Автор: Пользователь скрыл имя, 14 Декабря 2012 в 15:00, контрольная работа
Термин «корпоративная культура» появился в XIX веке. Он был сформулирован и применен немецким фельдмаршалом Мольтке, который применял его, характеризуя взаимоотношения в офицерской среде. В то время взаимоотношения регулировались не только уставами, судами чести, но и дуэлями: сабельный шрам являлся обязательным атрибутом принадлежности к офицерской «корпорации». Правила поведения, как писанные, так и неписанные, сложились внутри профессиональных сообществ еще в средневековых гильдиях, причем нарушения этих правил могли приводить к исключению их членов из сообществ
Введение
Глава 1. Понятие корпоративной культуры.
1.Понятие и сущность корпоративной культуры.
2.Типы корпоративной культуры
3.Структура корпоративной культуры.
Глава 2. Структура и содержание корпоративной культуры.
2.1. Факторы, влияющие на формирование корпоративной культуры.
2.2. Влияние корпоративной культуры на эффективность функционирования организации.
Глава 3. Совершенствование корпоративной культуры.
1.Изменение корпоративной культуры.
3.2
Заключение
Литература
Приложение
Структура и содержание корпоративной культуры
В настоящее время стало уже традиционным выделять три уровня корпоративной
культуры:
1) поверхностный (символический) уровень – это все, что человек может
увидеть и потрогать: корпоративная символика, логотип, фирменные календари,
флаг фирмы, гимн фирмы, особая архитектура здания и т. п. Также к
символическому уровню относят мифы, легенды и истории, связанные с основанием
фирмы, деятельностью ее руководителей и выдающихся сотрудников. Такие легенды и
истории обычно передаются устно. На этом уровне вещи и явления легко
обнаружить, но не всегда их можно расшифровать и интерпретировать в терминах
корпоративной культуры.
2) подповерхностный уровень – объединяет ценности и нормы, сознательно
зафиксированные в документах организации и призванные быть руководящими в
повседневной деятельности членов организации. Типичным примером такой ценности
может служить установка «клиент всегда прав» в отличие от установки о
первенстве производителя в советский период. В частности, продолжающееся
существование старой ценности о первенстве производителя до сих пор
противодействует эффективной работе многих организаций и секторов экономики. На
этом уровне изучению подвергаются ценности и верования, разделяемые членами
организации, в соответствии с тем, насколько эти ценности отражаются в символах
и языке. Восприятие ценностей и верований носит сознательный характер и зависит
от желания людей. Исследователи часто ограничиваются этим уровнем, так как на
следующем уровне возникают почти непреодолимые сложности.
3) базовый (глубинный) уровень – базовые предположения, возникающие у
членов организации на основании личных паттернов, подкрепляемых или
изменяющихся успешным опытом совместных действий и в большинстве случаев
неосознаваемые, некоторый «воздух» корпоративной культуры, который без запаха и
вкуса, которым все дышат, но в обычном состоянии не замечают. Эти базовые
предположения трудно осознать даже самим членам организации без специального
сосредоточения на этом вопросе. Эти скрытые и принимаемые на веру предположения
направляют поведение людей, помогая им воспринять атрибуты, характеризующие
корпоративную культуру.
Некоторые исследователи предлагают более дробную структуру корпоративной
культуры, выделяя ее следующие компоненты:
Мировоззрение — представления об окружающем мире, природе человека и
общества, направляющие поведение членов организации и определяющие характер их
отношений с другими сотрудниками, клиентами, конкурентами и т. д. Мировоззрение
тесно связано с особенностями социализации индивида, его этнической культурой и
религиозными представлениями. Значительные различия в мировоззрениях работников
серьезно затрудняют их сотрудничество. В этом случае имеется почва для
значительных
важно понимать, что кардинально изменить мировосприятие людей очень сложно, и
требуются значительные усилия, чтобы достичь некоторого взаимопонимания и
принятия позиций лиц с иными мировоззрениями. Мировоззрение индивида трудно
выразить в четких словесных формулировках, и далеко не каждый в состоянии
объяснить основные принципы, лежащие в основе его поведения. И для понимания
чьего-либо мировоззрения подчас требуется много усилий и времени, чтобы помочь
человеку эксплицировать базовые координаты его видения мира.
Корпоративные ценности, т. е. предметы и явления организационной жизни,
существенно важные, значимые для духовной жизни работников. Ценности выступают
связующим звеном между культурой организации и духовным миром личности, между
корпоративным и индивидуальным бытием. Личностные ценности отражаются в
сознании в виде ценностных ориентации, которые включают в себя также широкий
круг социальных ценностей, признаваемых личностью, но не всегда принимаемых ею
в качестве собственных целей и принципов. Поэтому возможно как неполное,
неадекватное отражение личностных ценностей в сознании, так и ориентация в
плане сознания на ценности, не являющиеся реальными мотивами поведения.
Ценности могут сохраняться, даже если в организации произошли значительные
кадровые изменения. В то же время может быть осуществлена определенная смена
ценностей, которые скажутся и на поведении членов организации. Корпоративные
ценности тесно связаны с организационной мифологией, выражающейся в системе
историй, мифов и даже анекдотов, в которых заключена некоторая достойная
уважения характеристика какого-либо члена организации, выгодно отличающая его
от многих других.
