Автор: Пользователь скрыл имя, 23 Сентября 2015 в 22:02, курсовая работа
Краткое описание
Наиболее эффективное развитие экономики страны, региона или предприятия происходит эволюционно через качественные изменения выпускаемых продуктов или предоставляемых услуг, используемых ресурсов, используемого оборудования или управленческих процессов. Основным носителем новых конкурентоспособных идей, решений нестандартных задач или новых способов решения стандартных задач является персонал организации. Практическая деятельность российских предприятий и организаций показывает, что реализуемые нововведения часто отторгаются персоналом организации, не происходит активизации творческих способностей, персонал активно сопротивляется проводимым изменениям. В результате инновационная деятельность реализуется с низкой эффективностью, превышаются временные и материальные затраты на осуществление нововведения, не достигается ожидаемый результат, многократно увеличивается риск инновационной деятельности.
Социологические методы играют
важную роль в управлении персоналом,
они позволяют установить назначение
и место сотрудников в коллективе, выявить
лидеров и обеспечить их поддержку, связать
мотивацию людей с конечными результатами
производства, обеспечить эффективные
коммуникации и разрешение конфликтов
в коллективе.
Постановку социальных
целей и критериев, разработку социальных
нормативов (уровень жизни, оплата труда,
потребность в жилье, условия труда и др.)
и плановых показателей, достижение конечных
социальных результатов обеспечивает
социальное планирование.
Социологические
методы исследования, являюсь научным
инструментарием в работе с персоналом,
предоставляют необходимые данные для
подбора, оценки, расстановки и обучения
персонала и позволяют обоснованно принимать
кадровые решения. Анкетирование позволяет
собирать необходимую информацию путем
массового опроса людей с помощью специальных
анкет. Интервьюирование предполагает
подготовку до беседы сценария (программы),
затем - в ходе диалога с собеседником
- получение необходимой информации. Интервью
- идеальный вариант беседы с руководителем,
политическим или государственным деятелем
- требует высокой квалификации интервьюера
и значительного времени. Социометрический
метод незаменим при анализе деловых и
дружеских взаимосвязей в коллективе,
когда на основе анкетирования сотрудников
строится матрица предпочтительных контактов
между людьми, которая также показывает
и неформальных лидеров в коллективе.
Метод наблюдения позволяет выявить качества
сотрудников, которые подчас обнаруживаются
лишь в неформальной обстановке или крайних
жизненных ситуациях (авария, драка, стихийное
бедствие). Собеседование является распространенным
методом при деловых переговорах, приеме
на работу, воспитательных мероприятиях,
когда в неформальной беседе решаются
небольшие кадровые задачи.
Психологические
методы играют важную роль в работе с персоналом,
так как направлены на конкретную личность
рабочего или служащего и, как правило,
строго персонифицированы и индивидуальны.
Главной их особенностью является обращение
к внутреннему миру человека, его личности,
интеллекту, образам и поведению, с тем,
чтобы направить внутренний потенциал
человека на решение конкретных задач
организации.
Психологическое планирование
составляет новое направление в работе
с персоналом по формированию эффективного
психологического состояния коллектива
организации. Оно исходит из необходимости
концепции всестороннего развития личности,
устранения негативных тенденций деградации
отсталой части трудового коллектива.
Психологическое планирование предполагает
постановку целей развития и критериев
эффективности, разработку психологических
нормативов, методов планирования психологического
климата и достижения конечных результатов.
Целесообразно, чтобы психологическое
планирование выполняла профессиональная
психологическая служба организации,
состоящая из социальных психологов. К
наиболее важным результатам психологического
планирования следует отнести: формирование
подразделений ("команд") на основе
психологического соответствия сотрудников;
комфортный психологический климат в
коллективе: формирование личной мотивации
людей исходя из философии организации;
минимизацию психологических конфликтов
(скандалов, обид, стрессов, раздражения);
разработку (служебной карьеры на основе
психологической ориентации работников;
рост интеллектуальных способностей членов
коллектива и уровня их образования; формирование
корпоративной культуры на основе норм
поведения и образов идеальных сотрудников.
Методы управления
персоналом можно также классифицировать
по признаку принадлежности к функциям
управления (нормирования, организации,
планирования, координации, регулирования,
мотивации, стимулирования, контроля,
анализа, учета).
