Автор: Пользователь скрыл имя, 23 Ноября 2011 в 23:40, курсовая работа
Целью курсовой работы является – теоретически и практически изучить проблемы лидерства, влияния и власти в организации, понятия и сущность лидерства, определить лидерские способности руководителя
Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:
рассмотреть сущность лидерства в организациях;
изучить понятия влияния и власти в организации;
рассмотреть различные формы власти;
провести исследования по изучению лидерских качеств и их влияния на выбор стиля руководства.
проанализировать результаты получившегося исследования
Эффективное
лидерство предполагает всесторонний
самоанализ. Признается, что лидерскими
способностями и умениями можно научиться.
Известно также, что лидерами становятся
не сразу. Этому обычно предшествует определенный
тип карьеры в организации или в организациях,
помогающий развить эти навыки и умения.
Лидерство и культура представляют собой два взаимосвязанных понятия. Известный исследователь организационной культуры Э. Шейн отметил: «Уникальный талант лидера заключается в способности создавать и управлять культурой; это единственная роль лидера, имеющая реальную важность».
Организационная культура – это совокупность доминирующих стереотипов, ценностей и правил, которые находят свое логическое воплощение в типичных и поощряемых моделях поведения, взаимодействия членов организации друг с другом и с представителями внешней среды, а также в различных продуктах организационной деятельности.
Организационная культура представляет собой постоянно развивающийся и совершенствующийся социальный феномен. Она существует и трансформируется под влиянием многих факторов, которые обуславливают спонтанность изменения черт и доминирующих элементов. Единственным фактором, в рамках которого удается сознательно воздействовать на развитие организационной культуры, является лидерство. Лидерство можно, прежде всего, воспринимать как процесс совершенствования организационной культуры, позволяющий развивать такие элементы, которые в своей совокупности будут обеспечивать эффективную деятельность организации по реализации стратегических целей. Если нет заботы о повышении эффективности организационной деятельности, то воздействие лидера на организационную культуру теряет смысл.
Лидер должен также выполнять следующие функции:
Большинство
организаций закономерно
Лидер обладает многими качествами, которые побуждают его затевать проведение изменений.
Во-первых, лидер в силу своего положения в организации обладает информацией, позволяющей ему иметь перспективное и многоплановое видение руководимого им предприятия и его возможностей, а также внешних условий, которые оказывают влияние на результативность организационной деятельности в данный момент и будут на нее воздействовать в будущем.
Во-вторых, положение лидера в организации позволяет ему впитывать идеи, рождающиеся в головах ключевых специалистов.
В-третьих, лидер имеет возможность аккумулировать инновационные идеи вне организации и трансформировать их в идеи, связанные с повышением эффективности деятельности организации.
И, наконец, лидер обладает теми личностными качествами, которые позволяют ему преобразовывать новую идею в убеждение о реальности внедрения этой идеи в деятельность своей организации, о ее ценности. Без этого убеждения идея не является продуктивной. Только сила духа и талант лидера, который прекрасно знает свою организацию и ее возможности (технические и человеческие), могут преобразовать абстрактную идею в прагматическую.
Для того чтобы достичь максимального результата в создании конструктивных идей осуществления организационных изменений, лидер может действовать в двух направлениях:
Эффективность управления изменениями связана с наличием согласия между лидером и основной массой сотрудников организации относительно целей реформирования.
Для того чтобы достигнуть согласия относительно целей проведения изменений, лидер должен решить ряд задач:
Эффективность
проведения изменений связана с
деятельностью формального
Коммуникация – это посылка и получение информационных сообщений индивидами в период взаимодействия .
Особая роль лидера в управлении организацией определяется цикличностью коммуникации. Коммуникационный цикл может быть либо положительным (укрепление взаимного доверия, увеличение объема информации), либо отрицательным (падение взаимного доверия, ограничение объема информации).
Целью любой коммуникации является обмен информацией, которая представляет определенный интерес для реализации целей индивидов, вовлеченных в эту коммуникацию. Индивиды нуждаются в добротной информации, которая, во-первых, может обеспечить им качественное выполнение заданий; во-вторых, позволит им согласовать их действия с учетом планов и намерений окружающих людей.
Усилия лидера обеспечивают ему положительный цикл организационной коммуникации в том случае, если их удается реализовать в следующих направлениях:
В
организации возникают как
Степень эффективности взаимодействия и взаимного дополнения формальной и неформальной коммуникативных сетей во многом определяет продуктивность деятельности организации и эффективность лидерства.
Зачастую при нехватке формальной информации недостаток в ней восполняет неформальная коммуникационная сеть. Передача официальной информации через неформальную сеть приводит к искажению этой информации. Выполнение в рамках неформальной коммуникации функций информирования сотрудников по ключевым проблемам жизнедеятельности приводит к возникновению помех при координации работы членов организации.
В зависимости от влиятельности неформальных лидеров и степени их лояльности официальному руководству организации, доверия и согласия с управленческими решениями и методами управления изменяется сила и влияние неформальной коммуникативной сети.
Неформальные лидеры выполняют функции хранителей и передатчика информации. Они заполняют «пустоты» формальной коммуникации, объясняют и истолковывают сообщения официального руководства и его действия, аккумулируют многообразную информацию об организации и ее членах. Фактически они формируют общественное мнение относительно политики руководства и оказывают существенное влияние на создание имиджа представителей менеджмента.
Итак, барьерами, которые препятствуют эффективной организационной коммуникации, являются:
Высокая
продуктивность деятельности организации
определяется наличием лидеров, способных
и готовых руководить формальной
и неформальной коммуникациями, создавать
единую коммуникативную систему организации,
которая обеспечивает всем ее членам доступ
к достоверной и полной информации.
Влияние – это процесс воздействия на мысли и поведение других людей.
Существует
несколько видов стратегий
Власть - это способность или возможность индивидуума (группы) влиять на других людей. Власть – это очень сложное понятие, включающее в себя множество элементов:
Одним из элементов власти являются властные полномочия. Это объём прав, которыми располагает руководитель при принятии решений по финансовым, кадровым и материально-техническим вопросам без согласования с высшим руководством.
В
периоды стабильного роста
Информация о работе Лидерство, влияние, власть в организации