Менеджмент туристского продукта

Автор: Пользователь скрыл имя, 04 Апреля 2013 в 22:13, курсовая работа

Краткое описание

Устойчивый экономический рост стран, повышение благосостояния, увеличение свободного времени населения и укрепление взаимосвязей во всех сферах деятельности позволили существенно расширить географию путешествий, увеличить объём туристского обмена.

Оглавление

Введение 3
Глава 1. Понятие и структура туристского продукта 5
1.1. Понятие туристского продукта 5
1.2. Структура туристского продукта 8
1.3 Стадии разработки туристского продукта 12
Глава 2.Продвижение туристского продукта 17
2.1 Реклама 17
2.2. Техники личной продажи 23
2.3. Стимулирование сбыта 23
2.4. Организация общественного мнения (public relations), или
пропаганда 24
3 глава. Менеджмент туристского продукта 26
3.1 Качество продукции 26
3.2. Обеспечение качества туристского продукта 27
3.3. Формирование цены туристского продукта 31
3.4 Реализация туристского продукта 35
Заключение 37

Список используемой литературы 39

Файлы: 1 файл

курсовик.docx

— 74.04 Кб (Скачать)

  Сертификация- совокупность действий и процедур с целью подтверждения (посредством сертификата соответствия или знака соответствия) того, что продукт или услуга соответствует определенным стандартам или техническим условиям10. Обязательная сертификация тур продукта проводится на определенной государством законодательной и нормативной базе - законы РФ «О сертификации продукции и услуг», «О защите прав потребителей», «Об основах тур деятельности». Объектами обязательной сертификации являются туристские услуги и услуги средств размещения, оказываемые организациями независимо от их организационно-правовой формы. Добровольная сертификация проводится по инициативе юридических или физических лиц на договорных условиях между заявителем и органом по сертификации. Добровольная сертификация услуг не может заменить их обязательную сертификацию. Для сертификации туристских услуг применяют схемы, рекомендованные для сертификации различных услуг и видов туристских организаций. Так, первая схема предусматривает проверку мастерства исполнителя услуг, рекомендуется для экскурсий, походов выходного дня, турбюро. Вторая схема предусматривает оценку процесса оказания услуги, рекомендуется для туристских путешествий по маршрутам и турагентствам. Третья схема предусматривает аттестацию туристских организаций, рекомендуется для гостиниц, мотелей, кемпингов. Последняя схема предусматривает сертификацию системы качества, рекомендуется для всех видов туристских организаций. «Туроператор и туристский агент должны иметь лицензию на осуществление туристской деятельности и сертификат соответствия оказываемых туристских услуг требованиям безопасности для жизни, здоровья туристов, сохранности их имущества и охраны окружающей среды в соответствии с действующим законодательством.» 1. «Отказ туроператора или туристского агента от обязательной сертификации туристского продукта, отрицательный результат сертификации туристского продукта, а также аннулирование действия сертификата соответствия влекут за собой приостановление или прекращение действия лицензии на осуществление туристской деятельности» 2. Цель лицензирования состоит в обеспечении защиты прав и законных интересов государства и потребителей туристских услуг, повышении уровня туристского обслуживания, приведении его в соответствие с международными требованиями.

  В сфере туризма качество предлагаемого туристского продукта в значительной мере зависит от эффективности работы персонала. Из ГОСТ Р 50690-2000 (раздел «Основные требования»): «Туристские организации должны быть укомплектованы профессионально подготовленным персоналом, способным осуществлять деятельность в соответствии с требованиями настоящего стандарта». В указанной сфере основным инструментом стимулирования работы персонала должна стать взаимосвязанная система экономических и социальных методов, что позволит: повысить эффективность использования кадрового потенциала, осуществлять профессиональное и социальное развитие персонала, избежать значительной текучести кадров в рамках предприятия в силу их экономической заинтересованности, изменить мотивационные характеристики персонала.

  Каждый из работников турфирмы выполняет определенные функции, руководствуясь должностными инструкциями. Внутрифирменная атмосфера должна способствовать мотивации персонала к работе, повышению качества обслуживания клиентуры, росту профессионального мастерства, а также поощрению к внесению предложений по различным направлениям деятельности туристского предприятия, например, по разработке и совершенствованию отдельных услуг.

  Только с учетом всего вышеперечисленного возможно добиться не только необходимого качества отдельно взятой услуги, но и повышения качества обслуживания в целом, а значит повышению конкурентоспособности организации.

