Руководство и лидерство в управлении

Автор: Пользователь скрыл имя, 04 Апреля 2014 в 18:46, курсовая работа

Краткое описание

Компании, добивающиеся успеха, отличаются от отстающих тем, что имеют более динамичное и эффективное руководство. Синонимами слов «руководство» и «руководитель» являются слова лидерство и лидер. Природу лидерства можно понять, сравнив с управлением. Основой лидерства является специфический тип отношения управления, или лидерский тип. Исторически этот тип сложился очень давно. Наши взгляды прикованы к руководителю организации, имеющему в своём подчинении работников, и способному направлять их деятельность для эффективной работы предприятия в целом для достижения результатов, соответствующих общим поставленным целям. Мы рассмотрим понятия власти, руководства и лидерства в системе управления, так как эффективное использование этих инструментов даёт руководителю способность направлять усилия группы и личности на выполнение общих задач.

Оглавление

Введение .………………………………………………………………………...……
Глава 1 Руководство
1.1 Стиль руководства
1.2 Руководство и руководитель в процессе управления ...…..…………….…...

Глава 2 Лидерство
1.1Личность лидера, принципы лидерства …........……………………..
1.2 Командная система управления …...………………………………...
Заключение …....……………………………………………………………………...
Список литературы … .………………….…………………………………………..
Список библиографических записей …………...………………………

Файлы: 1 файл

курсач.doc

— 190.50 Кб (Скачать)

    Чтобы познать себя требуется ко времени достаточно желания, на это может уйти вся жизнь человека. В бизнесе же надо оставаться собой в любой ситуации, иметь   способность   оценить  текущий момент и принять решение, своё решение.

 Поэтому, первое, что необходимо  руководителю, нужно выяснить, в какой обстановке проявляются его  отличительные особенности, какие черты нравятся окружающим.

Второе. По мере того, как будут накапливаться знания о себе постараться  никому не подражать,  работать над своим « Я», и вести себя, соответственно выработанных для себя этих самых отличий. « Мы отмечали, что вовсе  не обязательно обладать полным и даже глубоким знанием себя. Такое знание приобретается и оттачивается  по мере того, как лидер трудится и общается со своими последователями. Вот в чём, вероятно, разница между осведомлённостью о себе и знанием себя. Со временем лидеры понимают, что работает на них, но им вовсе не обязательно понимать, как и почему именно, до тех пор пока они достигают желаемого. Да и, по нашему опыту, мало кто изучил себя настолько глубоко» [7; с. 24]. 

    Мы каждый день имеем дело с продуктами компании  Microsoft, и не можем не признавать  такую яркую личность, как Билл Гейтс. Его имя становится нарицательным, когда мы говорим об  увлечённых информатикой и программированием людях. Особенность этого человека в том, что он компьютерный гений, фанат, знаток своего дела. Многие отмечают его странное поведение  в обществе, его некую чокнутость, но это не мешает ему без слов сообщать нам нечто важное о себе и  компании  Microsoft. Это уже стиль, приём, которым  со временем он научился искусно пользоваться.

Другим ярким примером являет собой личность Акио Мориты,  основателя  «Sony». Он шёл против стереотипов о японском обществе, изучая и переосмысливая  природу американо-японских экономических отношений. В своей книге « Школьные оценки не говорят ни о чём» он утверждал, что по школьным успехам ребёнка  нельзя судить, вырастет ли из него бизнесмен. Он был одним из первых крупных лидеров, понимающих идею организации, строящуюся  на  блага своих клиентов, акционеров и сотрудников по всему миру. «Sony» стала первой японской компаний, зарегистрированной на Нью - Йоркской фондовой бирже.

Поэтому, третье, и не менее важное для руководителя свойство, - анализировать  ситуацию, определять качество, которое нужно проявить, чтобы добиться наилучшего результата. Все мы, находясь в обществе, играем в игры. И понимаем важность умения играть верно, «согласно партитуре». Главное не переиграть, иначе можно потерять честность и искренность, и  как результат доверие своих последователей. Ричарду Хеккерту, бывшему председателю совета директор компании  Du Pont принадлежат слова: « Если ты всегда говоришь правду, тебе не нужно помнить, что ты говорил». Это касается как мелочей, так и серьёзных вопросов. Это может служить своеобразным допуском к лидерству.

 И последнее.  Зная, свои привлекательные черты, работая над своей индивидуальностью, (можно провести аналогию с маркетингом, и назвать это своим личным  брендом), необходимо научиться извлекать из этого всего пользу.

    На производстве же, в компании  приходится трудиться над решением общих задач, обычно этим занимается  команда единомышленников. Здесь задача лидера – заставить разных людей эффективно общаться и объединяться  для совместного труда. 

