Эволюция концепций менеджмента

Автор: Пользователь скрыл имя, 11 Мая 2012 в 19:33, курсовая работа

Краткое описание

Актуальность выбранной мной темы состоит в следующем:

Любая наука базируется на использовании исторического опыта. Изучение уроков истории позволяет избежать противоречий и ошибок, встречающихся на ранних этапах развития науки.

Оглавление

Введение…………………………………………………………………….3

1. ЭВОЛЮЦИЯ КОНЦЕПЦИЙ МЕНЕДЖМЕНТА.

1.1. Школа научного управления……………………………………………...6

1.2. Административная или классическая школа……………………………10

1.3. Школа психологии и человеческих отношений…………………………12

1.4. Школа науки управления (количественная школа)……………………..15

2.Совершенствование системы управления ОАО “ростелеком ”

2.1. Общая характеристика предприятия ОАО «Ростелеком» и его филиала ТЦМС-15…………………………………………………………………………18

2.2. Анализ организационной структуры управления филиала ОАО «Ростелеком» ТЦМС-15………………………………………………………...21

2.3. Мероприятия по проектированию и совершенствованию организационной структуры управления филиала……………………………28

Заключение………………………………………………………………….40

Список литературы……………………………………………………….43

Файлы: 1 файл

курсач менедж.doc

— 196.50 Кб (Скачать)

(административная)                                       в управлении                                                  

Подход с точки  зрения человече-                Школа психологии и           

ских отношений  и подход с точки человеческих отношений                                                         

зрения науки  о поведении                                                                                                                              

Подход  с точки зрения количест-                  Школа науки управления      

венных  методов                                              (количественная)

    Потребность разработки новых  методологических  подходов  непосредственно связана  с  бурным   развитием   бизнеса,   ускорением   научно-технического прогресса.

   Вывод: Подготовка современных менеджеров-профессионалов невозможна без знания истории развития менеджмента. Менеджмент  развивался  на  протяжении  веков, прежде  чем   превратился   в   самостоятельную   отрасль   знания,   науку. Значительное влияние на формирование  менеджмента  оказали:  школа  научного управления,  классическая  (административная)  школа,  школа  психологии   и человеческих отношений, школа науки  управления  (количественная  школа),  а также выдающиеся представители этих школ, такие как Ф.  Тейлор,  А.  Файоль, Э. Мэйо и др. 

    1. ШКОЛА НАУЧНОГО УПРАВЛЕНИЯ
 

    Возникновение современной науки  управления относится к началу  XX  в.  и связано с именами Ф. У. Тейлора, Френка и  Лилии  Гилбрет и Генри Гантта. Важной заслугой этой  школы  было  положение  о  том,  что  управлять  можно «научно», опираясь на экономический, технический и  социальный  эксперимент, а также на научный анализ явлений и фактов  управленческого  процесса  и  их обобщение.

  Этот  метод  исследования  впервые   был  применен  к   отдельно   взятому предприятию американским инженером Ф.У. Тейлором, которого  следует  считать основоположником научного управления производством.

  Термин  «научное  управление»  впервые   был  предложен в 1910   г.   Л. Брайдейсом. После смерти Тейлора это название  получило  всеобщее  признание применительно к его концепции.

   Метод исследования Тейлора заключался  в расчленении процесса физического труда и его организации на составные  части  (труд  исполнительский  и  труд распорядительский) и последующем анализе этих  частей.  Целью  Тейлора  было создание  системы  научной  организации  труда,   базирующейся   на   основе экспериментальных  данных  и  анализе  процессов  физического  труда  и  его организации.

   Создавая  свою  систему,  Тейлор  не   ограничивался   только   вопросами рационализации труда рабочих. Значительное внимание  Тейлор  уделял  лучшему использованию производственных фондов предприятия. Требование рационализации распространялось также и на планировку предприятия и цехов.

   Функции  осуществления   взаимодействия   элементов   производства   были возложены на плановое или распределительное  бюро  предприятия,  которому  в системе Тейлора отводилось центральное место.

