Автор: Пользователь скрыл имя, 16 Ноября 2011 в 21:15, курсовая работа
Тема лидерства всегда была, есть и будет одной из самых животрепещущих тем, занимающих умы не одного десятка поколений мудрецов: практиков и теоретиков. Она была интересна во все времена, не потеряла своей актуальности и в наши дни. Умение объединять людей во имя общей цели, вести за собой хоть «на край света», убедить в реальности светлого будущего – вот главные характеристики настоящего лидера.
Введение
Понятие лидера, лидерство. Основные теории лидерства.
Виды управления
Качества лидера, влияющие на процесс управления
Заключение
Список литератур
8
Феномен лидерства
занимает особое место в политической
психологии в силу своей яркости
и занимательности. Если для политической
науки главной проблемой
Теории «героев» и «теории черт».
Теории данной
группы — из самых древнейших. Так,
древние египтяне приписывали своему
императору «божественные черты»: «властное
высказывание» в устах, «понимание в сердце»,
но «язык его — усыпальница справедливости».
Гомеровская Илиада раскрыла четыре необходимых,
по мнению древних греков, качеств вождей:
справедливость (Агамемнон), мудрость
(Нестор), хитрость (Одиссей) и доблесть
(Ахилл). Перечни таких или похожих качеств
встречаются в самых разных культурах:
Правда, модели поведения лидеров и «наборы»
лидерских «черт» со временем не раз менялись.
Тем не менее, образы героев были, есть
и всегда будут. Во всяком случае, пока
сохраняются сторонники понимания истории
как творения «героев», великих людей.
Значит, будут множиться и списки «героических»
черт. В XX веке известные представители
«героической» теории (Т. Карлайл, Е. Джен-нингс,
Дж. Дауд и др.) пытались изучать качества,
«передающиеся по наследству» и «способствующие
завлечению масс». Затем, вслед за «героической»,
уже «теория черт» попыталась дать ответ
на вопрос, какими свойствами должен обладать
лидер как особый субъект деятельности.
Ее сторонники (Л. Бернард, В. Бинхам, О.
Тэд, С. Килбоурн и др.) считали, что лидером
человека делают определенные психологические
качества и свойства («черты»).
9
Лидер рассматривался
ими через призму ряда факторов,
Во-первых, к таким факторам относились
его «способности» —
Выделим основные качества, которые сторонники этой теории считали необходимыми для лидера:
Можно по-разному относиться к подобным взглядам. Однако обратим внимание на любопытные результаты, которые принесло комплексное исследование лидерского поведения, проведенное в прикладных целях по заказу госдепартамента США в 1979 году. Оно показало, что наиболее важные черты современного лидера — это неформализованные организаторские навыки, избегание бюрократических подходов, терпимость к фрустрации, прямота суждений, способность выслушать чужое мнение, энергичность, ресурс роста и юмор. Согласимся, что годы идут, а качества, приписываемые лидеру, остаются неизменными. При этом забавно, что интеллектуальные способности до сих пор не считаются обязательными для лидера.
В разработку «теории черт» внес свой вклад М. Вебер. Он считал: «три качества являются для политика решающими: страсть, чувство ответственности и глазомер...Страсть в смысле ориентации на существо дела, страстной самоотдачи делу... Глазомер, способный с внутренней собранностью и спокойствием поддаться воздействию реальностей... требуется дистанция по отношению к вещам и людям... Проблема состоит в том, чтобы втиснуть в одну и ту же душу и жаркую страсть, и холодный глазомер».
10
При всей своей занимательности, теории «героев» и «черт» мало продуктивны в научном отношении. Они позволяют красиво описывать яркий феномен, но не приближают проникновение в его суть.
Несмотря на общее признание этого, теории такого рода продолжают множить число своих сторонников, создавать все новые списки необходимых лидерских качеств.
Теории среды.
