Корпоративная культура

Автор: Пользователь скрыл имя, 14 Декабря 2012 в 15:00, контрольная работа

Краткое описание

Термин «корпоративная культура» появился в XIX веке. Он был сформулирован и применен немецким фельдмаршалом Мольтке, который применял его, характеризуя взаимоотношения в офицерской среде. В то время взаимоотношения регулировались не только уставами, судами чести, но и дуэлями: сабельный шрам являлся обязательным атрибутом принадлежности к офицерской «корпорации». Правила поведения, как писанные, так и неписанные, сложились внутри профессиональных сообществ еще в средневековых гильдиях, причем нарушения этих правил могли приводить к исключению их членов из сообществ

Оглавление

Введение
Глава 1. Понятие корпоративной культуры.
1.Понятие и сущность корпоративной культуры.
2.Типы корпоративной культуры
3.Структура корпоративной культуры.
Глава 2. Структура и содержание корпоративной культуры.
2.1. Факторы, влияющие на формирование корпоративной культуры.
2.2. Влияние корпоративной культуры на эффективность функционирования организации.
Глава 3. Совершенствование корпоративной культуры.
1.Изменение корпоративной культуры.
3.2
Заключение
Литература
Приложение

Файлы: 1 файл

Моя курсовая (2).docx

— 212.13 Кб (Скачать)

Организация растет за счет привлечения новых членов, приходящих из

организаций с другой культурой. Новые члены организации, хотят  они этого или

нет, приносят с собой  груз прошлого опыта, в котором нередко  таятся «вирусы»

других культуры. Иммунитет  организации от подобных «инфекций» зависит от силы

ее культуры, которая определяется тремя моментами:

·         «глубиной»;

·         той степенью, в какой ее разделяют  члены организации;

·         ясностью приоритетов.

«Глубина» корпоративной  культуры определяется количеством  и устойчивостью

важнейших убеждений, разделяемых  работниками. Культуры со многими уровнями

убеждений и ценностей  имеют сильное «влияние на поведение  в организации. В

некоторых культурах разделяемые  убеждения, верования и ценности четко

ранжированы. Их относительная  важность и взаимосвязь не уменьшают  роли каждой

их них. В других культурах  относительные приоритеты и связи  между

разделяемыми ценностями носят размытый характер. Четкая приоритетность

убеждений оказывает больший  эффект на поведение людей, так как  они твердо

знают, какая ценность должна преобладать в случае ценностного  конфликта.

Таким образом, сильная культура имеет более глубокие корни в  сознании людей,

она разделяется большим  числом работников и в ней более  четко определены

приоритеты. Соответственно, такая культура имеет более глубокое влияние на

поведение работников в организации.

Сильная культура не только создает преимущества для организации, но может

также выступать серьезным  препятствием на пути проведения организационных

изменений. «Новое» в культуре вначале всегда слабее. Поэтому оптимальной  для

реорганизации, по-видимому, является умеренно сильная корпоративная  культура.

Среди методов поддержания  корпоративной культуры следует  отметить следующие:

1.      Декларируемые  менеджментом лозунги, включающие  миссию, цели, правила

и принципы организации, определяющие ее отношение к своим членам и  обществу;

2.      Ролевое  моделирование, выражающееся в  ежедневном поведении

менеджеров, их отношении и общении с подчиненными. Лично демонстрируя

подчиненным поведенческие  нормы и концентрируя их внимание на этом поведении,

например, на определенном отношении  к клиентам или умении слушать  других,

менеджер помогает формировать  определенные аспекты корпоративной  культуры;

3.      Внешние  символы, включающие систему поощрения,  статусные символы,

критерии, лежащие в основе кадровых решений. Культура в организации  может

проявляться через систему  наград и привилегий. Последние обычно привязаны к

определенным образцам поведения  и, таким образом, расставляют для  работников

приоритеты и указывают  на ценности, имеющие большее значение для отдельных

менеджеров и организации  в целом. В этом же направлении  работает система

статусных позиций в организации. Так, распределение привилегий (хороший

кабинет, секретарь, автомобиль и т. п.) указывает на роли и поведение, более

ценимые организацией;

4.      Истории,  легенды, мифы и обряды, связанные  с возникновением

организации, ее основателями или выдающимися членами. Многие верования и

ценности, лежащие в основе культуры организации, выражаются не только через

легенды и мифы, становящиеся частью корпоративного фольклора, но и  через

различные ритуалы, обряды, традиции и церемонии. К обрядам  относятся

стандартные и повторяющиеся  мероприятия коллектива, проводимые в

установленное время и  по специальному поводу для оказания влияния на

поведение и понимание  работниками организационного окружения. Ритуалы

представляют собой систему  обрядов; даже определенные управленческие решения

могут становиться корпоративными обрядами, которые работники интерпретируют

как часть корпоративной  культуры. Такие обряды выступают  как организованные и

спланированные действия, имеющие важное «культурное» значение, их соблюдение

влияет на самоопределение  и лояльность работников своей организации;

5.      Что (какие  задачи, функции, показатели и  т. д.) является предметом

постоянного внимания менеджмента. То, на что руководитель обращает внимание и

что он комментирует, очень  важно для формирования корпоративной  культуры. Это

один из наиболее сильных  методов поддержания культуры в  организации, так как

своими повторяющимися действиями менеджер дает знать работникам, что  является

важным и что ожидается  от них. Мера участия руководителей  в тех или иных

церемониях позволяет  подчиненным субъективно ранжировать  эти мероприятия по

степени важности. Этот инструмент (мера участия) легко может быть использован

как для поддержания, так  и для изменения традиций в  организации;

