Автор: Пользователь скрыл имя, 19 Марта 2012 в 14:13, курсовая работа
Цель курсовой работы – определить место власти и влияния в менеджменте.
Цель достигается за счет решения следующих задач:
понятия власти и влияния;
классификация власти и влияния;
необходимость власти и влияния в менеджменте.
Введение………………………………………………………………………1
Глава I. Понятие власти и влияния…………………………………….....3
1.1 Сущность и понятие власти в управленческой деятельности ……………………………………………………..3
1.2 Понятие и виды влияния в управленческой деятельности……………………………………………………..11
Глава II. Формы власти и влияния………………………………………..18
2.1 Власть основанная на принуждении . Влияние через страх……………………………………………………………....19
2.2 Власть основанная на вознаграждении. Влияние через положительное подкрепление………………………………22
2.3 Законная власть. Влияние через традиции………………..24
2.4 Эталонная власть……………………………………………….28
2.5 Власть эксперта. Влияние через разумную веру…………..30
Глава III. Роль власти и влияния в менеджменте…………………………35
3.1 Необходимость власти в управлении……………………...36
3.2 Баланс власти…………………………………………………...39
Заключение……………………………………………………………………..43
Список используемой литературы…………………………………………46
содержание
Введение…………………………………………………………
Глава I. Понятие власти и влияния…………………………………….....3
1.1 Сущность и понятие власти в управленческой деятельности ……………………………………………………..3
1.2 Понятие и виды влияния
в управленческой
деятельности………………………………………………
Глава II. Формы власти и влияния………………………………………..18
2.1 Власть основанная на принуждении
. Влияние через страх……………………………………………………………..
2.2 Власть основанная на вознаграждении. Влияние через положительное подкрепление………………………………22
2.3 Законная власть. Влияние через традиции………………..24
2.4 Эталонная власть……………………………………………….28
2.5 Власть эксперта. Влияние через разумную веру…………..30
Глава III. Роль власти и влияния в менеджменте…………………………35
3.1 Необходимость власти в управлении……………………...36
3.2 Баланс власти…………………………………………………...39
Заключение……………………………………………………
Список используемой литературы…………………………………………46
9
ВВЕДЕНИЕ
Актуальность данной работы обусловлена,
с одной стороны, большим интересом
к теме "Власть и влияние" в
современной науке, с другой стороны,
ее недостаточной
Теоретическое значение изучения проблемы "Власть и влияние в организации" заключается в том, что избранная для рассмотрения проблематика находится на стыке сразу нескольких научных дисциплин. Объект курсовой работы - теория власти и лидера, анализ условий "Власть и влияние в организации".
Предмет курсовой работы - роль власти и влияния в менеджменте.
Цель курсовой работы – определить место власти и влияния в менеджменте. Цель достигается за счет решения следующих задач:
понятия власти и влияния;
классификация власти и влияния;
необходимость власти и влияния в менеджменте.
Работа менеджера сводится к
тому, что он заставляет других делать
что- то и так, как он этого хочет.
Поэтому первостепенное значение здесь
имеет эффективное
Напротив, авторитет в большей мере персонифицирован и имеет отношение к умению человека добиваться выполнения задач путем оказания влияния на других людей. Таким образом, авторитет есть прямой результат воздействия личности на человека.
Известны примеры, когда высокопоставленные
менеджеры, облеченные всеми правами,
которые сопутствуют должности
в коридорах исполнительной власти,
имеют, по-видимому, мало авторитета или
способности влиять на других. Есть
также много людей, не имеющих
формального права
Глава I. ПОНЯТИЕ ВЛАСТИ И ВЛИЯНИЯ.
1.1 СУЩНОСТЬ И НОНЯТИЕ
ВЛАСТИ В УПРАВЛЕНЧЕСКОЙ
Об успехах менеджеров судят не по тому, что они делают, а по тому, как они побуждают к работе других. Побуждать или мотивировать людей можно только воздействуя на них определенным образом или влияя на них [1].
Согласно теории личных качеств лидерства (теорией больших людей), лучшие руководители — это те, которые имеют определенный набор свойственных всем людям личных качеств. Например: знание, интеллект, честность, здравый смысл, инициативность, и тому подобное. Зная о необходимости этих черт, люди могут учиться воспитывать их в себе и становиться хорошими руководителями. Для успешного осуществления лидерства нужно, чтобы личные черты руководителя соотносились с личными чертами, деятельностью, целью и заданиями его подчиненных [2].
В управленческой литературе способность оказывать влияние на поведение людей называется властью. Власть может относиться к индивиду, группе и организации в целом. Определение власти как организационного процесса подразумевает, что:
Власть может существовать, но не использоваться. Если сотрудник работает по правилам, то у начальника нет необходимости применять к нему имеющуюся у него власть [3].
Власть - это функция зависимости, а точнее, взаимозависимости. Чем больше один человек зависит от другого, тем больше власти и у того, и у другого. Обладание властью - это возможность влияния на удовлетворение потребностей.
