Автор: Пользователь скрыл имя, 16 Ноября 2011 в 21:15, курсовая работа
Тема лидерства всегда была, есть и будет одной из самых животрепещущих тем, занимающих умы не одного десятка поколений мудрецов: практиков и теоретиков. Она была интересна во все времена, не потеряла своей актуальности и в наши дни. Умение объединять людей во имя общей цели, вести за собой хоть «на край света», убедить в реальности светлого будущего – вот главные характеристики настоящего лидера.
Введение
Понятие лидера, лидерство. Основные теории лидерства.
Виды управления
Качества лидера, влияющие на процесс управления
Заключение
Список литератур
15
В негативном плане эмоциональный лидер под влиянием неудач и трудностей может стать зачинщиком паники, недовольства, истерических реакций, асоциального поведения группы.
Между этими двумя полярными типами неформальных лидеров распределены все остальные. Проблема классификации лидеров по типам очень сложна. Методически проще указать те задачи и функции, которые выполняются ими в общем процессе регуляции группового поведения. Кроме двух самых важных функций неформального лидера группы (установка и поддержание групповых норм поведения, и мотивирование поведения членов группы в соответствии с установленными нормами), лидер выполняет функции:
16
У ряда социологов можно встретить мнение, что среди названных функций трудно выделить главные и второстепенные, что значения функций колеблются в зависимости от внешних и внутренних факторов групповой деятельности и т.д. Для неформального лидера инструментального типа мы выделили две главные функции – установление норм группового поведения и мотивирование поведения каждого члена группы. Для успешного выполнения этих и остальных функций необходимо создать особые условия восприятия личности лидера всеми остальными членами группы. Неформальный лидер воспринимается как «один из нас», он употребляет, говоря о групповых проблемах, слово «мы», а не «я»; он «подобен большинству из нас» - человек, воплощающий в себе нормы, ценности, символы, интересы, желания и цели, имеющие наибольшее значение для всей группы. Вместе с тем лидировать в группе может только тот, кто «один из нас, но в чем-то лучший из нас».
17
Таким образом, феномен лидерства неразрывно связан со свойствами личности лидера и остальных членов группы. Поскольку свойства личности, которые выделяют данного человека в производственном коллективе, могут не иметь существенного значения в других малых социальных группах, статус лидера, как, впрочем, и все другие социометрические категории, оказывается ситуационным и функциональным.
Лидеры инноваций
Быть инновационным
значит быть не таким, как все, извлекая
из этого прибыль. Лидеры инноваций
делают революции на рынке, создают на
нем новые ниши и ведут за собой всех остальных
людей.
18
Лидер-реформатор
Мотивирует последователей
путем повышения уровня их сознательности
в восприятии важности и ценности поставленной
цели, предоставления им возможности
совместить свои личные интересы с
общей целью, создания атмосферы доверительности
и убеждения последователей в необходимости
саморазвития. Лидер-реформатор – это
преобразователь, а не спаситель, он проявляет
творчество, а не кудесничество, за ним
стоит реализм, а не мифы, он ведет последователей
от результата к
результату, а не от обещания к обещанию,
его цель не изменить
мир, а измениться в мире через развитие.
Модель преобразующего или реформаторского
лидерства предполагает наличие у лидера
и последователей определенного поведения,
пригодного, по мнению разработчиков модели,
для творческого решения проблемы в кризисной
ситуации.
Модель имеет ряд отличительных моментов. Во-первых, признается необходимым для лидера влиять на последователей через привлечение их к участию в управлении, быт самому частью группы/организации, а не «стоять над ней», с энтузиазмом поддерживать совместные усилия. От последователей требуется не слепое следование за лидером, а критическая оценка предоставляемых возможностей и осознанный подход к своим действиям, уменьшение влияния эмоций и увеличение значимости в поведении. Во-вторых, поскольку атмосфера доверия развивает сильную взаимозависимость между лидером и последователями, то возникает серьезная опасность того, что руководитель окружит себя соглашателями, либо же наоборот, руководитель пойдет на поводу у подчиненных. Эти два традиционных подхода не пригодны для лидера-преобразователя
Специалисты по менеджменту выделяют две группы лидеров:
Привлекательность
первых основывается только на производимом
ими внешнем впечатлении, за которым ничего
не стоит. У них нет своих взглядов и убеждений,
и они легко их изменяют в соответствии
со сложившейся обстановкой.
19
"Игроки"
используют свою способность разбираться
и управлять окружающими людьми исключительно
в собственных целях. За их внешним благородством
кроется холодный расчет в личных интересах.
