Менеджмент и менеджер в первой половине 19 века

Автор: Пользователь скрыл имя, 31 Мая 2012 в 21:38, курсовая работа

Краткое описание

Целью моей курсовой работы является - исследование и зарождение науки «менеджмент». Как проводились эволюция в системы управления по пути формирования управления.
В соответствии с целью следующие задачи:
-теоретическое зарождение науки
- зарождение менеджмента в России
- анализ управленческой деятельности

Оглавление

Введение
Глава 1. Основные аспекты развития
1.1 Исторические аспекты развития менеджмента.
1.2 Зарождение менеджмента как науки в РФ.
Глава 2. Анализ состояния менеджмента как элемента управленческой деятельности
2.1 Анализ кадрового потенциала
2.2 Анализ финансовой деятельности
Глава 3. Тенденция развития менеджмента управленческой деятельности
3.1 Перспективы развития малого бизнеса а РФ
3.2 Зарубежный опыт развития управленческой деятельности
Заключение
Список литературы

Файлы: 1 файл

Менеджмент КР.doc

— 142.00 Кб (Скачать)

Глава 3

Перспективы развития малого бизнеса  а РФ   

В реформировании российской экономики еще со времен перестройки и перехода отечественной  экономики в рыночные условия  малые предприниматели взяли  на себя роль создателя почвы для  новой системы хозяйствования. Доминирующий сегодня частный сектор зарождался именно в сфере малого предпринимательства.

Между тем к 2008 г. в России имелось менее  трехсот тысяч малых предприятий, 12% рабочих мест.[19]

В последние  десятилетия малое предпринимательство превратилось во многих странах в один из важнейших секторов экономики. По данным главы Министерства экономического развития и торговли (МЭРТ) России доля малого бизнеса в ВВП развитых стран составляет порядка 50%, в Китае — более 60%, в России – пока не превышает 17%.[21]

В условиях рынка малые предприятия испытывают серьезные трудности, характерные  для малого бизнеса во всех странах, но в России значительно усугубившиеся  в условиях переходного периода. Экономическая нестабильность, кризисное  состояние производственных отраслей, неразвитость инфраструктуры, давление со стороны более крупных конкурентов (в том числе иностранных), усложненные процедуры регистрации и лицензирования, кризис неплатежей и недобросовестное поведение предприятий-потребителей, отсутствие внутренних стимулов для долгосрочных инвестиций и развития технологий в условиях инфляции, спросовые ограничения, неравноправное положение на рынке кредитных и инвестиционных ресурсов, недостаток управленческих навыков, криминализация экономики - все эти факторы оказывали и оказывают по настоящее время негативное воздействие на развитие малого предпринимательства в России.

Несмотря  на широкомасштабную подготовку кадров для сферы малого бизнеса на протяжении нахождения России в условиях рынка, проблема кадрового обеспечения остается актуальной. Связано это, прежде всего с тем, что в целом формирование системы подготовки кадров для предпринимательской деятельности в России носит в значительной мере стихийный характер. По мнению экспертов, этот процесс находится не только вне государственного влияния и поддержки, но и общественные предпринимательские структуры в этой сфере действуют разрозненно, не имея согласованной стратегии, как ее развития, так и использования.

Особенностью  российского малого бизнеса продолжает оставаться его высокая «теневизация». По разным оценкам, от 30 до 50% реального оборота субъектов малого предпринимательства укрывается от налогообложения. Следовательно, значительная часть потенциальных ресурсов не задействована в решении общегосударственных задач, сужается налоговая база, не снижается криминализация экономики.

В целом  в российских условиях становление  малого бизнеса как сектора экономики  идет достаточно медленно. Это проявляется  в том, что численность предпринимателей сокращается, часть малых предприятий утратила свои рыночные позиции, часть – перестала заниматься производственной деятельностью и переориентировалась на сферу торговли и обслуживания, а часть – перестала вообще функционировать.

Между тем переход российской экономики на траекторию динамичного роста требует изменения пропорций в её секторах. Малый бизнес должен занимать более серьезные позиции, придавая на макроуровне недостающие российской экономике характеристики.

Это необходимо, так как малый бизнес способен при относительно небольших инвестициях стать хорошим «мотором» на микроуровне, который в сжатые сроки способен изменить институциональную и структурную несбалансированность на макроуровне.