Власть - это социальный по
своей сути термин. Власть имеет
один индивид в отношении другого,
одна группа - в отношении другой
и т.п. Концепция власти строится
на взаимодействии людей и групп
в организации. Власть используют и
начальники, и подчиненные для
того, чтобы достичь своих целей
или укрепить свое положение. Власть
пронизывает всю жизнь
Власть часто используют
как синоним термина «
Объем этой власти зависит от уровня доверия, которое обладатель должности может получить у того, кто расположен выше него в иерархии. При этом делегированная власть может быть в любое время взята обратно наверх. Это позволяет сделать вывод, что не существует прямой зависимости между уровнем должности и объемом власти. Их соотношение ситуационно и индивидуально [5].
Личная власть - это степень уважительного, хорошего и преданного отношения к ее обладателю со стороны подчиненных. Она основывается на близости целей. Личная власть в организации приходит снизу - от подчиненных. Личная власть может быть отнята подчиненными у руководителя, как реакция на его неправильные действия. Личную власть необходимо регулярно получать от подчиненных. Лучшая ситуация, когда руководитель обладает и должностной, и личной властью. Однако в большинстве ситуаций достичь этого очень трудно [4].
Специалистами разработано много разных подходов к классификации источников власти. Сначала выделялось пять базовых источников власти: принуждение, экспертиза, закон или право принятия решения, пример или харизма, вознаграждение. Позже был добавлен шестой источник - информация, а потом и седьмой источник - связи. При этом все источники власти были разделены на две большие группы. К первой группе были отнесены те источники власти, которые имеют личностную основу, ко второй - организационную основу, которую называют также структурно-ситуационной. Основой власти называется то, откуда она происходит, а источником власти - то, через что данная основа используется.
В группу, составляющую личностную основу власти, включаются следующие источники власти: экспертная власть, власть примера, право на власть, власть информации, потребность во власти [5].
Под экспертной властью понимается
способность руководителя влиять на
поведение подчиненных в силу
своей подготовки и уровня образования,
опыта и таланта, умений и навыков,
а также наличия
Власть примера связана
со способностью руководителя влиять
на поведение подчиненных
Формально руководители, занимающие одни и те же должности, имеют равные права. Однако каждый из них использует данное ему право в пределах своих способностей. Это проявляется в том, что каждый руководитель как бы обладает разным правом на власть. Во многих случаях данный источник власти может быть единственным, особенно когда организация только формируется. Подчиненные играют важную роль в формировании практики применения данного типа власти. Здесь важно получить от подчиненных признание права на власть, что связано с использованием других источников власти. Кроме того, рассматриваемый источник власти в отличие от других имеет более четкие границы применения данной власти в пределах предоставленных руководителю прав и ответственности [1].
Власть информации базируется на возможности доступа к нужной и важной информации и умении использовать ее для влияния на подчиненных. Получаемая информация позволяет ее обладателю принимать оптимальные решения и осуществлять тем самым власть. Координация информационных потоков и контроль за коммуникационной сетью делают человека властным. Информация играет важную роль в формировании власти руководителя. Особое значение это приобретает в век всеобщей компьютеризации. Власть информации следует отличать от экспертной власти, которая связана с пониманием или способностью использовать данные. Так, например, помощники и секретари нередко обладают значительным количеством информации, но это вовсе не означает наличие у них экспертной власти, особенно в специальных областях. Они могут помочь подготовить информацию для решения, но не принять решение. Организационную основу власти составляют следующие источники власти: принятие решения, вознаграждение, принуждение, власть над ресурсами, власть связей.
Мотивационная теория Д.Мак. Клелланда акцентирует внимание к потребности во власти как к желанию иметь влияние на других. Данный источник власти проявляется в следующем: дача настойчивых советов и стремление оказать помощь; вызов эмоций у других; укрепление своей репутации.
В группу, составляющую организационную основу власти, входят в качестве источников власти: принятие решения, вознаграждение и принуждение, власть над ресурсами и власть связей [7].
Принятие решения как
источник власти проявляется в той
степени, в которой носитель этой
власти может влиять на конкретное
решение на протяжении всего процесса
его принятия. Поэтому этот источник
власти не связан только с тем, кто
принимает окончательное
Вознаграждая подчиненного, руководитель использует это как источник власти. В зависимости от ожидаемого уровня компенсации, получаемой от руководителя в форме благодарности, продвижения, премии, дополнительного отпуска и т.п., подчиненный прилагает те или иные усилия для выполнения указания или распоряжения. Власть вознаграждения - это один из самых давних и широко используемых источников власти в организации. Отмечено, что этот тип власти является достаточно эффективным способом влияния на людей. Власть вознаграждения нередко используется для подкрепления права на власть. В значительной мере сила власти вознаграждения определяется уровнем формального права на власть. Руководители могут ослабить силу данного источника, давая обещания поощрить за работу и не выполняя эти обещания. К этому же приводит поощрение подчиненных, не выполнивших порученные задания [8].
Принуждение как источник
власти строится на реализации руководителем
своей способности влиять на поведение
подчиненного посредством наказания,
выговоров, штрафов, понижения в
должности, увольнения и т.п. Подчиненные
следуют указаниям, так как боятся
быть наказанными. Поэтому в основе
восприятия данного источника власти
лежит страх. Следует помнить, что
вообще власть чаще используется там,
где поведение отклоняется от
установленных образцов. Однако, как
показала современная практика управления,
«на страхе далеко не уедешь». Страх
ограничивает инициативу, творчество
и может даже вести к свертыванию
работы. Особенно это замечание относится
к предпринимательским
Организация для своего функционирования
нуждается в различных