Лидерство и его роль в деятельности современного менеджера

Автор: Пользователь скрыл имя, 12 Марта 2012 в 21:37, курсовая работа

Краткое описание

В условиях современной России лидерство является обязательным качеством преуспевающего менеджера, хотя лидером нельзя стать по назначению вышестоящей организации. Часто лидерами становятся благодаря своим личным качествам, независимо от должности в служебной иерархии. Менеджер в своем влиянии на работу подчиненных и построении отношении с ними, прежде всего, использует и полагается на должностную основу власти и источники, ее питающие.

Файлы: 1 файл

курсач.doc

— 170.00 Кб (Скачать)

Приводимые ниже результаты исследований по данной модели представляют большой практический интерес:

подчиненные склонны видеть причины их плохой работы вне, а руководители в подчиненных;

руководители, склонные отдавать предпочтение внутренним причинам при объяснении плохой работы подчиненных, обычно проявляют большую пунктуальность и направляют свое воздействие непосредственно на подчиненных;

плохая работа подчиненного в прошлом, согласно всем трем типам информации, скорее всего приведет к выявлению руководителем внутренних причин;

серьезность сложившейся ситуации приводит руководителя скорее всего к выявлению внутренних причин и к высокой степени пунктуальности в ответных мерах;

уклонение "с объяснением" подчиненного от ответственности или его извинения за случившееся делает руководителя менее суровым и пунктуальным в ответном поведении;

неизменный уровень выполнения работы переключает внимание руководителя с причин, связанных со способностями подчиненного, на причины, имеющие отношение к количеству прилагаемых усилий.

Последующие исследования показали, что в рамках данной модели скорее всего происходит не воздействие лидера на поведение подчиненного, а взаимодействие между лидером и подчиненным, то есть подчиненный своей реакцией на меры руководителя оказывает влияние на последующее поведение последнего.

При этом в зависимости от эффективности лидерства, спираль отношений лидер последователь может раскручиваться вверх "отношения дают большой эффект" или вниз "отношения дают меньший эффект". Последнее может в конечном счете привести к разрыву отношений между участниками: увольнению работника или уходу руководителя.

Концепция харизматического лидерства основывается на противопоставлении  двух позиций формирования имиджа лидера. Одна отрицает вообще какое-либо влияние лидера на организационную эффективность, а другая - ведет к лидерской харизме и попытке последователей приписать лидеру почти магические, а в отдельных случаях божественные качества.

Харизма является формой влияния на других посредством личностной привлекательности, вызывающей поддержку и признание лидерства, что обеспечивает обладателю харизмы власть над последователями. Как источник лидерской власти харизма относится к власти примера, связанной со способностью руководителя влиять на подчиненных в силу своих личных качеств и стиля руководства. Харизма дает руководителю преимущества эффективнее оказывать свое влияние на подчиненных. Многие считают, что получение харизмы связано со способностью лидера находить своих обожателей и почитателей и даже менять их состав в зависимости от ситуации. Другие определяют харизму как набор специфических лидерских качеств. Последнее легло в основу рассматриваемой ниже концепции харизматического лидерства, являющейся, по сути, продолжением концепции атрибутивного лидерства и строящейся на комбинации качеств и поведения лидера.

Харизматическим считается тот лидер, который в силу своих личностных качеств способен оказывать глубокое воздействие на последователей. Лидеры этого типа испытывают высокую потребность во власти, имеют сильную потребность в деятельности и убеждены в моральной правоте того, во что они верят. Потребность во власти мотивирует их в стремлении стать лидерами. Их вера в свою правоту деятельным передает людям чувство того, что он способен быть лидером. Эти качества развивают такие черты харизматического поведения, как моделирование роли, создание образа, упрощение целей "фокуса простые и драматического характера цели", упор на большие ожидания, проявление доверительности у последователей импульса к действиям.

Исследования свидетельствуют, что у харизмы есть негативная сторона, связанная с узурпацией личной власти или полным фокусом лидера на самого себя, и позитивная - связанная с упором на разделяемую власть и тенденцией к делегированию части ее последователям. Это помогает объяснить разницу между такими лидерами, как Гитлер, Ленин, Сталин и такими, как Сахаров, Мартин Лютер Кинг и им подобные. В целом харизматическому лидеру приписывают наличие уверенности в себе, высокой чувствительности к внешнему окружению, видения решения проблемы за пределами статус-кво, умения свести это видение до уровня, понятного последователям и побуждающего их к действиям; неординарного поведения в реализации своего видения.

Модели харизматического лидерства различаются количеством стадий развития самой харизмы и отношений с последователями. Считается, что вначале необходимо развить чувствительность к обнаружению проблемы, на которую можно было бы обрушиться с критикой. Затем необходимо развить в себе видение идеализированных путей решения этой проблемы. В видение должно быть включено что-то новое, ранее ни кем не предлагавшееся и относительно которого кажется, что оно может немедленно продвинуть решение проблемы.

Следующий шаг связан со способностью лидера передать значение своего видения посредством межличностной коммуникации "публикации, речь, жесты, позы и т.п. " последователям таким образом, чтобы это произвело на них сильное впечатление и стимулировало к действиям. Далее лидеру для сплочения последователей вокруг себя важно развить отношения доверия с ними, проявляя такие качества, как знание дела, умение добиваться успеха, принятия на себя риска и совершение неординарных действий или поступков. На заключительном этапе лидер обязан продемонстрировать способность к реализации своего видения через делегирование полномочий последователям. Это возможно сделать, ставя последователям напряженные и значимые задачи, привлекая их к участию в управлении, ослабляя бюрократические путы, вознаграждая их за результаты соответствующим образом.

