Экономика предприятия

Автор: Пользователь скрыл имя, 28 Февраля 2013 в 12:21, контрольная работа

Краткое описание

Модели национального менеджмента – североамериканского, западноевропейского, японского, латиноамериканского – в условиях интернационализации экономических связей «сближаются», постепенно теряют свою специфику, а теоретики и практики менеджмента разных стран взаимно обогащаются идеями, наиболее продуктивными методами руководства, формами и средствами управления. Интеграция России с мировой экономикой обусловливает обогащение отечественной модели управления рациональными элементами моделей менеджмента развитых стран. Конечно, при этом следует учитывать специфику социально-экономического развития России, а также психологические особенности россиян.

Оглавление

Введение 3
1 Сущность и характерные черты менеджмента 4
2 Концепции и принципы маркетинга 9
3 Основные этапы управления маркетинга 13
4 Поведенческая школа менеджмента 15
4.1 Исторические предпосылки менеджмента 15
4.2 Неоклассическая школа управления – фундамент школы поведенческих наук 16
5 Основные методы планирования в менеджменте 18
Заключение 21
Библиографический список 22

Файлы: 1 файл

Менеджмент111.doc

— 147.50 Кб (Скачать)

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

СОДЕРЖАНИЕ

 

 

Введение

3

1

Сущность и  характерные черты менеджмента

4

2

Концепции и принципы маркетинга

9

3

Основные этапы управления маркетинга

13

4

Поведенческая школа  менеджмента

15

 

4.1

Исторические предпосылки менеджмента

15

 

4.2

Неоклассическая школа управления – фундамент  школы поведенческих наук

16

5

Основные методы планирования в менеджменте

18

Заключение

21

Библиографический список

22


 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ВВЕДЕНИЕ

 

 

В каждой стране бизнес, а, следовательно, и менеджмент, имеет свое «национальное лицо», свои отличительные особенности, во многом продиктованные психологией народа и его национальными традициями.

В переходных к рынку  условиях модель российского менеджмента  только формируется, поэтому изучение опыта управления, его достижений в других странах является необходимым и полезным.

Модели национального менеджмента – североамериканского, западноевропейского, японского, латиноамериканского – в условиях интернационализации экономических связей «сближаются», постепенно теряют свою специфику, а теоретики и практики менеджмента разных стран взаимно обогащаются идеями, наиболее продуктивными методами руководства, формами и средствами управления. Интеграция России с мировой экономикой обусловливает обогащение отечественной модели управления рациональными элементами моделей менеджмента развитых стран. Конечно, при этом следует учитывать специфику социально-экономического развития России, а также психологические особенности россиян. [1, с.52]

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

         1 СУЩНОСТЬ И ХАРАКТЕРНЫЕ ЧЕРТЫ МЕНЕДЖМЕНТА

 

 

Менеджмент, в упрощенном понимании, это умение добиваться поставленных целей, используя труд, интеллект и мотивы поведения других людей.  
Понятие «Менеджмент» можно рассматривать с 3-х точек зрения:  
1. Менеджмент – это вид деятельности по руководству людьми, т.е. функция; 
2. Менеджмент – это область человеческих знаний, т.е. наука, помогающая осуществить эту функцию;

3. Менеджмент – это категория людей (менеджеров), социальный слой тех, кто осуществляет работу по управлению.

Менеджмент – это самостоятельный вид профессионально осуществляемой деятельности, направленной на достижение в рыночных условиях, намеченных целей путем рационального использования материальных и трудовых ресурсов с применением принципов, функций и методов экономического механизма менеджмента.

Менеджмент - управление в условиях рынка, рыночной экономики означает: 
• ориентацию фирмы на спрос и потребности рынка, на запросы конкретных потребителей и организацию производства тех видов продукции, которые пользуются спросом и могут принести фирме намечаемую прибыль; 
• постоянное стремление к повышению эффективности производства, к получению оптимальных результатов с меньшими затратами;

• хозяйственную самостоятельность, обеспечивающую свободу принятия решений тем, кто несет ответственность за конечные результаты деятельности фирмы или ее подразделений;

• постоянную корректировку  целей и программ в зависимости  от состояния рынка; 
• выявление конечного результата деятельности фирмы или ее хозяйственно самостоятельных подразделений на рынке в процессе обмена;

• необходимость использования  современной информационной базы с  компьютерной техникой для многовариантных расчетов при принятии обоснованных и оптимальных решений.

