Автор: Пользователь скрыл имя, 06 Марта 2014 в 18:52, курсовая работа
Предмет исследования – функции и технологии менеджмента в зарубежных библиотеках.
Цель данного исследования – выявить основополагающие, актуальные функции библиотечного менеджмента, используемые технологии для их осуществления с целью повышения эффективности библиотечной деятельности.
Задачи исследования заключаются в следующем:
- дать содержательную характеристику понятий «менеджмент» и других базовых понятий библиотечного менеджмента;
- в хронологическом порядке проследить этапы становления библиотечного менеджмента;
- раскрыть содержание функций библиотечного менеджмента;
- привести пример осуществления внедрения менеджмента в развитие современных библиотек.
Введение……………………………………………………………………….3
Раздел I. Формирование концепции библиотечного менеджмента……5
1.1. Основные понятия и задачи менеджмента………………………………9
Раздел II.Функции менеджмента…………………………………………..11
2.1.Маркетинг, как функция управления библиотекой……………………..12
2.2. Стратегическое планирование……………………………………………14
2.3. Персонал-стратегия……………………………………………………….16
2.4. Управление инновациями…………………………………………………20
Раздел III. Менеджмент в современных зарубежных библиотеках.
Национальная библиотека Беларуси……………………………………….22
3.1. Роль Национальной библиотеки в развитии современного общества….22
3.2. Основные положения формирования информационных ресурсов……..28
3.3. Цель и задачи библиотечно-информационного обслуживания…………32
3.4. Организационно-управленческая структура библиотеки………………..35
Заключение……………………………………………………………………...39
Список условных сокращений………………………………………………..41
Список использованной литературы………………………
– научно-исследовательская и научно-методическая деятельность, связь с общественностью (научные исследования, научно-методическая работа, редакционно-издательская деятельность, общественные и международные связи, социокультурная деятельность);
– организационная, техническая и программная поддержка комплекса информационно-технологических систем;
– эксплуатация здания НББ (инженерно-техническое, ремонтно-эксплуатационное, материально-техническое и хозяйственное обеспечение, обеспечение безопасности и режима).
Организационная структура НББ построена с учетом иерархической модели управления. Она обеспечивает эффективность, однозначность и комплексность принятия управленческих решений.
Особенностью политики профессионализации кадров НББ в 2005 г. стала организация повышения квалификации специалистов по обслуживанию технологического и инженерного комплекса нового здания. В Программе переподготовки кадров и повышения квалификации планировалось активное участие всех инженерных служб библиотеки.
Сегодня кадровая политика НББ направлена на достижение высокого профессионализма сотрудников и развитие их творческого потенциала. С этой целью создаются условия для постоянного профессионального и творческого роста. При этом особое внимание уделяется совершенствованию профессионализма руководителей НББ всех уровней; обеспечивается участие ведущих специалистов библиотеки профессиональных встречах республиканского и международного уровней.
Вопросы кадровой политики НББ рассматриваются на расширенных заседаниях дирекции. Ежегодно утверждаются и реализуются Программы повышения квалификации кадров НББ. Профессиональное мастерство специалистов совершенствуется с учетом специализации по направлениям деятельности НББ.
В период строительства и освоения нового здания библиотеки активно решался комплекс социально-экономических вопросов, в первую очередь таких, как соответствующий уровень оплаты и обеспеченность жильем сотрудников. В этом направлении администрацией НББ был предпринят ряд действий. Неоднократно представлялись в Министерство труда и социальной защиты Республики Беларусь обоснования о необходимости об установлении с 1 января 2005 г. новых тарифных разрядов и коэффициентов для специалистов НББ, повышение тарифных ставок (окладов) для работников НББ в размере 50 процентов, увеличении средств, выделяемых из бюджета на надбавки за высокие творческие достижения, сложность и напряженность труда, с 10 до 20 процентов планового фонда заработной платы. Соответствующие поручения в адрес вышеназванных министерств были даны Главой Правительства. Министерством культуры с учетом увеличения штатной численности работников НББ были подготовлены расчеты к проекту бюджета библиотеки на 2005 г. В результате к 2006 г. средняя заработная плата сотрудников выросла вдвое.
Активно ведется социальная работа в коллективе, оказывается социальная и материальная поддержка сотрудникам. Уже в условиях нового здания библиотеки созданы комиссии по жилищным вопросам, назначению пособий, оздоровлению и санаторно-курортному лечению и др. Министерством культуры в 2004 г. был инициирован вопрос о строительстве жилого дома на льготных условиях для сотрудников НББ. Значительные подвижки в расширении вопросов жилья для молодежи произошли в результате начавшегося ежегодного выделения мест проживания для молодых специалистов в общежитиях учреждений, находящихся в ведении Министерства культуры Республики Беларусь.
