Экономика предприятия

Автор: Пользователь скрыл имя, 28 Февраля 2013 в 12:21, контрольная работа

Краткое описание

Модели национального менеджмента – североамериканского, западноевропейского, японского, латиноамериканского – в условиях интернационализации экономических связей «сближаются», постепенно теряют свою специфику, а теоретики и практики менеджмента разных стран взаимно обогащаются идеями, наиболее продуктивными методами руководства, формами и средствами управления. Интеграция России с мировой экономикой обусловливает обогащение отечественной модели управления рациональными элементами моделей менеджмента развитых стран. Конечно, при этом следует учитывать специфику социально-экономического развития России, а также психологические особенности россиян.

Оглавление

Введение 3
1 Сущность и характерные черты менеджмента 4
2 Концепции и принципы маркетинга 9
3 Основные этапы управления маркетинга 13
4 Поведенческая школа менеджмента 15
4.1 Исторические предпосылки менеджмента 15
4.2 Неоклассическая школа управления – фундамент школы поведенческих наук 16
5 Основные методы планирования в менеджменте 18
Заключение 21
Библиографический список 22

Файлы: 1 файл

Менеджмент111.doc

— 147.50 Кб (Скачать)
  1. максимизация степени удовлетворенности потребления за счет синхронизации организации промышленного производства, объемов продаж и сервисности обслуживания;
  2. обеспечение широкого выбора товаров и услуг в целях своевременного и качественного удовлетворения материальных и духовных потребностей общества;
  3. максимизация качества жизни на основе использования экологически чистых производственных технологий, реализации безопасных товаров и услуг, создания культурной среды обитания.

Система принципов маркетинга представляет совокупность четко сформулированных правил освоения товарной ниши, формирования потребности покупателей и определения потенциала неудовлетворенного спроса. Принцип – основное положение, выражающее закономерность и руководящее правило, определяющее достижение поставленной цели.

Важными принципами маркетинга являются:

  1. принцип рыночной ориентации, т.е. производить исключительно то, что необходимо обществу, и не пытаться продавать то, что уже произвели;
  2. принцип единства стратегии маркетинга и тактики ее выполнения через соблюдение четкой последовательности пооперационного маркетинга в рамках организованных исследований рыночной потребности, разработки маркетинговых программ до реального их исполнения в соответствии с корпоративной миссией;
  3. принцип организационного поведения через качество исполнения принятых стратегий маркетинговой деятельности; создание надежной системы товародвижения; профилактики предпринимательского риска с учетом сервисного потенциала и корпоративной культуры;
  4. принцип прибыльности и эффективности с выделением оценки конкурентного преимущества в условиях свободы предпринимательства и равноправного партнерства;
  5. принцип социальной ориентации в целях своевременного формирования и выявления неудовлетворенного спроса в обществе, его гармоничного развития.

Интегрированная функция маркетинга – это организация маркетинга на малом предприятии, т.е. «воплощение в жизнь» запланированных мероприятий маркетинга для эффективного участия компании на рынке.

Функции маркетинга группируются по четырем блокам:

  1. аналитическая (исследовательская) функция: исследование рынка и выбор целевых рынков, изучение потребителей и сегментирования рынка, фирменной и товарной структуры рынка, внутренней среды предприятия;
  2. производственная (созидательная) функция: разработка товаров рыночной новизны, организация материально-технического снабжения, управление качеством товаров;
  3. функция реализации (продаж) товаров: формирование спроса и стимулирование продаж, система товародвижения, позиционирование товаров, товарная политика, система сервиса в пользу потребителей, ценовая политика;
  4. функция управления и контроля: планирование (оперативное и стратегическое), информационное обеспечение маркетинговой деятельности, контроль.

В связи с тем, что каждая фирма действует в специфических условиях и решает свои конкретные задачи, система маркетинга претерпевает значительные изменения в зависимости от того, где она внедряется. Данный факт служит одной из причин того, что маркетологи должны учитывать отраслевые особенности при увязке ресурсных возможностей и запросов потребителей в рыночной среде.

Тщательный анализ и  учет совокупных факторов рыночной среды – залог коммерческого успеха для любой малой организации. [2, с.125]

 

3 ОСНОВНЫЕ ЭТАПЫ УПРАВЛЕНИЯ МАРКЕТИНГА

 

 

Сам процесс управления маркетингом приравнивается к процессу управления спросом. Здесь можно выделить 4 главных элемента.