 

1.3. Формирование цены туристского продукта

 

  Одним из наиболее важных маркетинговых решений является решение относительно установления цены на товар. Цена отражает то, как потребители воспринимают продукт. Термин «маркетинг» является производным от слова «рынок». Процесс разработки специфических стратегий, способствующих достижению целей фирмы на основе поддержания стратегического соответствия между ними, ее потенциальными возможностями и шансами в области маркетинга называют маркетинговой стратегией.

  Спрос - показатель, отражающий объем продаж определенного тур продукта на выбранном сегменте рынка11. Спрос бывает: неэластичный, стабильный (вне зависимости от колебания цен), эластичный (изменяющийся в ту или иную сторону, в зависимости от изменения цен). Туристский спрос подтверждается платежеспособностью рекреационных потребностей людей, выраженных в определенном количестве туристского продукта и услуг, которые потребители могут приобрести при определенных ценах на туристский продукт. Основой туристического спроса является потребность человека в отдыхе, познании, общении, которое и побуждает его к путешествию. Являясь элементом туристского рынка, спрос формируется на основе многих факторов объективного и субъективного характера. Динамическое развитие обусловлено действием комплекса демографических, природно-географических, социально-экономических, научно-технических факторов. Наряду с ними выделяется группа субъективных факторов, включающая вкусы, предпочтения, национальные традиции.

  Предложение туристского продукта - количество туристских продуктов (туристско-экскурсионных услуг), которое выставлено на рынок при определенном уровне цен. Если спрос отражает предположительную емкость рынка, то предложение - это фактический объем туристско-экскурсионных услуг, предлагаемых потребителю на рынке. Соотношение между спросом и предложением зависит от многих факторов, одним из которых является цена. Завышенные цены приводят, за исключением единичных случаев, к падению спроса, а заниженные - к потере прибыли и нерентабельности предприятия. Поэтому каждое туристское предприятие, работающее на рынке, должно уделять внимание политике ценообразования.

  Цена 12- мера и регулятор равновесия между спросом и предложением на туристском рынке. Это основной критерий выбора туристского продукта для большинства потребителей и поэтому в первую очередь она влияет на объем продаж. Издержки, связанные с производством, продвижением и продажей туристского продукта, а также норма прибыли обычно включены в цену. С целью установления правильной цены на туристский продукт необходимо проанализировать такие факторы как:

1. цены на услуги поставщиков; 

2. цены на услуги, предоставляемые  конкурентами на рынке;

3. колебания в спросе;

4. сезонность;

5. психологические факторы,  связанные с модой, престижем.

  В туризме применяют дифференцированные цены. Дифференциация цен может проводится в зависимости от времени (сезон, не сезон, проведение конгрессов, Олимпиада), сегмента рынка и формы оплаты (при оплате в минимальный срок – скидки).

  Конкуренция - взаимная борьба предприятий за монопольное/лучшее положение на туристском рынке13. Взаимодействие элементов рынка приводит к его цикличности, то есть с ростом спроса увеличивается предложение, что ведет к повышению цен и эта ситуация стимулирует производство конкретного продута на рынке. В обратном случае, если предложение превышает спрос, происходит снижение предпринимательской активности по производству продукта. После определенного колебания цен наступает период равновесия спроса и предложения, рынок приходит в равновесное состояние. «В современной экономике и маркетинге выделяют три метода установления рыночной цены, что также актуально и среди туроператоров».

  В связи с этим существуют три метода ценообразования:

1. на основе издержек  или затратный метод (совокупность  полной себестоимости туристского  продукта - используется турфирмами, которые стремятся в первую  очередь получить прибыль от  инвестиций)

2. с ориентацией на  уровень конкурентов - метод характерный  для тур-организаций. Цены устанавливаются  ниже, выше или на уровне рыночных, в зависимости от требовательности клиентов, предоставленного сервиса, реальной или предполагаемой реакции конкурентов. Отличительная особенность - отсутствие постоянной зависимости между ценами и затратами. В данном случае для определенной цены рассчитывается средний уровень цен на рынке на основе каталогов, рекламных проспектов турфирм и гостиниц.

3. с ориентацией на  спрос - метод, основанный на  изучении желаний потребителей  и установлении цен, приемлемых  для целевого рынка. Применяется,  если цена является решающим  фактором в приобретении продукта  клиентами. 

При разработке ценовой стратегии  турфирма должна использовать три метода во взаимосвязи, иначе это может  привести к косвенным или прямым убыткам. Необходимо учесть особенности  ценообразования:

1. высокая эластичность  цен на различных сегментах  туристского рынка.

2. разрыв во времени  между моментами установления  цены и купли - продажи туристского  продукта.

Цены на туристский продукт  являются розничными, так как они  предназначены непосредственно  для потребления. Неспособность  туристских услуг к хранению, вследствие чего розничные продавцы не разделяют  с производителями риска, связанного с образованием не реализованных  запасов.