В целях рациональной организации труда и отдыха, обеспечения социальных и правовых гарантий деятельности заключен и действует с 29 марта 2007 г. «Коллективный договор между администрацией и профсоюзным комитетом ГУ «Национальная библиотека Беларуси» на 2007–2009 годы».
Для комфортных условий работы и отдыха персонала библиотеки предусмотрены комнаты отдыха, принятия пищи, оснащенные соответствующей мебелью и оборудованием, помещения, включающие комнаты гигиены, санузлы, душевые кабинки.
Уделяется внимание привлечению работников НББ и членов их семей к регулярным занятиям физической культурой, спортом и туризмом, пропаганде здорового образа жизни. В 2007 г. при СКЦ создан физкультурно-оздоровительный клуб, который пользуется популярностью у сотрудников и членов их семей. Планируется ежегодно проводить спартакиады работников НББ.
В последние годы становится хорошей традицией проведение корпоративных мероприятий в честь юбилейных дат НББ, профессионального праздника Дня библиотек с участием ветеранов труда, календарных дат и др., которые содействуют сближению коллектива, создают комфортные, неформальные условия для обсуждения и решения профессиональных проблем. Такие мероприятии, которые, как правило, организуются своими силами и несут творческое начало, к тому же способствуют раскрытию способностей и талантов специалистов и позволяют им проявиться в полной мере.
Кадровая политика осуществляется с учетом социально-экономических изменений, происходящих в стране, влиянием многочисленных факторов общественного развития, прежде всего, человеческого фактора, а также учетом развития отрасли культуры в целом. В работе с кадрами приоритеты расставлены в соответствии с актуализацией знаний, изменением характера и содержания библиотечного труда, основанного на использовании современных технологий, освоением нового здания НББ и новых моделей деятельности, включением НББ в широкое международное профессиональное сотрудничество.
Таким образом, приоритетными направлениями кадровой службы являются совершенствование системы повышения квалификации персонала НББ, организация непрерывного образования, подготовка кадров для выполнения новых функций, развитие профессиональных коммуникаций. По-прежнему, одним из важнейших перспективных направлений остается работа с молодыми специалистами, активно развивается наставничество, сохраняются и передаются лучшие традиции в коллективе. [12, С. 89-104]
Заключение.
Становление библиотечного менеджмента в течение последнего десятилетия ознаменовано серьезными результатами: намечены конструктивные пути реорганизации управленческих механизмов; найдены подходы к решению сложных проблем управления, взятые на вооружение и воплощенные в практику руководителями библиотек.
Библиотечный менеджмент использует широкий спектр концепций мирового менеджмента, раскрывающих и моделирующих различные аспекты управленческой деятельности, с учетом специфических особенностей, как реалий отдельной страны, так и собственно библиотечного дела.
Менеджмент, как концепцию управления библиотечной деятельностью ждет большое будущее. От степени разработки, освоения теории и практики менеджмента сотрудниками библиотек зависит большая или меньшая успешность решения таких проблем, как стабильность функционирования библиотеки, разработка стратегических направлений ее развития, формирование рейтинга библиотеки у населения, эффективное использование ресурсов, установление надежных партнерских связей с административными и общественными структурами и др.
Управлять библиотекой в настоящее время – значит, умело внедрять инновации, применять на практике достижения науки, использовать стратегическое планирование и персонал–стратегию, развивать общественные коммуникации и фандрэйзинг, проводить самостоятельные маркетинговые исследования и гибко подстраиваться под общественные потребности.
Национальная библиотека Беларуси, рожденная в начале ХХ столетия, на протяжении 85 лет выполняет гуманную миссию хранительницы наследия белорусского народа. За годы своего существования она стала интеллектуальным и образовательным центром для многих известных ученых, государственных деятелей, нескольких поколений творческой интеллигенции.
Сохраняя свои лучшие традиции и традиции национальных библиотек мира, НББ нацелена на дальнейшее развитие в новых условиях на качественно новом уровне. Строительство здания и приобретение статуса информационного и социокультурного центра страны дают возможность еще шире раскрыться ее возможностям как интеллектуальной и культурной сокровищницы.
В соответствии с инновационной миссией НББ ее главной стратегической целью является создание условий для удовлетворения универсальных информационных и социокультурных потребностей общества, осуществляющего свою деятельность в интересах отечественной культуры, науки, образования, содействующих информационному обеспечению инновационного развития страны, а также поддержка и сохранение своих информационных ресурсов для будущих поколений.
