МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ РЕСПУБЛИКИ
БЕЛАРУСЬ
БЕЛОРУССКИЙ НАЦИОНАЛЬНЫЙ ТЕХНИЧЕСКИЙ
УНИВЕРСИТЕТ
МЕЖДУНАРОДНЫЙ ИНСТИТУТ ДИСТАНЦИОННОГО
ОБРАЗОВАНИЯ
КОНТРОЛЬНАЯ
РАБОТА
по дисциплине: «Культурология».
на тему: «Культура
Западной Европы первой половины ХХ века».
Вариант 27
Подготовила: Проверила:
студентка 4
курса гр. 417519
МИНСК, 2012
Содержание
Введение ……………………………………………………3
Западная культура
в первой половине XX века………….6
Заключение…………………………………………………14
Список использованных
источников……………………..16
ВВЕДЕНИЕ
Драматическая
поэзия получила свое название
от греческого слова "драма",
что значит действие, так как
сущность драматической поэзии
состоит в изображении событий,
как бы совершающихся перед
глазами зрителей.
Драматические
произведения пишутся для театра.
Пьеса только в том случае
может произвести надлежащее
впечатление, когда она поставлена
на сцене. Декорации, костюмы, грим,
декламация актеров и их мимика
— все это сторицей восполняет
то, чего нет в наличности в
драматическом произведении, то
есть описания и рассказа от
лица самого автора.
Драматическая
поэзия зародилась в Греции
из обрядовых песен в честь
бога Диониса, иначе Вакха. В честь
Диониса были учреждены праздники,
совершались богослужения, приносились
жертвы, сопровождаемые пением гимнов,
или религиозных од, которые назывались
дифирамбами и были двоякого
рода: мрачные и радостные. В первых
вспоминались страдания любимого
бога, во вторых — его торжество.
Во
время жертвоприношения предводитель
хора рассказывал о приключениях
Диониса, а хор в песнях выражал
или сочувствие страждущему божеству,
или радость по поводу его
торжества над врагами. С течением
времени рассказ о приключениях
Диониса стали вести два лица,
вследствие чего явился драматический
диалог (разговор). Затем мало-помалу
рассказ стал заменяться наглядным
изображением похождений Диониса
— явилось драматическое действие.
Наглядное
изображение судьбы Диониса так
нравилось грекам, что они с
удовольствием стали смотреть
подобное же изображение событий
из жизни других богов, полубогов
и вообще великих людей, а впоследствии
и обыкновенных смертных. Поэты,
постепенно расширяя содержание
драматических произведений, стали
заботиться об удовлетворении
уже не религиозного чувства,
а эстетического, то есть того
чувства, которое мы испытываем,
когда наслаждаемся прекрасным,
и драма мало-помалу из области
религиозных обрядов перешла
в область поэтических произведений.
Вместе с развитием драматической
поэзии в Греции начали устраивать
театры, то есть зрелища, для драматических
представлений.
Высшей
степени своего развития древнегреческая
драма достигла в блестящий
век Перикла, когда в Афинах
жили величайшие поэты-трагики: Эсхил,
Софокл и Еврипид, а также знаменитейший
создатель комедий — Аристофан.
Из
Греции драматические представления
перешли к римлянам. Но в области
драматической поэзии римляне
не создали ничего оригинального:
греки увлекались театром, римляне
— цирком.
В
средние века в христианском
мире были забыты древнегреческие
и римские драматические представления.
Но взамен их стали разыгрываться
религиозно-нравственные, содержанием
для которых служили события
из библейской истории Ветхого
и Нового заветов. Представления
эти (мистерии) разыгрывались сначала
в церквах священно- и церковнослужителями,
в церковных оградах, а потом
на площадях городов. Здесь мистерии
значительно изменили свой характер,
так как предназначались уже
не для поучения христиан, а
для развлечения. Явились драматические
писатели. У всех образованных
народов Западной Европы создался
театр на национальной почве.
Английский драматург Шекспир вознес
у себя на родине национальную драму на
значительную высот)'.
Русская
драма возникла не из элементов
народного творчества, то есть
обрядов и песен, а из подражания
драме западноевропейской. Симеон Полоцкий
и Дмитрий Ростовский составили произведения
в роде мистерий; таковы, например, "Комедия
о блудном сыне" первого и "Рождество
Христово" второго. Ложно-классическое
направление переносит к нам и упрочивает
надолго Сумароков, основатель русского
театра в Петербурге и автор многих трагедий
и комедий ("Хорев", "Синав и Трувор",
"Дмитрий Самозванец"). По этому же
пути следуют Княжнин, Озеров, Фонвизин,
Капнист и отчасти Грибоедов. Наконец,
Пушкин под влиянием творчества Шекспира
создает новую трагедию "Борис Годунов",
а Гоголь — вполне самобытную комедию
"Ревизор". После этого русская драма
уже развивается по собственному национальному
пути.
