Менеджмент и менеджер в первой половине 19 века

Автор: Пользователь скрыл имя, 31 Мая 2012 в 21:38, курсовая работа

Краткое описание

Целью моей курсовой работы является - исследование и зарождение науки «менеджмент». Как проводились эволюция в системы управления по пути формирования управления.
В соответствии с целью следующие задачи:
-теоретическое зарождение науки
- зарождение менеджмента в России
- анализ управленческой деятельности

Оглавление

Введение
Глава 1. Основные аспекты развития
1.1 Исторические аспекты развития менеджмента.
1.2 Зарождение менеджмента как науки в РФ.
Глава 2. Анализ состояния менеджмента как элемента управленческой деятельности
2.1 Анализ кадрового потенциала
2.2 Анализ финансовой деятельности
Глава 3. Тенденция развития менеджмента управленческой деятельности
3.1 Перспективы развития малого бизнеса а РФ
3.2 Зарубежный опыт развития управленческой деятельности
Заключение
Список литературы

Файлы: 1 файл

Менеджмент КР.doc

— 142.00 Кб (Скачать)

Министерство  образования и науки Российской Федерации

федеральное государственное бюджетное образовательное  учреждение высшего профессионального  образования

«Московский государственный университет печати имени Ивана Федорова».

Факультет Рекламы и связей с общественностью. 
 
 

Курсовая  работа

по дисциплине менеджмент

на тему «Менеджмент и менеджер в первой половине 19 века» 
 
 
 
 

Выполнила Гояева З.Б

студентка 3 курса группа ДР 3-2

Проверил  к.э.н доцент Мудрова С. В 
 
 
 

Москва

2012 

Содержание

Введение

Глава 1. Основные аспекты развития

         1.1 Исторические аспекты развития  менеджмента.

          1.2 Зарождение менеджмента как  науки в РФ.

Глава 2. Анализ состояния менеджмента  как элемента управленческой деятельности

           2.1 Анализ кадрового потенциала

           2.2 Анализ финансовой деятельности

Глава 3. Тенденция развития менеджмента  управленческой деятельности

           3.1 Перспективы развития малого  бизнеса а РФ

           3.2 Зарубежный опыт развития управленческой  деятельности

Заключение

Список литературы 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Введение

Термины «менеджмент», «менеджер» прочно вошли  в наш словарный обиход, заменив  прежние «управление», «управленческая  деятельность», «директор», «руководитель».

Менеджемент(англ. management) – это управление, заведование  и организация производства; совокупность принципов, методов, средств и форм управления, разрабатываемых и применяемых с целью повышения эффективности производства и увеличения прибыли.[1 вачугова стр. 6]

 Менеджер- это руководитель или управляющий,  занимающий постоянную должность или наделенный полномочиями в области принятия решения по конкретным видам деятельности фирмы, функционирующей в рыночных условиях. [2 стр. 23 герчикова]

Актуальность  выбранной темы обуславливается  тем, что менеджмент стал одним из важнейших атрибутов новой жизни нашей страны. И не только в области экономики. Менеджмент в широком смысле – это управление организациями любой формы в условиях рынка и сопутствующего ему гражданского демократического общества. Поэтому важно рассмотреть зарождение менеджмента на Западе и провести аналогию с тем, как менеджмент развивается в нашей стране в условиях рыночной экономике.

Анализ  прошлого позволяет лучше понять настоящее, чтобы спрогнозировать  будущее развитие.  

Изучив  историю науки она позволит  восполнить недостаток собственных мыслей и объем своих знаний; дает возможность проанализировать основные вехи эволюционного развития науки и систематизировать их; позволяет извлечь соответствующие уроки из прошлого с тем, чтобы не повторять ошибок в будущем 

Объектом  исследования является: сфера менеджмента, различные  ее состояния, элементы.

Предмет исследования: содержание дисциплины «менеджмент и менеджер».

Целью моей курсовой работы является - исследование и зарождение науки «менеджмент». Как проводились эволюция в системы управления по пути формирования управления.