Первым и важнейшим этапом маркетинга является анализ рыночных возможностей предприятия. Он подразумевает более глубокое внедрение в рынок:

  • увеличение продаж в уже существующих целевых рынках, за счет понижения цены;
  • развитие рынка, т.е. для уже имеющегося товара ищутся новые рынки, исходя из различных факторов;
  • разработка нового товара, т.е. новый товар делается для уже существующих рынков;
  • диверсификация – полное изменение деятельности предприятия.

Следующим этапом маркетинга можно назвать – определение маркетинговых возможностей фирмы. Имеется в виду возможность фирмы создать привлекательное направление маркетинговых исследований, при которых фирма сможет достичь значительных преимуществ. Маркетинговая возможность должна полностью соответствовать маркетинговым целям и ресурсам предприятия.

Следующий этап маркетинга требует тщательной проверки. Отбор целевых рынков предполагает: во-первых, прогнозирование рынка; во-вторых, сегментирование рынка по собственным принципам; и в-третьих, отбор целевого сегмента.

Управление маркетингом  требует особого внимания всем элементам. Именно следующий этап маркетинга содержит главные двигатели маркетинга. Комплекс 4P: product, price, promotion, place. Благодаря этой комбинации существует возможность влияния на рынок.

Управление маркетингом  – исследование, планирование, воплощения в жизнь и критический анализ маркетинговой деятельности, рассчитанной на создание и поддержание взаимовыгодных меновых процессов с целевыми потребителями для достижения целей предприятия.

Задача управления маркетингом  направлена на точное и безукоризненное  выполнение всех условий рынка, а именно соблюдение этапов маркетинга.

Все вышеназванные этапы маркетинга подразумевают наличие правильного и продуманного финансирования. Затем уже происходит накладывание информации, в основе которой находятся данные этапы маркетинга. Т.е. донесение информации до конечного потребителя, проверка всего маркетингового проекта и, наконец, вывод продукции на рынок. [3, с.154]

 

 

 

 

 

                         

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

4 ПОВЕДЕНЧЕСКАЯ ШКОЛА МЕНЕДЖМЕНТА

4.1 ИСТОРИЧЕСКИЕ ПРЕДПОСЫЛКИ МЕНЕДЖМЕНТА

Древние философы полагали, что причиной бедственного положения  общества, как правило, является отсутствие должного управления. Вопрос о природе и принципах эффективного управления занимал многих великих мыслителей, а основы управления как процесса, возникающего из-за возникновения целей, достижение которых требовало совместных усилий людей, были заложены еще в античности.

Платон, например, рассматривал управление как науку об общем  питании людей и доказывал, что  управление является важным элементом  системы жизнеобеспечения общества. Мудрое управление, полагал он, должно основываться на всеобщих и разумных законах. Однако законы сами по себе слишком абстрактны и догматичны для того, чтобы на их основе можно было бы отыскать правильное решение в каждой конкретной ситуации. А на практике управление обществом есть своего рода искусство и поэтому целесообразней будет принадлежность полномочий не законам, а некоему политику, владеющему искусством управления общественными делами на основах разума, способного к правильному пониманию и применению этих законов.

Аристотель заложил  основы учения о домохозяйстве (прообраз современной экономической теории), которым указывал на необходимость разработки «господской науки», обучающей рабовладельцев навыкам обращения с рабами, искусству управления ими. Впрочем, замечал Аристотель, дело это довольно хлопотное, а поэтому у тех, кто имеет возможность избежать таких хлопот, управляющий берет на себя такую обязанность, сами же они занимаются политикой или философией.

Эпоха рабовладения в  целом характеризовалась преобладанием  методов прямого принуждения, насилия  и страха наказания в качестве главных средств побуждения к труду. В дальнейшем, с развитием общественного производства, принудительный труд стал неэффективным, и заменившая его система наемного труда зарождавшейся буржуазной эпохи основывалась на принципиально ином механизме социального принуждения, широко использующем материальное стимулирование работников и экономические рычаги в управлении трудом.

С накоплением собственности, с усложнением технического строения капитала владельцы производства стали  передавать часть своих полномочий по управлению персоналом высококвалифицированным наемным служащим – менеджерам. Как профессионалы в сфере организации и управления социально-экономическими процессами, менеджеры выступают исполнителями, проводниками воли капиталиста на предприятии.