Это актеры, которые постоянно меняют
свои маски и роли. «Игроки" - это карьеристы,
которые ни перед чем не остановятся, чтобы
добиться более высокого положения.
"Открытые" лидеры живут интересами
коллектива, некой всеобщей идеей. В своей
работе такие лидеры руководствуются
обстоятельствами, в остальном они являются
полной противоположностью "игрокам".
Эти люди и есть настоящие лидеры, взаимоотношения
которых с людьми, в том числе и их последователями,
складываются на основе искренних отношений.
«Открытые" лидеры обладают непререкаемым
авторитетом у окружающих, который основывается
на опыте, порядочности и справедливости.
Такие лидеры встречаются реже, чем "игроки",
так как в большинстве случаев людьми
движут амбиции и тщеславие.
В
чем главное отличие лидера
от менеджера?
В мире слишком много менеджеров, и слишком мало лидеров – настоящих лидеров. Лидер необходим там, где надо инициировать перемены управлять переменами. Там, где нужно поддерживать устоявшийся порядок вещей, можно ограничиться менеджментом.
"Найти людей,
которые одновременно могут
Быть менеджером
и быть лидером в организации
– это не одно и то же.
Менеджер в своем влиянии на работу подчиненных
и построении отношений с ними, прежде
всего, использует и полагается на должностную
основу власти и источники, ее питающие.
Лидерство как специфический тип отношений
управления основывается больше на процессе
психологического воздействия.
Этот процесс является гораздо более сложным,
требующим высокого уровня взаимозависимости
его участников. В отличие от собственно
управления лидерство предполагает наличие
в организации последователей, а не подчиненных.
Собственно отношения «начальник – подчиненный»,
свойственные традиционному взгляду на
управление заменяются отношениями «лидер
– последователь».
20
"Менеджеры добиваются успеха, следуя правилам. Инноваторы добиваются успеха, нарушая правила".– Вадим Котельников
Роль, задача, ответственность и источник силы лидера
Источник силы лидера – доверие, которое строится на фундаменте искреннего служения последователям
Задача
лидера – создавать новое яркое будущее.
Он стремится к созданию новой реальности
и вдохновляет людей присоединиться к ней.
Лидер настроен на постоянное развитие
и изменения, иногда в ущерб стабильности.
Задача
управляющего – создавать и поддерживать
гармонию и стабильность, опираясь на четкий
порядок и структуру, иногда в ущерб развитию.
Обе роли могут быть соединены в одном
человеке, тогда он является и лидером,
и управляющим, но это могут быть и разные
люди. В обоих случаях между этими силами
возможен конфликт, т.к. лидер и управляющий
являются носителями полярных энергий
ян и инь.
Технологии развития метанавыков: воли,
выдержки, интуиции, эмоциональной неуязвимости,
внутренней дисциплины, стабильности,
способности предвидеть неожиданное,
воздействовать на людей и обстоятельства,
отстаивать свою позицию, необходимы как лидеру,
так и управляющему. Эти навыки являются
составляющими личной силы.
Лидерство, основанное на развитии личной
силы, противоположно формальному лидерству,
основанному на внешних опорах – таких
как инструкции, пошаговые технологии,
научное планирование, связи, финансовая
мощь и т.д. Все сказанное относится также
и к искусству управления. Первый тип лидерства
и управления подразумевает способность
находить и осуществлять уникальные, незапланированные
решения в быстро меняющихся условиях.
Уникальность означает, что такое решение
имеет особую силу именно в данный момент
и для данной, а не абстрактной, ситуации.
Вовремя и точно принятое решение может
изменить будущее. Задачи лидерства и управления
различны.
Таким образом, лидер создает собственный
мир, а управляющий обеспечивает его незыблемость
и стабильность.
21
Виды управления
Наличие или отсутствие обратной связи
в организационных системах является
основным признаком для определения
различных видов управления. С позиции
кибернетики выделяют три
основных вида управления: управление
в замкнутом контуре, управление в разомкнутом
контуре и управление изоляцией.
В рыночных условиях
абсолютное большинство процессов управления
хозяйственными организациями осуществляется
в замкнутом контуре: из средств, полученных
от реализации результатов деятельности,
выплачивается заработная плата, заменяется
изношенное оборудование (за счет средств,
отчисляемых в амортизационный фонд),
приобретаются сырье и полуфабрикаты
для очередного цикла деятельности, проектируются
и внедряются инновации (новая продукция,
новые технологии и т.д.) за счет инвестирования
части получаемой прибыли и.т.д.
22