Список условных сокращений:
НББ – Национальная библиотека Беларуси
КИТС - Комплексная интеллектуальная транспортная система
ООН – Организация Объединенных Наций
ЮНЕСКО - Организация Объединённых Наций по вопросам образования, науки и культуры
ИР – информационные ресурсы
АБИС – автоматизированная библиотечно-информационная система
СЭК – система электронных каталогов
БД – база данных
СКЦ – Социально-культурный центр
Список использованной литературы:
1. Абдулова, Т. П. Психологические основы менеджмента : учебно-методическое пособие. - М.: Либерея, 2005. – 154 с.
2. Ахмадова, Ю. А. Менеджмент качества и библиотека : учебно-практическое пособие. – М.: Либерея - Бибинформ, 2007. – 88 с.
3. Ахмадова, Ю. А. Система менеджмента качества библиотеки : учебно-практ. пособие. – СПб.: Профессия, 2007. – 264с.
4. Библиотечный менеджмент: современные стили, инновационный подход – Библиотека в школе. – 2006. – С. 39 - 46.
5. Дубровина, Л. А. Менеджмент качества как направление государственной библиотечной политики // Библиотековедение. – 2005. – № 1. – С. 33 - 36.
6. Клюев, В. К. Маркетинговая ориентация библиотечно-информационной деятельности. (Маркетинг в системе управления библиотекой) : учеб. пособие для вузов и колледжей культуры и искусств. – 2-е изд., дораб. и доп. – М.: Изд-во Моск. гос. ун-та культуры и искусств, 1999. – 144 с.
7. Колесникова, М. Н. Управление персоналом библиотеки : учеб.-практ. пособие. - СПб. : Профессия, 2011. - 191 с.
8. Котлер Ф. Основы маркетинга. – Новосибирск.: Наука, 1991. -736 с.
9. Менеджер информационных ресурсов : учеб.-метод. пособие / В. К. Клюев [и др.] ; под общ. ред. В. К. Клюева. - М. : Литера, 2009. - 325 с. : табл. - (Современная библиотека ; вып. 36).
10. Менеджмент сохранения библиотечных фондов : материалы образоват. программы, проекты / науч. ред. Ю. А. Гриханов. - М. : МЦБС, 2008. - 339 с.
11. Национальная библиотека Беларуси: новое здание – новая концепция развития. – Минск, 2007. – 337 с.
12. Паршукова, Г. Б. Технологии современного менеджмента в библиотечной деятельности : учеб. пособие. - Сиб. отд-ние Рос. акад. наук, Гос. публ. науч.-техн. б-ка. – Новосибирск: ГПНТБ СО РАН, 2004. – 187 с.
13. Редькина, Н. С. Формирование эффективного технологического менеджмента в библиотеке // Библиотековедение. – 2008. – № 2. – С. 46 – 50.
14. Рудич, Л. И. Менеджмент социально-культурной сферы. Основные технологии. - Кемерово: Кузбасс вузиздат, 1996. - 268 с.
15. Сільська бібліотека на етапі розвитку суспільства знань : зб. ст. та повідомл. / уклад. та ред. : Л. Г. Сахнюк ; відп. ред. : Р. М. Щербан. - Рівне : ФОП Брегін Андрій Романович, 2008. - 112 с.
16. Суслова, И. М. Менеджер библиотеки: требования к профессии и личности : учеб. пособие. - 2-е изд., дораб. и доп. - М. : ИПО Профиздат : Изд-во МГУ культуры и искусств, 2000. - 135 с. - (Современная библиотека ; вып. 6).
17. Суслова, И. М. Менеджмент в современной библиотеке : науч.-метод. пособие. - М. : Либерея, 2004. - 175 с. - (Альманах "Приложение к журналу "Библиотека" ; 1 полугодие 2004 г.).
18. Суслова, И. М. Менеджмент библиотечно-информационной деятельности : учеб. для вузов культуры и искусств. - СПб. : Профессия, 2010. - 600 с. : табл. - (Библиотека).
19. Суслова, И. М. Основы библиотечного менеджмента : учеб.-практ. пособие. – М.: Либерея, 2000. – 232с.
20. Суслова, И. М. Практический маркетинг в библиотеках : учеб.-метод. пособие. - М. : Либерея, 2005. - 143 с. - (Библиотекарь и время. XXI век ; № 9).
21. Суслова, И. М. Принципы и правила самоменеджмента// СРУК. – 2008. - №5. – С. 84.
22. Суслова, И. М. Стратегическое управление библиотекой. - М. : МЦБС, 2008. - 254 с.
23. Суслова, И. М. Управленческий учет в библиотеке (библиотечная статистика: современное состояние, проблемы) : учеб. пособие для вузов и колледжей культуры. - 2-е изд., дораб. и знач. доп. - М. : ИПО Профиздат : Изд-во МГУКИ, 2001. - 123 с. - (Современная библиотека ; вып. 7).
Информация о работе Менеджмент в современных зарубежных библиотеках