Автор: Пользователь скрыл имя, 23 Ноября 2015 в 09:36, курсовая работа
Конкуренция — это центр тяжести всей системы рыночного хозяйства, тип взаимоотношений между производителями по поводу установления цен и объемов предложения товаров на рынке. Стимулом, побуждающим человека к конкурентной борьбе, является стремление превзойти других.
Конкуренция — это динамический, ускоряющий движение процесс. Он служит лучшему обеспечению рынка товарами
1. Понятие конкуренции. Совершенная и несовершенная конкуренции..-3-
2. Монополия и её виды. Антимонопольное регулирование………….-14-
3. Конкурентные преимущества российских монополий…………….-25-
Список литературы……………………………………………………..-32-
3. Конкурентные преимущества российских монополий.
Тенденция
к образованию монополий выступает закономерным
следствием конкурентной борьбы в условиях
рыночных отношений. На рубеже Х1Х-ХХ вв.
впервые в наиболее острой форме обнаружились
проблемы, связанные с процессом всеобщего
перехода от экономики свободной конкуренции
к преимущественно монополистической
экономике.
На основе сравнительного анализа различных теорий монополизма (П. Сраффа, Д. Робинсон, Г. фон Штаккельберг, Э. Чемберлен) экономическая наука признает, что монополизм – объективная тенденция в развитии современного рыночного хозяйства, не исключающая, однако, конкуренции. Перед экономической наукой и практикой встает задача определения негативных проявлений в развитии монополий и поддержания условий для развития конкуренции.
Поскольку конкуренция представляет собой основной элемент хозяйствования, то состояние конкурентной среды определяется степенью развития рыночной экономики. Трудности формирования рыночных отношений в России, просчеты в рыночных преобразованиях, их непредвиденные последствия определили создание своеобразной конкурентной среды.
Под конкурентной средой следует понимать совокупность экономических, правовых, организационных, политических условий, обеспечивающих равные возможности для всех участников рыночных отношений в их хозяйственной деятельности.
Главным субъектом, формирующим конкурентную среду и обеспечивающим ее постоянное развитие в целях поддержания конкурентоспособности своих товаропроизводителей как на внутреннем, так и на внешнем рынке, в условиях рыночных отношений вообще, а в переходной экономике в особенности, выступает государство.
В этих условиях государство призвано постоянно решать две сложнейшие задачи.
1) развитие конкуренции, создание
и поддержание равных
2) поддержка национальных
Для современной России практически важно определить оптимальную модель государственной конкурентной политики, которая исходила бы из национальных интересов и при этом учитывала бы мировые тенденции в развитии рыночного хозяйства.
Национальная конкурентоспособность – понятие многогранное, складывающееся из целого ряда составных частей, которые, дополняя друг друга, обеспечивают устойчивый экономический рост и повышение благосостояния населения страны в условиях глобализации, относительно свободной международной торговли, открытых финансовых рынков. Вместе с тем существует понимание того, что национальная конкурентоспособность напрямую зависит от конкурентоспособности отдельных секторов экономики, а та, в свою очередь, от конкурентоспособности предприятий, работающих в этих секторах, и, в конечном счете, от конкурентоспособности тех товаров и услуг, которые эти предприятия производят.
Под конкурентоспособностью следует понимать количественную и качественную характеристику производимой товаропроизводителем продукции, укладывающуюся в средние для данного рынка показатели затрат и качества поставляемых на этот рынок товаров.
С начала осуществления рыночных реформ можно выявить две взаимодействующие тенденции, определившие особенности формирования конкурентной среды в России.
Первая отражала усилия реформаторов по ускоренному разгосударствлению собственности и созданию чистой модели открытой либеральной экономики.
Вторая тенденция была по существу реакцией на первую. Привязанная к реальной российской действительности эта тенденция вела к возникновению новых, непредвиденных реформаторами экономических и организационно-правовых форм крупного производства, новых монопольных объединений и своеобразных механизмов реализации их экономических интересов.
Произошла чисто внешняя трансформация бывших отраслевых министерств в концерны, холдинги, при которой старая, организованная государством монополия, лишь «приспосабливается» к изменившимся условиям существования.
В условиях распада отечественной обрабатывающей промышленности возрастает значимость естественных монополий, успевших «попасть» в частные руки, «работающих» на повышение цен и способствующих росту издержек производства в экономике в целом. Весьма заметно усиливается тенденция к локализации рынков, распада национального рынка на множество локальных. Эта тенденция усугубляется неразвитостью рыночной инфраструктуры. Можно сказать, что по истечении более 10 лет конкурентная политика в России переходит от этапа противоречивого становления к новому этапу – защиты конкуренции и развития конкурентной среды.
Эффективное формирование нового этапа в развитии конкурентных отношений в России во многом определяется возможностями выхода на конкретный рынок новых или потенциальных конкурентов. Эта возможность или ее отсутствие зависит от наличия и степени значимости различного рода препятствий входу на рынок, т.е. наличия определенных барьеров, в числе которых необходимо выделить ограничение спроса (емкость рынка); капитальные затраты или объемы первоначальных инвестиций, необходимые для входа на товарный рынок; эффект масштаба производства; абсолютное превосходство в уровне затрат; административные барьеры; экономические и организационные ограничения; вмешательства неправового характера в процессе производства и свободного перемещения товаров и др.
