Лидерство, влияние, власть в организации

Автор: Пользователь скрыл имя, 23 Ноября 2011 в 23:40, курсовая работа

Краткое описание

Целью курсовой работы является – теоретически и практически изучить проблемы лидерства, влияния и власти в организации, понятия и сущность лидерства, определить лидерские способности руководителя
Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:
рассмотреть сущность лидерства в организациях;
изучить понятия влияния и власти в организации;
рассмотреть различные формы власти;
провести исследования по изучению лидерских качеств и их влияния на выбор стиля руководства.
проанализировать результаты получившегося исследования

Файлы: 1 файл

готовая епти.doc

— 360.00 Кб (Скачать)

     Эффективное лидерство предполагает всесторонний самоанализ. Признается, что лидерскими способностями и умениями можно научиться. Известно также, что лидерами становятся не сразу. Этому обычно предшествует определенный тип карьеры в организации или в организациях, помогающий развить эти навыки и умения.  

    1. Значение  лидера в управлении организацией
 

     Лидерство и культура представляют собой два  взаимосвязанных понятия. Известный  исследователь организационной  культуры Э. Шейн отметил: «Уникальный талант лидера заключается в способности создавать и управлять культурой; это единственная роль лидера, имеющая реальную важность».

     Организационная культура – это совокупность доминирующих стереотипов, ценностей и правил, которые находят свое логическое воплощение в типичных и поощряемых моделях поведения, взаимодействия членов организации друг с другом и с представителями внешней среды, а также в различных продуктах организационной деятельности.

     Организационная культура представляет собой постоянно развивающийся и совершенствующийся социальный феномен. Она существует и трансформируется под влиянием многих факторов, которые обуславливают спонтанность изменения черт и доминирующих элементов. Единственным фактором, в рамках которого удается сознательно воздействовать на развитие организационной культуры, является лидерство. Лидерство можно, прежде всего, воспринимать как процесс совершенствования организационной культуры, позволяющий развивать такие элементы, которые в своей совокупности будут обеспечивать эффективную деятельность организации по реализации стратегических целей. Если нет заботы о повышении эффективности организационной деятельности, то воздействие лидера на организационную культуру теряет смысл.

     Лидер должен также выполнять следующие  функции:

  • Выделение уникальных черт субкультур различных стабильных социальных групп и интеграция этих особенностей в ведущую культуру.
  • Культивирование таких черт культуры, которые определяют эффективность организации (посредством мотивации и обучения персонала).
  • Изменение тех черт общей культуры или субкультуры определенной группы, которые препятствуют эффективной деятельности организации.

     Большинство организаций закономерно принадлежат  к типу организационной системы. В организации - открытой системе миссия лидера состоит в утверждении и обеспечении реализации стратегии регулярного изменения (направленного на постоянное повышение эффективности деятельности организации).

     Лидер обладает многими качествами, которые побуждают его затевать проведение изменений.

     Во-первых, лидер в силу своего положения в организации обладает информацией, позволяющей ему иметь перспективное и многоплановое видение руководимого им предприятия и его возможностей, а также внешних условий, которые оказывают влияние на результативность организационной деятельности в данный момент и будут на нее воздействовать в будущем.

     Во-вторых, положение лидера в организации  позволяет ему впитывать идеи, рождающиеся в головах ключевых специалистов.

     В-третьих, лидер имеет возможность аккумулировать инновационные идеи вне организации и трансформировать их в идеи, связанные с повышением эффективности деятельности организации.

     И, наконец, лидер обладает теми личностными  качествами, которые позволяют ему  преобразовывать новую идею в  убеждение о реальности внедрения этой идеи в деятельность своей организации, о ее ценности. Без этого убеждения идея не является продуктивной. Только сила духа и талант лидера, который прекрасно знает свою организацию и ее возможности (технические и человеческие), могут преобразовать абстрактную идею в прагматическую.

     Для того чтобы достичь максимального  результата в создании конструктивных идей осуществления организационных  изменений, лидер может действовать  в двух направлениях:

  • как создатель климата и условий, которые позволяют развивать уверенность в потребности проведения изменений;
  • как организатор, использующий свою статусную власть, индивидуальное влияние и организационные ресурсы для реструктуризации организации, разрешения противоречий между отдельными сотрудниками и подразделениями.