   Важным вкладом Тейлора было  признание того, что работа  по  управлению  — это определенная  специальность. Основной  задачей  предложенной  им  системы Тейлор считал сближение интересов всего персонала предприятия.3

  Философскую  основу системы Тейлора составила  концепция  так  называемого экономического человека, получившая в тот период широкое распространение. В основе этой концепции лежало утверждение о том,  что  единственным  движущим стимулом людей  являются  их  потребности.  Тейлор  считал,  что  с  помощью соответствующей   системы   оплаты   труда   можно   добиться   максимальной производительности труда. Другой ложный принцип системы  Тейлора  заключался в провозглашении единства  экономических  интересов  рабочих  и  менеджеров.

Цели  не были достигнуты.

   Идеи Ф. Тейлора были развиты  его последователями, среди которых  в  первую очередь следует назвать Генри Гантта,  наиболее близкого его ученика.  Гантт внес значительный вклад в разработку теории лидерства.

   Френк  Гилбрет  и  его   супруга  Лилиан  Гилбрет   занимались   вопросами рационализации  труда  рабочих  и исследованием   возможностей увеличения выпуска продукции за счет роста производительности труда.

   Значительный вклад в развитие  системы Тейлора внес  Г.  Эмерсон.  Эмерсон исследовал   принципы   трудовой  деятельности   применительно к любому производству независимо от рода его деятельности.

   Генри Форд продолжил идеи  Тейлора в области организации   производства.  В системе Тейлора центральное место занимал ручной труд. Форд  заменил  ручной труд машинами, т. е. сделал дальнейший шаг в развитии системы Тейлора.

    Вывод: Рыночная экономика требует  адекватной ей системы управления, которая должна претерпеть радикальные  преобразования вместе  со  всем  обществом.  В условиях  перехода  к рыночным   отношениям   важнейшим фактором успеха становится непрерывное совершенствование теории и практики управления. 

1.2.  КЛАССИЧЕСКАЯ (АДМИНИСТРАТИВНАЯ) ШКОЛА В

УПРАВЛЕНИИ 

    Классическая или административная  школа в  управлении  занимает  отрезок времени с 1920  по  1950  гг.  Родоначальником  этой  школы  считается  Анри Файоль, французский горный инженер,  выдающийся  менеджер-практик,  один  из основоположников теории управления.

   В отличие от школы научного  управления,  которая  занималась  в  основном вопросами рациональной организации труда отдельного  рабочего  и  повышением эффективности  производства,  представители  классической   школы   занялись разработкой подходов к совершенствованию управления организацией в целом.

   Целью  классической   школы   было   создание   универсальных   принципов управления. Файоль и другие относились к администрации организаций,  поэтому часто классическую школу называют административной.

   Заслуга Файоля заключается в  том, что он разделил все  функции  управления на  общие,  относящиеся  к  любой  сфере  деятельности,   и   специфические, относящиеся непосредственно к управлению промышленным  предприятием.

   Последователями Файоля, развившими  и углубившими основные  положения   его доктрины, являются Линдал Урвик, Л. Гьюлик, М. Вебер,  Д.  Муни,  Алфред  П. Слоун, Г.Черч.

   На  основе  разработок  Файоля  и   его   последователей   сформировалась классическая модель организации, базирующейся на четырех главных принципах:

. четкое  функциональное разделение труда;

. передача  команд и распоряжений сверху  вниз;

. единство  распорядительства  («никто  не  работает  более  чем  на  одного

   босса»);

. соблюдение  «диапазона контроля» (осуществление   руководства  ограниченным числом подчиненных).

   Все вышеуказанные  принципы  построения  организации  справедливы   и  для настоящего времени, несмотря на то,  что  достижения  НТП  наложили  на  них определенный  отпечаток.   Так,   широкое   использование   в   практической деятельности  электронно-вычислительной  техники   упростило   связи   между органами (звеньями) управления в организации  за  счет  ускорения  обработки информации.

   В целом же для классической  школы  менеджмента  характерно  игнорирование человека  и  его  потребностей.  За  это  представители  школы  подвергаются справедливой критике со стороны теоретиков и практиков менеджмента.

    Вывод: Приверженцы классической школы, не очень заботились о социальных аспектах управления. Более того, их работы в значительной степени исходили из личных наблюдений, а не основывались на научной методологии. «Классики» старались взглянуть на организации с точки зрения широкой перспективы, пытаясь определить общие характеристики и закономерности организаций. Целью классической школы было создание универсальных принципов управления. При этом она исходила из идеи, что следование этим принципам несомненно приведет организацию к успеху.

