Культура Западной Европы первой половины ХХ века

Автор: Пользователь скрыл имя, 22 Марта 2014 в 21:51, контрольная работа

Краткое описание

Драматическая поэзия получила свое название от греческого слова "драма", что значит действие, так как сущность драматической поэзии состоит в изображении событий, как бы совершающихся перед глазами зрителей.
Драматические произведения пишутся для театра. Пьеса только в том случае может произвести надлежащее впечатление, когда она поставлена на сцене. Декорации, костюмы, грим, декламация актеров и их мимика — все это сторицей восполняет то, чего нет в наличности в драматическом произведении, то есть описания и рассказа от лица самого автора.

Оглавление

Введение ……………………………………………………3

Западная культура в первой половине XX века………….6

Заключение…………………………………………………14

Список использованных источников……………………..16

Файлы: 1 файл

контр культуралогия.docx

— 41.41 Кб (Скачать)

 

 

 

 

Европейский театр в XX веке

 Во  Франции театр всегда имел  первостепенное значение. Достаточно  вспомнить такие имена, как Корнель, Мольер, Расин, Бомарше, А. де Мюссе. Не случайно говорят: «французы  играют в жизни и живут на  сцене».

 Драматургия  Ж. Ануя и Ж. Жироду. О творчестве драматурга Ж. Ануя французы говорят «вселенная Ануя». Но несмотря на действительно «вселенский характер» его творчества, в котором литературоведы выделяют «черные пьесы», «розовые пьесы», «блестящие пьесы», «скрипящие пьесы», его лучшие герои являются воплощением чистоты и целостности. Такова Антигона, героиня его пьесы «Антигона» (1944). В пьесе Ануй противопоставляет друг другу двух персонажей: Кроена, который волею судьбы только что получил власть, принятую им без радости, а не только потому что он чувствовал «ужасную ответственность власти», и Антигону, которая отказывается ему повиноваться. Она предала тело брата земле, несмотря на запреты короля. Отказ у Ануя - высший двигатель драматического действия. Антигона отказывается Повиноваться, отказывается от жалости, отказывается от любви, отказывается от самой жизни. В пьесе чувствуется влияние экзистенциализма: этот мир трагичен в своей абсурдности, единственным величием становится сознательное бегство из него. Написанное в годы войны произведение имело выраженную антифашистскую направленность.

 Другой  замечательный французский драматург XX в. - Ж. Жироду (1882- 1944) дипломат, министр информации в начале войны 1939 г., он был плодовитым писателем-романистом, критиком, тонким блестящим эссеистом, но после встречи с великим французским актером Жуве полностью посвятил себя театру. Его пьесы весьма разнообразны: современные и античные, трагические и фантастические, ужасные и вызывающие улыбку. На античные сюжеты написаны знаменитая «Электра» и «Троянской войны не будет».

 Творчество  П. Валери. Теоретиком французского  театра в период между двумя  войнами был выдающийся поэт  и мыслитель П. Валери (1871-1945). Он  писал о двух типах театра: о восходящем к Храму и театре  типа Гиньоль. Второй тип - это  «торжественная мистерия», способная  «передать жар и свежесть мгновения, сохраняющая в себе «магию  становления'». Такой театр уже  существовал во Франции, поэтому  Валери попытался создать театр  подобия литургии.

 В  сотрудничестве с композитором  Онеггером он написал балет «Амфион», премьера которого состоялась в Парижской опере 23 июня 1931 г. Балет был поставлен Идой Рубинштейн (1885-1960) и, по словам самого Валери, явился «воскрешением литургической условности». Такую условность Валери называл условностью высшего порядка, отмечая, что в театре-Храме все движимо величественными законами.

 Драматургия  Ж.-П. Сартра и А. Камю. Драматургами  были философы Ж.-П. Сартр и  А. Камю, экзистенциалистские взгляды  которых проявились и в драматическом  творчестве. В пьесах «Мухи», «Мертвые  без погребения», «Грязные руки», «Дьявол и добрый Бог» и  других Сартр представляет новую  трагедию, трагедию человека, «погруженного  в свободу».

 Альбер Камю (лауреат Нобелевской премии, 1957), основавший «Театр Труда» и игравший сам в театральной труппе «Радио Алжира» перед Второй мировой войной, половину своих произведений написал для сцены; представления «Недоразумения» в 1945 г. и «Калигулы» в 1944 г. сделали его знаменитым. Камю не видел лекарства от абсурда и страданий мира. По его мнению, существует только «скромная мудрость», которую нужно постепенно приобретать и которая состоит в том, чтобы «любить ограниченный и великолепный мир... работать, культивировать, подобно Кандиду свой сад день за днем, отказываться убивать, чтобы не быть соучастником абсурдной судьбы, искать, напротив, средства уменьшения мировых страданий, верить в то, что подъем всеобщего благополучия не может быть осуществлен ценой жизни одного ребенка.»