Термины «менеджмент», «менеджер» прочно вошли в наш словарный обиход, заменив прежние «управление», «управленческая деятельность», «руководитель», «директор».

Менеджмент  как наука

Под научными основами менеджмента  понимается система научных знаний, которая составляет теоретическую базу практики управления, обеспечивающую практический менеджмент научными рекомендациями.

Менеджмент – это социально-гуманитарная наука. Кроме того, менеджмент наука прикладная, т.к. вооружает реальную практику приемами и навыками.

На формирование менеджмента как науки повлияли достижения таких дисциплин как: психология, психофизиология, социология, эргономика, общественные науки. Основоположником менеджмента как науки является американский ученый Фредерик Тейлор.

Менеджмент, как  аппарат управления или категория людей

Людей профессионально  занимающихся управлением называют менеджерами, поэтому под термином «менеджмент» подразумевается определенная категория людей и аппарат управления конкретной фирмой.

Менеджер – это наемный работник, управляющий, специалист по менеджменту.

Эффективность решений  и работы всего предприятия напрямую зависит от способности его владельцев и управляющих принимать своевременные  и обоснованные решения.

Значительная часть  руководителей в условиях быстро развивающейся конкуренции, научно-технического прогресса, а также нестабильной экономической и политической обстановки приспосабливаются к ситуации. Приспособление организации к окружающей среде является неотъемлемой составляющей ее существования в связи с тем, что именно от внешней среды она получает ресурсы, необходимые для ее функционирования, такие как сырье, рабочая сила и капитал. Ни одна организация не может быть самодостаточной, так как ресурсы являются частью природы, работники – частью общества, а капитал – это результат взаимодействия первого и второго под влиянием культуры.

Организация не может  существовать отдельно от внешней среды, так как процесс ее функционирования имеет смысл лишь в случае, когда результаты работы (продукция) будут проданы. Благодаря этому организация не только окупает свои затраты, но и обеспечивает существование работников, взаимодействует с потребителями, поставщиками и конкурентами.

Если связь предприятия с внешней средой разрывается, то оно вскоре прекращает свое существование: в рыночных условиях организация прекращает ориентироваться на рынок и на потребителей.

На потребителей должна работать связь, иначе результат может быть только один – разорение. Аналогичный результат постигает фирму, когда она перестает приспосабливаться к окружающей среде.

Предприятию необходимо развивать способности адаптации  к изменениям окружающей среды, активизировать работу маркетинговой службы.

Предприятие, целью которого является как минимум удержание  своих позиций на рынке, должно разрабатывать долгосрочные (стратегические) планы всестороннего развития своей деятельности.

Эти планы должны включать основные моменты относительно взаимодействия организации с окружающей средой, пути, по которым должно развиваться предприятие. Они составляют основу тактического решения.

В зависимости от того, как строится взаимодействие организации с внешним окружением, выделяют:

  1. организации с механическим типом управления;
  2. организации с органическим типом управления.  
    Характерные черты механического типа управления:
  3. консервативная, негибкая структура;
  4. четко определенные, стандартизированные и устойчивые задачи;
  5. сопротивление изменениям;
  6. власть проистекает из иерархических уровней и из позиции в организации;
  7. иерархическая система контроля;
  8. командный тип коммуникаций, идущих сверху вниз;
  9. содержание коммуникаций: распоряжения, инструкции и т.п.  
    Характерные черты органического типа управления:
  10. гибкая структура;
  11. динамичные, не жестко определенные задачи;
  12. готовность к изменениям;
  13. власть базируется на знании и опыте;
  14. самоконтроль и контроль коллег;
  15. многонаправленность коммуникаций.

Характерные для менеджмента  черты включают в себя экономический, социально-психологический, правовой, организационно-технический аспекты.

1. Экономический аспект менеджмента имеет в своём содержании управление процессом производства, которое координирует материальные и трудовые ресурсы, необходимые для достижения поставленных целей.

