Экономика предприятия малого и среднего бизнеса

Автор: Пользователь скрыл имя, 23 Марта 2013 в 10:33, курсовая работа

Краткое описание

В настоящее время полным ходом идет развитие рыночной экономики. Проведение реформ и развитие рыночных отношений определили необходимость формирования и развития новых форм хозяйствования, в частности, предприятия малого и среднего бизнеса. Что экономически выгодно, так как появление большого числа фирм приводит к появлению новых рабочих мест, малым предприятием легче управлять в условиях нестабильного курса национальной валюты, а также это приносит реальные деньги.

Оглавление

Введение
1.Теоритические проблемы
1.1 Малый и средний бизнес и их роль в развитии рыночной экономики
1.2 Особенности стратегического управления предприятий малого и среднего бизнеса.
1.3 Функции малого и среднего бизнеса
2. Анализ деятельности предприятия ЗАО «Торгмаш»
2.1 Организационно - экономическая характеристика предприятия
2.2 Анализ структуры предприятия, ознакомление с цехами основного производства
3. Рекомендации по улучшению
31. Мероприятия по совершенствованию работы ЗАО «Борский завод ТоргМаш»

Файлы: 1 файл

машиностроение.docx

— 87.31 Кб (Скачать)

Федеральное агентство по образованию и науке

Государственное образовательное  учреждение

Высшего профессионального  образования

Нижегородский государственный  университет им. Н.И. Лобачевского

Борский филиал

 

 

 

 

 

Курсовая работа

 Дисциплина: «Экономика  машиностроения».

Тема: «Экономика предприятия малого и среднего бизнеса»

 

 

                                                                                                         Выполнил:

                                                                      Студент 2 курса

                                                                              группы 1-32 ЭУ/ 17

    заочной формы обучения

                                                                                      Лютова Е.О.

     Проверил:

                                                                                      В.А. Богатырев.

 

 

 

 

 

2012 г.

Содержание

Введение

1.Теоритические проблемы

1.1 Малый и средний бизнес и их роль в развитии рыночной экономики

1.2 Особенности стратегического управления предприятий малого и среднего бизнеса.

1.3 Функции малого и среднего бизнеса

2. Анализ деятельности  предприятия ЗАО «Торгмаш»

2.1 Организационно - экономическая характеристика предприятия

2.2 Анализ структуры предприятия,  ознакомление с цехами основного  производства

3. Рекомендации по улучшению

31.  Мероприятия по совершенствованию  работы ЗАО «Борский завод ТоргМаш»

 

 

Введение

В настоящее время полным ходом идет развитие рыночной экономики. Проведение реформ и развитие рыночных отношений определили необходимость  формирования и развития новых форм хозяйствования, в частности, предприятия  малого и среднего бизнеса. Что экономически выгодно, так как появление большого числа фирм приводит к появлению  новых рабочих мест, малым предприятием легче управлять в условиях нестабильного  курса национальной валюты, а также  это приносит реальные деньги.

Развитие малого бизнеса  в первую очередь необходимо старым крупномасштабным предприятиям, так  как они дают им новую жизнь, и  в союзе с ними получают значительную выгоду, как для себя, так и  для рыночной экономики в целом. В виду того, что развитие малого и среднего бизнеса введет к устойчивому  развитию экономики, а также обеспечению  стабильности в социальной сфере, я  считаю данную тему наиболее актуальной в нашей современной жизни.

Также, говоря о роли малого бизнеса в современных условиях, следует подчеркнуть, что он органично  включается в хозяйственную структуру, в конкурентную среду и в общественное разделение труда. Причем роль его в  современной динамичной жизни неуклонно  возрастает. Как показывает опыт развитых стран, если в прошлом малые предприятия  создавались, как результат стремления многих открыть собственное дело, то в настоящее время создание малых предприятий нередко инициируется крупными компаниями, которые поручают им вести отдельные виды производства или устанавливать тесные связи  с рынком. Часть мелких и средних  предприятий включена через контрактную  и субконтрактную, через систему франчайзинга в крупные производственные комплексы, и большие компании являются клиентами малых фирм, а последние поставщиками для больших. Наконец, многие малые фирмы возникают и существуют потому, что способны удовлетворять особые нужды клиентов.

1. Теоретические проблемы

 

1.1.Малый и средний бизнес и их роль в развитии рыночной экономики.