     Эффективность управления изменениями связана  с наличием согласия между лидером  и основной массой сотрудников организации  относительно целей реформирования.

     Для того чтобы достигнуть согласия относительно целей проведения изменений, лидер  должен решить ряд задач:

  • Определить цели изменений в понятиях и терминах, доступных пониманию основной массы сотрудников. Определение цели также должно легко запоминаться членами организации.
  • Сформировать и развить доверие к идее и целям изменений.
  • Выработать общее видение цели.
  • Разработать на этой основе стратегии проведения изменений.

     Эффективность проведения изменений связана с  деятельностью формального лидера по формированию ответственности за конечный результат изменений у  всех категорий подчиненных: представителей высшего уровня управления, среднего менеджмента, а также рядовых сотрудников. Ответственное отношение подчиненных к своим обязанностям непосредственно связано с обеспечением их соответствующими полномочиями и свободой принятия решений.

     Коммуникация  – это посылка и получение информационных сообщений индивидами в период взаимодействия .

     Особая  роль лидера в управлении организацией определяется цикличностью коммуникации. Коммуникационный цикл может быть либо положительным (укрепление взаимного доверия, увеличение объема информации), либо отрицательным (падение взаимного доверия, ограничение объема информации).

     Целью любой коммуникации является обмен  информацией, которая представляет определенный интерес для реализации целей индивидов, вовлеченных в  эту коммуникацию. Индивиды нуждаются в добротной информации, которая, во-первых, может обеспечить им качественное выполнение заданий; во-вторых, позволит им согласовать их действия с учетом планов и намерений окружающих людей.

     Усилия  лидера обеспечивают ему положительный цикл организационной коммуникации в том случае, если их удается реализовать в следующих направлениях:

  • Позитивное воздействие на мотивацию всех индивидов и групп в организации в сторону взаимного укрепления готовности к открытому обмену достоверной информацией, которая нужна членам организации и взаимодействующим с ней структурам для оптимального достижения организационных целей.
  • Поддержание баланса силы и влияния между членами организации и социальными группами, который приводит к развитию кооперативного характера коммуникации. Дисбаланс силы, как правило, означает, что какой-либо индивид или группа получают возможность контролировать коммуникацию, определяя ее характер в соответствии со своими интересами, которые могут противоречить организационным изменениям.
  • Обеспечение своевременности и доступности информации относительно целей, задач и перспектив организации, политики менеджмента для всех сотрудников организации. Доступность информации предполагает установление и поддержание разнообразных каналов и методов обмена данными, которые необходимы членам организации для эффективной деятельности.
  • Утверждение ценностей положительной и доверительной коммуникации, норм и процедур осуществления коммуникации, которые определят оптимальную степень открытости обмена информацией.
  • Обеспечение своевременной и положительной обратной связи на все сообщения подчиненных независимо от их ценности с точки зрения руководства и характера (поддержка политики руководства или критика).
  • Поддержание и укрепление авторитета тех индивидов и структур, которые имеют имидж надежных и достоверных источников информации по проблемам организационной деятельности.

     В организации возникают как формальные коммуникационные связи, так и неформальные. Формальная коммуникация предполагает взаимодействие субъектов, исполняющих социальные роли в рамках должностных и общественных обязанностей. Неформальная коммуникация ориентирована на поддержание и развитие отношений, решение личных проблем и проблем групповой динамики. Эффективной может быть как формальная коммуникация, так и неформальная.

     Степень эффективности взаимодействия и  взаимного дополнения формальной и  неформальной коммуникативных сетей  во многом определяет продуктивность деятельности организации и эффективность  лидерства.

     Зачастую  при нехватке формальной информации недостаток в ней восполняет неформальная коммуникационная сеть. Передача официальной информации через неформальную сеть приводит к искажению этой информации. Выполнение в рамках неформальной коммуникации функций информирования сотрудников по ключевым проблемам жизнедеятельности приводит к возникновению помех при координации работы членов организации.