Исследование практики деловых организаций показало, что в обычной ситуации харизматическое лидерство не всегда требуется для достижения в бизнесе высоких результатов. Чаще оно подходит к тем случаям, когда последователи сильно идеологизируют свои желания и пути их выполнения. Это во многом объясняет более частое наличие харизмы у лидеров, проявляющих себя в политике, религии, военных действиях. Для бизнеса важность харизматического лидерства возрастает по мере необходимости проведения в организации радикальных изменений в связи с критичностью ситуации. Однако в этих обстоятельствах возникает другая концепция лидерства: концепция лидера - преобразователя или лидера реформатора

Совершенно точно сказать, какая из моделей наиболее приемлема для той или иной организации, довольно сложно, так как настоящий руководитель применяет ситуационный подход и пытается принять наиболее рациональное решение для конкретной ситуации.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Глава II. Организация менеджмента в ОАО «Этанол»

2.1. Краткая характеристика деятельности ОАО «Этанол»

ОАО «Этанол» является одним из лидеров по объему производства и реализации вино-водочных изделий в Орловской области. История появления Ливенского спиртзавода, ныне открытого акционерного общества "Этанол", уходит своими корнями в XIX век.

Первую послевоенную продукцию завод выпустил в 1949году. Уже в первый год после восстановления на предприятии производилось 1000 декалитров спирта в сутки.

К началу 90-х годов завод ежегодно вырабатывал около миллиона декалитров спирта, более 2,5 тысяч тонн хлебопекарных дрожжей, около 1 тысячи тонн двуокиси углерода, более 1 тысячи тонн сброженного яблочного сока. 19 ноября 1992года произошла реорганизация государственного спирт завода в акционерное общество открытого типа "Этанол". В этот же период была присоединена сеть торговых точек. Создание сети фирменной торговли подтолкнуло предприятие к освоению нового вида производства - ликеро-водочного, что позволило увеличить выпуск товарной продукции на 187%.

Для увеличения ассортимента продукции: вин, винных напитков и ликероводочных изделий, в 2000г. в ОАО «Этанол» появилось новое структурное подразделение - сельскохозяйственный комплекс, был присоединен совхоз «Моногаровский».

Виды деятельности.

1. Основными видами деятельности Общества являются производство, хранение, поставка и реализация:

- спирта этилового ректификованного;

- спирта этилового, в том числе денатурата;

- масла сивушного;

- углекислоты;

- дрожжей хлебопекарных;

- сока яблочного натурального;

- вин плодово-ягодных;

- напитков винных;

- водки и ликероводочных изделий;

- виноматериалов плодово-ягодных сброженно-спиртованных;

- спиртосодержащей непищевой продукции, а также другие виды производственной деятельности, при осуществлении которых в качестве сырья или вспомогательного материала используется этиловый спирт.

2. Не основными видами деятельности Общества являются:

- торгово-закупочная деятельность (оптовая и розничная торговля), в том числе на комиссионных началах;

- общественное питание;

- производство, переработка и реализация сельскохозяйственной продукции;

- коммерческая и посредническая деятельность;

- внешнеэкономическая деятельность;

- производство строительных, ремонтных и реставрационных работ;

- осуществление грузопассажирских перевозок;

- бытовые услуги.

Сеть фирменных торговых предприятий состоит из 8торговых точек, включая ресторан, кафе. Для реализации ликероводочной продукции организован акцизный, оптовый склад.

Сельско - хозяйственный комплекс имеет площадь сельхозугодий -1824га, в том числе наличие пашня составляет -1049 га. Среднегодовая мощность производства:

- спиртового:908,9 тыс. дал.

- дрожжи хлебопекарные:3,04 тыс. тонн

- углекислота жидкая:1140 тонн

- напитки винные, вино плодовое

ликероводочные изделия: 242 тыс. дал.

- водка: 245,2 тыс. дал.

Основные виды продукции.

ОАО «Этанол» производит выпуск спирта в ассортименте:

- Спирт высшей очистки;

- Спирт «Экстра»;

- Спирт «Люкс». Ликероводочной продукции:

- Винные напитки - 4 наименования;

- Вина - 5 наименований;

- Настойки - 3 наименования;

- Водки - 21 наименование;

- Дрожжей - 1 наименование.

Ликероводочная продукция выпускается в бутылках емкостью 0,25л., 0,5л. Сувенирная продукция выпускается в оригинальной упаковке емкостью от 0,45л. до 4,8л. Дрожжи в расфасовке по 100г и 1000г. Помимо основных видов продукции общество является производителем и прочей продукции, в состав которой входит молоко, мясо КРС и свинины, зерно, яблоки нескольких сортов, 41 наименование кондитерских изделий (торты, пирожные), 17 наименований продукции цеха полуфабрикатов (пельмени, зразы, голубцы, манты, салаты в ассортименте).

Основными видами хозяйственной деятельности предприятия являются производство, хранение и реализация спирта этилового ректификованного (пищевого), вино-водочных изделий, хлебопекарных и спиртованных дрожжей (таблица 1).

        Основные виды производственной продукции                          Таблица 1

 

Виды основной продукции

Доля выручки в общей сумме полученных доходов за отчетный квартал 2010 г. ( в %)

 

Спирт

26,4

 

Вино - водочные изделия

39,5

 

Дрожжи хлебопекарные

16,4

 

Итого

82,3

 

 

 

 

Информация о работе Лидерство и его роль в деятельности современного менеджера