Конкуренция и монополия

Автор: Пользователь скрыл имя, 23 Ноября 2015 в 09:36, курсовая работа

Краткое описание

Конкуренция — это центр тяжести всей системы рыночного хозяйства, тип взаимоотношений между производителями по поводу установления цен и объемов предложения товаров на рынке. Стимулом, побуждающим человека к конкурентной борьбе, является стремление превзойти других.
Конкуренция — это динамический, ускоряющий движение процесс. Он служит лучшему обеспечению рынка товарами

Оглавление

1. Понятие конкуренции. Совершенная и несовершенная конкуренции..-3-
2. Монополия и её виды. Антимонопольное регулирование………….-14-
3. Конкурентные преимущества российских монополий…………….-25-
Список литературы……………………………………………………..-32-

Файлы: 1 файл

микроэкономика.docx

— 60.62 Кб (Скачать)

Экономические агенты выбирают количества, а возникающие в результате цены каким-то образом приводят к расчистке рынков, причем некоторые агенты (обычно это фирмы) осознают влияние своего выбора на уровень цен, в то время как другие (потребители) воспринимают цены как данность. Наиболее значительные результаты на данном направлении были достигнуты Новшеком и Зонненшайном, которые показали, что равновесия Курно в условиях свободного доступа на рынок сходятся к вальрасианским аллокациям по мере того, как минимальный эффективный размер фирмы становится небольшим, и при допущении, что соблюдено условие убывающей кривой спроса.

Наконец, основанные на теории игр модели некооперативного обмена между экономическими субъектами, у истоков которых стоял Шубик, также асимптотически стремятся к вальрасианскому равновесию. Важной чертой этих моделей, основанных на теории игр, является то, что в них в явном виде рассматривается неравновесное поведение экономических субъектов: определяются результаты любого способа поведения, а не только то, что имеет место при равновесии.

Это важный шаг вперед. Однако в этих моделях цены представлены только в виде отношения количества предлагаемых за товар денег к количеству предлагаемого товара, а не выбираются непосредственно экономическими агентами.

Еще один подход к совершенной конкуренции связан с теорией предельной производительности и горизонтальными кривыми спроса. Важнейшую роль в этом подходе играет условие, что, если ресурсы и производственные возможности одного из агентов удаляются из экономики, у оставшихся агентов не произойдет сокращения благосостояния.

Это условие соответствует экономике, которая находится в вальрасианском равновесии при тех же ценах независимо от того, присутствует или отсутствует в ней каждый отдельный агент (т.е. кривые спроса горизонтальны). Экономика определяется как совершенно конкурентная при условии, что данное условие соблюдается. Это может произойти при конечном числе экономических агентов, но, как правило, для этого требуется бесконечное их число.

Таким образом, различными направлениями формальной теории охвачено большинство аспектов интуитивного представления о совершенной конкуренции, но эта теория указывает, что совершенная конкуренция является предельным случаем, возникающим при наличии большого числа агентов на каждом рынке или при существовании близких заменителей продукции каждой из фирм, а также при вальрасианской цене, являющейся непрерывной функцией экономических переменных, и убывающей кривой спроса. В этой теории также недостает моделей, в которых цены открыто выбирались бы экономическими агентами. Ни один из этих результатов не дает объяснения тому успеху, с которым экономисты используют модель совершенной конкуренции в качестве аналитического инструмента.

Несовершенная конкуренция. Построение формальных моделей рынков начинается с моделирования Курно олигополии без сговора, где участники устанавливают продаваемое количество товара. Результатом модели Курно являются цены, превышающие уровень предельных издержек, причем это расхождение асимптотически сокращается до нуля по мере роста числа фирм.

XIX в. был отмечен еще двумя  важными вкладами в теорию  несовершенной конкуренции: это  модель дуополии Бертрана, в рамках  которой фирмы устанавливают  цены, и при неизменных издержках  это дает результаты, аналогичные  совершенной конкуренции, а также  продемонстрированная Эджуортом ситуация, при которой введение в модель Бертрана ограничения на производственные мощности может исключить существование равновесия при чистых стратегиях.

Таким образом, еще до начала революции несовершенной конкуренции в адрес теории рынков несовершенной конкуренции стал выдвигаться упрек, раздающийся до сих пор: она состоит из слишком большого числа моделей, дающих противоречивые прогнозы. Такие нарекания еще более усилились по мере распространения начиная с 1930-х годов моделей фирм, сталкивающихся с убывающими кривыми спроса. Как правило, эти модели отражают какой-то элемент реальной конкуренции (по крайней мере, они выглядят более реалистично, чем альтернативная модель совершенной конкуренции). Однако иногда кажется, что можно придумать модель несовершенной конкуренции, которая предскажет любой результат, который пожелает ее автор.

