Автор: Пользователь скрыл имя, 03 Марта 2013 в 14:52, курсовая работа
Целью данной работы состоит в том, чтобы раскрыть и проанализировать «современные конкурентные стратегии», выявить их основные виды и изучить какие из них применимы по отношению к ОАО «АВТОВАЗ».
Достигнуть поставленную цель предполагается возможным путем постановки и решения ряда приоритетных задач:
•Выявить какие бывают конкурентные отношения;
•Описать и проанализировать каждую вид;
•Выявить преимущества и недостатки каждого вида отношений;
•Дать оценку финансово-хозяйственной деятельности ОАО «АВТОВАЗ»;
•Изучить какой вид отношений приоритетней для ОАО «АВТОВАЗ»;
Министерство образования и науки РФ
Тольяттинский государственный университет
Институт финансов, экономики и управления
Кафедра менеджмента организации
КУРСОВАЯ РАБОТА
по дисциплине «Разработка управленческих решений»
на тему: «Конкуренция или сотрудничество
(на примере ОАО «АВТОВАЗ»)»
Выполнил:
студент группы
Проверил:
Оценка руководителя
____________________
«___»______________2012г
______________________
(подпись)
Тольятти 2012
Содержание
Введение
Конкуренция- это соперничество между людьми, фирмами и территориями и организациями, заинтересованными в достижении одной и той же цели. И это самый дешевый и эффективный метод экономического контроля, он стоит обществу минимальных затрат. Такой контроль является своеобразной силой, которая толкает производителя на сокращение издержек производства и цен, на увеличение объема сбыта, на борьбу за заказы и потребителя, на улучшение качества.
Компании могут предоставлять
большую потребительскую
В современном мире, а в частности в нашей стране тема конкуренции и конкурентных стратегий очень актуальна, так как в России лишь начинают развиваться «здоровые» конкурентные отношения, и ,следовательно, чтобы выйти на рынок и выжить на нем, фирме или предприятию необходимо разрабатывать стратегические планы и применять конкурентные стратегии.
Компании могут достигать конкурентного преимущества путем разработки предложений, которые удовлетворяют нужды целевых потребителей в большей мере, чем предложения конкурентов.
Целью данной работы состоит в том, чтобы раскрыть и проанализировать «современные конкурентные стратегии», выявить их основные виды и изучить какие из них применимы по отношению к ОАО «АВТОВАЗ».
Достигнуть поставленную цель предполагается возможным путем постановки и решения ряда приоритетных задач:
Объектом исследования контрольной работы является ОАО «АВТОВАЗ».
Предметом исследования выступает
отраслевое окружение
Методологическую основу курсовой работы составили труды российских и зарубежных ученых по вопросу современных конкурентных отношений. В работе использовались материалы годового отчета АВТОВАЗ за 2010 год.
Курсовая работа состоит из введения, двух глав (общий объем 30 стр. машинописного текста, 1 таблицы, 1 рисунка), заключения и библиографического списка литературы.
Во введении обосновывается актуальность темы исследования, определяются цель и задачи исследования, объект и предмет исследования.
В первой главе определяется важность выбора той или иной конкурентной стратегии, подробно рассматривается каждый вид стратегии, дается подробное его описание .
Во второй главе приводится общая характеристика ОАО «АВТОВАЗ» и его финансового состояния, определяется динамика развития предприятия, производится оценка отраслевого окружения и приводятся мероприятия, выполняемые предприятием рыночной среде.
В заключении излагаются основные выводы и результаты курсовой работы.
Глава 1. Теоретическая часть
Важная роль в регулировании рыночных отношений принадлежит конкуренции и сотрудничеству. В период советского строя люди воспитывались в форме сотрудничества и любые формы конкуренции предавались анафеме. Тем важнее нам сейчас осознать, что конкуренция – неизбежная реальность нормальных рыночных отношений. Важно осознать, что все научные, материальные, социальные достижения западного общества, обеспечивающие удовлетворение и права отдельной личности (то, что мы хотели бы иметь в России), достигнуто постоянным совершенствованием форм и методов конкуренции во всех сферах жизни. Чем лучше организована конкуренция, чем больше участников в нее
вовлечено, тем быстрее растет производство, потребление и накопление
интеллектуальных и
Создавая рынок, нельзя ограничиваться одной конкуренцией в чистом виде. Для того чтобы конкуренция была созидательной и разумной, необходимо внедрить идею «продуктивной партнерской конкуренции». Именно при такой конкурентно-созидательной мотивации будут хорошо сбалансированы интересы роста личного и общественного благосостояния.
