Социальный менеджмент: концепции и эволюция

Автор: Пользователь скрыл имя, 06 Декабря 2014 в 07:53, реферат

Краткое описание

В социальном управлении осознан факт: высокое качество жизни населения — не только цель общественного развития, но
и современный механизм получения высокого качества и надежности продукции, эффективного решения экономических

Файлы: 1 файл

Социальный менеджмент концепции и эволюция..docx

— 35.39 Кб (Скачать)

Тема: Социальный менеджмент: концепции и эволюция.

Источник: Афонин Ю.А., Жобин А.П., Панкратов А.С. Социальный менеджмент. Учебное пособие. М.,2009. С.116

Известные мысли

Основные мысли

Трудные мысли

Глава 1. Сущность и содержание социального менеджмента

Под влиянием социального менеджмента формируется новая культура управления. В ней особое значение приобретают рациональное начало, знания, современные концепции, научное проектирование и программирование, математическое и социальное моделирование.

(Иванов В.Н., Патрушев В.И. Социальный менеджмент. Учебное пособие. М., 2011. С.211).

 

В окружающем нас мире можно выделить три его составляющие, определяемые формами движения материи: неживую природу, живую природу и человеческое общество. В каждой из них протекают процессы развития.

(Кабушкин Н.И. Основы менеджмента. Уч. пособие. М., 2009.)

 

Субъект управления выбирает и применяет методы управления, поэтому творческий человеческий фактор стал решающим условием достижения успеха.

(Антонова Н.В. Психология управления. – М.: Высшая школа экономики, 2010. – 272 с.)

Социальный менеджмент, — это координация, согласование, направление деятельности членов общества к единой цели. Они являются субъектами, осуществляющими сознательное воздействие на объект управления.

 

Становление и развитие социального менеджмента связано с тем, что в современных условиях нарастают тревожные тенденции, угрожающие разрушению человека как личности, его связей

с обществом, оскудению его духовности и культуры.

В социальном управлении осознан факт: высокое качество жизни населения — не только цель общественного развития, но

и современный механизм получения высокого качества и надежности продукции, эффективного решения экономических

проблем.

 

Формирование управленческих знаний, управленческих концепций, проектов и программ перестает быть привилегией руководящего центра и становится достоянием местных сообществ, быстро развивается муниципальный менеджмент.

 

В основе технологизации социального пространства лежит прежде всего методология и теория социального управления, механизмы которого отстали от требований жизни.

 

Именно интеллектуальные системы управления, состоящие из творческих индивидуальностей, мотивированных к управленческой деятельности, способны достигать наилучших результатов в управлении общественными делами, обеспечивать упорядоченность и высокий уровень организации социальных систем.

Процесс целеполагания является определяющим условием эффективности всей системы управления. Существующая система управления функционально организуется (самоорганизуется) именно Для достижения определенных целей.

 

Примерно седьмая часть трудоспособного населения любой страны лишь тем и занята, что вырабатывает решения не только для себя, но и для других, направляет их более или менее широкому кругу людей и благодаря властным возможностям (государственным, правовым, экономическим, информационным, интеллектуальным и т.д.) побуждает последних к исполнению выработанных установлений.

 

В России пока преобладает маргинальное сознание, неуважение к личности, творческой индивидуальности и одаренности.

Глава 2. Становление социального менеджмента и его научные школы

Администрирование — это формулирование общих целей и политики компании, а менеджмент - организация и контроль за их реализацией.

( Афанасьев В. Г. Научное управление обществом. М., 2003)

 

По мнению Файоля, администрирование составляет часть управления, которое представляет собой значительно более широкую деятельность и включает производственную, коммерческую,

финансовую, кредитную, учетно-бухгалтерскую и административную функции. Анализируя административную функцию, Файоль

выделил пять ее элементов: предвидение, планирование, организацию, координирование, контроль.

(Фалмер Р. М. Энциклопедия современного управления / Пер. с англ: В 5 т.

М., 2002.)

 

 

 

Одним из первых, кто дал характеристику управления как особой сферы деятельности, был Сократ (470—399 гг. до н.э.) Он

проанализировал различные формы управления, на основе чего провозгласил принцип его универсальности.

 

Индустриальный период (конец XVIII—середина XIX в.). Наи-

большая заслуга в развитии представлений о государственном управлении в этот период принадлежит А.Смиту. Он является не только представителем классической политической экономии, но и специалистом в области управления, так как сделал анализ различных форм разделения труда, дал характеристику обязанностей государя

и государства.