Основное положение группы теорий, объединяемых под этим названием, гласит: лидерство является функцией окружения, т. е. определенных времени, места и обстоятельств, в том числе культурных. Этот подход игнорировал индивидуальные различия людей, объясняя их поведение исключительно требованиями среды. Так, согласно Е. Богардусу, тип лидерства в группе, прежде всего, зависит от природы группы и проблем, которые ей предстоит решать. В. Хоккинг предполагал, что лидерство — функция группы, которая передается лидеру, только когда группа желает следовать выдвинутой им программе. В этой связи X. Персон выдвинул две гипотезы: 1) каждая ситуация определяет как качества лидера, так и самого лидера; 2) качества индивида, которые определяются ситуацией как лидерские качества, являются результатом предыдущих лидерских ситуаций. Не вызывая отторжения, такие выводы, однако, также мало чего проясняли. В свое время Дж. Шнейдер с удивлением обнаружил, что количество генералов в Англии в разные времена было прямо пропорционально количеству военных конфликтов, в которых участвовала страна. Это стало наиболее яркой иллюстрацией справедливости теорий среды. Для оценки их сути воспользуемся высказыванием А. Мэрфи: ситуация вызывает лидера, который и должен стать инструментом разрешения проблемы. То есть ситуация ситуацией, но и сам лидер что-то значит.
Личностно-ситуационные теории.
Эта группа теорий
является как бы симбиозом двух предыдущих.
В ее рамках одновременно рассматриваются
как психологические черты
11
Следовательно,
лидерство рассматривается
Теории взаимодействия-ожидания.
Согласно взглядам
Дж. Хоманса и Дж. Хемфилда, теория
лидерства должна рассматривать три основные
переменные: действие, взаимодействие
и настроения. Это предполагает, что усиление
взаимодействия и участие в совместной
деятельности связано с усилением чувства
взаимной симпатии, а также с внесением
большей определенности в групповые нормы.
Лидер в этой теории определяется как,
прежде всего, инициатор взаимодействия.
Например, теория «усиления ожиданий»
Р. Стогдилла основана на простом утверждении.
У членов группы, считал он, в процессе
взаимодействия усиливаются ожидания
того, что каждый из них будет продолжать
действовать соответствующим образом.
Роль индивида определяется взаимными
ожиданиями и, если его действия совпадают
с ожиданиями группы, ему будет разрешено
к ней присоединиться, т. е. его допустят
(«примут») в группу. Лидерский потенциал
человека зависит от его способности инициировать
нужные взаимодействия и ожидания. Согласно
теории «целевого поведения» (path-goal
theory) M. Эванса, степень проявления
внимания лидером определяет осознание
последователями будущего поощрения,
а степень инициирования структуры лидером
определяет осознание подчиненными того,
какое именно поведение будет поощрено.
Близкая к ней «мотивационная теория»
(Р. Хау, Б. Басе) понимала лидерство как
попытку изменения поведения членов группы
через изменение их мотивации. Ф. Фидлер
считал, что «лидерское поведение» зависит
от требований конкретной ситуации. Например,
«ориентированный на работу» лидер будет
эффективным в крайних ситуациях (слишком
легкая или слишком тяжелая работа). Лидер
же, ориентированный «на взаимоотношения»,
обычно эффективен при решении «умеренных»,
как бы «промежуточных» проблем.
12
«Гуманистические» теории лидерства.
Группа теорий лидерства, получивших название «гуманистические», во главу угла ставила развитие эффективной организации. По мнению представителей этого подхода, человек по самой своей природе — «существо мотивированное», а организация по своей природе всегда структурирована и контролируема. Главной функцией лидерства является модификация организации с целью обеспечения свободы индивидов для реализации их мотивационного потенциала и удовлетворения своих нужд — однако, при одновременном достижении целей организации. Д. Мак-Грегор разработал две теории организующего лидерства.
Первая, так называемая
теория X, основана на предположении,
что индивиды обычно пассивны, противостоят
нуждам организации и, следовательно,
их необходимо направлять и «мотивировать».