Успешное  развитие малого бизнеса в значительной степени зависит от взаимодействия с кредитными институтами. Несмотря на то, что в названиях многих банков и специализированных фондов формально присутствуют декларации о содействии малому бизнесу, в реальности большинство субъектов малого бизнеса не имеет доступа к финансово-кредитным ресурсам. Это связано с отсутствием механизмов, учитывающих специфику российского малого бизнеса.

В выше рассмотренных условиях абсолютный и относительный рост малого бизнеса  на фоне общего спада производства и кризисного состояния многих крупных предприятий, в том числе монопольных, демонстрирует его большой внутренний потенциал, возможность для достаточно широких слоев населения обеспечить собственными силами свою экономическую самостоятельность и благосостояние.

3.2 Зарубежный опыт  развития управленческой деятельности

В последние  десятилетия стремительно увеличивается  конкурентоспособность японской экономики. В литературе приводится множество  факторов экономического роста Японии. Это — отсутствие в течение  многих лет существенных военных расходов; низкие темпы роста реальных доходов трудящихся по сравнению с темпами накопления; активное вмешательство государства в экономическую жизнь; протекционизм, национальные особенности и традиции, ряд других.

Несомненно, положительную роль оказал и японский менеджмент. Система японского менеджмента оказалась более приспособленной к условиям научно-технической революции, чем европейская или американская системы.

Выделим особенности, которые характеризуют  японский менеджмент.

Это, во-первых, максимальная ориентация на технологические и технические нововведения. В первую очередь начали процветать те корпорации, которые ориентировались на применение передовой техники и психологии Европы и Америки. Для этого используется масса литературных источников и с этой целью посылается за рубеж множество делегаций. Эта большая работа проводится во имя того нового, что уже есть или может появиться за рубежом. Главный лозунг японского бизнеса — нововведения. В нем в течение десятилетий отражалось стремление японцев преодолеть отсталость от других стран. В Европе и Америке много говорят о склонности японцев "заимствовать". Но заимствуют и другие страны и народы. Особенностью же японского заимствования является то, что оно в кратчайшие сроки внедряется в производство и увеличивает его эффективность. Современное японское производство ориентировано, с одной стороны, на то, чтобы "перенимать", а с другой — чтобы создавать собственные нововведения.

Во-вторых, особенностью японского менеджмента  является то, что, он основан на учете социальных, культурных, исторических и национальных особенностей своей страны. Японский менеджмент учиты¬вает и использует десятки специфических неповторимых элементов. И вполне естественно, что такая система управления, которая больше ориентирована на "искусство", чем другие, оказалась лучше приспособленной к постоянным изменениям производства в конце XX в. Выделяют ряд элементов второй отличительной черты. Прежде всего, это особая групповая организация управления. Здесь отсутствуют жесткие структуры управления, персональная ответственность, индивидуальный учет производительности. Следующий элемент - система пожизненного найма. Учет каждой тенденции или особенности в менеджменте выливается в повышение эффективности производства. Именно реализация этих особенностей сделала управление более гибким и целенаправленным.

В японском менеджменте, например, не человека подбирают  под должность (четко описанный  и закрепленный круг обязанностей), а наоборот, тщательно изучив с  помощью психологических тестов человека, определяют, какие обязанности ему можно поручить. Или положение - "должность не по должности", т. е. когда должностное положение руководителя в иерархии управления не меняется много лет, хотя опыт и знания с годами увеличиваются. Чтобы повысить статус и заработную плату таких руководителей, вводится система рангов и званий, которые дают работнику возможность расти по "горизонтали". Но важны не те или иные элементы, а сама идея учета социальных, исторических, национальных особенностей. Опыт японского менеджмента показал, что управление, основанное на учете этих особенностей, более гибко, динамично, эффективно.

