Автор: Пользователь скрыл имя, 14 Декабря 2012 в 15:00, контрольная работа
Термин «корпоративная культура» появился в XIX веке. Он был сформулирован и применен немецким фельдмаршалом Мольтке, который применял его, характеризуя взаимоотношения в офицерской среде. В то время взаимоотношения регулировались не только уставами, судами чести, но и дуэлями: сабельный шрам являлся обязательным атрибутом принадлежности к офицерской «корпорации». Правила поведения, как писанные, так и неписанные, сложились внутри профессиональных сообществ еще в средневековых гильдиях, причем нарушения этих правил могли приводить к исключению их членов из сообществ
Введение
Глава 1. Понятие корпоративной культуры.
1.Понятие и сущность корпоративной культуры.
2.Типы корпоративной культуры
3.Структура корпоративной культуры.
Глава 2. Структура и содержание корпоративной культуры.
2.1. Факторы, влияющие на формирование корпоративной культуры.
2.2. Влияние корпоративной культуры на эффективность функционирования организации.
Глава 3. Совершенствование корпоративной культуры.
1.Изменение корпоративной культуры.
3.2
Заключение
Литература
Приложение
вмешательств и минимизации числа регламентирующих правил и процедур. Поощряется
новаторство и стремление брать на себя риск. В итоге жесткая структура
разделяемых культурных ценностей делает возможной гибкую структуру
административного контроля.
Модель Т. Парсонса. В общем виде связь между культурой и результатами
деятельности организации представлена в модели американского социолога Т.
Парсонса. Модель разработана на основе спецификации определенных функций,
которые любая социальная система, в том числе организация, должна выполнять,
чтобы выжить и добиться успеха. Первые буквы английских названий этих функций в
аббревиатуре дали название модели — AGIL: adaptation (адаптация); goal-seeking
(достижение целей); integration (интеграция) и legacy (легитимность).
Суть модели состоит в том, что для своего выживания и процветания любая
организация должна быть способной адаптироваться к постоянно меняющимся
условиям внешней среды, добиваться выполнения поставленных ею целей,
интегрировать свои части в единое целое, и, наконец, быть признанной людьми и
другими организациями.
Данная модель исходит из того, что ценности корпоративной культуры являются
наиболее важными средствами или инструментами выполнения функций этой модели.
Если разделяемые в
организации верования и
адаптироваться, достичь целей, объединиться и доказать свою полезность людям
и другим организациям, то очевидно, что такая культура будет влиять на
организацию в направлении успеха.
Необходимость изменений — неизбежное явление в жизни любой компании в
условиях современного рынка. И от того, насколько они будут оперативными и
успешными, полностью зависит конкурентное преимущество организации.
Широкий же спектр инструментов, позволяющих изменить корпоративную культуру,
будет эффективно работать лишь в том случае, если заказчик и провайдер этого
процесса правильно ими воспользуются.
Заказчиками процесса изменения корпоративной культуры выступают руководители
высшего звена или акционеры. От них требуется четкое понимание того, что
подразумевается в их компаниях под корпоративной культурой, зачем ее надо
менять, и ясное представление конечной цели изменений. Провайдерами данного
процесса, как правило, являются HR–менеджеры. Именно от них зависит конечный
результат преобразований, и эта работа потребует от них наличия такого
важного качества как умение управлять проектом.
По словам Марины Олешек, заместителя Генерального Директора компании
«Ростелеком»: «и заказчик, и менеджер должны отчетливо понимать, что эта
работа занимает от 1,5 до 3 лет. Длительность процесса зависит от позиции
первых лиц компании. А окупаемость инвестиций, вложенных в этот проект,
произойдет не ранее, чем через 2-4 года».
Российская практика консультационной
работы с предприятиями
на постсоветском пространстве, позволяет выделить следующие важные области, в
которых использование методов исследования и коррекции корпоративной культуры
сказалось наиболее плодотворным образом на результатах деятельности
предприятия.
