Автор: Пользователь скрыл имя, 27 Декабря 2011 в 10:47, курсовая работа
Основная цель курсовой работы состоит в том, чтобы рассмотреть различные формы конкуренции на предприятии и выявить главные проблемы создания конкурентной среды на экономику ОАО «Хлебозавода № 1». Постановка данной цели предопределяет следующие задачи:
- проанализировать конкурентоспособность продукции предприятия;
- рассмотреть экспресс-анализ экономики предприятия;
- выявить показатели конкурентоспособности предприятия;
-определить основные направления повышения устойчивости предприятия ОАО «Хлебозавод № 1» в конкурентной среде.
Введение
1.Методические основы воздействия конкурентной среды на экономику предприятия
1.1 Цели и виды конкуренции
1.2 Понятие и факторы, влияющие на конкурентоспособность фирмы
1.3 Методы конкурентной борьбы
2. Анализ воздействия конкурентной среды на экономику ОАО «Хлебозавод № 1»
2.1 Экспресс-анализ экономики предприятия
2.2 Характеристика конкурентной среды, факторы прямого и косвенного воздействия
2.3 Анализ конкурентоспособности продукции предприятия
2.4 Показатели конкурентоспособности предприятия
3. Основные направления повышения устойчивости ОАО «Хлебозавод № 1» в конкурентной среде
3.1 Резервы повышения конкурентоспособности продукции (услуг)
3.2 Мероприятия по росту устойчивости ОАО «Хлебозавод № 1» в конкурентной среде
Заключение
Список использованных источников
Таким образом, из таблицы видно, что ОАО «Хлебозавод № 1» по сравнению с другими предприятиями сильно отстает от них практически по всем параметрам. Достоинствами является то, что у фирмы высокое качество и средняя цена. «Хлебозавод № 7» выделяется низкой ценой, но и качество продукции уступает. Предприятие «Хлебозавод № 3» производит продукцию высокого качества, и цена также завышена по сравнению с другими предприятиями. Недостатком всех фирм является то, что фирмы не проводят рекламную деятельность, что существенно отражается на их известности. Известность фирмы-конкуренты заслужили тем, что существуют на рынке г. Хабаровска довольно длительное время, а неизвестность ОАО «Хлебозавода № 1» из-за того, что фирма существует уже много лет.
Рассмотрим долю рынка фирм-конкурентов.
Таблица 4 - Доля
рынка конкурентов ОАО «
Наименование организации | Объем
продаж в 2005 г., тыс.руб. |
Доля
рынка в 2005 г., %. |
Объем продаж в 2006 г., тыс. руб. | Доля
рынка в 2006 г., % г., %. |
Объем
продаж в 2007 г., тыс. руб. |
Доля
рынка в 2007 г., % |
|
ОАО
«Хлебозавод № 1» |
9389 | 0,05 | 56577 | 0,21 | 37382 | 0,13 | |
Предприятие «Хлебозавод № 3» | 55621 | 0,29 | 63287 | 0,24 | 79310 | 0,29 | |
«Хлебозавод № 4» | 51024 | 0,26 | 60213 | 0,23 | 66155 | 0,24 | |
«Хлебозавод № 6» | 40129 | 0,21 | 46215 | 0,17 | 51237 | 0,18 | |
«Хлебозавод № 7» | 32960 | 0,17 | 38521 | 0,15 | 43289 | 0,16 | |
Всего | 189123 | 1 | 264813 | 1 | 277373 | 1 | |
Таким образом, из таблицы видно, что ОАО «Хлебозавод № 1» на протяжении трех лет занимает малую долю рынка. Это обусловлено тем, что предприятие молодое и находится на стадии становления.
Основная задача при оценке конкурентоспособности предприятий - выразить количественно данные свойства и учесть их разную значимость для конкурентоспособности рассматриваемых фирм.
2.3 Анализ конкурентоспособности продукции предприятия
Под конкурентоспособностью
продукции предприятия
Уровни конкурентоспособности предприятий можно определить по формуле:
,
где ai - весовой коэффициент показателей конкурентоспособности,
характеризующий их значимость в общей оценке
конкурентоспособности данных предприятий;
- оценка показателей конкурентоспособности предприятия экспертом по бальной системе.
Произведем расчет конкурентоспособности трех предприятий-аналогов города Благовещенска. По результатам проведенной оценки три фирмы города Благовещенска получили следующие оценки в баллах (табл. 5).
При проведении
оценки, в качестве экспертов выступали
сотрудники ОАО «Хлебозавод № 1».
Как видно, из таблицы, наиболее высокий
уровень конкурентоспособности
получился у предприятия «
Таблица 5 - Балльная оценка единичных показателей
Показатели | ОАО «Хлебозавод
№ 1» |
Предприятие «Хлебозавод № 3» | Предприятие «Хлебозавод № 4» | |
Качество управления | 7,0 | 8,9 | 7,6 | |
Качество услуг | 7,7 | 9,2 | 7,5 | |
Финансовое состояние | 8,1 | 9,3 | 8,1 | |
Использование ресурсов | 7,2 | 8,6 | 8,0 | |
Умение привлекать талантливых людей и работать с персоналом | 7,4 | 9,6 | 8,1 | |
Долгосрочные капвложения | 7,0 | 9,1 | 7,8 | |
Способность к инновациям | 7,9 | 9,5 | 8,3 | |
Ответственность перед обществом и природой | 8,3 | 8,5 | 8,1 | |
Средний балл | 7,58 | 9,09 | 7,94 | |
Однако для
более точного анализа
Три фирмы были
оценены экспертами. При этом были
установлены ограничения
Полученные результаты приведены в таблице 6.