2. Социально-психологический аспект менеджмента характеризует деятельность группы лиц по организации и руководству персоналом фирмы.

3. Правовой аспект менеджмента отражает структуру государственной политической и законодательной власти.

4. Организационно-технический аспект включает рациональную оценку ситуации и систематический отбор целей и задач для разработки стратегии фирмы.

Менеджмент в зависимости от видов и последовательности деятельности можно разделить на 3 стадии:

1. стратегическое управление включает выработку целей менеджмента и прогнозирование результатов развития фирмы;

2. оперативное управление включает деятельность по реализации выше указанных мер (в стратегическом плане) эта деятельность делится на:

- формирование структуры фирмы и необходимых ресурсов;

- руководство и распорядительство в условиях созданной структурой фирмы.

3. контроль включает анализ достигнутых результатов и выступает, как исходный пункт нового цикла управления. [4, с.213]

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

         2 КОНЦЕПЦИИ И ПРИНЦИПЫ МАРКЕТИНГА

 

 

Маркетинг как концепция  управления предприятием в условиях конкуренции стал известен благодаря эффективности его применения в коммерческой сфере. Введение в научный оборот самого термина «маркетинг» связывают с началом XX века. Термин укоренился в американском варианте английского языка как соединение двух слов «market getting», что переводится на русский язык как «освоение рынка», а еще лучше – «обретение рынка».

Современная концепция маркетинга – результат многолетней эволюции взглядов предпринимателей на свою деятельность на рынке и сам рынок, происходящей вследствие развития производительных сил общества. Гибкость данной концепции проявляется в повышении уровня маркетинга – от «совершенствования производства» через «интенсификацию коммерческих усилий» к социально-этическому маркетингу.

Современная концепция маркетинга – это социально-этический маркетинг. Формула социально-этического маркетинга:

Прибыль фирмы = Удовлетворение клиента + Учет интересов общества

Из формулы ясно, что  сегодня доходы компании зависят  от её умения наладить активные контакты с покупателями путем изучения рынка, создания эффективных систем распределения, продвижения, стимулирования продаж. Существенным дополнением к этим системам являются уровень корпоративной культуры и социальная ответственность каждого исполнителя за результаты предпринимательского труда перед обществом.

Для концепции социально-этического маркетинга (СЭМ) характерны следующие черты:

  • создание необходимой гармонии между производственными возможностями и здоровыми потребностями общества. В результате цель СЭМ – удовлетворение разумных потребностей общества в соответствии с его гуманными интересами;
  • каждая компания обязана иметь четкие стандарты сервисного обслуживания, экологических оценок и руководствоваться ими на всех этапах маркетинговой деятельности;
  • фирма обязана использовать новейшие природоохранные технологии, способствующие выполнению главной миссии – удовлетворение запросов клиентов безопасными товарами и услугами. В этой черте заключена главная логика СЭМ: помимо рыночной ориентации необходимо соблюдать режимы безопасного производства, распределения и потребления;
  • любая компания обязана иметь комплекс социальных программ, включающий направления материальной поддержки, социальной защиты, обучения и переподготовки кадров, благотворительности и патронирования. Все эти направления являются составляющими элементами имиджа компании, её репутации.

Эволюция концепций  маркетинга была в значительной степени обусловлена необходимостью поиска оптимума пропорциональности системных инструментов маркетингового управления (комплекса маркетинга), который обеспечил бы предприятию устойчивое конкурентное преимущество.

Впервые термин «комплекс маркетинга» был введен в употребление Нейлом Борденом. В 1959 году Дж. Маккарти предложил ставшую впоследствии широко известной концепцию комплекса маркетинга, или «4р» по первым буквам английских слов: product – продукт, price – цена, place – место, promotion – продвижение. В 2000 году Филипп Котлер добавил в комплекс маркетинга «5р» – public relations (связи с общественностью). В современных условиях смесь этих пяти маркетинговых элементов составляет маркетинг-микс.

Концепция маркетинга организации – это единый системный документ развития, в котором объединены цели, принципы и функции.

Цели, стоящие перед маркетингом – отправная точка создания условий прибыльного предпринимательства. Среди множества целевых направлений маркетинга на первый план выступают такие цели, как:

Информация о работе Экономика предприятия