Автор: Пользователь скрыл имя, 23 Ноября 2011 в 23:40, курсовая работа
Целью курсовой работы является – теоретически и практически изучить проблемы лидерства, влияния и власти в организации, понятия и сущность лидерства, определить лидерские способности руководителя
Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:
рассмотреть сущность лидерства в организациях;
изучить понятия влияния и власти в организации;
рассмотреть различные формы власти;
провести исследования по изучению лидерских качеств и их влияния на выбор стиля руководства.
проанализировать результаты получившегося исследования
Власть бывает формальной и реальной. Формальная власть - это власть должности; она связана с официальным местом лица в системе управления организацией и измеряется либо числом подчинённых, которые прямо или косвенно обязаны выполнять его распоряжения, либо объёмом материальных ресурсов, которые данное лицо может по своему усмотрению без согласования с другими использовать. Реальная власть - это власть влияния, власть лидера; она обусловлена местом человека в неофициальной системе отношений и измеряется либо числом людей, которые готовы данному лицу добровольно подчиняться, либо степенью зависимости его самого от окружающих.
Власть проявляется в определённых формах. Американские учёные выделили следующие пять форм власти:
2. Власть, основанная на вознаграждении. Подчиненный верит, что руководитель имеет возможность удовлетворить его потребности. Рассматривается как наиболее эффективная форма власти. Однако её применение возможно в том случае, если руководитель обладает достаточными ресурсами. Кроме того, руководитель должен хорошо знать потребности подчинённых, а они могут сильно различаться у разных работников.
Различные формы, виды и источники власти и их взаимосвязь изображены на схеме (Приложение 1).
Прочность власти и преобладание той или иной её формы зависит не только от конкретной специфики организации, но и от развития общества в целом, культурного и образовательного уровня работников и руководителей.
А
для того, чтобы власть в организации
была более эффективной и работала
для достижения общих целей, необходимо
работать так, чтобы существовал гармоничный
баланс власти подчинённых и власти руководителя.
Баланс власти в организации изображён
на рисунке (см. Приложение 2).
Глава 2. Исследование влияния выраженности лидерских качеств на выбор стиля руководства организацией НА ПРИМЕРЕ ОАО «ЭСТЕК»
2.1.
организация исследования
В практической части данной курсовой работы для исследования влияния выраженности лидерских качеств на выбор стиля руководства организацией рассматривается ОАО «ЭСТЕК».
Миссией предприятия является реализация бытовой техники, периферийных устройств и расходных материалов к ним, а также оказание услуг по обслуживанию и ремонту данной техники.
Для нормального функционирования предприятия проводится анализ его деятельности, в зависимости от постоянно меняющейся конъюнктуры рынка. Это позволяет сделать компанию устойчивой, прибыльной и конкурентоспособной, а также обеспечить ее дальнейшее развитие. Организация имеет хорошую прибыль, которая является не только финансовым результатом, но и основным финансовым ресурсом.
Для всесторонней оценки эффективности деятельности компании используются различные показатели: товарооборот, прибыль, рентабельность, издержки обращения и производства и др.
Организационная структура данного предприятия линейно-функциональная. Она имеет ряд достоинств: высокая надежность и гарантия исполнения, т.к. осуществляется одновременный контроль со стороны нескольких руководящих лиц.
Децентрализация управления в рамках линейно-функциональной структуры приводит к тому, что разделение прав и ответственности дробится между разными органами, руководящими техническими работами, закупкой сырья и материалов, производством, сбытом и т. д. Наиболее типичен такой процесс для предприятий, где устойчиво выпускается большое количество однородных продуктов. Одним из условий децентрализации структуры может служить ситуация, когда рынок представляет собой единое целое и отличается высокой степенью концентрации потребления.
При данной организации существует непосредственная связь, исключающая вышестоящее руководство, между подразделениями. Например, отдел маркетинга может напрямую взаимодействовать с отделом закупок, разрабатывая определенные маркетинговые программы.
При
такой структуре управления у
каждого функционального
Компетентный
менеджер способен организовать эффективную
деятельность формальных групп и управлять
ею. Неформальный лидер может создать
и управлять неформальной группой. И только
формальный лидер, владеющий искусством
эффективного лидерства, может оптимально
управлять как формальными, так и неформальными
группами.
2.2
Стиль управления,
используемый на предприятии.
Для определения стиля руководства, применяемого директором на предприятии, воспользуемся концепцией Блэйка и Мутона.
Руководитель уделяет много внимания сплочению коллектива путем организации отдыха и корпоративных культурных мероприятий. При этом организационно-технические условия не остаются в стороне. Однако большее внимание уделяется организационным условиям, таким как проведению собраний коллектива, тренингов, семинаров.
Директор внимательно выслушивает мнение каждого работника относительно поставленного вопроса, и только после этого принимает оптимальное управленческое решение.
Стиль руководства генерального директора - производственно-социальное управление.