6.      Поведение  высшего руководства в кризисных  ситуациях. В данных

ситуациях менеджеры и  их подчиненные раскрывают для себя корпоративную

культуру в такой степени, в которой они себе ее и не представляли. Глубина и

размах кризиса могут  потребовать от организации либо усиления существующей

культуры, либо введения новых  ценностей и норм, меняющих ее в определенной

мере. Например, в случае резкого сокращения спроса на производимую продукцию

у организации есть две  альтернативы: уволить часть работников или частично

сократить рабочее время  при том же числе занятых. В организациях, где человек

заявлен как ценность «номер один», видимо, примут второй вариант. Такой

поступок руководства  превратится со временем в корпоративный  фольклор, что,

несомненно, усилит данный аспект культуры в компании;

7.      Кадровая  политика организации. Кадровая  политика, включающая принятие

на работу, продвижение  и увольнение работников является одним  из основных

способов поддержания  культуры в организации. На основе каких принципов

руководство регулирует весь кадровый процесс, сразу становится видно по

движению сотрудников  внутри организации. Критерии кадровых решений могут

помочь, а могут и помешать укреплению существующей в организации  культуры.

Так, присущая конвейерному производству текучка кадров на сборочных  линиях

побудила многие компании перейти либо к групповому подходу  в работе, либо к

переходу к методам  групповой работы, свойственным японскому  менеджменту.

Важную роль играют критерии для поощрений и должностного роста. Постоянная

демонстрация того, что  организация неизменно связывает  поощрения и

должностной рост работников с их усердием и эффективностью, может иметь

огромное значение для  формирования поведения сотрудников. Некоторые

исследователи считают именно систему поощрений и наказаний  самой важной в

формировании корпоративной культуры.

Разумеется, это не полный перечень факторов, формирующих корпоративную

культуру, однако он дает общее  представление о роли менеджмента  в ее

создании, а также о  том, что культура организации —  функция целенаправленных

управленческих действий высшего руководства.

Определяющее влияние  на корпоративную культуру оказывают  действия высших

руководителей. Их поведение, провозглашенные ими лозунги  и нормы, а главное —

организационные ресурсы, направленные на их реализацию и утверждение в

сознании членов организации, становятся важнейшими ориентирами поведения

работников, которые нередко  служат более важным фактором организации

поведения, чем формализованные  правила и требования.

При всей важности корпоративной  культуры для эффективного функционирования

предприятия, её изучение, измерение  и оценка представляют значительную

сложность. Как правило, изучение и обобщение конкретных проявлений

корпоративной культуры является долгим и трудоёмким процессом, который

включает анализ всех семи указанных выше факторов. Нередко  корпоративную

культуру отождествляют  с ценностями, предполагая, что те ценности, которые

превалируют в индивидуальном сознании, в совокупности создают  общую

ценностную атмосферу  в организации. Это подход позволяет  получить

количественную характеристику представлений, доминирующих в организации.

Действительно, ценности имеют  непосредственное отношение к корпоративной

культуре, однако растворять их в последней вряд ли правомерно, так как

ценностные ориентации, прежде всего, являются важнейшими элементами

внутренней структуры  личности. Поэтому рассмотрение ценностей  в большей

степени относится к индивидуальному  уровню.

Существует и ряд других методов изучения корпоративной  культуры. Например,

подход, основанный на теории личностных конструктов и позволяющий  определять

её некоторые количественные характеристики. Используя этот подход для анализа

основных координат корпоративных  культур в японских и российских

организациях, удалось выявить скрытые «измерения» успешности японского

менеджмента и дать некоторые  объяснения проблемам организационных

преобразований в России.

     Влияние корпоративной культуры на эффективность функционирования организации

Каким образом корпоративная  культура влияет на эффективность организации?

Эффективность требует, чтобы  культура организации, ее стратегия, окружение

(внешняя среда) и технология (внутренняя среда) были приведены  в

соответствие. Стратегия  организации, опирающаяся на требования рынка и более

подходящая при динамичном окружении, предполагает культуру, основывающуюся на

индивидуальной инициативе, риске, высокой интеграции, нормальном восприятии

конфликтов и широком  горизонтальном общении. Стратегия, диктуемая

перспективами развития производства продукции, фокусируется на эффективности,

лучшей работе при стабильном окружении. Она более успешна, когда  культура

организации предусматривает  ответственный контроль, минимизирует риск и

конфликты.

Таким образом, различные  организации тяготеют к определенным приоритетам в

корпоративной культуре. Культура может иметь особенности в  зависимости от

рода деятельности, формы  собственности, занимаемого положения  на рынке или в

обществе.

Организации всегда будут  добиваться стабильности и эффективности

деятельности, если культура организации адекватна применяемой  технологии.

Регулярные формализованные (рутинные) технологические процессы обеспечивают

стабильность и эффективность  организации, когда культура организации

акцентирует внимание на централизации  в принятии решений, и сдерживает

(ограничивает) индивидуальную  инициативу. Нерегулярные (нерутинные)

технологии эффективны, когда  они заполняются культурой организации, которая

поддерживает индивидуальную инициативу, и ослабляет контроль.

Сильная культура определяет последовательность поведения работников.

Работники четко знают, какому поведению они должны следовать.

Предсказуемость, упорядоченность  и последовательность деятельности в

организации формируются  с помощью высокой формализации. Сильная культура

достигает того же результата без ведения какой-либо документации и

Информация о работе Корпоративная культура