    1. ШКОЛА ПСИХОЛОГИИ И ЧЕЛОВЕЧЕСКИХ ОТНОШЕНИЙ
 

    Одним из недостатков школы   научного  управления  и  классической  школы было то, что они до  конца  не  осознавали  роли  и  значения  человеческого фактора, который в конечном счете является основным элементом  эффективности организации. Поэтому школу  психологии  и  человеческих  отношений,  которая устранила недостатки  классической  школы,  часто  называют  неоклассической школой.

    Первая попытка применить психологический  анализ к  практическим  задачам производства была предпринята   профессором  Гарвардского  университета  США Г. Мюнстербергом.

В 20—30-е  годы нашего столетия зародилась школа  человеческих  отношений,  в центре  внимания   которой   находится   человек.   Возникновение доктрины «человеческих отношений» обычно связывают с именами американский ученых Э. Мэйо и Ф.Ротлисбергера, которые известны  своими  исследованиями  в  области социологии производственных отношений.

   Одним из  главных  отличий   школы  психологии  и  человеческих  отношений является внесение в нее бихевиоризма, т. е. теории человеческого поведения.

   Одним из основателей школы  психологии и человеческих  отношений является профессор Школы бизнеса Гарвардского университета Элтон Мэйо.

   Представители школы  «человеческих  отношений»   рекомендовали уделять серьезное  внимание  изменению  неформальной   структуры   при перестройке формальной структуры организации. Формальный менеджер  должен  стремиться  к тому, чтобы стать и неформальным лидером,  завоевав  «привязанности  людей». Это — не простая задача, а «социальное искусство».

   К недостаткам школы психологии  и  человеческих  отношений   можно  отнести игнорирование  вопросов   самоуправления   и   самоорганизации   рабочих   в производстве, учеными был явно завышен  уровень  воздействия  на  рабочих  с помощью социально-психологических методов.

   Однако, несмотря на критику,  которой  подвергалась  школа   психологии  и человеческих отношений, основные ее положения нашли  впоследствии  отражение в новых, более сложных и современных концепциях менеджмента.

   Большое место в исследованиях  ученых, примыкающих к  школе  психологии и человеческих отношений, занимают проблемы мотивации людей в  организации. К числу  исследователей,  уделивших этим  проблемам значительное внимание, следует отнести: А. Маслоу, Ф. Герцбергера, Д. Макклеланда, К. Альдерфера.4

   Наиболее   последовательно    концепция    мотивации    развита    видным представителем школы психологии и человеческих отношений, профессором школы менеджмента Мичиганского университета Дугласом Макгрегором.  Макгрегор  внес значительный вклад  в  развитие  содержания  теории  человеческих  ресурсов, сосредоточив  свое  внимание  на  вопросах  лидерства,  стиля   руководства, поведения людей в организациях.

   Вывод: Школа «человеческих отношений» (гуманистический менеджмент) уделяет внимание психологии отношений, поведению и потребностям людей, социальным взаимодействиям и групповым интересам. Это придает роль человеческому фактору , что является главным элементом эффективности организации.

1.4. ШКОЛА НАУКИ УПРАВЛЕНИЯ (КОЛИЧЕСКТВЕННАЯ

ШКОЛА) 

     Становление школы науки управления связано с развитием  математики, статистики, инженерных  наук  и  других  смежных  с  ними  областей  знаний. Наиболее  известными  представителями  этой  школы  являются  Р.  Акофф,  Л. Берталанфи, С. Бир, А. Гольдбергер, Д.  Фосрестер,  Р.  Люс,  Л.  Клейн,  Н. Джорджеску-Реган.

    Школа науки управления  сформировалась  в  начале  50-х  гг.  и   успешно функционирует и в настоящее время. В школе науки  управления  различают  два главных направления:

1. Рассмотрение  производства как  «социальной   системы»  с  использованием системного, процессного и ситуационного подходов.

2.  Исследование  проблем  управления  на  основе  системного  анализа и использования  кибернетического  подхода,    включая     применение математических методов и ЭВМ.

   Системный подход предполагает,  что  каждый  из  элементов,  составляющих систему (рассматриваемую организацию), имеет свои определенные цели.

   Процессный подход основывается  на  положении о том,  что все функции управления зависят друг от друга.

Информация о работе Эволюция концепций менеджмента