 Пьесы  Б. Брехта. После Второй мировой  войны театральные эксперименты  в Европе продолжил немецкий  драматург Б. Брехт (1898-1956), предложивший  концепцию эпического театра. По  этой концепции спектакль должен  воздействовать не на чувства, а на разум зрителя и внушить  ему активное и критическое  отношение к происходящему на  сцене. Он должен быть публицистичным  и социально направленным. Его  пьесы «Трехгрошовая опера» (инсценировка «Оперы нищих» Дж. Гея, 1728), «Жизнь Галмея» (1939), «Карьера Артура Уи» (1941), «Мамаша Кураж» (1971), «Кавказский меловой круг» (1949) и другие - пример гротескной, антивоенной направленности критики современного общества.

 «Новый  театр». Начиная с 1950 г. во Франции  появляется так называемый «Новый  театр», первоначально проигнорированный  публикой. Это театр «драмы абсурда», созданный С. Беккетом, Э. Ионеско, А. Адамовым, жившими в Париже и  писавшими по-французски. Это была, с одной стороны, попытка обновить  структуру и язык театра, а  с другой, - «Новый театр» явился  отражением ужаса, вызванного жестокостями  войны и страхом атомных разрушений. Пьеса Беккета «В ожидании  Годо», поставленная в 1952 г., - самая известная пьеса театра абсурда, представляющая жизнь лишенной смысла. В большинстве пьес Ионеско проводится идея бесполезности языка как средства общения.

 Изложенное, на наш взгляд, дает основание  утверждать, что ни о каком  кризисе, по крайней мере, применительно  к театру XX столетия говорить неправомерно. Правда, нельзя сбрасывать со счетов одно явление XX в., которое можно считать проявлением кризиса, но не культуры. Рост благополучия благодаря научно-технической революции подавляющего большинства, населения Европы, утверждение в жизни демократических тенденций привели к фактической власти в этой жизни нетворческого большинства, неспособного жить идеями и идеалами подлинной культуры, неспособного подняться над миром повседневности, и эта антиэлитарность большей части населения, не ориентированного на творчество, разрушительна для культуры.

 Проявлением  этой тенденции, начиная с 60-х  годов XX в. во всей Европе, в том  числе и во Франции, является  развитие шоу-бизнеса. Массовые тиражи  пластинок, кассет «диска», «фолк», «рок» музыки, с утра до вечера  гремящей в наушниках транзисторов, повсюду сопровождают юношей  и девушек. (Врачи отмечают рост  расстройства по этой причине  слухового аппарата у молодых  людей.)

 Однако  наряду с распространением шоу-бизнеса  и другими негативными явлениями  в области духовной жизни Европы  в XX в. продолжает существовать и  развиваться возвышающая человека  культура, что и является критерием  ее подлинности, независимо от  жанра.

 Поиски  новых театральных форм. Последние  два десятилетия театральная  жизнь Франции, как и Европы  в целом, стала более разнообразной. В одном Париже в настоящее  время свыше 50 театров, в которых  зритель может найти постановки  на любой вкус: от вечных творений  классиков -- Шекспира, Корнеля, Расина, Чехова - в «Камеди Франсез» и «.Одеоне» до современных драматургов Беккета и Ионеско в авангардистских театрах и остроумных комедий в «театрах бульваров». Ежегодно в Авиньоне, Оранже, Ниме и других городах Франции на древних римских аренах или в средневековых замках проходят театральные фестивали, привлекающие тысячи зрителей из многих стран.

 Подобные  зрелищные мероприятия практикуются  в Италии: на развалинах Форума, Колизея, Терм Каракаллы проходят  поражающие своей грандиозностью  спектакли, постановки классических  итальянских опер на античные  сюжеты. Так, постановка оперы Верди  «Лида» в Термах Каракаллы  создает захватывающее ощущение  присутствия зрителя в гуще  происходящих событий.

 Все  это является поиском новых  театральных форм, доступных массе  зрителей. Примером такого сочетания  массовости и классики являются  грандиозные постановки Р. Оссейна на арене парижского Дворца спорта спектаклей «Собор Парижской богоматери», «Дантон и Робеспьер», «Человек из Назарета», «Броненосец Потемкин».

 

 

 

Явления в драматургии

 С  движением свободных театров  связаны аналогичные явления  в драматургии. Драматургия Бека, Гауптмана, цикл «неприятных пьес» Шоу выражали резкокритическое отношение к буржуазному миру.

 Центральной  фигурой театральной жизни рубежа XIX— XX вв. был Генрик Ибсен. В творчестве  великого норвежского драматурга  с особой силой выразились  антибуржуазные устремления прогрессивной драмы. В пьесах Ибсена дано острокритическое изображение нравов буржуазного общества с позиций художника-демократа и реалиста, наиболее последовательно и глубоко воплощены принципы критического реализма. Ибсен создал тип социально-психологической драмы.

 Наряду  с ростом прогрессивных тенденций  в развитии европейского театра  в последние десятилетия XIX в. все  явственнее проявляются признаки  глубокого идейно-творческого кризиса  театральной культуры.

