Автор: Пользователь скрыл имя, 17 Января 2015 в 03:09, реферат
Новая отечественная система хозяйствования, отметившая уже первое десятилетие своего существования в условиях формирования рыночной среды функционирования, заложила основные черты будущего развития экономики России. А эффективная цивилизованная экономика – это прежде всего эффективное управление ее организациями, основанное на мировых достижениях развития и использования современного менеджмента.
Введение
В настоящее время трудно назвать более важную и многогранную сферу деятельности, чем управление, или менеджмент, от которого в значительной мере зависят и эффективность производства, и качество обслуживания населения.
В зарубежных странах накоплен значительный опыт управления в области промышленности, торговли, кооперации, сельского хозяйства и т.п. в результате непосредственного участия людей в управленческой деятельности. Он обогащается за счет знаний основ науки управления, мировых достижений в практической организации экономических и социальных процессов.
В России пока еще не достигнуты значительные успехи в теоретическом и практическом освоении менеджмента.
Реорганизовываются старые структуры управления и власти в российской экономике, при этом используются западные модели управления. Однако механическое перенесение концепции управления из одной социокультурной среды в другую, слепое копирование опыта того или иного государства практически невозможно и ведет к тяжелым экономическим и социальным последствиям. Менеджмент обусловлен такими базисными факторами, как тип собственности, форма государственного устройства, степень развития рыночных отношений. Поэтому развитие современного менеджмента применительно к российским условиям в значительной мере зависит от этих факторов.
Новая
отечественная система
Современной
фазе развития науки
Концепция (лат. conceptio - восприятие) – система взглядов на определенное явление, способ понимания, толкования определенных явлений, процессов, основная идея любой теории. Концепция является фундаментом формирования научного подхода – синтеза определенных взаимосвязанных научных взглядов, методов исследований, способов экспериментов и толкования объективных явлений и процессов. Сформулированные в науке менеджмента концепции стали основой выделения ведущих научных подходов в теории менеджмента: процессного, системного и ситуационного.
1.1 Процессный подход определяет управление процессом, в котором деятельность, направлена на достижение целей организации, рассматривают как сумму взаимосвязанных действий – функций управления, а каждую из функций как комплекс однородных (элементарных) действий, операций, процедур. Проблема функций менеджмента требует отдельного рассмотрения, поскольку до сих пор не существует общепризнанного их перечня, а разные авторы называют от четырех до пятнадцати функций.
1.2 Системный подход трактует организацию как совокупность взаимосвязанных элементов (люди, структура, задания, технология), ориентированных на достижение разнообразных целей в условиях изменяющейся внешней среды. Его основы сформулировал американский ученый Честер Бернард (1886 - 1961) в книге «Функции администратора» (1938). Однако он использовал не математический, а понятийный аппарат. Системный подход в современной трактовке сформировался в начале 60-х годов XX в., когда в теории управления начали применять методы прикладной математики. Системный подход – это общий способ мышления и подхода относительно организации и управления. Его основой является трактовка системы как определенной целостности взаимосвязанных элементов, каждый из которых вносит свой вклад в характеристику целого. Составляющие такой системы взаимозависимы. При отсутствии хотя бы одной из них система не будет работать или будет работать неправильно.
Каждая
производственно-хозяйственная
Фундаментальные понятия системного подхода являются основой применения научного метода исследования систем управления. Этот метод предусматривает три этапа:
наблюдение, формулирование гипотезы и верификацию. Первые два применяются и другими школами в научном менеджменте, а этап верификации (лат. Verus - истина) – установление достоверности – присущ только системному подходу. Верификацию осуществляют на конкретной модели управленческой системы, как правило, в компьютерном варианте. Модель системы управления дает возможность качественно определить параметры ее экономического развития, которые непосредственно реагируют на управленческое влияние, способы их изменения, которые в наиболее полной мере отвечают целям социотехничесеой системы, а также предвидеть последствия принятия того или иного решения.
Сторонники системного
подхода наиболее часто
Аналоговые модели (греч. Analogia - соответствие) – отображение наиболее существенных для целей исследования характеристик (свойств, взаимосвязей, структурных и функциональных параметров). Наиболее часто аналоговую модель системы управления строят в форме математических зависимостей, отображенных в системе уравнений, описывающих ситуативное состояние объекта исследования.
Математические модели строят через применение для описания управленческих объектов, явлений и процессов методов исследования операций – нового научного направления в прикладной математике: теории игр, теории управления запасами, теории очередей, теории оптимального программирования и имитационного моделирования. Основной вклад в теорию математического моделирования экономических процессов внесли американский математик Джон Непман (1903 - 1957), американские экономисты Василий Леонтьев (род. 1909) и Рассел Акофф (род. 1909), советские ученые: математик и экономист Леон Конторович (род. 1912), математик Виктор Глушков (1923 - 1982), австрийский биолог Людвиг Берталанфи (1901 - 1972). Для процессного и системного подходов характерны попытки определить принципы реализации функций управления как научного компонента процесса управления. На практике эти принципы рассматривают как искусство, которым может овладеть менеджер на основе собственного опыта, проб и ошибок.
