входят 17 сотрудников.

      Мультипликативность - это управляющие действия или стихийные процессы, направленные на умножение эффективности системы. Мультипликативность может быть как положительной, так и отрицательной. Отрицательная мультипликативность означает быстрое развитие деструктивных организационных процессов, система стремится к состоянию хаоса и постепенно саморазрушается. Положительной мультипликативности системы способствуют следующие факторы: относительная простота организации (и ее систем управления), соответствие коммуникативной структуры организации целям и задачам, качество персонала.

      Устойчивость. Устойчивость системы может быть нарушена при обоснованном усложнении или упрощении организационной структуры.

      Адаптивность - способность организации приспосабливаться к новым внешним условиям, возможности саморегулирования и восстановления устойчивой деятельности. Адаптивные организации часто имеют органическую структуру, когда каждый субъект управления (подразделение, рабочая группа, работник) имеет возможность взаимодействовать с каждым.

      Централизованность - речь идет о свойстве системы быть руководимой из какого-то единого центра, когда все части организации руководствуются командами из центра и пользуются заранее определенными правами.

Централизация означает концентрацию властных полномочий на верхнем уровне руководства организацией.

      Цель централизации - увеличение синергии, улучшение координации, предотвращение ошибок на уровне работников. Негативные стороны централизации заключаются в снижении оперативности управления, уменьшения возможностей адаптации к новым условиям работы. Имеет несомненные преимущества при решении глобальных, стратегических задач, позволяет широко, масштабно распределять все виды резервов и ресурсов, но при этом неизбежно подавляется творческая инициатива исполнителей, не всегда оптимально решаются тактические задачи.

     Но в некоторых, чаще всего экстремальных, ситуациях принцип единоначалия совершенно незаменим. Негативные стороны децентрализации - обособленность частей, что часто ведет к конфликтам, ослаблению контроля и единства в действиях.

      Освобождает членов коллектива от постоянной опеки, эффективно стимулирует инициативу, полнее раскрывает потенциальные возможности личностей. Рядовой работник выполняет задание с удвоенной энергией, если ему предоставляется хотя бы минимальная степень действительного контроля ситуации.

      Совместимость - взаимоприспособляемость и взаимоадаптивность персонала в системе. На уровне предприятий нередко возникают противоречия интересов организации и потребностей ее персонала.       Проблемам психологической совместимости членов коллектива групп также посвящено большое число научных работ.

     Принцип правовой  защищенности. Этот принцип  требует от руководителей предприятий знания действующего законодательства и принятия управленческих решений только с учетом соответствия этих решений, действующим правовым актом. Взаимодействие между предприятием, в лице руководителя предприятия, и работника зависит от многих правовых ограничений. Постоянно рождаются все новые и новые законы, меняются кодексы. Предсказать направление и результат действия этих законов, указов и регламентов очень сложно

     Принцип делегирования  полномочий. Само название принципа содержит расшифровку его основного смысла - передача руководителем части своих служебных функций подчиненным без активного вмешательства в их действия.

     Есть много методов помочь человеку в поисках его истинного места в коллективе, найти свое призвание. Японские менеджеры достигают этой цели путем ротации, т.е. перемещением сотрудника с одного места работы в другие структурные подразделения. Чаще всего эти перемещения производятся "по горизонтали", но иногда и с повышением в должности - "по вертикали". Многое дают система наставничества, когда к новичку прикрепляют опытного специалиста, и частые контакты руководителя со своими сотрудниками, иногда и в неофициальной обстановке.

     Принцип автоматического замещения отсутствующего. Замещение отсутствующих (болезнь, отпуск, командировка) должно решаться автоматически на основе действующих служебных должностных инструкций и регулироваться формально.

  Принцип повышения  квалификации. Характерной чертой любого общества, стремящегося к процветанию, является повышенное внимание к системе образования. Реализация принципа обязательного повышения квалификации традиционно встречала сопротивление на всех уровнях управления - работники низших иерархических уровней отказываются от любых форм учебы и повышения квалификации.

   Принцип цели. В управлении проблема цели является центральной, она определяет и регулирует действия и является основным законом, подчиняющим себе все стороны управляющего воздействия.

    Итак, существует ряд проблем, без решения которых невозможно говорить об управлении персоналом:

1. Обеспечение профессионализма персонала, основанного на высоких этических нормах, на всех уровнях государственного, регионального и производственного управления.

2. Создание финансовых, инвестиционных и морально-психологических норм, на всех уровнях государственного, регионального и производственного управления.

3. Совершенствование форм и методов управления персоналом.

4. Развитие кадрового и научного потенциала. Сохранение великих достижений национальной культуры.

Информация о работе Методы и принципы управления персоналом