Таким образом, конкуренция и сотрудничество выступают как диалектическое единство, которое нужно рассматривать во взаимодействии и дополнении друг друга. Непродуктивен хаотический и криминализированный рынок с непримиримой конкурентной борьбой «на уничтожение». И наоборот: чем шире будет распространяться не только конкуренция, но и деловое сотрудничество, тем быстрее мы перейдем к экономическому росту, которое обеспечит нормально функционирующий рынок, регулируемый этими факторами, а именно: конкуренцией и
сотрудничеством.
Взаимосвязанными сторонами
обмена деятельностью в экономике
являются отношения соперничества
и сотрудничества производителей. Товарный
обмен отчуждает соперничество
от сотрудничества, индивидуальную сторону
взаимодействия от общественной. Конкуренция
- это особый исторический тип отношений,
в рамках которых взаимодействие хозяйствующих
субъектов проявляется непосредственно
в качестве личного частного соперничества
и опосредованно - в виде общественной
зависимости, характеризующей сотрудничество.
Рыночная экономика исторически сформировалась
в целостную систему лишь в результате
возникновения общественных отношений,
призванных регулировать конкурентное
поведение экономических субъектов и
обеспечивающих и воспроизводящих гарантии
свободы экономической деятельности каждому
из субъектов рынка. Конкуренция и развивающиеся
на ее основе конкурентные отношения являются
генетическими признаками системы и до
тех пор, пока в экономике воспроизводятся
условия конкуренции и соответствующие
ей формы и методы экономического регулирования,
рыночная система может функционировать
и развиваться. С исчезновением конкурентных
начал перестает существовать и целостная
рыночная экономика.
Современный этап развития конкурентных
отношений в России и других странах СНГ
обусловлен рядом существенных факторов.
Среди них:
- усложнение взаимной связи субъектов
рынка;
- возрастание роли государственных регуляторов
рыночной системы;
- монополизация и олигополизация в сфере
конкурентных отношений;
- изменение соперничества предпринимателей
в связи со значительным ростом издержек,
не связанных непосредственно с производством
товаров и услуг ("трансакционных"
издержек);
- совершенствование ресурсно-факторной
структуры производства;
- информатизация в различных секторах
общественного производства и т.д.
В настоящее время в мире формируется
и развивается рыночная система, основанная
на органическом соединении традиционных
механизмов рыночного регулирования и
научно обоснованного управления из единого
экономического центра. Последний начинает
выполнять функции интеграции различных
форм конкурентных отношений. Но в России
при этом приходится преодолевать и сложившийся
в течение десятилетий в нашей экономической
науке стереотип, заключающийся в негативной
трактовке конкурентных отношений и тенденций
их развития только как негативных.
Конкурентные отношения, однако, регулируются
объективным экономическим законом. Закон
конкуренции является "координирующим"
- обусловливает реализацию и взаимодействие
других законов рыночной экономики, дает
ей импульс к саморегулированию и дальнейшему
развитию. Можно говорить о существовании
общеэкономического закона конкуренции,
хотя на каждой стадии общественно-экономического
развития проявляется специфическим образом
в зависимости от особенностей экономических
условий. Закон конкуренции выражает сущностную
связь между субъектами рынка по поводу
получения основного и дополнительного
дохода, соответствующего издержкам (производственным
и трансакционным) и развитию индивидуальных
и общественных потребностей. Противоположными
сторонами в конкуренции выступают стихийные
и организующие конкурентных отношений,
противоречивое воздействие которых становится
источником развития самих этих отношений.
Одной из основных функций конкуренции
в современных условиях является содействие
ускорению научно-технического прогресса.
Речь идет о противоречивом взаимодействии
основных регулирующих сил конкурентных
отношений - конкуренции и монополизма,
иначе говоря, стихийного саморегулирования
рынка и организующего воздействия на
рынок либо со стороны отдельных производителей,
либо их объединений. В отдельных случаях
оно может заменяться или дополняться
регулирующим воздействием со стороны
государства.
Конкуренция, однако, может вызвать и экономические,
социальные, экологические и прочие кризисы
с непредсказуемыми проблемами для научно-технического
прогресса.
Монопольные силы способны ограничивать
чрезмерное влияние стихийных сил конкуренции,
и содействовать сбалансированному развитию
рыночной системы. Но, значительная монополизация
также сдерживает научно-технический
прогресс и снижает уровень эффективности
рыночной экономики.