1.3 Ситуативный подход утверждает, что выбор и применение методов управления зависит от ситуации. Его сторонники главную задачу усматривают в обучении менеджеров ситуативному мышлению, то есть умению правильно оценивать управленческо-производственные ситуации и находить способы их разрешения. Ситуацию они считают совокупность обстоятельств, которые влияют на организацию в определенное время. Ситуативный подход, который оформился в конце 60-х годов XX в., не противоречит концепции классической, бихевиористской школ, системного подхода, пытаясь интегрировать их разработки как частичные подходы. При ситуативном мышлении сохраняется концепция процесса управления, которая может применяться ко всем организациям. Одновременно ситуативный подход предусматривает выбор специфических приемов для достижения цели организации при определенных условиях функционирования. Например, каждая организация должна иметь структуру, которая, однако, зависит от ситуации и может предусматривать большее или меньшее количество уровней управления, большую или меньшую степень делегирования полномочий.
Практическое применение ситуативного подхода основано на умении менеджера владеть эффективными средствами профессионального управления, то есть понимать сущность процесса управления, индивидуального и группового поведения людей, знать методы планирования и контроля и количественные методы принятия решений; предусматривать позитивные и негативные последствия применения той или иной концепции или методики в определенной ситуации; правильно понимать и интерпретировать ситуацию, то есть определять важнейшие факторы и выбирать наиболее чувствительные элементы, влияние на которые обеспечит наибольший эффект; связывать конкретные приемы с конкретными ситуациями, обеспечивая достижения цели организации наиболее эффективным путем. В экономической литературе иногда ошибочно отождествляют ситуативный подход с методом ситуаций, который применяется в процессе обучения менеджеров. Метод ситуаций предусматривает изучение и анализ конкретных случаев из практики управления.
Совокупность рассмотренных концепций является основой современной теории менеджмента, которая интегрирует разнообразные направления исследований. Тем более, что свойственный современности интенсивный обмен информацией обуславливает взаимную диффузию идей, концепций и методов разных научных школ. Однако сохраняется определенная региональная специфика научных подходов и приоритетов в изучении практики эффективного менеджмента, концентрации исследований, а значит и научных разработок и рекомендаций, традиционных для определенных регионов.
В американской науке менеджмента преобладает эмпирический подход, который объединив исследователей, которые совмещают разработку теории управления с изучением практики управленческой деятельности на основе синтеза основных идей классической школы человеческих отношений с целью обобщения и расширения передового опыта, а также предоставления соответствующих знаний студентам и менеджерам – практикам.
Один из выдающихся американских теоретиков современного менеджмента, известный специалист по управленческому консультированию, профессор Питер Дракер создал учение о менеджменте как профессиональной деятельности и о менеджере как профессионале. Ему приписывают первенство в создании систематизированного учения и соответствующей учебной дисциплины, что дало возможность начать широкое изучение менеджмента в учебных заведениях. Его имя связывают со спасением от краха автомобильной компании «Форд», введением на фирме «Дженерал Электрик» децентрализованной системы управления, с послевоенным ростом японской экономики, многими другими практическими воплощениями управленческих идей. Наиболее известным теоретическим положением П. Дракера является сформулированная в 50-е годы XX в. концепция управления по целям, которая совершила революцию в мировой управленческой мысли. Ее идея состояла в том, что управление должно начинаться с выработки целей, а уже потом переходить к формированию функций, системы взаимодействия и процессу управления.
Наиболее существенные элементы концепции:
· формирование четких и сжатых общих целей;
· участие в процессе разработки целей всех, кто будет работать в рамках этой системы;
· оценка эффективности на основе результатов.
П. Дракер критически относится к идеям школы человеческих отношений, называя их «психологическим деспотизмом», поскольку считает, что главная цель менеджмента – увеличивать продуктивность человека. Менеджеры должны заботиться о достижении экономических целей организации и о клиентах, а не о создании «радости для работников», хотя отношения в организации должны строиться на основе взаимоуважения. Развивая этот тезис, П. Дракер в начале 50-х годов выдвинул концепцию самоуправляемого трудового коллектива, которая предусматривала создания демократичного, избранного работниками и служащими органа, призванного решать социальные вопросы на предприятии. Эту концепцию он считал одной из наиболее оригинальных и важных, хотя она и не была воспринята западным сообществом.
Основой учения П. Дракера является идея о исключительной роли и доминирующем значении в предпринимательском обществе профессиональных менеджеров. По его мнению, управленческая элита, которая осуществляет построенное на инновационных методах предпринимательское управление, является основой бизнеса и играет ведущую роль в развитии не только экономики, а и общества вцелом. Идея управленческого элитаризма чрезвычайно привлекательна. Она нашла сторонников и в России, которые предлагают целенаправленно готовить политиков, бизнесменов и менеджеров в элитных учебных заведениях. Однако этот подход небезопасен, поскольку такую «элиту» можно подбирать не по профессиональным качествам, а по другим критериям (состоятельности, влиятельности).
Среди Американских исследований в области менеджмента внимания заслуживает подход, основанный на количественных методах, применении математики, кибернетики, теории вероятностей, статистики и компьютерных технологий в управлении. Сторонники этого подхода рассматривают управление как логический процесс, который можно выразить математически.
В 60-е годы ХХ в. началась разработка междисциплинарных концепций управления, которые опираются на использование математического инструментария, при помощи которого достигается интеграция математического анализа и субъективных решений менеджеров. Формализация управленческих функций, объединение труда человека и ЭВМ обусловили пересмотр структурных элементов организации (служб учета, маркетинга и др.). Появились новые элементы внутрифирменного планирования: имитационное моделирование решений, методы анализа в условиях неопределенности, математическое обеспечение оценки многокритериальных управленческих решений. В современных условиях математические методы используют на всех направлениях управленческой науки.