Автор: Пользователь скрыл имя, 04 Апреля 2014 в 18:46, курсовая работа
Компании, добивающиеся успеха, отличаются от отстающих тем, что имеют более динамичное и эффективное руководство. Синонимами слов «руководство» и «руководитель» являются слова лидерство и лидер. Природу лидерства можно понять, сравнив с управлением. Основой лидерства является специфический тип отношения управления, или лидерский тип. Исторически этот тип сложился очень давно. Наши взгляды прикованы к руководителю организации, имеющему в своём подчинении работников, и способному направлять их деятельность для эффективной работы предприятия в целом для достижения результатов, соответствующих общим поставленным целям. Мы рассмотрим понятия власти, руководства и лидерства в системе управления, так как эффективное использование этих инструментов даёт руководителю способность направлять усилия группы и личности на выполнение общих задач.
Введение .………………………………………………………………………...……
Глава 1 Руководство
1.1 Стиль руководства
1.2 Руководство и руководитель в процессе управления ...…..…………….…...
Глава 2 Лидерство
1.1Личность лидера, принципы лидерства …........……………………..
1.2 Командная система управления …...………………………………...
Заключение …....……………………………………………………………………...
Список литературы … .………………….…………………………………………..
Список библиографических записей …………...………………………
Оглавление
Введение .………………………………………………………………………..
Глава 1 Руководство
1.1 Стиль руководства
1.2 Руководство и руководитель в процессе управления ...…..…………….…...
Глава 2 Лидерство
1.1Личность лидера, принципы лидерства …........……………………..
1.2 Командная система управления …...………………………………...
Заключение …....…………………………………………………………………
Список литературы … .………………….…………………………………………..
Список библиографических записей …………...…………………………………..
Введение
Компании, добивающиеся успеха, отличаются от отстающих тем, что имеют более динамичное и эффективное руководство. Синонимами слов «руководство» и «руководитель» являются слова лидерство и лидер. Природу лидерства можно понять, сравнив с управлением. Основой лидерства является специфический тип отношения управления, или лидерский тип. Исторически этот тип сложился очень давно. Наши взгляды прикованы к руководителю организации, имеющему в своём подчинении работников, и способному направлять их деятельность для эффективной работы предприятия в целом для достижения результатов, соответствующих общим поставленным целям. Мы рассмотрим понятия власти, руководства и лидерства в системе управления, так как эффективное использование этих инструментов даёт руководителю способность направлять усилия группы и личности на выполнение общих задач.
Используя работы современных авторов науки управления, попытаемся представить портрет руководителя, в соответствии с целями его руководства, изучая поведение и его стиль с точки зрения личностного, поведенческого и ситуационного подхода.
Свежей волной в данной работе, на мой взгляд, является желание выявить противоречие и взаимосвязь между руководителем и лидером, между властью и свободой, показать преимущества работы в команде, желание приоткрыть ещё один пласт, чтобы понять, в чём смысл соотношения трёх составляющих – людей, задач и управления в системе организации.
Полезность же данной работы вытекает из рассмотрения множества взглядов на содержание роли руководителя и лидера, и пусть послужит теорией для начинающих менеджеров и просто людей, интересующихся вопросами поведения личности в социуме.
Нас восхищает лидерство, которому присуще харизматичность и антибюрократизм. Этими двумя качествами в бизнесе не обойдёшься, значение их огромно. Великие достижения без них немыслимы. Лидерство - это результаты. Руководитель подвигает людей на великие свершения. Но не целью единой жив человек: есть ещё и смысл. Лидеры на всех уровнях влияют на результаты труда тем, что делают осмысленным сам труд. В западном обществе всё меньше симпатизируют умелым исполнителям ролей, а больше управленцам, работникам аппарата из мира политики и бизнеса. Тем сильнее хочется найти что-то настоящее, неподдельное. В организациях наблюдается тоска по лидерам, которые несли бы смысл и сплачивали коллектив. Ранее должностная иерархия придавала трудовой деятельности смысл. Джек Уэлч, экс-президент General Electic вынес приговор командной системе управления, он говорит так:
« Разделение по уровням иерархии разобщает, замедляет работу и приводит к искажению информации. Руководители пребывают в блаженном неведении относительно реального состояния дел» [18; с. 31]. Теперь всё изменилось, и в большинстве компаний усиливается значение горизонтальных связей ввиду необходимости быстрого реагирования на происходящее вокруг, и уменьшать затраты. Сегодня организации образуют альянсы со своими поставщиками, потребителями и даже конкурентами, поэтому границы компаний стали исчезать, и те из руководства, кто служит на благо общего дела, должны учиться существовать в мире высокой неопредёлённости, где чрезмерная привязанность к одной компании скорее недостаток, чем достоинство.
Старые идеологии, которые сплачивали ранее экономические системы, пришли в упадок и не годятся для сегодняшнего дня. Цинизм по поводу этого растёт и влияет на мировоззрение руководителей, они часто сами не могут ответить, в чём смысл их жизни. Общество оказывается в полнейшем моральном вакууме.