Более подробная
классификация методов управления персоналом
по признаку принадлежности к конкретной
функции управления персоналом позволяет
выстроить их в технологическую цепочку
всего цикла работы с персоналом. По этому
признаку выделяются методы: найма, отбора
и приема персонала; деловой оценки персонала;
социализации, профориентации и трудовой
адаптации персонала; мотивации трудовой
деятельности персонала; организации
системы обучения персонала; управления
конфликтами и стрессами, управления безопасности
персонала, организации труда персонала,
управления деловой карьерой и служебно-профессиональным
продвижением персонала; высвобождения
персонала.
1.3 Принципы управления
персоналом
Принципы
управления персоналом (ПУП) - правила,
основные положения и нормы, которым должны
следовать руководители и специалисты
в процессе управления персоналом. Познавая
принципы, люди открывают закономерности,
ПУП отражают требования объективно действующих
экономических законов и закономерностей,
поэтому и сами являются объективными.
Таких принципов множество, но при всех
условиях управление персоналом осуществляется
на основе следующих традиционно утвердившихся
в отечественных организациях принципов:
научности, демократического централизма,
плановости, первого лица, единства распорядительства;
отбора, подбора и расстановки кадров;
сочетания единоначалия и коллегиальности,
централизации и децентрализации; линейного,
функционального и целевого управления,
контроля исполнения решений и др.
Ряд американских
и японских корпораций широко используют
следующие принципы управления персоналом:
пожизненного найма, контроля исполнения
заданий, основанного на доверии; сочетания
такого контроля с корпоративной культурой,
принятие решений на основе консенсуса,
т.е. обязательное одобрение принимаемых
решений большинством работников.
Кадровая политика
- это основные правила и принципы, регламентирующие
взаимоотношения с персоналом в организации,
которые являются логичным и естественным
продолжением производственной, маркетинговой,
инвестиционной и других политик организации.
Политика в области
управления персоналом базируется на
базовых и специфических принципах.
Базовые принципы
- это принципы системности, обратной связи,
нормативности, вариативности, инновационности,
рефлективности.
Принцип системности управления персоналом предполагает взаимное соответствие
целей, принципов, организационной структуры,
функций и технологий управления персоналом
организационной структуры и учет конкретно-исторической
реальности государственных и национальных
структурных образований.
Принцип обратной связи означает функционирование
и развитие системы мониторинга организационного
социально-профессионального фона.
Принцип нормативности предполагает наличие признанного
профессиональной общественностью ядра
квалификационных требований, овладение
которым гарантирует необходимый минимум
компетентности в
данной области, отражение его
в стандартах организации и должностных
требованиях.
Принцип вариативности требует разнообразия направлений
профессионализации на различных ее этапах
при одновременном соблюдении принципа
нормативности.
Принцип инновационности предусматривает организацию
и развитие целостной системы профессионального
экспериментирования, социально-профессиональной
экспертизы, целесообразного осуществления
нововведений в управлении персоналом.
Принцип рефлективности означает, что специалист последовательно
осваивает все более абстрактные фрагменты
профессионального пространства, проходя
от технологического через управленческий,
теоретический к методологическому уровню
рефлексии в профессиональной деятельности.
Принцип синергии - осознание того факта, что
эффект от взаимодействия в данной области
управления возникает при условии опоры
на ценности организационной культуры.
Принцип корпоративно-этической специфики предполагает учет регионально-исторических
и социокультурных условий среды функционирования
организации.
Кадровая
политика есть всегда у любой организации
хотя бы потому, что никакая разумная деятельность
немыслима без основных принципов, определяющих
конкретные действия. Другое дело, - какова
эта политика.
До недавнего
времени преобладал подход к персоналу
как к издержкам производства, а издержки,
как известно, необходимо минимизировать.
Соответственно
минимизировались и функции по управлению
персоналом. В последнее время появилось
понимание, что персонал - это ценный ресурс,
источник богатства организации, капитал,
и его необходимо наращивать, в него надо
инвестировать, чтобы получить прибавочную
стоимость.
Подход к персоналу как ресурсу означает:
1) его персонализацию
и индивидуальный подход ко
всем работникам, осуществляемый
в пределах совмещения интересов
организации и работника (в случае
расхождения интересов приводятся
в действие стимулирующие и
мотивирующие рычаги воздействия
на человека для того, чтобы
тот связал свою деятельность
с интересами организации);
2) осознание проблемы
дефицита квалифицированного и
высококвалифицированного персонала,
что приводит к конкретной
борьбе за знания, навыки, способности
на рынке труда;
3) переход к человеческим
ресурсам означает отход от
представлений о персонале как
"даровом капитале", освоение
которого не требует от руководства
ни финансовых, ни трудовых, ни
организационных, ни временных и
других затрат.Концепция человеческих
ресурсов признает необходимость
капиталовложений в их формирование,
использование и развитие исходя
из экономической целесообразности.
