Автор: Пользователь скрыл имя, 23 Ноября 2011 в 23:40, курсовая работа
Целью курсовой работы является – теоретически и практически изучить проблемы лидерства, влияния и власти в организации, понятия и сущность лидерства, определить лидерские способности руководителя
Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:
рассмотреть сущность лидерства в организациях;
изучить понятия влияния и власти в организации;
рассмотреть различные формы власти;
провести исследования по изучению лидерских качеств и их влияния на выбор стиля руководства.
проанализировать результаты получившегося исследования
Исследование лидерских качеств и стилей руководства также проводилось среди 10 менеджеров ОАО «ЭСТЕК», которые занимаются сбытом готовой продукции, маркетингом, работой с персоналом, закупкой продукции, финансами и т.д. Средний возраст опрошенных 30-45 лет. Опрос проводился на бланковой основе. Исследованию подверглись лидерские качества и стиль руководства.
Определение степени выраженности лидерских качеств определялось по методике «Лидер» (Приложение 4) . Эта методика предназначена для того, чтобы оценить способности человека быть лидером. В данной методике испытуемый отвечает на 50 вопросов, и по его ответам на эти вопросы делается вывод о том, обладает ли он персональными психологическими качествами, необходимыми лидеру. Из двух предложенных вариантов ответа на каждый вопрос необходимо выбрать и отметить только один. Результаты опроса приведены в табл. 2.1.
Определение стиля руководства определялось по методике «Стили руководства» (Приложение 5). Эта методика предназначена для того, чтобы определить какой стиль руководства выбрал менеджер в своей управленческой деятельности. В данной методике испытуемый отвечает на 40 вопросов, и по его ответам на эти вопросы определяется стиль руководства. Результаты опроса приведены в табл. 2.2.
Таблица 2.1
Результат опороса на определение степени выраженности лидерских качеств
№ опрошенного | Степень выраженности лидерских качеств |
1 | Данный человек как лидер склонен к диктату |
2 | Лидерские качества выражены сильно |
3 | Лидерские качества выражены средне |
4 | Лидерские качества выражены средне |
5 | Лидерские качества выражены средне |
6 | Лидерские качества выражены слабо |
7 | Лидерские качества выражены сильно |
8 | Лидерские качества выражены сильно |
9 | Данный человек как лидер склонен к диктату |
10 | Лидерские качества выражены сильно |
Обобщённые результаты этого опроса можно отобразить в столбчатой диаграмме.
Рис.2.1. Степень выраженности лидерских качеств
Таблица 2.2
Результат опроса на определение стиля руководства
№ опрошенного | Стиль руководства |
1 | Авторитарный стиль руководства |
2 | Авторитарный стиль руководства |
3 | Либо стиль руководства не выработан, либо склонность к непоследовательному стилю |
4 | Авторитарный стиль руководства |
5 | Либерально попустительский |
6 | Либерально попустительский |
7 | Авторитарный стиль руководства |
8 | Авторитарный стиль руководства |
9 | Авторитарный стиль руководства |
10 | Авторитарный стиль руководства |
Обобщённые
результаты этого опроса можно отобразить
в столбчатой диаграмме.
Рис. 2.2.
Стили руководства
На основе проведённого исследования прослеживается зависимость. Авторитарный стиль управления преобладает у тех опрошенных, у которых наиболее выражены лидерские качества. Эту зависимость можно отразить в столбчатой диаграмме.
Рис. 3. Взаимосвязь
стиля руководства от уровня выраженности
лидерских качеств.
Проводимое исследование выявило, что чем выше выраженность лидерских качеств, тем больше менеджеры склоняются к авторитарному стилю управления.
Положительная сторона такого стиля руководства это большая производительность труда, дисциплинированность, системность и четкость исполнения поставленных задач. Однако этому противостоят такие минусы как, отсутствие инициативы, напряженная обстановка в группах, страх перед наказанием, препятствие осуществлению каких-либо творческих идей.
Выраженность управленческих качеств в большей степени проявляется среди снабженцев. Это, по всей видимости, связано с тем, что таким людям в стандартных, типовых ситуациях, в большей степени необходимо умение использовать накопленный (самим или другими людьми) управленческий опыт для решения текущих задач.