Первая
половина XX века в истории Западной
Европы имеет исключительно важное
значение. В этот период завершается становление
индустриальной цивилизации и начинается
переход к постиндустриальной. Капитализм
в это время превращается из монополистического
в государственно-монополистический.
В нем происходит глубокие изменения,
многие из которых можно назвать судьбоносными,
поскольку они затрагивали само его существование.
Подтверждение тому стал невиданный по
своей глубине и масштабу кризис 1929-1933
гг., потрясший западное общество до самых
его оснований. Второго такого кризиса
капитализм, скорее всего не выдержал
бы. Во избежание его повторения капитализм
был, подвергнут серьезному реформированию.
Весьма успешно было проведено в США. Осуществленные
реформы не избавляли капитализм от противоречий
и кризисов, но они существенно смягчили
их, не позволяли противоречиям доходить
до крайнего антагонизма, обеспечивали
необходимый минимум социального равновесия.
Благодаря
реформам появились необходимые
предпосылки для возникновения
общества потребления, которое могло
сложиться уже в 40-е годы, но
из-за Второй мировой войны
оно сложилось в США к концу
50-х, а в других европейских
странах - в 60-е годы. В целом государственно-монополистическому
капитализму удалось найти некий
«модус вивенди», при котором
были бы и волки сыты, и овцы
целы. К числу важнейших событий
первой половины XX века относятся
две мировые войны, принесшие
десятки миллионов убитых, неисчислимые
бедствия, разрушения и утраты. Эти
войны вызвали глубокий кризис
гуманизм и других просветительских
идеалов и ценностей, составлявших
фундамент западной цивилизации
и культуры. После Второй мировой
войны мир раскололся на две
противоположные системы – капитализм
и социализм, - противостояние которых
осложняло существование мировой
культуры как единого целого.
Отмеченные
и другие факторы определяли
условия, в который развивалась западная
культура в первой половине XX века. По-прежнему
наиболее успешно это делала наука. В рассматриваемый
период происходит вторая научная революция,
начавшаяся в конце XIX века. Революционные
сдвиги произошли во всех областях знания.
В физике была открыта делимость атома,
создана квантовая механика, теория относительности.
Первая половина XX века в истории
и культуре Западной Европы
Первая
половина XX века в истории Западной
Европы имеет исключительно важное
значение. В этот период завершается становление
индустриальной цивилизации и начинается
переход к постиндустриальной. Капитализм
в это время превращается из монополистического
в государственно-монополистический.
В нем происходит глубокие изменения,
многие из которых можно назвать судьбоносными,
поскольку они затрагивали само его существование.
Подтверждение тому стал невиданный по
своей глубине и масштабу кризис 1929-1933
гг. , потрясший западное общество до самых
его оснований. Второго такого кризиса
капитализм, скорее всего не выдержал
бы. Во избежание его повторения капитализм
был, подвергнут серьезному реформированию.
Весьма успешно было проведено в США. Осуществленные
реформы не избавляли капитализм от противоречий
и кризисов, но они существенно смягчили
их, не позволяли противоречиям доходить
до крайнего антагонизма, обеспечивали
необходимый минимум социального равновесия.
Благодаря
реформам появились необходимые
предпосылки для возникновения
общества потребления, которое могло
сложиться уже в 40-е годы, но
из-за Второй мировой войны
оно сложилось в США к концу
50-х, а в других европейских
странах - в 60-е годы. В целом государственно-монополистическому
капитализму удалось найти некий
«модус вивенди», при котором
были бы и волки сыты, и овцы
целы. К числу важнейших событий
первой половины XX века относятся
две мировые войны, принесшие
десятки миллионов убитых, неисчислимые
бедствия, разрушения и утраты. Эти
войны вызвали глубокий кризис
гуманизм и других просветительских
идеалов и ценностей, составлявших
фундамент западной цивилизации
и культуры. После Второй мировой
войны мир раскололся на две
противоположные системы – капитализм
и социализм, - противостояние которых
осложняло существование мировой
культуры как единого целого.
Отмеченные
и другие факторы определяли
условия, в который развивалась западная
культура в первой половине XX века. По-прежнему
наиболее успешно это делала наука. В рассматриваемый
период происходит вторая научная революция,
начавшаяся в конце XIX века. Революционные
сдвиги произошли во всех областях знания.
В физике была открыта делимость атома,
создана квантовая механика, теория относительности.
В химии были открыты закономерности
многих химических процессов, создана
квантовая химия. В биологии начинается
становление генетики. В космологии разработана
концепция нестационарной – сжимающейся
или разбегающейся – Вселенной. Своими
выдающимися достижениями наука обязана
многим ученым, среди которых А. Эйнштейн,
М. Планк, А. Пуанкаре, Н. Бор, М. Борн, супруги
Ирен и Фредерик Жолио-Кюри. В сфере познания
с его дифференциацией на отдельные науки
те же процессы идут и внутри каждой из
наук, которое в свою очередь дробятся
на множество дисциплин и школ.