Руководитель
достигает приемлемого качества
выполнения заданий, находя баланс эффективности
и хорошего морального настроя. Эта
позиция характеризует тот тип
руководителя, который умело сочетает
заботу о людях с заботой о
производстве. Такой руководитель считает,
что компромисс во всех случаях - лучшее
решение, он есть основа для эффективного
управления. Решения должны приниматься
руководителем, но обязательно обсуждаться
и корректироваться с подчиненными. Положительными
чертами руководителей такого типа являются,
постоянство, заинтересованность в успехе
начинаний, нестандартность мышления,
прогрессивные взгляды. Однако, к сожалению,
прогрессивность взглядов мало распространяется
непосредственно на сам стиль управления,
что не способствует развитию и движению
вперед всего производства. Конкурентоспособность
фирм с таким стилем управления иногда
оставляет желать лучшего. Как, впрочем,
и некоторые стороны внутренней жизни
коллектива.
2.3
Исследование лидерских
качеств и анализ результатов
Существует несколько способов выявления лидерских способностей. Это тестирование и другие психологические методы, особенно широко применяемые к молодым претендентам на руководящие должности, а также изучение биографии и трудового стажа, подбор уже как-то проявивших себя людей и т.д.
Для определения, является ли генеральный директор организации лидером, или он имеет это звание только формально, было проведено тестирование «Администратор или лидер?» (Приложение 3). В тесте представлено 20 высказываний. Необходимо тщательно их продумать и выразить степень согласия с каждым из них по одиннадцати балльной шкале. (0,1,2,3,4,5,6.7,8,9,0). 10 здесь означает полное согласие с высказыванием, 0 – полное несогласие, 5 – согласие наполовину. Остальные степени согласия располагаются по восходящей.
Результаты теста следующие. По шкале лидерства генеральный директор набрал 73 балла, по шкале администратора – 42 балла. Это значит, что примерно на 63,5% он лидер и на 36,5% администратор. Налицо преобладание лидерских качеств директора перед административными.
По способности контролировать ситуацию, распоряжаться временем и управлять собственным стрессом различают 2 типа руководителей:
1 тип: Человек-иголка
Характерным для этого руководителя является то, что его мысли и поступки определяются частными мероприятиями и мелкими задачами (иголками), которые сыплются на него. Планы, совещания, поездки часто меняются из-за того, что внезапно возникают другие срочные дела. Компетенция и эффективность сотрудников оцениваются сиюминутно, исходя из того, решены ли данным руководителем мелкие задачи в тот момент, когда о них спрашивают. Вклад сотрудников большей частью используется для того, чтобы участвовать в решении «горящих» задач начальника.
2 тип: Человек-ветвь
Этот тип руководителя выделят время для решения важных задач, направленных на достижение главных целей. Мелкие дела выполняются в «окне» между большими делами. Совещания и поездки меняются редко. Руководитель четко представляет ключевые области своей деятельности. Руководитель и подчиненные одинаково оценивают степень важности задач и дел.
В данном случае по результатам собеседования с сотрудниками отдела и самим руководителем, можно сделать вывод о том, что он относится к типу «Человек-иголка». Конечно, это в большой степени обусловлено недостатками планирования на более высоком уровне иерархии, но, тем не менее, необходимо дать несколько рекомендаций.
Руководитель должен стремиться к тому, чтобы внешние обстоятельства и внезапно возникшие дела не управляли им, он должен понимать, какое значение его собственное планирование имеет для возможностей сотрудников в реализации их планов.
Так же, был проведено тестирование для определения уровня лидерских способностей руководителей по методике «Лидер» (Приложение 4) . В тесте было предложено 50 вопросов, к каждому из которых было дано два варианта ответа. Тестируемый должен выбрать одни из вариантов и пометить его на бланке ключа.
При ответе на вопрос тестируемый получает балл только за вариант («а» или «б») в левой колонке.
Степень выраженности лидерства:
до 25 баллов – лидерство выражено слабо.
26-35 баллов – средняя выраженность лидерства.
36-40 баллов – лидерство выражено в сильной степени.
свыше 40 баллов – склонность к диктату.
Руководитель набрал 32 балла, что говорит о средней выраженности его лидерских способностей.
Он
работает в хорошей организации,
но все же нельзя забывать о том,
что для стабильного успеха ему
нужно постоянно
Для более успешной работы предприятия и сплочения коллектива генеральному директору необходимо развивать лидерство. Развитие лидерства — целенаправленное формирование и углубление соответствующих качеств и навыков. Данный аспект проблемы управления лидерством в организации учитывает возможности в большей или меньшей степени формировать и развивать лидерские способности путем обучения и самообучения, мотивирования, тренингов и практического опыта. Для развития лидерства используется ряд процедур, теоретическим обоснованием которых в той или иной мере являются рассмотренные ранее теории лидерства. Их использование помогает «стать лидером», обрести признание группы, коллектива. Эти процедуры таковы.
Информация о работе Лидерство, влияние, власть в организации