Второе нарекание, высказываемое в адрес анализа несовершенной конкуренции, заключается в том, что в нем отсутствует удовлетворительная формулировка для одновременного рассмотрения многих рынков.

Первым значительным вкладом в теорию общего равновесия при несовершенной конкуренции была модель Негиши, а также более поздние разработки многочисленных авторов в 1970-е годы. Хотя по некоторым важным направлениям эти модели и расходятся, общим для них является дополнение модели многорыночной экономики Эрроу — Дебрё допущением о том, что некое экзогенно определенное множество фирм осознает возможность повлиять на цены. (При этом данные фирмы могут как верно, так и неверно оценивать фактический спрос.)

Тогда равновесие представляет собой множество выборов (цен или количеств) для каждого участника несовершенной конкуренции, которое максимизирует оцениваемую им прибыль при данном поведении других участников и данном механизме адаптации к выборам участников несовершенной конкуренции конкурентных секторов экономики (в которых господствует вальрасианское поведение, когда цены принимаются как данные).

Данная теория по ее состоянию на середину 1970-х годов была явно незавершенной по нескольким причинам. Прежде всего важно то, что не дается объяснения, почему некоторые экономические агенты должны воспринимать цены как данность, в то время как другие, формально им идентичные, ведут себя как участники несовершенной конкуренции. Более того, позднее обнаружилось наличие серьезных пороков в критически важных теоремах существования, которые должны были показать, что эти модели не были бессодержательными.

Из этих теорем вытекали не противоречащие друг другу, максимизирующие прибыль выборы участников несовершенной конкуренции. Доказательство основывалось на теореме Брауэра о неподвижной точке. Для того чтобы применить эти методы, оптимальные выборы любого из агентов должны находиться в непрерывной зависимости от предположительных выборов остальных. В данном случае роль непрерывности функций реакции аналогична роли непрерывности функций спроса в модели Эрроу — Дебрё.

Однако в отличие от непрерывности функций спроса непрерывность функций реакции не выводилась из состояния основных параметров экономики. Она либо непосредственно принималась в качестве допущения, либо выводилась из предположения о том, что оценки спроса участниками несовершенной конкуренции порождали вогнутые функции прибыли.

В работе Робертса и Зонненшайна была показана проблематичность такого подхода на предельно простых, непатологических примерах, при которых функции реакции являются прерывными и равновесия при совершенной конкуренции не существует. Источником этих неудач является невогнутый характер функций прибыли, причем стандартные ограничения на предпочтения не обеспечивают требуемой вогнутости: она могла быть нарушена при наличии единственного потребителя или в ситуации, когда все потребители имеют гомотетические предпочтения. (Отметим, однако, что существование равновесия перестает быть проблемой при использовании моделей общего равновесия Курно при условии, что экономика, включая число участников несовершенной конкуренции, становится достаточно большой в результате реплицирования.)

Наличие этих проблем с теорией несовершенной конкуренции, возможно, отчасти объясняет популярность моделей, основанных на допущении о совершенной конкуренции. Однако из них вытекают два важных положительных момента. Во-первых, множественность моделей и разнообразие основанных на них прогнозов указывает на то, что, по крайней мере, при небольшом числе участников важное значение имеют институциональные аспекты.

Экономисты, привыкшие использовать методы, основанные на модели совершенной конкуренции, обычно не могут точно ответить на следующие вопросы: каким образом на самом деле устанавливаются цены, принимаются ли решения одновременно или последовательно, выбирают ли индивиды цены, количества или и то и другое одновременно, а также что происходит, когда планы участников несовместимы.

При работе с моделями несовершенной конкуренции с этими факторами нельзя обращаться столь бесцеремонно, и, вероятно, этого не следует делать при анализе реальных рынков. Во-вторых, отсутствие равновесия в моделях общего равновесия, основанных на несовершенной конкуренции, и необъясненная асимметричность предполагаемого поведения в этих моделях говорят о том, что простое перенесение участников несовершенной конкуренции в стандартную модель Эрроу — Дебрё не позволит создать удовлетворительную теорию. Скорее следует начать с самых основ и приступить к более тщательному построению модели уже на этом уровне.