Эффективной, таким образом, оказывается
только такая система взаимодействия
противоречивых сил конкурентных отношений,
которая в максимальной степени ослабляет
отрицательные последствия стихийных
конкурентных и монопольных сил, рождает.
уравновешивающую тенденцию. к сотрудничеству
и партнерству рыночных соперников.
Чрезмерная идеологизация нашей науки
не позволяла объективно осмысливать
эту тенденцию.
Научно-технический прогресс и вызванные
им изменения подталкивают фирмы к совместной
разработке и реализации научно-технических
проектов и программ, обмену информацией,
в том числе с главными рыночными конкурентами.
1.3 Конкуренция
Процесс конкуренции всегда будет зависеть от конкретного сочетания факторов отраслевой структуры и различных индивидуальных проявлений конкурентов, поэтому можно изложить лишь общие направления данного процесса. Вот ключевые стратегии конкурентного взаимодействия:
Развитие способности преподносить «сюрпризы», например, путем формирования гибкой и быстро реагирующей организационной структуры или навыков быстрой оценки возможностей, или даже просто умения хранить секреты – это стратегический процесс. Он связан с необходимостью межфункциональной координации и интеграции всех операционных единиц с целью создания такой способности, от которой выиграла бы вся организация в целом.
Точный расчет времени часто является источником потенциальных конкурентных преимуществ. По мере того, как компании движутся в сторону конкуренции, основанной на временном факторе, с ускоряющимися производственными и технологическими циклами, у них проявляется способность влиять на темп и характер конкурентных процессов, с тем, чтобы самим определять, где и когда произойдет очередное конкурентное сражение.
Максимально эффективное использование ресурсов на первый взгляд относится к операционным процессам. Тем не менее способность контролировать и координировать все аспекты организационной деятельности, с тем, чтобы запараллелить их в процессе укрепления конкурентной позиции компании, является одним из наиболее важных факторов обеспечения долгосрочного конкурентного преимущества. Этот принцип «экономии сил» был описан Клаузевицем следующим образом: «Если должно произойти какое-либо действие, то в первую очередь необходимо обеспечить участие в нем всех действующих лиц, так даже самая бессмысленная деятельность все же отвлекает силы противника и подрывает их».
Крайне трудно создать такую структуру организации, которая обеспечивала бы скоординированные действия такого рода, особенно если эти организации большие и сложные. Поэтому способность обеспечить нужную интеграцию имеющихся в распоряжении организации ресурсов чрезвычайно важна для создания устойчивых преимуществ.
Такие качества, как энергичность и умение быстро реагировать, очень трудно поддаются измерению, и все же они могут оказывать решающее воздействие на исход конкурентных взаимодействий. Решительность и стремительность конкурентного натиска могут оказаться критическими факторами для победы. Некоторые личности, как и организации, которые они возглавляют, изначально кажутся просто более решительными и конкурентоспособными, чем другие.
Вышеописанные ключевые элементы конкурентного взаимодействия подразделяются на 2 категории:
При этом эффективность операционных
элементов во многом зависит от того,
насколько четко они
1.4 Сотрудничество
Выгоды сотрудничества признаны уже давно. «Сотрудничество конкурентов-модно», - с энтузиазмом отмечали Хамел, Доз и Прахалад. Они подчеркнули растущую важность конкурентного сотрудничества в форме совместных предприятий, соглашений о подряде (аутсорсинг), лицензирования продуктов и совместных исследований.
Основываясь на результатах своего пятилетнего исследования более чем пятнадцати альянсов, авторы утверждали, что сотрудничество – это конкуренция в иной форме. Успешными являются те компании, которые способны развивать собственные навыки и технологии, понимая, что сотрудничество имеет границы и цели их партнеров могут иногда вступать в противоречие с их целями. Каждый партнер должен вносить нечто исключительное: результаты фундаментальных исследований, навыки разработки продукта, производственные мощности или доступ к каналам распределения. Цель – добиться преимуществ перед компаниями, оставшимися за пределами альянса, не допустив значительной утечки базовых знаний и навыков к партнерам.
Пять лет спустя те же авторы развили свою аргументацию относительно выгод сотрудничества, утверждая, что в будущем для реализации благоприятных возможностей во многих случаях потребуются интеграция навыков и способностей, принадлежащих многочисленным и разнообразным компаниям. Эти исследователи предполагают, что в будущем конкуренция между отдельными компаниями будет в значительной степени дополнена конкуренцией между коалициями.
Информация о работе Конкуренция или сотрудничество (на примере ОАО «АВТОВАЗ»)