В целом, японский менеджмент ориентируется  на самые новые подходы в управлении в условиях научно-технической революции.Так, заслуживает рассмотрения подход к планированию в японских фирмах. Здесь преобладает ориентация на долгосрочное планирование. Работу по планированию выполняют плановые отделы центральных служб. Характер планирования определяется структурой фирмы. Фирмы, которые специализируются на узком ассортименте выпускаемой продукции, основное внимание в планировании уделяют разработке структуры и обеспечению новых инвестиционных проектов. В таких компаниях планирование осуществляется централизованно и "сверху вниз". Главное внимание придается целям. Например, если ставится цель увеличить долю на рынке, то планируют такие показатели, как объем продаж, темпы роста, масса прибыли. Долгосрочный план охватывает пятилетний период, а прогнозирование — более длительные периоды.

В компаниях  с широким ассортиментом продукции задачей планирования является координация деятельности производственных отделений. Оценка деятельности этих компаний ведется по прибыли. В планах отрабатываются такие показатели, как объем продаж, темпы роста, масса прибыли, норма прибыли, прибыль в расчете на единицу объема продаж. Эти компании чаще используют среднесрочное планирование (на три года).

Модель  планирования в японских компаниях  состоит из четырех стадий: формирование предпосылок, постановка проблем, долгосрочная стратегия, среднесрочные планы.

В первую очередь составляются прогнозы на будущее. На стадии долгосрочной стратегии исследуются  возможности развития новых производств  по трем элементам: долгосрочные цели, долгосрочные стратегические проекты, долгосрочная политика в основных областях.

Долгосрочные  планы компаний включают в себя три  раздела:

   1.    Масштабы производства (на 5 лет):

•        новые заказы, сбыт, чистый доход, численность  занятых;

•        инвестиции в оборудование и связанные  с этим показатели.

1.2. Долгосрочная  стратегия деловой активности (на 5 лет): внешнее окружение; анализ  номенклатуры; новые рынки; новые  продукты; устаревшие продукты; методы  увеличения сбытовых возможностей; стратегия и тактика зарубежной  активности.

2.      Ситуационный план (на 3 года).  
 
 
 
 
 

Заключение

Менеджмент  развивался на протяжении веков, прежде чем превратился в самостоятельную  отрасль знания, науку. Значительное влияние на формирование менеджмента  оказали: развитие экономики а также  выдающиеся представители этих школ, такие как Ф. Тейлор, А. Файоль, Э. Мэйо и др.

В данной курсовой работе был проведен сравнительный  анализ различных элементов менеджмента.

Рыночная  экономика требует адекватной ей системы управления, которая должна претерпеть радикальные преобразования вместе со всем обществом. В условиях перехода к рыночным отношениям важнейшим фактором успеха становится непрерывное совершенствование теории и практики управления. Большое значение приобретает изучение передового и прогрессивного опыта управления зарубежных стран и использование его при анализе собственных управленческих проблем. Поэтому изучение истории развития теории и практики зарубежного менеджмента крайне актуально.

В современных  условиях перестройки экономики  на основе рыночных отношений одним из приоритетных ее направлений является выработка основных теоретических и методологических позиций по использованию менеджмента в практической деятельности российских организаций. Основной особенностью управленческой мысли становится поиск новых конкретных и реальных путей совершенствования системы управления, выработка позиции по различным проблемам управления применительно к рыночным условиям и на основе творческого осмысления передового зарубежного опыта. по проблемам менеджмента.

В условиях все возрастающего интереса к менеджменту возникает потребность обобщить и систематизировать знания по истории его развития.  
 
 
 
 
 

Список  использованных источников

1. Вагучова Д.Д  Основы менеджмента. - М.: Высшая школа, 2008

2. Веснин В.Р. Менеджмент для всех. - М.: Юрист, 1994

3. Виханский О.С. Наумов. А.И. Менеджмент - М. : Экономистъ, 2008

4. Герчикова И.Н. Менеджмент  – М. : ЮНИТИ , 2007.

5.  Веснин В.Р. Менеджмент. - М.: «Проспект», 2011

6.  Галенко В.П., Рахманов А.И., Страхова О.А., Менеджмент.- СПб, Питер, 2006,

7. Грейсон Д., О'Дем К. Американский менеджмент на пороге XXI века. - М.: Экономика, 2009.

8.  Крылов А. А. Психология. – М.: Проспект, 2010

9. Ермакова Л.И. Эволюция теории и опыт эффективного управления за рубежом. - М.: Мир, 2009

Информация о работе Менеджмент и менеджер в первой половине 19 века