В России разработаны и приняты конкурентные законодательства, реализация которых позволяет не допускать неравенства в конкуренции. Установленные американскими экспертами проявления неравенства в конкуренции – типичная для России ситуация нарушения законов и безнаказанность за эти нарушения.
Наличие конкурентной среды – фактор, мешающий свободному действию отдельно взятой фирме, но чрезвычайно важный для нормального развития рынка в целом и в первую очередь совокупности продавцов. Чем ожесточеннее конкуренция на внутреннем рынке, тем лучше национальные фирмы оказываются подготовленными к борьбе за рынки за рубежом.
Неравенство в конкуренции на внутреннем рынке России препятствует повышению уровня ее конкурентоспособности на мировом рынке товаров и услуг.
С развитием рыночных отношений и формированием действительно рыночной экономики Россия все более вступает в жесткую конкурентную борьбу во всех сферах современного производства. После финансового кризиса августа 1998 г. и резкого подорожания доллара для российских товаропроизводителей сложились благоприятные условия в конкурентной борьбе с иностранными поставщиками аналогичной продукции.
За последние годы Россия продемонстрировала впечатляющие успехи в макроэкономической политике. Судя по сводкам официальной статистики, страна переживает один из самых благополучных периодов в нашей новейшей истории. Рост доходов от экспорта обеспечивает поддержание спроса на внутреннем рынке и общего экономического роста.
ВВП страны устойчиво растет на протяжении последних восьми лет. Эту картину дополняет бурный приток иностранных инвестиций, обозначившийся в последние годы.
В целом, динамика российского делового климата представляется достаточно благоприятной. Российский бизнес становится более эффективным и активно выходит на мировую арену, занимая лидирующее положение в своих отраслях. Растет рынок слияний и поглощений, а значит, можно ожидать активизации процессов структурной перестройки экономики и прихода более эффективных собственников. Укрепляется банковский сектор, выполняющий значимую роль в финансировании проектов российского бизнеса.
Россия стала более привлекательной для иностранных портфельных инвесторов, увеличились прямые иностранные инвестиции, российский бизнес начал активную зарубежную экспансию.
Ключевыми конкурентными преимуществами российской экономики остаются сохраняющийся производственный и научный потенциал; квалифицированные трудовые ресурсы; выгодные геоэкономическое и геополитическое положения (связь стран ЕС и АТЭС); наличие крупных источников природных ресурсов (энергоносителей, нефти, газа, металлов и т.п.).
Необходимо учитывать и факторы, снижающие конкурентоспособность российской экономики: недостаточный внутренний совокупный спрос; экспорт сырья, энергоносителей, продукции с низкой степенью добавленной стоимости: низкий уровень инвестиций при «бегстве капитала»; выравнивание внутренних цен на ресурсы с мировыми ценами: рост капиталоемкости в промышленности, включая и сырьевые секторы; рост потребления многих видов ресурсов в промышленности; ухудшение ситуации с разведкой и разработкой качественных месторождений сырьевых ресурсов.
Одним из основных условий конкурентоспособности национальной экономики являются институциональные стимулы развития. Под этим понимаются формальные и неформальные законы и правила игры, отношения, которые устанавливаются в процессе определения и защиты прав собственности, государственного регулирования. Многие исследователи конкурентоспособности убеждены, что в современных условиях нации конкурируют в основном в выборе альтернативных институтов или стратегий для стимулирования более быстрого экономического роста и повышения жизненного уровня населения.
Основной вектор современной конкуренции лежит в области динамично меняющихся преимуществ, основанных на научно-технических достижениях и инновациях. Новые технологии и обеспечиваемый ими рост производительности и эффективности позволяют добиваться главного условия национальной и отраслевой конкурентоспособности: производства товаров и услуг, которые соответствуют требованиям мировых рынков, при одновременном повышении реальных доходов населения.
Современный рынок России для того, чтобы обеспечить конкурентоспособность национальной экономики, нуждается в высокоразвитой и стабильной институциональной среде.
О конкурентоспособности российской экономики нельзя будет говорить до тех пор, пока в ней не будет представлен один из системообразующих рыночных институтов – конкуренция. Специфика этого института в том, что он весьма неустойчив и может легко смениться монополией или другой формой несовершенного рынка. Такое положение, в частности, характерно для тех секторов современной экономики, которые отличаются быстрой обновляемостью ассортимента продукции: новые изделия и услуги, как известно, в течение определенного времени занимают монопольное положение на рынке.
Неустойчивость конкуренции как института требует особого внимания к нему со стороны государства, иными словами, активной антимонопольной политики. Решение этой задачи предполагает гибкое сочетание открытости экономики с противодействием злоупотреблением монопольным положением, с ограничением монополистического завышения цен и с эффективным контролем за естественными монополиями.
Ключом к достижению национальной конкурентоспособности является развитие научно-технического потенциала страны, становление экономики, основанной на знаниях. Доминирующая институциональная система диктует выбор оптимальной формы деятельности каждой фирмы или предпринимателя и тем самым создает условия для массового спроса на те или иные виды знания.
Список литературы