 

Период систематизации (1850-е гг.—1960). Наука об управлении находится в постоянном движении. Формируются новые направления, школы, течения, изменяется и совершенствуется научный аппарат, меняются сами исследователи и их взгляды.

 

Информационный период (с 1960 г. по настоящее время).

Более поздние теории управления разработаны в основном представителями количественной школы, часто называемой управ-

ленческой. Появление данной школы — следствие применения математики и компьютеров в управлении.

 

С точки зрения экономики организации наиболее существенные в научно-методическом плане результаты были получены в рамках ситуационного подхода: формы, методы, системы, стили управления должны существенно варьироваться в зависимости от сложившейся ситуации, т.е. центральное место должна занимать ситуация.

 

Ситуационный подход внес большой вклад в развитие теории управления. Он содержит конкретные рекомендации, касающиеся применения научных положений к практике управления в зависимости от сложившейся ситуации и условий внешней и внутренней среды организации.

 

В результате первой управленческой революции менеджмент формировался как инструмент коммерческой и религиозной деятельности жрецов, превращаясь со временем в социальный институт и профессиональное занятие.

 

Суть второй революции в менеджменте заключается в

появлении чисто светской манеры управления, возникновении первой формальной системы организации и регулирования отношений людей, наконец, зарождении первых ростков лидерского стиля, а стало быть, и методов мотивации поведения.

 

Были предприняты попытки формирования теории государственного управления как преимущественно социологической

науки, что встретило со стороны некоторых государствоведов

определенные возражения, связанные с опасностью превращения ее в эклектическую комплексную науку.

Глава 3. Целеполагание в социальном менеджменте

Цели всегда являются мобилизующими, но они должны быть достижимыми. Если поставлены цели призрачные, иллюзорные,

недоступные в принципе при использовании всех ресурсов, то они теряют свой мобилизующий смысл и могут привести к печальным результатам: развалу системы, крушению судьбы, разочарованию и т.п.

(Ладенко И. С. Указ. соч. С. 124)

 

В настоящее время стратегией называют искусство руковод-

ства и перспективного управления общественными делами, решение принципиальных вопросов целеполагания, выявление закономерностей и тенденций общественного развития, разработку

приоритетных направлений накопления ресурсов развития и концентрации усилий для ликвидации кризисных явлений.

(Пригожий А. И. Современная социология организаций. М., 2005. С. 57.)

 

Цель — это всегда прогноз будущего, она содержит еще не раскрытые способы достижения. Цель как бы описывает предполагаемый конечный результат, без нее нет критериев оценки достигнутого. Деятельность и творчество невозможны без ясных целей. Чем выше цели, тем больше возможностей для раскрытия всех потенциалов субъекта управления, каждого человека в том

числе.

 

При определении целей важно установить, какой именно результат предполагается получить при ее достижении, какими средствами получить этот результат, в какие сроки.

Основным методом выявления генеральной цели социальной системы является метод социального моделирования. Он базиру-

ется на замещении реальных объектов их условными образами,аналогами и позволяет описать структуру объекта (статистическая модель), процесс его становления и развития (динамическая

модель).

 

Основой подлинного целеполагания является познание объективных закономерностей развития общества. Эти закономерности — источник целей, вырабатываемых людьми, и чем точнее цели

отражают требования закономерностей происходящих в обществе процессов и тенденций их изменения, тем эффективнее человеческая деятельность.

 

В теорию и практику современного социального управления в развитых индустриальных странах широко проникла гуманистическая идея — ценность жизни выше целей производства.

 

Беда нашего управления (федерального, регионального и местного) состоит в том, что оно работает на ≪коротких программах≫, прагматических установках, без выделения приоритетов, выявления перспективных ресурсов развития и поэтапных мер решения

постоянно возникающих проблем.

 

Суть менеджерской революции, осуществленной в развитых странах, состоит в том, что стратегическая власть перестала быть

привилегией Центра, стала достоянием всех субъектов управления, гражданских институтов, социальных организаций, регионов,

районов, городов, местных сообществ, отдельных фирм и промышленных предприятий.

 

Особенностью народнохозяйственных, общегосударственных

программ является то, что они носят межотраслевой, межведомственный характер, позволяющий преодолеть местничество, ведомственность, которые отрицательно сказываются на народном хозяйстве.