Вторая, теория Y, основана на предположении,
что люди уже обладают мотивацией и стремятся
к ответственности, поэтому необходимо
так их организовывать и направлять, чтобы
они одновременно реализовывали и свои
цели, и цели организации. Две эти теории
отражали, по сути, два этапа развития
организации. С. Аргирис также указывал
на наличие конфликта между организацией
и индивидом. По его мнению, природа организации
предполагает структурирование ролей
ее членов и контроль над исполнением
ими своих обязательств. В природе человека
заложено стремление к самореализации
через проявление инициативы и ответственности.
Значит, эффективное лидерство должно
принимать это во внимание и опираться,
прежде всего, на эти качества. Р. Ликерт
считал, что лидерство — процесс относительный,
и лидер должен принимать во внимание
ожидания, ценности, межличностные навыки
подчиненных. Лидер должен дать подчиненным
понять, что организационный процесс направлен
на их пользу, так как обеспечивает им
свободу для ответственного и инициативного
принятия решений. В рамках данной теории
Р. Блайк и Дж. Моутон сумели изобразить
лидерство графически: по оси абсцисс
— забота об индивидах, по оси ординат
— забота о результате. Чем выше значения
этих координат, тем больше развиты отношения
доверия и уважения в организации. В целом
же, отметив условную «гуманистичность»
данных теорий, сделаем вывод: это был
все-таки шаг вперед по сравнению с предшественниками.
Гуманистический подход опирается на
углубленный анализ личностно-психологических
корней лидерства.
13
Теории обмена.
Представители
данной теории (Дж. Хоманс, Дж. Марч, X. Саймон,
X. Келли и др.) исходят из того, что общественные
отношения представляют собой форму особого
обмена, в ходе которого члены группы вносят
определенный не только реальный, производительный,
но и сугубо психологический вклад, за
что получают некий психологический «доход».
Взаимодействие продолжается до тех пор,
пока все участники находят такой обмен
взаимовыгодным. Т. Джакобс сформулировал
свой вариант теории обмена следующим
образом: группа предоставляет лидеру
статус и уважение в обмен на его необычные
способности к достижению цели. Процесс
обмена сложно организован, он включает
многочисленные системы «кредитования»
и сложные «выплаты». Данная группа теорий,
будучи рационалистичной, отражает, безусловно,
лишь одну из сторон феномена лидерства.
Обобщенно говоря, вся история изучения
феномена лидерства привела к тому, что
воцарились два подхода: рационалистический
и гуманистический.
Мотивационные теории лидерства.
Согласно В. Стоуну,
мотив — это своеобразная выученная
«навязчивая идея», основанная на внутренней
потребности компетентно обращаться с
окружающей средой. Независимо от первоначальной
потребности (власть, престиж, самовыражение),
мотивация зависит от осознаваемых человеком
возможностей. Естественно, слишком сильная
мотивация может исказить восприятие.
Например, слишком сильно мотивированный
кандидат, объективно имеющий мало шансов
на успех, может слепо верить в свою победу
на выборах. Однако, чаще всего, индивид
выставляет свою кандидатуру, когда он
осознает, что у него есть вероятность
победить, достаточно навыков и серьезная
поддержка. Амбиции кандидата представляют
собой функцию от трех переменных. Во-первых,
от его личных мотивов (власть, успех, уважение).
Во-вторых, от его ожиданий относительно
занятия должности. В-третьих, от «ценности
приза». Ожидания индивида определяются
его отношением к политической системе,
будущими возможностями как политика,
оценкой собственных способностей и вероятной
поддержкой. Другими словами, три вещи
— будущий престиж, власть и зарплата
— определяют амбиции политика. Итак,
для лидерства важен мотив плюс возможность
его реализации, так как мотив без такой
возможности равен движению без направления.
14
Лидер
Слово лидер происходит от английского lead (вести). Значит, лидер – это ведущий, идущий впереди. Лидер – член организации, обладающий высоким личным статусом, оказывающий сильное влияние на мнение и поведение окружающих его людей, членов какого-либо объединения, организации и выполняющий комплекс функций.
Функции лидера
С точки зрения
групповой деятельности функции
неформального лидера сводятся к двум
основным.