Только лидерство способно заполнить пустоту и безразличие. Наши компании нуждаются в лидерах, а не исполнителях чужой воли. А подчинённые нуждаются в руководителе, который будет вдохновлять их, наполнит деятельность смыслом и созиданием. Об этой великой миссии так высказываются Роб Гоффи и Гэрет Джонс: «Лидерство - тяжёлое бремя, но оно того стоит. Лидеры дают организациям цель и вдохновение. Лидеры изменяют мир».
Глава 1. Руководство
Руководство, по мнению большинства специалистов, связано со статусной властью как производной от официальных, формальных отношений. Руководитель может назначаться вышестоящими инстанциями; он получает властные полномочия, в т.ч. право на применение позитивных и негативных санкций.
Психологически важно определить специфику сочетания деятельности руководителя и деятельности многочисленных лидеров, так же как в его собственной деятельности сочетание черт руководителя и лидера.
Требовательность руководителя как свойство его личности характеризуется такими показателями как:
смелость предъявления требований;
постоянство предъявления требований, их устойчивый не эпизодический характер;
гибкость их предъявления, зависимость от сложившейся ситуации, конкретной обстановки;
самостоятельность требований, их продуманный характер;
категоричность, непререкаемость требований;
разнообразие форм их выражения, особенно способность преподнести их в форме шутки, остроумного замечания, сарказма;
индивидуализация требований в зависимости от постоянных и временных психологических особенностей и состояний людей. [12]
Целеустремленность как качество личности связана со способностью руководителя, совершать преднамеренные действия, направленные на достижение поставленных целей, сознательно регулировать свою деятельность, управлять своим поведением и воздействовать на состояние морально – психологического климата в коллективе.
Среди личностных качеств руководителя, оказывающих наибольшее влияние на коллектив и завоевание им авторитета, не последнее место занимает высокая работоспособность, обычно основанная на хорошем здоровье. Если способность работать больше других и лучше других суммируется с высокой культурой, душевностью, скромностью, то руководитель по праву получает самую высокую оценку коллектива.
1.1 Стиль руководства
Стиль руководства можно рассматривать как частную форму стиля вообще. Учение о стилях в психологии относительно молодое, поэтому не существует общепринятого определения стиля (А.В. Либин, 1998). Самое общее определение стиля делает акцент на способе взаимодействия личности с миром - как предметным, так и социальным. Можно связать стиль с конкретными формами жизнедеятельности, при этом он станет атрибутом личности в этой конкретной деятельности. Либин определяет стиль как устойчивый и интегральную модель индивидуально-личностных проявлений человека через предпочитаемую форму взаимодействия с социальной и предметной средой. Общим для существующих представлений о стиле является акцент на устойчивости и целостности поведения и деятельности человека в определенных условиях среды. Руководство и управление - это особые формы профессиональной деятельности, которые требуют адаптации социально-психологических свойств субъектов этих форм деятельности. В связи с этим очевидна возможность формирования стилей в профессиональной управленческой деятельности как устойчивых и интегральных систем личностно-детерминированных способов управления и руководства.
Начало развития теории стилей руководства было положено К. Левиным:
Авторитарный (диктаторский) стиль, для которого характерны деловые краткие распоряжения, запреты с угрозой, неприветливый тон с подчиненными, субъективные похвала и порицание. Позиция руководителя - вне группы или выше ее. Дела в коллективе (группе) планируются руководителем заранее, решения принимаются единолично, голос - решающий, при этом подчиненные знают лишь непосредственные, ближние цели, дальние - неизвестны.
Авторитарный стиль работы отличается чрезмерной централизацией власти, приверженностью к единоначалию, самовластным решением большинства не только крупных, но и сравнительно мелких вопросов жизни коллектива, сознательным ограничением контактов с подчиненными.[10]
Авторитарный начальник придерживается мнения, что административные взыскания - лучший способ воздействия на подчиненных для достижения целей. Работает много и заставляет напряженно работать других. Может идти на риск, но расчетливо. Никому не позволяет «сесть себе на шею», однако требует от подчиненных все, что находит нужным, не считаясь с тем, что его требования нередко выходят за рамки собственно служебных отношений и приводят к нарушению трудового законодательства. Склонен «подминать» под себя общественные организации, превращать их в простых исполнителей своей воли.
В общении с людьми подчас невыдержан, а то и груб (но не обязательно). Он может быть и благожелательным автократом - корректным, внимательно выслушивающим и взвешивающим идеи подчиненных, но пренебрегающим их мнением при принятии окончательного решения. Так что и в этом случае стиль по сути своей остается директивным.
Демократический стиль. Руководитель доводит до подчиненных инструкции в форме предложений, поэтому для него типичны товарищеский тон, уважительное и внимательное отношение к коллегам, при этом позиция руководителя - внутри группы и коллектива. Распоряжения и запреты сочетаются с дискуссиями, похвала и порицание - с советами. Мероприятия планируются не заранее, а в группе, решения принимаются на основе коллегиального обсуждения, за реализацию которых отвечают руководитель и подчиненные.
