Автор: Пользователь скрыл имя, 06 Марта 2014 в 18:52, курсовая работа
Предмет исследования – функции и технологии менеджмента в зарубежных библиотеках.
Цель данного исследования – выявить основополагающие, актуальные функции библиотечного менеджмента, используемые технологии для их осуществления с целью повышения эффективности библиотечной деятельности.
Задачи исследования заключаются в следующем:
- дать содержательную характеристику понятий «менеджмент» и других базовых понятий библиотечного менеджмента;
- в хронологическом порядке проследить этапы становления библиотечного менеджмента;
- раскрыть содержание функций библиотечного менеджмента;
- привести пример осуществления внедрения менеджмента в развитие современных библиотек.
Введение……………………………………………………………………….3
Раздел I. Формирование концепции библиотечного менеджмента……5
1.1. Основные понятия и задачи менеджмента………………………………9
Раздел II.Функции менеджмента…………………………………………..11
2.1.Маркетинг, как функция управления библиотекой……………………..12
2.2. Стратегическое планирование……………………………………………14
2.3. Персонал-стратегия……………………………………………………….16
2.4. Управление инновациями…………………………………………………20
Раздел III. Менеджмент в современных зарубежных библиотеках.
Национальная библиотека Беларуси……………………………………….22
3.1. Роль Национальной библиотеки в развитии современного общества….22
3.2. Основные положения формирования информационных ресурсов……..28
3.3. Цель и задачи библиотечно-информационного обслуживания…………32
3.4. Организационно-управленческая структура библиотеки………………..35
Заключение……………………………………………………………………...39
Список условных сокращений………………………………………………..41
Список использованной литературы………………………
Министерство культуры Автономной Республики Крым
Крымский университет культуры, искусств и туризма
Факультет «Социогуманитарной деятельности и музыкального искусства»
Курсовая работа
Тема: «Менеджмент в современных зарубежных библиотеках»
по предмету «Менеджмент библиотечно-информационной деятельности»
Выполнила:
студентка III КБ з/о
Новикова Е. П.
Преподаватель:
Иванова М. А.
г. Симферополь
2012 г.
Содержание:
Введение…………………………………………………………
Раздел I. Формирование концепции библиотечного менеджмента……5
1.1. Основные понятия и задачи менеджмента………………………………9
Раздел II.Функции менеджмента…………………………………………..
2.1.Маркетинг, как функция управления библиотекой……………………..12
2.2. Стратегическое планирование……………………………………………
2.3. Персонал-стратегия………………………………
2.4. Управление инновациями…………………………………………………
Раздел III. Менеджмент в современных зарубежных библиотеках.
Национальная библиотека Беларуси……………………………………….22
3.1. Роль Национальной библиотеки в развитии современного общества….22
3.2. Основные положения формирования информационных ресурсов……..28
3.3. Цель и задачи библиотечно-информационного обслуживания…………32
3.4. Организационно-управленческая структура библиотеки………………..35
Заключение……………………………………………………
Список условных сокращений………………………………………………..
Список использованной литературы………………………………………...42
Введение.
Менеджмент прочно вошел в нашу жизнь, заменяя, а иногда и отменяя привычное слово «управление».
Социально-экономические и политические преобразования современной действительности привели к изменению функционирования библиотек, усилению их роли в процессах социализации современного общества. Уникальность и своеобразие роли библиотек в общественной жизни страны предопределяют необходимость разработки новых подходов к управлению библиотечной деятельностью. Существовавшие ранее принципы управления библиотечной деятельностью становятся малоэффективными. Сегодня требуется намного большее разнообразие управленческих структур, их потенциальная гибкость, способность быстро приспосабливаться как к внешним, так и внутренним изменениям. В связи с этим повышение разнообразия систем управления является на современном этапе основной тенденцией развития библиотеки.[4, С. 39]
Актуальность темы исследования данной курсовой работы состоит в том, что в последние годы очень остро встает проблема поиска новых путей развития в управлении библиотекой, в связи с появлением новых информационных технологий необходимо модернизировать подход к управлению библиотеками в целом.
Объект исследования данной курсовой работы – менеджмент, как современная система управления библиотеками.
Предмет исследования – функции и технологии менеджмента в зарубежных библиотеках.
Цель данного исследования – выявить основополагающие, актуальные функции библиотечного менеджмента, используемые технологии для их осуществления с целью повышения эффективности библиотечной деятельности.