Таблица 6 - Оценка
показателей
Показатели | ai | ОАО «Хлебозавод № 1» | Предприятие «Хлебозавод № 3» | Предприятие «Хлебозавод № 4» | ||||
ai* | ai* | ai* | ||||||
Качество управления | 0,17 | 4 | 0,68 | 5 | 0,85 | 5 | 0,85 | |
Качество услуг | 0,15 | 3 | 0,45 | 4 | 0,60 | 4 | 0,60 | |
Финансовое состояние | 0,14 | 3 | 0,42 | 4 | 0,56 | 4 | 0,56 | |
Использование ресурсов | 0,08 | 2 | 0,16 | 4 | 0,32 | 4 | 0,32 | |
Умение привлекать талантливых людей и работать с персоналом | 0,10 | 3 | 0,30 | 5 | 0,50 | 4 | 0,40 | |
Долгосрочные капвложения | 0,07 | 2 | 0,14 | 4 | 0,28 | 4 | 0,28 | |
Способность к инновациям | 0,17 | 4 | 0,68 | 5 | 0,85 | 4 | 0,68 | |
Ответственность перед обществом и природой | 0,12 | 3 | 0,36 | 5 | 0,60 | 4 | 0,48 | |
Средний балл | 1 | - | 3,19 | - | 4,56 | - | 4,17 | |
ai - весомость каждого качества конкурентоспособности предприятия;
- оценка показателей
конкурентоспособности
Таким образом, из профилей конкурентов видно, что предприятие «Хлебозавод № 3» превосходит ОАО «Хлебозавод № 1»: качеством товаров, услуги; использованием ресурсов; ответственностью перед обществом.
Предприятие «Хлебозавод № 4» превосходит ОАО «Хлебозавод № 1»: использованием ресурсов; долгосрочными капвложениями; ответственностью перед обществом.
Таким образом, в дальнейшем ОАО «Хлебозавод № 1» следует серьезное внимание уделить четвертому и шестому показателям.
Произведем оценку конкурентоспособности персонала. Оценку конкурентоспособности персонала следует осуществлять исходя из его конкурентных преимуществ, которые бывают внешними по отношению к персоналу и внутренними. Внешнее конкурентное преимущество персонала определяется конкурентоспособностью организации, в которой работает конкретный работник. Внутренние конкурентные преимущества персонала могут быть наследственными и приобретенными.11 Чайникова Н.Л., Чайников В.Н. Конкурентоспособность предприятия. Учебное пособие. - Тамбов. 2007 г
Примерный перечень качеств персонала, их весомость приведены в таблице 7.
Оценку конкурентоспособности конкретной категории персонала рекомендуется осуществлять по формуле:
,
где КП - уровень конкурентоспособности конкретной категории персонала;
i = 1,2, ..., n - количество экспертов;
j = 1,2,..., m - количество оцениваемых качеств персонала;
ai - весомость j-го качества персонала;
- оценка i-м экспертом j-го качества персонала по пятибалльной системе;
5n - максимально возможное количество баллов, которое может получить оцениваемый индивидуум (5 баллов * n экспертов).
Устанавливаются следующие условия оценки экспертами качества персонала:
1 балл - качество отсутствует;
2 балла - качество проявляется очень редко;
3 балла - качество проявляется не сильно и не слабо;
4 балла - качество проявляется слабо;
5 баллов - качество проявляется систематически, устойчиво, наглядно.
Таблица 7 - Примерный перечень качеств персонала ОАО «Хлебозавода № 1» и их весомость
Качества персонала (конкурентные преимущества при положительной оценке) | Весомость качеств персонала, ai | Результаты
оценки качеств маркетолога |
||
эксперт 1 | эксперт 2 | |||
1. Конкурентоспособность
фирмы, в которой работает |
0,20 | 3 | 3 | |
2. Наследственные конкурентные преимущества (умственные способности, физические данные, темперамент и т.д.) | 0,20 | 4 | 3 | |
3. Деловые качества (образование, специальные знания, навыки, умения) | 0,30 | 3 | 4 | |
4. Интеллигентность, культура | 0,05 | 3 | 2 | |
5. Коммуникабельность | 0,05 | 4 | 4 | |
6. Организованность | 0,05 | 4 | 4 | |
7. Возраст, здоровье | 0,15 | 3 | 3 | |
Итого | 1,00 | - | - | |
Подставив в формулу результаты экспертной оценки из таблицы 7, получим:
Кn = [0,20 * (3 + 3) + 0,20 * (4 + 3) + 0,30 * (3 + 4) + 0,05 * (3 + 2) + 0,05 * (4 + 4) + 0,05 * (4 + 4) + 0,15 * (3 + 3)] / (5 * 2) = 0,67.
Таким образом, персонал ОАО «Хлебозавода № 1» имеет среднюю конкурентоспособность. Для ее дальнейшего повышения ему следует повышать уровень своей культуры и укреплять здоровье.
Произведем оценку
степени удовлетворенности