В соответствии с целью следующие задачи:

-теоретическое  зарождение науки

- зарождение  менеджмента в России

- анализ  управленческой деятельности

Знание  и осмысление прошлого способствует лучшему пониманию современного состояния науки, а также появлению и формированию новых идей. Развитие науки управления свидетельствует, что нежизненные концепции гибли, а оставались только самые ценные, проверенные практикой и временем. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Глава 1. Основные аспекты развитии

1.1 Исторические аспекты развития менеджмента.

История менеджмента уходит своими корнями  в прошлое. Еще за тысячи лет до новой эры в Египте уже формировались  отличительные признаки будущей  науки управления. В частности, признавалась необходимость планирования, организации и контроля, централизации процессов управления. В XIX в. отмечается значительный рост работ, особенно в Англии, в которых закладываются основы менеджмента. Однако временем становления менеджмента как научной теории и практики управления принято считать начало XX в.[3 стр. 167]

Английское  слово «management» (управление) берет  свое начало от латинского слова «manus» (рука). Этот термин не имеет аналога  в русском языке, хотя его часть  используют как синоним «управления» и «научной организации труда». Менеджмент можно определить как научно-практическое направление, ориентированное на обеспечение эффективной жизнедеятельности (функционирования) организаций в рыночных условиях хозяйственных отношений.

Первые  три десятилетия становления менеджмента связаны с формированием «школы научного управления». Ее основателем является американский инженер Ф. У. Тейлор. Им и его последователями были предложены качественно новые по тем временам пути совершенствования промышленных предприятий. Разработанные ими принципы управления производством не утратили своего значения по сей день. В научном управлении акцент делается, как правило, на повышении индивидуальной производительности труда, оптимизации надзорной и распорядительской функций администрации. Рекомендации носят жестко нормативный характер. При таком подходе работник нередко рассматривается как обособленная единица, элемент производственного процесса. Его социальная природа не принимается во внимание.

В 1930-е  годы все чаще стали появляться критические замечания в адрес представителей школы научного управления. Критиковались механистические и биологизаторские воззрения на человека, включенного в производство, преимущественная ориентация на экономические вопросы организации. Мнение психологов и социологов о том, что обеспечить мотивацию человека к более производительному труду можно не только материальными вознаграждениями, стало находить все большее понимание. Складывается новый этап в эволюции менеджмента (1930-1960-е годы), получивший название «школы человеческих отношений». Он появляется как альтернатива менеджменту, ориентированному главным образом на конечный результат. Не отрицая все то полезное, что сделали Тейлор и его последователи для рационализации производства, сторонники данного направления пытались наполнить их методы гуманным содержанием. Одним из наиболее известных представителей этой школы является американский социолог и психолог Э. Мэйо.

Главный вывод, к которому пришел Мэйо в результате проведенных им исследований, заключается в том, что на эффективность трудового поведения работника, рост производительности его труда в большей мере оказывают влияние социальные стимулы. Представители этого направления сумели показать важную роль неформальных отношений в деятельности организации. Пришло понимание, что ими следует управлять, и прежде всего в форме сотрудничества работников и администрации. Некоторые функции администрации, такие как целеполагание, планирование, принятие решений, корректировка норм выработки и др., стали передавать рабочим группам. Организации стали рассматриваться как «социальные системы», а человек в них – как одно из центральных звеньев.

В последние  десятилетия уходящего века наиболее яркие страницы истории менеджмента  связаны с японским опытом. Основательно изучив американский менеджмент и заимствовав у него все самое рациональное, японские специалисты построили собственную модель управления, разрушив распространенное на Западе мнение о себе скорее как о подражателях, чем о творцах. Если попытаться кратко определить принципиальное различие между западной и японской концепциями менеджмента, то оно сводится к следующему: в первом случае доминирует ориентация на конечный результат, а во втором – на человеческий фактор. В основу японского подхода положены идеи самоуправления и самоконтроля. Упор делается на поощрение способностей работников и стимулирование их развития, партнерство и сотрудничество, взаимопомощь, формирование у работников приверженности философии «корпоративного духа», т. е. на воспитание у них чувства патриотизма по отношению к компании, в которой они трудятся, преданности ее целям. В центре внимания – забота о моральном состоянии работников. При приеме на работу администрация интересуется не только профессиональной квалификацией, но и морально-этическими качествами будущего сотрудника, его умением вписаться в групповую деятельность, желанием и готовностью упорно трудиться.