  • Возникновение и совершенствование рыночной экономики вызвало к жизни потребность в творческих управляющих, которые лучше информированы о том, как наилучшим образом управлять организациями. В современных условиях конкурентной, изменчивой среды менеджеры являются носителями знаний о том, как лучше использовать ресурсы предприятия. [4, с.18]

4.2 НЕОКЛАССИЧЕСКАЯ ШКОЛА УПРАВЛЕНИЯ – ФУНДАМЕНТ

ШКОЛЫ ПОВЕДЕНЧЕСКИХ  НАУК

Школа научного управления и классическая школа появились  на свет, когда психология находилась еще в зачаточном состоянии. Многие в начале XX века серьезно ставили под сомнение новую фрейдовскую концепцию подсознательного. Более того, поскольку те, кто интересовался психологией, редко интересовались управлением, существовавшие тогда скудные знания о человеческом сознании были никак не связаны с проблемами трудовой деятельности. Следовательно, хотя авторы научного управления и классического подхода признавали значение человеческого фактора, дискуссии их ограничивались такими аспектами, как справедливая оплата, экономическое стимулирование и установление формальных функциональных отношений. Движение за человеческие отношения зародилось в ответ на неспособность полностью осознать человеческий фактор как основной элемент эффективности организации. Поскольку оно возникло как реакция на недостатки классического подхода, школа человеческих отношений иногда называется неоклассической школой.

Двух ученых – Мери Паркер Фоллетт и Элтона Мэйо – можно назвать самыми крупными авторитетами в развитии школы человеческих отношений в управлении. Именно мисс Фоллетт была первой, кто определил менеджмент как «обеспечение выполнения работы с помощью других лиц». Знаменитые эксперименты Элтона Мэйо, особенно те, которые проводились на заводе «Уэстерн Электрик» в Хотторне, открыли новое направление в теории управления. Мэйо обнаружил, что четко разработанные рабочие операции и хорошая заработная плата не всегда вели к повышению производительности труда, как считали представители школы научного управления. Силы, возникавшие в ходе взаимодействия между людьми, могли превзойти и часто превосходили усилия руководителя. Иногда работники реагировали гораздо сильнее на давление со стороны коллег по группе, чем на желания руководства и на материальные стимулы. Более поздние исследования, проведенные Абрахамом Маслоу и другими психологами, помогли понять причины этого явления. Мотивами поступков людей, предполагает Маслоу, являются в основном не экономические силы, как считали сторонники и последователи школы научного управления, а различные потребности, которые могут быть лишь частично и косвенно удовлетворены с помощью денег.

  • Основываясь на этих выводах, исследователи психологической школы полагали, что если руководство проявляет большую заботу о своих работниках, то и уровень удовлетворенности работников должен возрастать, что будет вести к увеличению производительности. Они рекомендовали использовать приемы управления человеческими отношениями, включающие более эффективные действия непосредственных начальников, консультации с работниками и предоставление им более широких возможностей общения на работе. [5, с.328]

5 ОСНОВНЫЕ МЕТОДЫ ПЛАНИРОВАНИЯ  В МЕНЕДЖМЕНТЕ

 

Неформальные  методы прогнозирования

Наглядная информация – это информация, получаемая от средств массовой информации (кроме печатных органов), а также смежников, поставщиков, конкурентов.

Материальные расходы получения такой информации незначительны, однако требуют большого количества времени.

Письменная информация – это информация, получаемая из печатных источников периодической печати. Так же, как и наглядная, письменная информация не имеет глубокого характера и быстро устаревает.

Промышленный шпионаж – информация, полученная посредством промышленного шпионажа, изначально, как важнейшая, находится под защитой пользователя. Такая информация является наиболее ценной.

Количественные методы прогнозирования

Применение таких методов целесообразно в случаях устойчивой экстраполяционной направленности исследуемого явления. Иначе говоря, лишь тогда, когда можно предположить, что деятельность в прошлом имела определенную тенденцию, которую можно ожидать и в перспективе, имеющейся информации достаточно для внесения возможных корректив и выявления статистически достоверных зависимостей.

Качественные методы прогнозирования

Анализируя деятельность предприятия, составляя прогноз его функционирования, аналитик не всегда располагает информацией, достаточной для количественных методов прогнозирования, а иной раз высшее руководство фирмы попросту не понимает сложных методов количественного прогнозирования, что, в любом случае, требует применения качественных методов прогнозирования.

Качественные методы прогнозирования предполагают обращение к мнению экспертов – людей наиболее компетентных по исследуемым вопросам.

К качественным методам прогнозирования можно отнести следующие:

  • Мнение жюри, как правило, сводится к обобщению мнений экспертов с дальнейшим их усреднением;
  • Модель ожидания потребностей – метод, являющийся в определенной степени обратным методу совокупного мнения, производится опрос клиентов;
  • Метод экспертных оценок – отобранные и пользующиеся доверием эксперты заполняют опросный лист.

Информация о работе Экономика предприятия