2. Монополия  и её виды. Антимонопольное регулирование.

Монопо́лия (от греч. μονο — один и πωλέω — продаю) — это крупное капиталистическое предприятие, контролирующее производство и сбыт одного или нескольких видов продукции; это такая структура, при которой на рынке отсутствует конкуренция и функционирует одна фирма. Она производит уникальный, не имеющий аналогов продукт и защищена от вхождения на рынок новых фирм. Первые в истории монополии создавались сверху санкциями государства, когда одной фирме давалось привилегированное право торговли тем или иным товаром.

Существуют разные виды монополий, которые можно классифицировать на три основных:

1. естественная

2. административная

3. экономическая.

 Естественная монополия

Естественная монополия возникает вследствие объективных причин. Она отражает ситуацию, когда спрос на данный товар в лучшей степени удовлетворяется одной или несколькими фирмами. В ее основе — особенности технологий производства и обслуживания потребителей. Здесь конкуренция невозможна или нежелательна. Примером могут служить энергообеспечение, телефонные услуги, связь и т.д. В этих отраслях существует ограниченное количество, если не единственное национальное предприятие, и поэтому, естественно, они занимают монопольное положение на рынке.

Основными признаками естественной монополии являются следующие:

1. Деятельность субъектов естественных монополий эффективнее в отсутствии конкуренции, что связано  с существенной экономией на масштабах производства и высокими условно-постоянными издержками. К таким сферам относят, например, транспорт. Затраты на доставку груза или перевозку одного пассажира тем ниже, чем больше грузов или пассажиров перевозятся в данном [3]направлении.

2. Высокие барьеры входа на рынок, поскольку фиксированные издержки, связанные со строительством таких сооружений, как дороги, линии связи, столь высоки, что организация подобной параллельной  системы, выполняющей те же самые функции (строительство дорог и трубопровода или прокладка железнодорожного полотна проблематична) вряд ли может окупиться.

3. Низкая эластичность спроса, поскольку спрос на продукцию или услуги, производимые субъектами естественной монополии, в меньшей степени зависит от изменения цены, чем  спрос на другие виды продукции (услуг), поскольку их не возможно заменить другими товарами. Данная продукция удовлетворяет важнейшие потребности населения или других отраслей промышленности. К таким товарам относится, например, электроэнергия. Если предложим, рост цен на автомобили заставит многих потребителей  отказаться от приобретения собственной машины, и они будут пользоваться общественным транспортом, то даже значительное повышение  тарифов электроэнергию вряд ли приведет к отказу от ее потребления, поскольку заменить ее эквивалентным  энергоносителем сложно.

4. Сетевой характер организации рынка, то есть наличие целостной системы протяженных в пространстве сетей, посредством которых производится оказание определенной услуги, в том числе наличие организованной сети, для которой необходимо Управление и контроль из единого центра в реальном масштабе времени. 

 

Существуют два типа естественных монополий:

а) природные монополии. Рождение таких монополий происходит из-за барьеров для конкуренции, возведенных самой природой. Например, монополистом может стать фирма, геологи которой обнаружили месторождение уникальных полезных ископаемых и которая купила права на земельный участок, где располагается это месторождение. Теперь никто другой это месторождение использовать не сможет: закон защищает права  собственника, даже если он оказался в итоге монополистом (что не исключает регулирующего вмешательства государства в деятельность такого монополиста).

б) технико-экономические монополии. Так условно можно называть монополии, возникновение которых продиктовано либо техническими, либо  экономическими причинами, связанными с проявлением эффекта масштаба.

Скажем, технически почти невозможно (а точнее, крайне нерационально) создание в городе двух сетей канализации, подвода газа или электроэнергии в  квартиры. Не всегда рациональной оказывается попытка проложить  в одном и том же городе кабели двух конкурирующих телефонных фирм, тем более что им все равно пришлось бы постоянно обращаться к услугам друг друга, когда клиент одной сети звонил бы клиенту другой.

Наиболее крупномасштабными монополиями обычно являются энергетические и транспортные, где эффект масштаба особенно подталкивает к увеличению размеров фирмы ради снижения средних затрат на производство товаров. Реально это проявляется в том, что создание в таких отраслях вместо одной крупнейшей фирмы-монополиста несколько меньшего размера может привести  к увеличению затрат на производство и в итоге – не к снижению, а к росту цен. А в этом общество, естественно, не заинтересовано.

Информация о работе Конкуренция и монополия