Однако подчиненные всегда желают видеть в руководителе не только начальника или лишенного эмоций и переживаний сухого технократа, но и человека, обладающего лучшими нравственными качествами, заботящегося не только об эффективности организации и о себе лично, но и о сотрудниках
Каждый тип подчиненного требует от лидера специфического подхода для максимально эффективного использования индивидуального потенциала любого сотрудника. Следует смотреть на эту проблему ситуационно, так как в небольших организациях к каждому работнику должен быть индивидуальный подход, с отдельными работниками нужно вести себя в духе автократа, а с некоторыми лучше быть демократичным, или даже либеральным.
Итак, можно сделать вывод, что в исследуемой организации существует смесь двух разных стилей управления. Демократический стиль осуществляется генеральным директором, а руководители функциональных подразделений склоняются к авторитарному руководству.
Но
нужно отметить, что руководители,
которые хотят работать как можно более
эффективно, получить всё, что можно от
подчинённых, не должны применять какой-то
один стиль руководства на протяжении
всей своей карьеры. Скорее руководителю
следует научиться пользоваться всеми
стилями, методами и типами влияния, наиболее
подходящими для конкретной ситуации.
Глава 3. Повышение эффективности лидерских качеств
3.1. Проблема власти в современных организациях
Основная причина трудностей руководящего персонала заключается в наличии факторов и людей, которыми нельзя управлять, применяя к ним свою власть. Такая ситуация появляется по причине того, что руководитель часто зависит от людей, которые ему формально не подчинены. Если руководитель не может эффективно взаимодействовать с этими многочисленными «неуправляемыми» силами, то он не может выполнять свою собственную работу, а это обязательно снизит эффективность, как индивидуального трудового вклада, так и деятельности всей организации в целом.
Также если руководитель не обладает достаточной властью, чтобы влиять на тех, от кого зависит эффективность его деятельности, то он не сможет получит ресурсы, необходимые для определения и достижения целей организации через других людей.
В
современном менеджменте
Для применения подхода с позиции личных качеств У. Беннисомом была разработана теория личных качеств:
Прочность
власти и преобладание той или
иной её формы зависит не только
от конкретной специфики организации,
но и от развития общества в целом,
культурного и образовательного
уровня работников и руководителей. Так,
в настоящее время имеет место объективная
тенденция к ослаблению любой власти,
в том числе и власти менеджеров. Конкретные
причины этого заключаются в следующем:
значительно сократился разрыв в уровне
знаний между руководителями и подчинёнными,
их квалификацией; если прежде преобладание
руководителей во всех областях, связанных
с профессиональной деятельностью было
неоспоримым, то сейчас зачастую подчинённые
превосходят их во всех отношениях, оставляя
руководителю лишь личностный авторитет.
3.2.
Повышение эффективности
влияния и власти в организации
Для повышения эффективности власти и влияния необходимо ввести в структуру властных отношений власть, основанную на вознаграждении и использовать эффект партнёрства в истинной форме.
Власть, основанная на вознаграждении
Это очень эффективный способ заинтересовать работника и привлечь его к труду во благо организации. Речь идёт о некоторой системе «бонусов», получаемых руководителем или специалистом (периодически или единовременно), вносящим значительный вклад в работу предприятия.
Но в этой форме власти, как и во всех других, есть недостатки. Сложностями в применении власти, основанной на вознаграждении, является ограниченность соответствующих ресурсов предприятия, и определение формы и размера вознаграждения, достаточного для стимулирования соответствующего сотрудника предприятия. Для эффективной реализации власти, основанной на вознаграждении, необходимо удовлетворять эти потребности персонала, используя различные подходы, в зависимости от статуса сотрудника.
Менеджеру высшего звена можно давать возможность приобретения акций компании или присваивать статус «партнёра», премируя процентами от общей прибыли. Для поощрения менеджеров среднего и низшего звена можно применять более простые формы премирования.
Система влияния, основанная на материальном стимулировании, должна быть очень хорошо продумана с точки зрения психологии персонала и должна побуждать трудящихся проявлять максимум старания и энтузиазма при выполнении должностных обязанностей. Коллективные «одноразовые» премии, выдаваемы без такой системы, будут восприниматься персоналом в лучшем случае, как приятная неожиданность, но не посодействуют более интенсивной и качественной работе, что является напрасной тратой денежных средств предприятия.
Партнёрство в истинной форме
Эффект
влияния механизма «
Партнёрство тесно связано с принципом влияния через участие, и при грамотном совмещении их можно получить очень хорошие результаты. Для этого необходимо:
Информация о работе Лидерство, влияние, власть в организации