Итак, сегодня  есть все основания говорить о  формировании менеджмента как достаточно самостоятельного научного направления. Объектом изучения в психологии менеджмента выступают люди, входящие в финансовом и юридическом отношениях в самостоятельные организации, деятельность которых подчинена общественно полезным целям, а критериями их эффективности служат прибыльность, материальное и моральное благополучие их членов. Соответственно предметом изучения психологии выступают факторы, обусловливающие эффективность деятельности менеджеров, особенности принятия индивидуальных и групповых решений, лидерства, мотивирования, норм и ценностей и др. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

1.2  Зарождение менеджмента как науки в РФ.

Состояние проблемы менеджмента в современной  России. Прежде чем говорить о российском менеджменте, следует отметить объективные  особенности современного этапа  российской экономики. Как известно, рынок есть результат естественного отбора наиболее эффективных и действенных инструментов ведения хозяйства. История человечества не знает другой экономической системы, кроме рыночной экономики, которая являлась бы высокоэффективной, восприимчивой к научно-техническим достижениям и постоянно ориентированной на изменения в структуре общественных потребностей. Рынок нельзя создать искусственно, с помощью насильственного внедрения рыночных отношений. Рыночная экономика — результат длительного исторического процесса.

Россия  находится на первом, переходном, этапе  развития рыночных отношений. Задачи этого  этапа:

достижение  материально-финансовой сбалансированности народного хозяйства;

изменение стереотипов сознания и поведения;

подготовка  кадров новой формации.

Рынок всегда отражает национальные и исторические традиции и особенности той или  иной страны. Рыночная экономика в  России, имея общие признаки, отличается от таковой в других странах. В  первую очередь речь идет о наследии советской системы с ее жесткой централизацией экономики, всеохватывающим планом, практически полным отсутствием какой-либо самостоятельности у руководителей предприятий. Высокоэффективным в настоящее время может быть регулируемый, социально-ориентированный рынок.

В менеджменте главной проблемой является работа с персоналом. Люди — это субъекты рыночных отношений. От их квалификации, исполнительности зависит успех деятельности любого предприятия. Кто же работает на развивающемся российском рынке?

Отвечая на этот вопрос, необходимо учесть следующее важное обстоятельство. С начала радикальных рыночных преобразований в России прошло лишь около 10 лет. Естественно, за столь короткий срок объективно не могла появиться новая массовая генерация трудоспособного населения, разделяющая философию рыночной экономики. Поэтому подавляющее большинство работников в стране (80% по данным НИИ труда России) все еще имеет «советское» трудовое сознание.

Особенности российского менеджмента определяются:

• чрезвычайно высокой скоростью протекания социально-экономических, политических и др. процессов, определяющих среду существования российского менеджмента;

• комплексом факторов, затрудняющих и благоприятствующих укреплению менеджмента в России;

• культурная среда, особенности общественного сознания и т. п.

Воздействие факторов внешней и внутренней среды  придало российскому менеджменту  специфические черты. Россия сейчас находится в положении "догоняющего" и вынуждена идти революционным  путем к освоению методов современного менеджмента.

Российские  менеджеры должны не только изучать науку и практику менеджмента, но и знать суть западной и восточных культур (Россия является евроазиатской страной). Без этого невозможно совершенствовать собственный стиль руководства, повышать имидж, создавать условия для повышения конкурентоспособности предприятия. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Информация о работе Менеджмент и менеджер в первой половине 19 века