Цель капиталовложений - привлечение
более качественных в профессиональном
плане работников, их обучение
и поддержание в состоянии
высокой трудоспособности, создание
условий для их творческого
и профессионального развития, что
влечет за собой необходимость
более полного использования
знаний, навыков, способностей членов
организации.
Отсюда меняются
и акценты работы с персоналом, в частности,
делаются усилия по развитию и раскрытию
"скрытых" возможностей работника.
Проблема заключается в том, что работники
являются наиболее консервативной составляющей
организации, и требуется обязательная
адаптация человеческих ресурсов к новым
целям, методам и отношениям. Прежде чем
изменятся не только знания и навыки, но
и ценностные ориентиры, поведение, система
отношений, пройдет гораздо больше времени,
чем необходимо для осуществления технологических
или технических изменений.
Сегодня недостаточно
владеть только узкопрофессиональными
знаниями, навыками и умениями, необходимо
расширение содержания обучения путем
овладения работником широким спектром
познания, отражающих картину современного
мира. Ориентиром в этом направлении можно
считать рекомендации ЮНЕСКО о переосмысливании
понятия человеческих ресурсов. Рекомендации
предполагают переход от классического
понимания человеческих ресурсов к концепции
компетентности человека.
Сущность новой концепции
сводится к необходимости расширении
границ знаний, навыков и умений, необходимых
для производительного труда и жизнедеятельности
в целом.
Новая концепция
развития человека должна ориентироваться
на становление и развитие творческой
личности, где расходы на подготовку персонала
рассматриваются не как издержки на рабочую
силу, а как долгосрочные инвестиции, необходимые
для процветания организации и обеспечения
высокого качества человеческих ресурсов,
особенность, которых заключается в том,
что:
- это сложнейший объект социального
управления;
- профессионализация видов
деятельности требует большой капиталоемкости
для становления профессионалов;
- высокая эффективность деятельности
профессионалов в организации достигается
созданием рационального управления их
возможностями;
Чем больше работники
включены в профессиональную деятельность,
тем больше у них накапливается жизненного
и профессионального опыта, тем меньше
времени им требуется для качественного
решения профессиональных задач и тем
большую ценность они представляют для
организации.
С ростом технической
вооруженности труда все дороже обходится
обществу недостаточная квалификация,
легкомыслие, низкий уровень культуры
и грамотности, безответственность отдельного
работника, а следовательно, и пороки в
системе экономических и социальных отношений,
их порождающие. И это не преувеличение.
Формирование нравственной надежности
и ее "включение" на личностном уровне
в процесс трудовой деятельности с помощью
соответствующих социальных технологий
становятся одной из важнейших и актуальных
задач любой организации, социального
управления в целом.
Таким образом,
высокая степень организованности и порядочности
работника, его честность, осознание им
личной ответственности перед людьми,
обществом, способность к самоконтролю,
навыки добросовестной работы оказываются
в условиях технологической революции
необходимыми "производственными"
качествами. Нравственная надежность
становится одной из важнейших характеристик
качества трудовых ресурсов, практически
каждого работника, каждого человека.
Формирование концепции
человеческого развития является результатом
длительной эволюции и синтеза ряда направлений
исследований экономического поведения
человека в обществе.
В зависимости от
того, какой концепции управления персоналом
придерживается руководство организации,
будет строиться система управления персоналом.
Кадровая политика различается по следующим
основаниям: осознанность и последовательность,
либерализм и жесткость, дифференцированность.
Осознанность и последовательность.
Кадровая политика может осознаваться
руководством и целенаправленно выстраиваться
в соответствия с политиками маркетинга
и инвестиций, может вестись хаотично,
без четкого понимания, что и зачем делается;
при этом следует понимать, что политика
может и должна меняться с развитием организации,
изменением ее положения на рынке и другими
факторами.
Либерализм или жесткость.
Либеральная, демократичная, социально
ориентированная политика означает не
отсутствие дисциплины, а примат личностного
начала над организационным. В таких организациях
каждый - сначала человек, потом уже работник.
Отсюда значительные различия в оплате
труда, дисциплинарных требованиях и других
организационных ограничениях.