 

Малые и средние предприятия  — это не организационно-правовая форма, термин «малое» или «среднее»  характеризует лишь размер предприятия, а критериями отнесения предприятия  к малым или средним являются численность работающих и доля государственной, муниципальной собственности и  собственности общественных объединений  в уставном капитале этих предприятий.

В ряде научных работ под  малым бизнесом понимается деятельность, осуществляемая небольшой группой  лиц, или предприятие, управляемое  одним собственником.

 Как правило, наиболее  общими критериями, на основе  которых предприятия относятся к малому бизнесу является:

численность персонала;

размер уставного капитала;

величина активов;

объем оборота (прибыли, дохода).

Практически во всех странах  определяющим критерием является численность  работников за отчетный период. Впоследствии критерии отнесения предприятий к малому бизнесу неоднократно менялись в соответствии с принятием новых законов о малом предпринимательстве.

К субъектам малого и среднего предпринимательства относятся (в  соответствии с Федеральным законом № 209-Ф3 от 24.07.2007 г.):

потребительские кооперативы, коммерческие организации (за исключением  государственных и муниципальных  унитарных предприятий), индивидуальные предприниматели, крестьянские (фермерские) хозяйства, соответствующие следующим  условиям:

1) для юридических лиц  - суммарная доля участия Российской Федерации в уставном капитале не должна превышать 25%

2) средняя численность  работников за предшествующий  календарный год составляет:

 а) до 15 человек включительно - для микропредприятий ;

 б) до 100 человек включительно - для малых предприятий;

 в) от 101 до 250 человек  включительно - для средних предприятий.

3) выручка от реализации  товаров или балансовая стоимость  активов за предшествующий календарный  год не превышает предельные  значения, установленные Правительством  РФ:

 а) для микропредприятий - 60 млн. рублей;

 б) для малых предприятий  - 400 млн. рублей;

 в) для средних предприятий  - 1000 млн. рублей.

(Постановление Правительства  РФ от 22.07.2008 N 556 "О предельных  значениях выручки от реализации  товаров (работ, услуг) для каждой  категории субъектов малого и среднего предпринимательства")

С ростом интереса к малому и среднему предпринимательству  появляются исследования, изучающие  среду среднего предприятия. И первая проблема, с которой сталкиваются исследователи, критерии, определяющие средний бизнес и отделяющие его от малого. Различие подходов к определению СП приводит к тому, что полученные данные носят фрагментарный характер и не могут быть объединены и изучены в едином ключе.

В итоге для выделения  среднего бизнеса используются два  подхода: количественный (строго формализованный) и качественный (построенный на значимых параметрах). В целях более строгого анализа мы, прежде всего, ориентируемся на количественные данные.

Количественные критерии используются для проведения статических  замеров, разработки государственных  программ поддержки малых и средних  компаний, определения уровня налогообложения, проведения сравнительных исследований по отраслям.

Средние компании рассматриваются в качестве генераторов инновационных решений, которые могут быть отработаны на небольшом по масштабам производстве, после чего будут востребованы крупными корпорациями. Подчеркивается ключевая роль среднего и малого бизнеса в решении комплекса социальных проблем, в том числе борьбе с бедностью.

Средние предприятия и  их стратегия.

Оставаясь небольшой по размерам, компания может стать одним из ведущих поставщиков узкоспециальной  продукции, общий спрос на которую  сравнительно невелик. Смысл этой стратегии, используемой не только средними компаниями, состоит в сосредоточении усилий на пользующейся именно ограниченным спросом продукции.

Если бы рынок соответствующих  товаров был значительным, все  преимущества оказались бы на стороне  крупнейших производителей. Небольшую  же рыночную нишу способна заполнить  товарами в масштабах страны, а  то и всего мира даже скромная по размерам фирма.

Найти (или создать) собственную  нишу весьма трудно. Несложные изделия  попутно производятся фирмами общего профиля. Особые запросы отдельных  групп потребителей учитываются  с помощью модификаций серийной продукции. Слишком специфические  заказы (своего рода прихоти отдельных  клиентов) не создают устойчивого  рынка. Вот почему формирование ниши представляет собой целое искусство.

Следует привести советы, которые  дает Р. Кан владельцам средних фирм:

«Сегментируй рынок. Подразделяй  его по отдельным товарам, потребителям, ценам, качеству, маркам, способам сбыта, географии, сервису и т. д. Обязательно  сделай что-нибудь, чтобы сегментировать его!