Демократический стиль характеризуется сочетанием научных принципов руководства с максимальным использованием инициативы и творчества подчиненных, широким привлечением к управлению членов коллектива.
Руководитель демократического стиля постоянно информирует сотрудников о состоянии дел и перспективах развития организации. При такой системе общения ему легко мобилизовать сотрудников на реализацию поставленных перед ними задач, воспитать у них чувство подлинных хозяев; функциональная деятельность руководителя удачно сочетается с его работой по воспитанию сотрудников, между ними укрепляется чувство доверия и уважения.
Демократический стиль отнюдь не затрудняет проведение единоначалия и ни в коей мере не ослабляет власть руководителя. Скорее, наоборот, его реальная власть и авторитет возрастают, поскольку он управляет людьми без грубого нажима и ненужного «выпячивания» атрибутов административного воздействия, опираясь на их способности и считаясь с их достоинством.
3. Попустительский (либеральный) стиль. Руководитель с доминированием этого стиля не проявляет склонности к похвале и порицаниям, для него типичны полная устраненность от дел коллектива и отсутствие сотрудничества. Члены группы работают самостоятельно, при этом сам руководитель в ее составе. Дела в группе идут сами по себе, т.к. руководитель не дает никаких указаний, фронты работы складываются из отдельных интересов лидеров подгрупп.
Попустительский стиль характеризуется невмешательством руководителя в ход работы. Задачи ставятся в самой общей форме. Контроль исполнения слабый. Все это не способствует укреплению дисциплины, организованности и порядка. При либеральном руководстве значительно снижается объем и качество работы по сравнению с демократическим. Исполнители сами, как правило, начинают выражать неудовлетворенность таким стилем.
Либеральный руководитель склонен в максимальной степени делегировать другим ответственность, зачастую идти на поводу у работников, предоставлять полную свободу, граничащую с попустительством. Либеральный стиль руководства отличают обычно отсутствие размаха в деятельности, безынициативность и постоянное ожидание указаний сверху, нежелание принять на себя ответственность за решения и их последствия, когда они неблагоприятны. Пользующийся этим стилем руководитель мало вмешивается в дела подчиненных, не проявляет особой активности, выступает в основном в роли посредника во взаимоотношениях с другими коллективами.
Как правило, он очень осторожен, возможно, по причине того, что не уверен в своей компетентности, а значит, и в положении, занимаемом в служебной иерархии. Непоследователен в действиях, легко поддается влиянию окружающих, склонен уступать обстоятельствам и смиряться с ними, может без серьезных оснований отменить ранее принятое решение.[13]
Изучение эффективности демократического, авторитарного и либерального стилей руководства показало, что практически во всех случаях сотрудники организации наиболее удовлетворены демократическим руководством, т.е. таким, при котором руководитель ориентирован в своей деятельности на подчиненных: принимает решения с учетом их мнения, предоставляет им инициативу в процессе работы и т.д. Этот стиль дает в конечном счете и наибольший эффект в производительности труда.
Следует отметить, что в чистом виде представители какого-либо стиля фактически не встречаются. Речь идет о тяготении руководителя к одному из стилей. Не существует «плохих» или «хороших» стилей управления. Конкретная ситуация, вид деятельности, личностные особенности подчиненных и др. факторы обусловливают оптимальное соотношение каждого стиля и преобладающий стиль руководства. Изучение практики руководства организациями свидетельствует, что в работе эффективного руководителя в той или иной степени присутствует каждый из трех стилей руководства.
Вопреки распространенным стереотипам преобладающий стиль руководства практически не зависит от пола. (Бытует ошибочное мнение, что женщины-руководители более мягки и ориентированы в первую очередь на поддерживание хороших отношений с деловыми партнерами, в то время как мужчины-руководители более агрессивны и ориентированы на конечный результат). Причинами разделения стилей руководства скорее могут быть личностные особенности и темперамент, а не половые характеристики. Успешные топ-менеджеры - и мужчины, и женщины - не являются приверженцами только одного стиля. Как правило, они интуитивно или вполне осознанно комбинируют различные стратегии руководства.
Путь ненасилия не унижает, а возвышает человека, создает морально-психологический климат дружбы, взаимопонимания, побуждает совесть. Этот путь глубоко гуманистичен: направлен не против людей, а против сил зла.
Большинство психологов отмечают, что наиболее приемлемым является именно демократический стиль руководства. Внедряя демократию в повседневную жизнь трудовых коллективов надо помнить, что она не только дает права, но и накладывает серьезные обязанности – юридические и моральные. И поэтому демократии нужно учиться: учиться подчиняться воле большинства, уважению чужой точки зрения, культуре полемики, наконец, принятию ответственных, взвешенных, диктуемых интересами дела решений.