1. Упрочение авторитета и власти первых лиц (например, если первые лица
были моложе своих подчиненных на 5-15 лет);
2. Преодоление подозрений в отношении первых лиц и создание атмосферы
взаимного доверия (если подчиненные подозревали, что бизнес был организован
на федеральные деньги или на деньги богатых родителей, в то время как на
самом деле он был организован на личных накоплениях, заработанных честным
трудом или на взятый в банке под проценты кредит);
3. Комплексная организационная диагностика с целью выявления слабых мест
в организации деятельности (менеджменту необходима объективная независимая
комплексная оценка качества своей организационной работы);
4. Преодоление внутренних конфликтов между профессиональными и
иерархическими группами в организации, в особенности при внедрении новых
технологий и методов работы, или реорганизации существующих (трения между IT
и производственниками, между «людьми процента» и «людьми оклада», между
менеджментом и рядовыми сотрудниками и др.);
5. Диагностика
различного отношения к
представителями разных национальных культур (например, русскими, белорусами и
литовцами);
6. Диагностика различий в ведении бизнеса крупными организациями и
небольшими организациями (более 2000 человек и 30 человек соответственно) при
их взаимодействии друг с другом и выстраивании партнерских отношений;
7. Выявление внутренних конкурентов и раскола в организации (попытки
одних учредителей получить большую власть и участие в бизнесе в ущерб другим,
отколоть большую часть организации на себя, попытки наемного лица увести
бизнес организации на себя или на третьих лиц и т. п.);
8. Реструктуризация
организации в
организацию (рынок поделен,
наблюдается жесткая
дополнительных внешних ресурсов затруднено);
9. Осознание факторов, мешающих росту и развитию менеджеров в
организации на всех уровнях – как отдельным лицам, так и управленческим
командам. Часто, осознание необходимости работы по корпоративной культуре
приходит к руководству после длительных и регулярных попыток увеличить
масштабы деятельности организации и количество работающих в ней людей. В
процессе работы с корпоративной культурой происходит нейтрализация мешающих
факторов и актуализация факторов, способствующих росту и развитию;
10. Преодоление кризисов
в отношениях между
развития (например, желание собственников изменить распределение доли участия
каждого в бизнесе, необходимость личного самоопределения).
Глава 3. Алгоритм формирования корпоративной культуры в Интернет-клубе “Южэнерго”
Практическую работу по созданию,
поддержанию и развитию корпоративной
культуры осуществляют две категории
специалистов. Прежде всего - это руководители
компаний - именно они являются основными
носителями, создателями культуры,
на их личном примере, энтузиазме и
каждодневной деятельности чаще всего
культура и держится. Кроме них, работы,
связанные с корпоративной
Приступая к работе с практическими
аспектами корпоративной
Анкета может использоваться
в практике создания, поддержания
и развития корпоративной культуры
организаций, как на начальных этапах
работ, так и для периодических
замеров состояния
Общие вопросы
Теперь рассмотрим практическую реализацию процессов формирования корпоративной культуры на примере Интернет-клуба “Южэнерго”.
Интернет-клуб сравнительно молодая организация, построение корпоративной культуры в которой велось с создания организации, иначе говоря, изначально закладывались организационные ценности, стандарты поведения, регламентирование различных ситуаций.
Небольшое количество сотрудников организации позволило провести личные собеседования руководителя с каждым из них с разъяснением сформулированных ценностей организации. Таким образом, изначально была сформирована единая культура, в рамках которой началось развитие иных субкультур.
В дальнейшем, вследствие расширения организации и усложнения осуществляемых ею функций, появилась необходимость в наборе новых сотрудников. Этот процесс был жестко формализован. Помимо необходимых профессиональных навыков (а именно, технических знаний и широких навыков работы с компьютерной техникой и программным обеспечением) к кандидату предъявлялись и иные требования.
Так, в частности, предлагалось заполнить анкету, где в виде ситуационных задач были сформулированы главные организационные ценности. Испытуемому предлагалось выбрать существующие варианты ответа, либо предложить свой мотивированный вариант ответа. Затем анкеты анализировалась руководителем клуба на предмет совместимости личных ценностей сотрудника и организации. Таким образом, были приняты на работу еще два сотрудника, и штат организации составил 12 человек.
Учитывая небольшой размер
организации, изначально формировалась
клановая культура, которая предполагает
наличие большого количества общих
интересов у сотрудников
Таким образом, сотрудники склонны в большей мере доверять руководителю и предоставлять ему право принятия высокорискованных управленческих решений. Например, в период усовершенствования компьютерного парка, зарплата сотрудникам по согласованию с ними выплачивалась в половинном размере.
Глубокое чувство защищенности, которое в основном базируется на патерналистских началах идущих от руководителя, позволяет ему безоговорочно рассчитывать на моральную и материальную помощь сотрудников. Практически, сотрудники рассматриваются как потенциальные партнеры по бизнесу, а не наемные рабочие. Подобный подход увеличивает степень личной ответственности каждого работника, позволяет уделять меньше внимания контрольным функциям.