Отличайся от других. Сделай свою фирму совершенно непохожей  на конкурентов. Стремись к оригинальности. Добивайся различий в каждом функциональном аспекте, влияющем на покупателя».

По мере того как фирма  накапливает опыт и концентрирует  ресурсы в «избранной» узкой области, ниша все более надежно защищает ее от вторжения конкурентов. Однако параллельно нарастает опасность другого рода. Патенты, технология, специализированная сбытовая сеть — все это и многое другое, чем владеет компания, имеет цену лишь до тех пор, пока существует та особая рыночная потребность, на удовлетворение которой они ориентированы.

Патиент становится заложником рыночной ниши, которую занял или сам создал. До тех пор пока она существует, он обладает массой преимуществ. Стоит ей исчезнуть — и для патиента это окончится катастрофой. Слишком много средств вложено в узкую область, а изменение производственного профиля почти невозможно.

Если взглянуть на эту  ситуацию с более широких общеэкономических  позиций, то видна связь функций  специализированных фирм на рынке и  их судьбы. Своим возникновением они  обязаны сложности и многообразию экономических потребностей, в том числе существованию редких и нетипичных, но от этого не менее важных. Приспособившиеся к их удовлетворению фирмы процветают, но одновременно теряют гибкость и способность менять род деятельности.

1.2 Особенности  стратегического управления предприятий  малого и среднего бизнеса.

Малый и средний бизнес играет важную роль в развитии, как  отдельных регионов, так и стран  в целом. Данный сектор ведет страну к инновационному развитию — именно малый и средний бизнес являются средой формирования и развития большого количества инноваций.

Достижение предприятиями  малого и среднего бизнеса «критической массы» в национальной экономике  может стать одним из факторов самоподдерживающегося роста. Такое  направление развития особенно важно  для переходных экономик, страдающих от последствий хозяйственного гигантизма и слабости горизонтальных производственных связей.

К основным особенностям управления малого и среднего бизнеса в условиях новой, информационной экономики, где  значительную роль играют нематериальные активы — знания, информация, инновации, на наш взгляд, можно отнести следующие:

Высокая чувствительность к  изменениям внешней среды: небольшие  предприятия наиболее чутко реагируют  на смену хозяйственной конъюнктуры, падение или повышения;

Большая гибкость в рыночных условиях: создание глубокой специализации  и кооперации, при этом быстрое  реагирование на запросы потребителей и осуществление изменений;

Повышенная восприимчивость  к инновациям: более половины инноваций  возникает и начинает применяться  именно в этой сфере;

Сочетание высоких рисков с высокими потенциальными доходами: необходимо постоянно отслеживать  малейшие изменения во внешней среде, чтобы не потерять нишу и доход;

Работа в условиях высокой  конкуренции предпринимательской  активности;

Так, на первой стадии создания, необходимо учитывать высокую неопределенность среды как внутренней, так и  внешней, что ведет к акценту  внимания в управлении на таких моментах как управление и анализ процессом  выбора идеи, направления и стратегии  деятельности, формирования стратегического  плана, построения производственной и  организационной структуры предприятия, подбора необходимого персонала, закупки  оборудования, сырья, организации производства продукции (услуг).

На стадии роста для  управления малым и средним бизнесом важным является управление маркетинговой  и инновационной деятельностью, корректировка функциональных стратегий, так как ранее было отмечено, что  предприятия малого и среднего бизнеса  работают в условиях высокой конкуренции  и предпринимательской активности.

На стадии зрелости предприятие, способное к изменениям, гибко  реагирующее на динамику внешней  среды может долгие годы успешно  функционировать, не боясь падения  рентабельности и банкротства и  перехода в стадию упадка. Однако, в силу своей высокой чувствительности к любым колебаниям рынка и ограниченности ресурсов, малый и средний бизнес должен искать новые методы, технологии для отражения атак со стороны внешней среды — конкурентов, поставщиков, меняющегося законодательства и проч. Поэтому управление малым и средним бизнесом на стадии зрелости должно быть ориентировано не только на сохранение существующего уровня, но и на его повышение за счет революционного — инновационного развития. Важное значение на данной стадии играет инвестиционная стратегия, а также стратегия международной деятельности, а развитие компании: анализ ситуации и планирование всегда должно быть на предприятии и волновать руководство.

Информация о работе Экономика предприятия малого и среднего бизнеса