Цены надо ориентировать  на типовые группы, а не на среднего клиента. Себестоимость туристского  продукта включает: визы и страховки, проживание, питание, транспортные услуги (проезд до страны, от аэропорта до гостиницы  и обратно), экскурсионное обслуживание, т.е. включает те услуги, которые входят в обязательную программу тура. Косвенные  расходы - затраты на управление и содержание турфирм (расходы на организацию набора групп, аренду, содержание офиса, зарплата). Цена на туристский продукт определяется методом нормативной калькуляции (это определение стоимости одной единицы услуг/товара) и включает расходы на людей, сопровождающих группу по маршруту.

Особенности ценообразования:

1. цены на определенные  виды услуг туризма не входят  в стоимость туристского продукта

2. групповой тур: чем  больше людей, тем меньше стоимость  тура в расчете на одного  человека

3. цена тура зависит  от возрастного состава туристов, так как, например, для детей,  школьников существуют скидки.

Прибыль закладывается в  цену туристского продукта, устанавливается  турфирмой в процентах себестоимости  затрат (от 5 до 100 %, зависит от спроса).

1.4. Реализация туристского продукта.

В маркетинговой практике особенно важной является организация  торговли таким образом, чтобы извлечь  максимальные прибыли. Турагентство должно представлять из себя скорее магазин, чем учреждение, поскольку его основной задачей является розничная продажа поездок и услуг. Поскольку не все туры приносят одинаковую прибыль и одинаково популярны, фирма должна четко представлять себе, что именно она хочет продать прежде всего. Аналогично тому, как магазины выставляют свои товары на витрине, выделяя разным товарам разное пространство, должны действовать и туристские агентства. Многолетняя практика показала необходимость личных контактов с клиентурой для « удержания» ее фирмой. Многие фирмы периодически посылают письма своим клиентам, в которых напоминают о себе и информируют о всех организуемых поездках, нередко вкладывают в конверты видовые открытки, наклейки и прочие мелкие сувениры. Для создания впечатления особого внимания к клиенту владелец фирмы может лично подписать такое письмо – это один из способов рекламы своих услуг.

 

                                        Заключение

Подводя итоги работы нужно  подчеркнуть следующее: туристский продукт – это услуга, которая  удовлетворяет потребности туристов во время путешествия и подлежащая оплате с их стороны. Успех любой  фирмы на рынке зависит в первую очередь от привлекательности производимого  продукта. Он образует основную часть  маркетингового комплекса, на которой  завязаны все остальные элементы: цена, продвижение на рынке и распространение.

Туристскому продукту присущи  четыре характеристики, которые отличают услугу от товара: неосязаемость, неразрывность  производства и потребления, изменчивость и неспособность к хранению.

Процесс создания любой туристической  программы начинается с разработки общих целей, выработки предварительных  прогнозов, основанных прежде всего на изучении спроса потребителей и предложения конкурентов. Разработка нового продукта происходит в несколько этапов. Сначала компания должна сформулировать стратегию разработки туристского продукта, которая, в свою очередь, включает инновацию продукта, то есть установление вида требуемого продукта, модификацию уже существующих продуктов, а также распределение ресурсов для создания продукта. Разработкой нового продукта успешно занимаются те туристские компании, которые установили формальные процедуры для разработки, точнее - это крупные корпорации, имеющие системные программы разработки туристского продукта.  

Концепция жизненного цикла товаров исходит из того, что любой товар, какими бы великолепными потребительскими свойствами он ни обладал, рано или поздно вытесняется с рынка другим, более совершенным товаром. Постоянно только наличие потребностей, а средства их удовлетворения изменяются. Каждый предложенный на рынок товар имеет определенный цикл жизни, в течение которого он находит своих покупателей.

Успешная работа предприятия  зависит не только от производимого  продукта. Недостаточно произвести качественный товар, он должен найти своего потребителя. Встреча продукта с потенциальным  потребителем является важнейшим условием его реализации. Поэтому производители  должны предлагать рынку свои товары через посредников, формируя собственные  каналы продаж. Формирование соответствующих  каналов продаж в туризме выступает  не только как насущная необходимость  в силу специфики данной сферы, но и является залогом успешного  функционирования туристского предприятия  на рынке, увеличения объемов продаж и прибыли за счет широкого охвата реальных и потенциальных рынков сбыта. С одной стороны, высокая  доля посредников усложняет механизм туристского рынка, но, с другой стороны, само посредничество обеспечивает возможность  нормального функционирования туристского рынка и облегчает планирование и осуществление путешествия для туриста.

Информация о работе Менеджмент туристского продукта