Задачи исследования заключаются в следующем:
- дать содержательную характерис
- в хронологическом порядке проследить этапы становления библиотечного менеджмента;
- раскрыть содержание функций библиотечного менеджмента;
- привести пример осуществления
внедрения менеджмента в
Глава 1. Формирование концепции библиотечного менеджмента.
В самом начале 90-х гг. сформировалась концепция библиотечного менеджмента, отразившая новые подходы к пониманию и интерпретации важнейших положений теории и практики руководства библиотеками различных типов и видов. Идея преобразования современного управления на основе достижений мирового менеджмента оказалась настолько востребованной, что за прошедшие годы процесс развития концепции библиотечного менеджмента ознаменован значимыми результатами:
1) найдены подходы к решению
многих «болевых» проблем
2) определены конструктивные
3) сформирована, научная школа, в
рамках которой издано
4) трансформирована вузовская
В менеджменте сформирована новая парадигма, управления, отвечающая реалиям современности. Он значительно расширяет представления о возможностях управления за счет: во-первых, эффективного использования человеческого потенциала; во-вторых, маркетинговой ориентации на запросы потребителей; в-третьих, гибкого реагирования на процессы изменений, происходящих во внешней среде. Интеграция Украины с мировым сообществом обусловливает обогащение отечественной теории управления концепцией менеджмента развитых стран.
За период формирования концепции библиотечного менеджмента выделяются три этапа, отражающие различия в подходах на парадигму управления не только библиотекой, но и в целом на управление как философско-методологическое понятие. [18, С. 10-28]
Первый этап - зарождение библиотечного менеджмента, когда представления об эффективных управленческих системах находились в точке перехода от классических подходов к некоторому новому, еще формирующемуся образцу. Состояние перехода выражалось: в кризисе классических представлений о факторах эффективности управления в самых различных формах и модификациях; в выявлении, анализе и резкой критике основ традиционного управления; в выдвижении альтернатив основаниям традиционного управления; в попытках выдвижения новых эталонов научного управления.
Второй этап формирования библиотечного менеджмента можно обозначить как создание новых оснований управления библиотекой как науки, выразившееся в методологической проработке нового подхода к управлению на фундаменте мирового менеджмента.
Третий этап развития библиотечного менеджмента - диверсификация, под которой понимается совмещение разнообразных подходов, целей, функций, форм управления. Наличие этого этапа обусловлено высокой динамикой развития современного управления. В России идет одномоментное освоение всего уже накопленного другими странами управленческого опыта с тем, чтобы трансформировать наиболее перспективные для нашей страны направления менеджмента.
Проанализируем поэтапно становление
библиотечного менеджмента.
Уже в конце восьмидесятых - начале девяностых
годов многие ученые (Карташов Н. С., Пашин А. И., Соколов А. В., Стельмах
В. Д.) отмечали кризисные факторы в области
библиотечного дела. Ведущие принципы
командно-административной системы управления
библиотечным
делом, такие как централизация, директивность,
иерархичность, привели к застою, стагнации,
стандартности в той области деятельности,
которая требует инициативы и творчества.
В новых условиях стали неосуществимыми
методы государственной поддержки библиотечного дела.
На уровне библиотеки, где управление было всегда ориентировано на обеспечение текущей деятельности, кризис отразился в невозможности разрабатывать стратегию и реализовывать долгосрочные цели, создавать гибкие организационные структуры, поддерживать развитую систему деловых контактов.
Глубинные кризисные процессы в сфере библиотечного обслуживания в начале девяностых годов прошлого столетия отмечали специалисты самых различных идеологических воззрений. С одной стороны, управленцы (Б. Н. Бачалдин, A. M. Волик, Н. С. Карташов, А. Н. Пашин, В. В. Серов, Е. А. Фенелонов), с другой, ведущие библиотековеды страны и общественность (А. В. Соколов, В. Р. Фирсов, Б. Н. Володин, Е. И. Кузьмин) с различной долей экспрессии признавали низкий социальный престиж библиотек, отставание библиотековедения от потребностей практики.
Наиболее глубокие исследования факторов кризиса представлены в работах
социологов: В. Д. Стельмах, Л. Гудкова,
Б. Дубина, А. Рейтблата. В 1990 году В. Д. Стельмах
писала о том, что кризис «нарастал исподволь,
в течение последних десятилетий, тщательно
маскируемый парадной статистикой и пышными
декларациями».
Факторами кризиса стали:
1) стагнация основных показателей библиотечного
обслуживания, что служит свидетельством
замедления темпов и прекращения развития
отрасли;
2) отслоение от библиотек наиболее квалифицированных
слоев читающей публики;
3) резкое падение социального статуса библиотеки.