Глава 4. Концепции социального менеджмента и эффективность социального управления

Социальный менеджмент как научная дисциплина и отрасль научного знания имеют свое особое направление: социальный менеджмент организации исследует и разрабатывает управление социальными процессами в организациях. Однако, как и любая интегративная отрасль научного знания, социальный менеджмент связан с такими научными дисциплинами как теоретический менеджмент организации, социология труда, социальная психология и другими дисциплинами.

(Основы современного социального управления: Учеб. пособие / Под ред.

В. Н. Иванова. М.. 2009.)

 

 

 

Значительный вклад в теорию социального менеджмента внесли принципы научной организации труда Ф. Тейлора, Г. Гатта, Г.Форда, социологическая теория бюрократической организации М. Вебера, доктрина«человеческих отношений» Мэри Фоллет, Элтона Мэйо, Фрица Ротлисбергера), системный анализ социальной группы Джорджа К. Хоманса, теория малых групп Курта Левина концепция социальной структуры и социальной ситуации Роберта Кинга Мертона), «Х-У» — концепция Д. Макгрегора, американская и японская концепции социального менеджмента, а также взгляды русских ученых А.К. Гастева и Г.М. Керженцева и др. в области социального менеджмента.

Социальный контроль не может быть сведен ни

к учету, ни к отчетности, а является частью сложных управленческих отношений, которые пронизывают всю систему управления снизу

доверху.

 

Механизм социального контроля не сводится только к воздействию на отдельного человека — к учету работы, статистичес-

кой и бухгалтерской отчетности, вообще к количественной и качественной оценке имеющихся ресурсов.

 

Контроль является объективной необходимостью, так как даже оптимальные планы не могут быть реализованы, если они не будут доведены до исполнителей и за их исполнением не будет налажен объективный и постоянный контроль.

 

Для оценки качественных параметров эффективности управленческой деятельности прежде всего необходимо соотнести цели, ведущее место среди которых занимают социальные, задающие вектор развития всем остальным, и затраты на их осуществление.

Эффективность в данном случае оценивается как плодотворность усилий по достижению социальных целей, как степень приближения к выполнению социальных нормативов.


 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 
Оглавление 
Введение 3 
Глава 1. Сущность и содержание социального менеджмента 6 
1.1. Понятие социального менеджмента 6 
1.2. Основные принципы, задачи, категории и функции социального менеджмента 11 
1.3. Методы социального менеджмента 28 
Глава 2. Становление социального менеджмента и его научные школы 48 
2.1. Исторические этапы формирования социального менеджмента 48 
2.2. Научные школы социального менеджмента 57 
2.3. Особенности развития управленческой социальной системы в России 66 
Глава 3. Целеполагание в социальном менеджменте 76 
3.1. Понятие цели и целеполагания в социальном менеджменте 76 
3.2. Методы определения и согласования социальных целей. Дерево целей 85 
Глава 4. Концепции социального менеджмента и эффективность социального управления 110 
4.1. Концепции социального менеджмента 110 
4.2. Функции социального контроля 112 
4.3. Оценка эффективности социального менеджмента 114 
Список литературы

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Список литературы

  1. Атаманчук Г.В. Управление — фактор развития (размышления об управленческой деятельности). М., 2002.
  2. Афонин Ю.А., Иванов В.Н. и др. Россия: объединяющая идея, путь выхода из кризиса, улучшение жизни каждого. М.—Самара, 1997.
  3. Вудкок М., Френсис Д. Раскрепощенный менеджер. М., 2010.
  4. Глухое В.В. Основы менеджмента: Учебно-справ. пособие. СПб., 2001.
  5. Грейсон Дж. (мл), О Делл К. Американский менеджмент на пороге XXI века. / Пер. с англ.М., 2007.
  6. Гурней Б. Введение в науку управления / Пер. с франц. М., 2012.
  7. Дутченко B.C. Основы инновационной методологии. М., 2006
  8. Иванов В.Н. Социальные технологии в современном мире. М., 2006.
  9. Кузнецов О.Л., Кузнецов П.Г., Большаков Б.Е. Система «Природа—
  10. Общество—Человек»: устойчивое развитие. М.—Дубна, 2000.
  11. Мескон М., Альберт М., Хедоури Ф. Основы менеджмента. М., 2011.
  12. Основы современного социального управления: Учеб. пособие / Под ред.В.Н. Иванова. М., 2002.
  13. Социальные технологии: Толковый словарь. М., 1995.
  14. Социальный менеджмент: Учебное пособие / Под ред. В. Н. Иванова, В. И. Патру-шева. М.-Самара, 2008.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 


Информация о работе Социальный менеджмент: концепции и эволюция