Стили поведения, характеризующие работников конкретной организации. Сюда
также относятся специфические ритуалы и церемонии, язык, используемый при
общении, а также символы, которые обладают особым смыслом именно для членов
данной организации. Важным
элементом может стать какой-
обладающий характеристиками, в высшей степени ценными для данной культуры и
служащий ролевой моделью поведения для сотрудников. Поведение сотрудников
успешно корректируется разнообразными тренингами и мерами контроля, но только в
том случае, если новые образцы поведения не вступают в противоречие с
вышеописанными компонентами корпоративной культуры.
Нормы — совокупность формальных и неформальных требований, предъявляемых
организацией по отношению к своим сотрудникам. Они могут быть универсальными и
частными, императивными и ориентировочными, и направлены на сохранение и
развитие структуры и функций организации. К нормам относятся так называемые
правила игры, которые новичок должен освоить в процессе становления членом
организации.
Психологический климат в организации, с которым сталкивается человек при
взаимодействии с ее сотрудниками. Психологический климат представляет собой
преобладающую и относительно устойчивую духовную атмосферу, определяющую
отношения членов коллектива друг к другу и к труду.
Ни один из этих компонентов в отдельности не может быть отождествлен с
культурой организации. Однако в совокупности они могут дать довольно полное
представление о корпоративной культуре. Многие компоненты культуры трудно
обнаружить постороннему человеку. Можно несколько недель провести в
организации, но так и не понять основных положений культуры, управляющих
поступками людей. Каждый сотрудник, приходя в организацию, проходит через
определенную процедуру организационной социализации, в ходе которой он месяц
за месяцем постигает все те мельчайшие нюансы, которые в совокупности и
образуют корпоративную культуру.
Существует много подходов к анализу содержательной стороны той или иной
корпоративной культуры. Ф. Харрис и Р. Моран предложили выделить десять
содержательных характеристик, свойственных любой корпоративной культуре:
1. Осознание себя и своего места в организации (в одних культурах
ценится сдержанность и сокрытие работником своих внутренних настроений и
проблем, в других — поощряется открытость, эмоциональная поддержка и внешнее
проявление своих переживаний; в одних случаях творчество проявляется через
сотрудничество, а в других — через индивидуализм);
2. Коммуникационная система и язык общения (использование устной,
письменной, невербальной коммуникации, «телефонного права» и открытости
коммуникации варьируется от организации к организации; профессиональный
жаргон, аббревиатуры, язык жестов специфичен для организаций различной
отраслевой, функциональной
и территориальной
3. Внешний вид, одежда и представление себя на работе (разнообразие
униформ, деловых стилей, нормы использования косметики, духов, дезодорантов и
т. п.), свидетельствующие
о существовании множества
4. Привычки и традиции, связанные с приемом и ассортиментом пищи: как
организовано питание работников в организации, включая наличие или отсутствие
столовых и буфетов; участие организации в оплате расходов на питания;
периодичность и продолжительность питания; совместно или раздельное питание
работников с разным организационным статусом и т. п.;
5. Осознание времени, отношение к нему и его использование: восприятие
времени как важнейшего ресурса или пустая трата времени, соблюдение или
постоянное нарушение временных параметров организационной деятельности;
6. Взаимоотношения между людьми: влияние на межличностные отношения
таких характеристик как возраст, пол, национальность, статус, объем власти,
образованность, опыт, знания. Соблюдение формальных требований этикета или
протокола; степень формализации отношений, получаемой поддержки, принятые
формы разрешения конфликтов;
7. Ценности
и нормы первые представляют
собой совокупности
о том, что хорошо, а что — плохо; вторые — набор предположений и ожиданий в
отношении определенного типа поведения;
8. Мировоззрение: вера или отсутствие веры в справедливость, успех, свои
силы, руководство; отношение к взаимопомощи, к этичному или недостойному
поведению, убежденность в наказуемости зла и торжестве добра и т. п.;
9. Развитие
и самореализация работника:
выполнение работы; опора на интеллект или силу; свободная или ограниченная
циркуляция информации в организации; признание или отказ от рациональности
сознания и поведения людей; творческая обстановка или жесткая рутина;
признание ограниченности человека или акцент на его потенции к росту;
10. Трудовая этика и
мотивирование: отношение к
повинности; ответственность или безразличие к результатам своего труда;
отношение к своему рабочему месту. Качественные характеристики трудовой
деятельности (quality of working life); достойные и вредные привычки на
работе; справедливая связь между вкладом работника и его вознаграждением;
планирование профессиональной
карьеры работника в
Указанные характеристики культуры организации в совокупности отражают и
придают смысл концепции корпоративной культуры. Содержание корпоративной
культуры определяется не простой суммой ожиданий и реального положения вещей
по каждой характеристике, а тем, как они связаны между собой и как они
формируют профили определенных культур. Отличительной чертой той или иной
культуры является приоритетность формирующих ее базовых характеристик,
указывающая на то, какие принципы должны превалировать в случае возникновения
конфликта между ее разными составляющими. В этом контексте говорить о
корпоративной культуре как однородном феномене не приходится. В любой
организации потенциально заложено множество субкультур. Фактически любая из
этих субкультур может стать доминирующей, т. е. собственно корпоративной