 Если  раньше черты надвигающегося  кризиса проявлялись в отрыве  театра от большой литературы, в натуралистическом перерождении  критического реализма, то в конце  века театр приобретает иное  свойство — он становится выражением  кризиса всей духовной культуры  буржуазного мира. Многообразные  проявления этого кризиса в  области эстетической мысли и  в различных видах искусства  получают свое выражение в  декадансе и символизме. У этих  направлений были различные и  даже противоречивые идейно-творческие  тенденции, от агрессивных нападок  идеологов реакции, открыто порвавших  с традициями народности, гуманизма  и жизненной правды (декаданс)»  до явлений, свидетельствующих о  пессимизме и растерянности тех  слоев интеллигенции, которые, не  принимая буржуазную действительность, в то же время не видели  выхода из нее (символизм).

 Искусство  декаданса, лишенное всякого интереса  к гражданским целям творчества  и имевшее философской основой  учение Ницше о «сверх-человеке», не подчиненном никаким моральным нормам, проявляло повышенный интерес к патологическим состояниям психики, к болезненной жажде насилия, к эстетизации эротики, жестокости и аморализма. Наиболее показательным в этом отношении было творчество итальянского драматурга-декадента Г. Д'Аннунцио.

 Искусство  символизма было проникнуто страхом  перед жизнью, перед неведомыми  силами, враждебными человеку. Одиночество, обреченность, стремление уйти в  мир субъективных переживаний  или в область «чистого искусства», противопоставленного грубой жизни, — таковы основные идейные  мотивы символизма. Объявляя мир  непознаваемым, символистское искусство  логически приходило к отрицанию  реализма. Отсюда же учение о  символе как об условной форме  обозначения скрытой от человека  сущности мира и внутренней  затаенной жизни самого человека.

 Родоначальником  символистской драмы был бельгийский  драматург Метерлинк. В его творчестве  критика буржуазного общества  велась с позиций абстрактно-гуманистического  идеала, а поиски новых средств  художественной выразительности  порой смешивали поэтику символизма  с формами декадентской эстетизации. Но в лучших своих произведениях Метерлинк достигал не только большой поэтической силы, но и сохранял гуманистическую веру в жизнь.

 При  всей противоречивости символизма  многие деятели театра, творчество  которых отмечено его печатью, воспринимали это направление  как бунт против застывшего  в рутинных формах современного  буржуазного театра. Для ряда  драматургов и режиссеров (Метерлинк, Гауптман, Антуан, Люнье По, Поль Фор, Рейнгардт и другие) борьба против буржуазного театра была неотделима от поисков нового содержания, новых выразительных средств, форм.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

                                 ЗАКЛЮЧЕНИЕ

 Первая  половина XX века в истории Западной  Европы имеет исключительно важное значение. В этот период завершается становление индустриальной цивилизации и начинается переход к постиндустриальной. Капитализм в это время превращается из монополистического в государственно-монополистический. В нем происходит глубокие изменения, многие из которых можно назвать судьбоносными, поскольку они затрагивали само его существование.

 Во  Франции театр всегда имел  первостепенное значение. Достаточно  вспомнить такие имена, как Корнель, Мольер, Расин, Бомарше, А. де Мюссе. Не случайно говорят: «французы  играют в жизни и живут на  сцене».

 Теоретиком  французского театра в период  между двумя войнами был выдающийся  поэт и мыслитель П. Валери (1871-1945). Он писал о двух типах театра: о восходящем к Храму и театре  типа Гиньоль. Второй тип - это  «торжественная мистерия», способная  «передать жар и свежесть мгновения, сохраняющая в себе «магию  становления». Такой театр уже  существовал во Франции, поэтому  Валери попытался создать театр  подобия литургии.

 Драматургия  Ж.-П. Сартра и А. Камю. Драматургами  были философы Ж.-П. Сартр и  А. Камю, экзистенциалистские взгляды  которых проявились и в драматическом  творчестве. В пьесах «Мухи», «Мертвые  без погребения», «Грязные руки», «Дьявол и добрый Бог» и  других Сартр представляет новую  трагедию, трагедию человека, «погруженного  в свободу».

 Начиная  с 1950 г. во Франции появляется  так называемый «Новый театр», первоначально проигнорированный  публикой. Это театр «драмы абсурда», созданный С. Беккетом, Э. Ионеско, А. Адамовым, жившими в Париже и  писавшими по-французски. Это была, с одной стороны, попытка обновить  структуру и язык театра, а  с другой, - «Новый театр» явился  отражением ужаса, вызванного жестокостями  войны и страхом атомных разрушений. Пьеса Беккета «В ожидании  Годо», поставленная в 1952 г., - самая известная пьеса театра абсурда, представляющая жизнь лишенной смысла. В большинстве пьес Ионеско проводится идея бесполезности языка как средства общения.

Информация о работе Культура Западной Европы первой половины ХХ века