     В зависимости от влиятельности неформальных лидеров и степени их лояльности официальному руководству организации, доверия и согласия с управленческими решениями и методами управления изменяется сила и влияние неформальной коммуникативной сети.

     Неформальные  лидеры выполняют функции хранителей и передатчика информации. Они  заполняют «пустоты» формальной коммуникации, объясняют и истолковывают сообщения официального руководства и его действия, аккумулируют многообразную информацию об организации и ее членах. Фактически они формируют общественное мнение относительно политики руководства и оказывают существенное влияние на создание имиджа представителей менеджмента.

     Итак, барьерами, которые препятствуют эффективной  организационной коммуникации, являются:

  • Страх нижестоящих проявить инициативу и инакомыслие, подменив тем самым лидера.
  • Отсутствие готовности руководства к открытости коммуникации.
  • Непропорциональность информационных потоков сверху вниз и снизу вверх.
  • Потеря и искажение смысла сообщений посредниками.
  • Феномен группового мышления.

     Высокая продуктивность деятельности организации  определяется наличием лидеров, способных  и готовых руководить формальной и неформальной коммуникациями, создавать единую коммуникативную систему организации, которая обеспечивает всем ее членам доступ к достоверной и полной информации. 

    1. Влияние и власть в организации: понятия, сущность и  формы
 

     Влияние – это процесс воздействия на мысли и поведение других людей.

     Существует  несколько видов стратегий влияния:

  1. Стратегия подталкивания - заключается во влиянии на людей посредством наказаний или угрозы наказания. Недостаток этой стратегии – демотивация персонала, снижение эффективности, вероятность возникновения деструктивных конфликтов и скрытого неподчинения.
  2. Стратегия приманивания - заключается во влиянии на людей посредством вознаграждения. Недостаток этой стратегии – не каждому человеку подойдёт то, что руководитель  может ему предложить. Стратегию приманивания нужно применять очень осторожно, т.к., если люди почувствуют, что руководитель несправедлив, это может вызвать зависть или возмущение, что в конечном итоге вызовет снижение мотивации и конфликты.
  3. Использование убеждения - это способ воздействия на людей, основанный на призыве к разуму. Недостаток - не всё, что кажется руководителю разумным и допустимым, необязательно представляется таковым другим людям. При убеждении необходимо помнить, что другие люди могут по-другому смотреть на мир.
  4. Подготовительные стратегии - заключаются в подготовке почвы для оказания влияния на людей.
  5. Превентивные стратегии - заключаются в оказании влияния на людей путём предотвращения каких-либо действий или решений. Недостаток - разоблачение тайных действий может привести к ухудшению общения и конфликтам.

     Власть - это способность или возможность индивидуума (группы) влиять на других людей. Власть – это очень сложное понятие, включающее в себя множество элементов:

  • власть - это нечто, чем обладает человек, независимо от того, что думают или делают другие;
  • власть порождается различиями в доступе к ресурсам, управленческом опыте и т.п.;
  • власть основывается на представлении людей о возможностях менеджера.

     Одним из элементов власти являются  властные полномочия. Это объём прав, которыми располагает руководитель при принятии решений по финансовым, кадровым и материально-техническим вопросам без согласования с высшим руководством.

     В периоды стабильного роста власти появляется необходимость осуществления быстрых всеобъемлющих изменений. Тогда в центре внимания оказывается второй элемент власти - властные отношения, которые всегда возникают между людьми или общественными группами в организации. Властные отношения возникают также при борьбе за власть. Это отношения, когда один из участников (субъект власти) реализует свою волю в отношении других (объектов власти) в какой-то определённой сфере (властном пространстве). Властные отношения многолики и разнообразны: в большинстве случаев они носят в какой-то мере двусторонний характер, т.к. и объекты власти способны оказать влияние на её субъекта. Властные отношения становятся возможны благодаря наличию у субъекта власти ресурсов власти: свойств, атрибутов, благ, позволяющих ему влиять на принимаемые объектом власти решения и дающих преимущество в борьбе за власть. Ресурсами власти могут являться финансовый капитал, информация, связи и т.д.

Информация о работе Лидерство, влияние, власть в организации