 Ицхак Идизес   понимает, что хороший лидер тот, кто способен действовать сознательно, осознанно (понимая последствия и значение своих действий), обладает разносторонними способностями, знает свои сильные и слабые стороны, а также свою уникальность, принимает свои достоинства, недостатки, способен оценить сильные и слабые стороны других людей, создаёт конструктивный конфликт, который становится средством обучения сотрудников. То есть здесь качества руководителя рассматриваются с позиции эффективного поведения лидера.

    « Что не менее важно, он способен создать благоприятную атмосферу, систему единых взглядов и ценностей, которая побуждает людей работать вместе и не даёт возможности никому стать незаменимым. Такая способность, которую я называю способностью к интеграции, позволяет заменить механистическое самосознание организации на органическое и превратить индивидуальное предпринимательство в групповое» [1; с. 247].

 Интересны аналогии  Адизеса,  которые он приводит, рассуждая о понятиях лидер и лидерство. Он  сравнивает лидера с большим пальцем руки, и считает, что быть лидером – это значит  вместе с остальными пальцами, взаимодействуя, действовать, становясь рукой. Лидер  в отличие от хорошего менеджера справляется обычно с двумя управленческими функциями, одна из которых - интеграция.  Второе и тоже удачное сравнение состоит в том, что Ицхак сравнивает лидерство с эстафетой, где победа достаётся только благодаря слаженной работе всей команды. И третье сравнение, « хорошие лидеры похожи на родителей, присматривающих по очереди за детьми, которые благодаря этому с малых лет учатся адаптироваться к разным моделям власти» [1; с. 249]. По мнению Ицхака Адизеса большая часть  качеств лидера  традиционно считаются женскими, но эти качества могут быть присущи, как женщине, так и мужчине.

3.2 Командная система  управления

     Для того чтобы процесс управления  компанией достиг своей главной цели – построение эффективного и результативного производства в ближайшей и долгосрочной перспективе, чтобы  развитию компании сопутствовал успех, необходимо чтобы  руководитель знал, помнил и выполнял   основные функции упраления,  такие как:

1) результативность – умение удовлетворить потребности людей, в данном контексте - клиентов компании; 2) администрирование – чтобы в компании правильные вещи эффективно исполняли  правильные люди, 3) предпринимательство – творчество и готовность идти на риск;   4)  интеграция  - создание ценностей, которые будут стимулировать коллектив   к действию сообща и обеспечат  жизнедеятельность организации в долгосрочной перспективе.  Но такого руководителя, идеального менеджера, способного в одиночку решить все задачи,  не существует. Большинство менеджеров могут успешно  справляться с  решением одной задачи, но никто не может выполнить четыре одновременно.  Поэтому мнение  литературы и всей науки менеджмента об идеальном менеджере ошибочно, считает Ицхак Калдерон Адизес. И это довольно правдиво. Каждый человек уникален, наделён только своими генетическими и приобретёнными качествами,  имеет свои достоинства и недостатки, использует  разный жизненный опыт и  ощущает даже по- разному.

« Разные люди по- разному подходят к организации, планированию и контролю.  Однако на деле существует множество разнообразных стилей менеджмента – как успешного, так и неправильного. Число комбинаций сильных и слабых сторон руководителя бесконечно» [1; с. 17].

    Более правильно, подразумевая эффективное лидерство говорить о взаимодополняющей команде  лидеров, тем более, чаще всего необходимо быстро и в короткие сроки выполнить достаточно трудные задачи в наименее благоприятных условиях.

    Команда всегда выполняет работу эффективнее, чем отдельные сотрудники. Команда объединяет знания, наработки, таланты людей. Команда меняет поведение  людей.  Они быстрее  и охотнее здесь перенимают опыт, учатся лидерству.

    Нужно быть очень внимательным при выборе людей для команды. Необходимо первое: определить критерии (навыки, способности, качества), какими вы будете руководствоваться при подборе кандидатов; 2) определить, какие навыки, способности и качества необходимы на каждой позиции, - расставить всех по своим местам; 3) убедиться, что сумма, навыков, способностей и качеств в полной мере соответствует нуждам компании, и нет умников, стремящихся сделать карьеру. Четвёртое: давайте людям шанс; 5) избавляйтесь от тех, кому недостаёт ума и энергичности; 6) выбирайте людей, которые способны взглянуть правде в глаза и найти решение. Восьмое: выбирайте тех, кто мыслит как качественными, так и количественными категориями и действует последовательно. Девятое: ищите хороших коммуникаторов, мотиваторов и организаторов, которых успех команды заботит менее собственного. И последнее: ищите лидеров позитивных, лёгких и на подъём решительных.

    Лидер олицетворяет систему предпочитаемых группой целей и ценностей, является  их носителем и активным проводником в жизнь. В связи  с этим лидером считается тот, чьи установки и ориентации становятся референтными, исходными эталонами для всех или большинства членов группы в оценке им значимых аспектов её жизнедеятельности.