Указывалось, что «вся система организации
библиотечного дела в стране вступила
в противоречие с общественными потребностями.
Ситуация была усугублена централизацией,
усилившей унификацию и ухудшившей
комплектование фондов. Все стадии управления
библиотечным делом (планирование, руководство,
отчетность) оторвались от реальных процессов
деятельности библиотек и превратились
в самоцель: планы развития не выполняются,
отчетность не отражает действительного
положения дел, руководство осуществляется
не для удовлетворения читательских запросов,
а с целью выполнения планов»
Наиболее последовательная критическая
позиция относительно систем и структур
централизованного управления библиотечным
делом обозначена в работах авторов концепции
библиотечного менеджмента, прежде всего,
И. М. Сусловой. Вторую половину восьмидесятых
годов И. М. Суслова определила как «разрушительную
пятилетку». В этот период резкой критике
были подвергнуты исходные принципы командно-административной
системы. Выявлено пагубное воздействие
директивного планирования, ориентированного
на обязательные, усредненные, нередко
извращенные представления центральных
органов о библиотеке. Важнейшие решения
в масштабе страны (цели и развитие библиотек,
основные программы в области библиотечного
дела, их сроки, распределение средств)
принимались на самом верхнем уровне,
а затем спускались на нижние и детализировались.
Господствующей была рациональная модель
управления, построенная на жесткой властной
вертикали и безграничном преувеличении
организационного фактора. С этим связан
глубоко укоренившийся административный
взгляд на все библиотечные проблемы,
вера в единую систему библиотек, организованных
по единым правилам и стандартам.
Логика централизованного менеджмента
вывела библиотеку из сферы стратегического
управления, переведя ее на уровень управления
текущего, оперативного. Так, во всей инструктивной
документации основным планом библиотеки
назывался текущий (годовой). Этому же
соответствовала замена аналитической
функции отчетностью, управленческого
учета урезанным оперативным. [21, С. 52-68]
Менеджмент – это совокупность принципов, методов и средств управления производством с целью повышения его эффективности.
Прежде чем приступить к изучению данного вопроса, определим, что мы понимаем под словом «менеджмент». Это слово употребляется нами в трех значениях: генеральный менеджмент; менеджмент на уровне отдела (подразделения); процесс менеджмента.
Генеральный менеджмент. Под генеральным менеджментом понимаются все менеджеры (управляющие), независимо от того, являются они директорами или нет, которые отвечают за постановку задач и формирование политики, за вопросы, связанные с планированием и организацией, контролем и управлением библиотекой. Характер функций генерального менеджмента меняется с изменением размера библиотеки, степени сложности решаемых ею задач. Внешняя среда также оказывает соответствующее влияние. Выполняемая им роль в целом одинакова для большинства библиотек.
Организационные функции генерального менеджмента библиотеки включают:
- непосредственно организационную функцию, то есть формирование наиболее приемлемой организационной структуры в соответствии со стратегией деятельности библиотеки, причем каждый сотрудник библиотеки должен наилучшим образом отвечать предъявляемым к нему производственным требованиям;
- управление, то есть управление деятельностью библиотеки, реализацию планов, преобразование последних в производственные обязанности для всех сотрудников библиотеки, стимулирование качественного выполнения работы. Следует отметить, что одной из проблем управления является умение выбрать правильный стиль руководства.
- контроль, то есть обеспечение надлежащего выполнения работы всеми элементами организационной структуры. Системы контроля служат для измерения качества и количества проделанной работы. Главным элементом функции контроля является наличие обратной связи между получаемой информацией о результатах работы и соответствующими планами, стандартами, нормами, с тем, чтобы отклонения были проанализированы и устранены;
- координацию, то есть объединение в единое целое всех усилий каждого элемента организации. Техническими приемами координации являются соблюдение бюджета, регулярное проведение совещаний, конференций, заседаний, различных комиссий. Надлежащее осуществление координации предполагает наличие развитой системы связи.
Менеджмент на уровне отдела (подразделения) библиотеки. На этом этапе к составляющим менеджмента относятся: постановка задач и целей на уровне отдела в соответствии с общими задачами и целями библиотеки; организация работы отдела (создание структуры, распределение обязанностей, урегулирование конфликтов); управление производственной деятельностью по выполнению плана, стимулированию качественной работы сотрудников отдела, координация производственного процесса в рамках отдела, обеспечение надлежащей связи.
Информация о работе Менеджмент в современных зарубежных библиотеках