Все
это усиливает тенденцию к
плюрализму. Весьма нередкой становится
ситуация, когда внутри какой-либо
науки представители различных
школ придерживаются разных взглядов
по поводу одного и того
же явления. Что касается религии,
то ее положение продолжало
ухудшаться. Можно сказать, что первая
половина XX века оказалась самой
безрелигиозной Запада. В отличие от религии
философия находилась в лучшем положении.
Основными
философскими направлениями являются
неопозитивизм и экзистенциализм.
Первый выступает от имени
науки. Он внес значительный вклад
в разработку проблем формальной
логики, языка и теории познания.
Его представители Б. Рассел, Р. Карнап,
Л. Витгенштейн. Экзистенциализм противопоставил
себя науке и позитивистской философии.
Он сосредоточил свое внимание на проблемах
человека, и, прежде всего на проблемах
свободы. Самым известными его представителями
являются Ж.-П. Сартр и М. Хайдеггер. В течение
рассматриваемого времени достаточно
успешно развивалась художественная культура.
Этот период оказался последним, когда
Франция занимала ведущие позиции в мировой
культуре, а Париж считался признанной
культурной столицей мира. Главным направлением
в искусстве Франции выступает реализм.
В литературе его представляют, прежде
всего, три великих имени: А. Франс, Р. Роллан,
Р. Мартен дю Гар.
Первый
создал ряд историко-философских
романов, один из который – «Боги жаждут».
Второму мировую известность принес роман-эпопея
«Жан-Кристоф», повествующий об отношениях
гения-музыканта и общества. Третий является
автором многотомного романа «Семья Тибо»,
дающего широкую панораму Франции. Значительным
явлением в духовной жизни стало творчество
писателей-экзистенциалистов - Ж.-П. Сартра
и А. Камю. Основными темами их произведений
являются свобода и ответственность, абсурдность
бытия, одиночество. У Сартра большую известность
приобрели пьесы «Мухи» и «Дьявол» и «Господь
Бог», а у Камю – романы «Чужой», «Чума»,
«Миф о Сизифе». Наряду с литературой успешно
развивается французская скульптура.
В
данный период ее представляют
ваятели Э. Бурдель и А. Майоль. Произведения
первого – «Геракл», «Пенелопа», «Сафо»
- созданы по античным сюжетам в классическом
духе. Женские статуи второго – «Ночь»,
«Помона», «Средиземноморье» - отмечены
удивительной гармонией и равновесием,
наполнены пленительной женственностью.
Значительных
успехов достигла немецкая литература.
Этим она обязана, прежде всего,
творчеству Т. Манна, Л. Фейхтвангера,
Э. М. Ремарка. Главной фигурой немецкой
литературы является Т. Манн, создавший
фундаментальные философские романы
«Волшебная гора», и «Доктор Фаустус»,
а также тетралогию на библейский сюжет
«Иосиф и его братья». Фейхтвангер известен,
прежде всего, своими историческими романами
«Гойя», «Мудрость чудака» и др. В романах
«На Западном фронте без перемен», «Три
товарища» и др.
Ремарк
выразил мироощущение «потерянного
поколения». Особого выделения заслуживает
творчество Б. Брехта, создавшего
интеллектуальный эпический театр.
Мировую известность ему принесли
пьесы «Матушка Кураж», «Добрый
человек из Сезуана» и др.
Настоящий
подъем переживает английская
литература. Из множества великих
имен следует в первую очередь
назвать Дж. Голсуорси, С. Моэма, Б. Шоу.
Первому мировую славу принесла
трилогия «Сага о Форсайтах».
Второй
известен как автор романа
«Бремя страстей человеческих».
Б. Шоу является признанным классиком
английской литературы. Он с успехом
проявил себя во всех жанрах
– драме, романе, новелле.
На высоком
уровне остается американская литература.
Этим она обязана в первую очередь таким
писателям, как У. Фолкнер, Дж. Стейнбек,
Э. Хемингуэй. В своих романах «Шум и ярость»,
«Свет в августе» и др.
Фолкнер
сочетает реалистическую манеру
повествования с поиском новых
форм и приемов. Стейнбек известен,
прежде всего, романом «Гроздья
гнева», ставшим настоящей эпопеей
жизни американского народа. Творчество
Хемингуэя является широким и
многоплановым. В романе «По ком
звонит колокол» он размышляет
о войне и насилии как о
трагическом проклятии человечества.
В повести-притчи «Старик и
море» жизнь и судьба человека
рассматриваются в свете трагического
стоицизма.