 В зависимости от поставленных  задач, на предприятии  создаются  рабочие, целевые и самоуправляемые группы.

Если проанализировать  структуру и результаты работы различных типов команд, приводимых Пирсоном и Томасом [14; с. 38], то самоуправляемая рабочая группа, где участники осваивают все виды работ, меняются местами, обеспечивают все управленческие функции, может существенно повысить производительность, меняет организацию, даёт самостоятельность её членам и устраняет необходимость надзора за работой.

    Марвин Бауэр выделяет два типа команд.  Первые, - оперативные команды – небольшие группы сотрудников для решения конкретных задач. Во главе команды, выборный руководитель, в процессе становления - определение целей, задач  и правил поведения для сотрудников. Далее самостоятельная работа, активное включение команды в процесс. 

В отличие от оперативных, лидерские команды похожи на первые, но во главе - настоящий лидер, первых среди равных,  отношения строятся на основе  доверия и равенства между коллегами.

    Каждый  лидер должен  выработать «бескомпромиссный, последовательный, логичный и эффективный управленческий подход» [9; с. 121].

Как считает Джеймс Килтс, руководство должно опираться на прочный фундамент – это стратегический план, который определяет годовой план работы. На его основе ставятся ежеквартальные задачи, а итоги дают право для награждения отличившихся сотрудников.

Стратегический план составляется на три года. Необходимо ознакомить сотрудников с содержанием плана. «Когда ваши сотрудники знают, что размер их премии зависит от того, выполнимы ли пункты плана, удаётся привлечь к делу каждого» [Его же].

Годовой план должен быть  более конкретнее. Также  необходимо прописать предельно подробно перечень ежеквартальных задач. Каждые три месяца руководитель собирает подчиненных на двух, трёхдневные совещания. Каждую неделю  сотрудники отчитываются о ключевых показателях компании и рынка, включая рыночные доли, уровень товарооборота и прибыли и всё, что имеет важное значение для функционирования компании. Это необходимо для регулярной проверки соответствия плана выполненным  задачам, каким курсом движется компании, чего мы добились в итоге, и  каков результат на данный момент.

     Суммируя вышесказанное, чтобы освободить время для себя, руководитель должен создать команду победителей. Ему необходимо: увлекать собственным примером; искать незаурядных работников; привносить вдохновение; поручая, давать свободу действий сотрудникам; выделять время и ресурсы на развитие персонала; выдвигать своих сотрудников на более высокие должности в компании.

     «Эффективное корпоративное  управление состоит из двух  частей: функция управления  и  стиль управления. Функция управления  – первостепенная обязанность лидера – это выработка ясного коллективного видения и его энергичная реализация. Это универсальное требование управления вообще, и независимо от вашего стиля руководства вы должны выполнять эту функцию», - определяет Коллинз[11; с. 20]. 

Часто в литературе по менеджменту  приводят основные типы или  стили лидерства: автократический (сосредоточение все власти и ответственности в руках лидера), демократический (делегирование полномочий с удержанием ключевых позиций у лидера) и пассивный (невмешательства), при котором лидер снимает с себя ответственность и предоставляет работникам полную свободу принимать решения и выбирать методы работы.  Выбор того или иного стиля  (или их комбинации) зависит от факторов, связанных с желанием  самого лидера, его последователей и сложившейся ситуации.

    « Умение быть пластичным, многовариантным, искусно владеть всеми регистрами стилей руководства – высокое мастерство. Каждый руководитель неповторим, имеет свой жизненный и производственный опыт, свои принципы, идеалы, и рекомендовать какой-либо стиль управления как эталонный было бы ошибкой», - говорит Кнорринг [11; с.170].  Но элементы управленческого стиля, присущие эффективным лидерам мы можем выделить. Искренность, решительность, концентрация, личное участие, умение работать с людьми, коммуникации и стремление вперёд, - всё это, что демонстрирует руководитель, будет оказывать огромное влияние на  коллектив и подчинять весь процесс управления к конечной цели. 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Заключение.

     На протяжении всей истории человечества  лидеры двигали вперёд этот мир, ведя за собой людей. Родоначальники в лидерском движении, производственные деятели США открыли всему миру и разработали систему, позволяющую расти другим лидерам. Но они не создали систему для воспитания новых лидеров для управления компанией в целом.

Пользоваться властью легко.  Власть, способность влиять на поведение людей,  необходима для эффективности организации, потому что руководители зависят от людей, над которыми у них нет прямой власти или есть, но очень слабая. Власть как процесс  базируется на двух началах: личном и организационном. И в том и в другом случае используются различные источники власти.

Информация о работе Руководство и лидерство в управлении