Эффективные методы управления процессами снабжения на промышленном предприятии

Автор: Пользователь скрыл имя, 26 Февраля 2013 в 17:54, дипломная работа

Краткое описание

Цель работы – разработка рекомендаций по повышению эффективности управления процессами снабжения на ОАО «Уралтрубмаш».

Оглавление

Введение..................................................................................................................6
Глава 1. Теоретические аспекты управления процессами снабжения на промышленном предприятии ………………………………………....………9
1.1. Состояние проблемы исследования в существующей теории и практике логистики……………………………………………………………………….....9
1.2. Организация закупочной деятельности и создание запасов на предприятии……………………………………………………………….……..31
1.3. Характеристика эффективных методов управления процессами снабжения на промышленном предприятии………………………….…..….43
Выводы по главе 1…………………………………………………………..…...55

Глава 2. Практическая работа по повышению эффективности управления процессами снабжения в ОАО «Уралтрубмаш» ………………………………………………………………………….…………62
2.1. Характеристика коммерческой деятельности и процессов снабжения в открытом акционерном обществе «Уралтрубмаш» .........................................62
2.2. Внедрение рекомендаций по повышению эффективности управления процессами снабжения на ОАО «Уралтрубмаш»……………………………..…..91
Выводы по главе 2……………………………………………………………….99
Заключение…………………………………………………………….……....101
Глоссарий……………………………………………………………….……...109
Библиографический список…………………………………………………109

Файлы: 1 файл

Д.В.А..doc

— 1.01 Мб (Скачать)

Эстетические  параметры – совокупность характеристик продукции, отражающих ее восприятие, – дизайн, цвет и оттенок, стиль изготовления.

Стандартизация – процесс разработки и внедрения научно обоснованных и обязательных к применению норм и требований к качеству и размерным характеристикам сырья, материалов, комплектующих изделий, а также норм и требований к методам испытаний, условиям поставки, обозначениям.

Унификация – соответствие продукции рациональному минимуму типосорторазмеров, марок, форм и свойств (внутритиповая – продукция одного типа, межтиповая – охватывает продукцию различных типов).

Приведенные выше факторы оценки конкурентоспособности продукции не ранжированы по значимости и важности, так как для одних потребителей более важной может быть, например, ценовая характеристика продукции (выбор продукции по более низкой цене, пренебрегая фактором надежности), и, наоборот, для других потребителей наиболее важной может быть надежность продукции (выбор более надежной продукции независимо от ее цены). Поэтому каждый потребитель ранжирует факторы в зависимости от поставленных задач или тактических целей предприятия, выдвигаемых на ближайшее будущее. В результате осуществляется комплексная оценка конкурентоспособности продукции по всему спектру факторов.[49, с.125]

Одним из важных вопросов при работе с потенциальными поставщиками является принятие альтернативного решения: иметь одного поставщика на условиях прямых длительных производственно-хозяйственных связей; сотрудничать с несколькими источниками материально-технических ресурсов. Оба варианта решения этой проблемы имеют, соответственно, положительные стороны и целый ряд преимуществ – таблица 5;

Таблица 3

 Преимущества при выборе одного или нескольких источников снабжения

№ п/п

Один поставщик

Несколько поставщиков

1

Долгосрочный  контракт может исключать возможность  разделения заказа

Решение проблемы при появлении срочных и объемных заказов

2

Поставщик является эксклюзивным обладателем патентов

Повышение гарантий снабжения за счет использования  нескольких источников

3

Поставщик удовлетворяет  критериям качества продукции и  стоимости

Значительное  снижение зависимости потребителя от поставщика

4

Объем заказа достаточно мал и нецелесообразно  делить между поставщиками

Возможность предоставления дополнительных услуг

5

Концентрация  закупок может привести к соответствующим  скидкам

Гибкость  снабжения и снижение риска несвоевременности  поставок продукции


Как показывает практика взаимодействия между поставщиками и потребителями, последние имеют, как правило, одного постоянного и стабильного поставщика, осуществляющего поставки продукции материально-технического назначения по широкому спектру постоянных заказов (поставляют порядка 70% материальных ресурсов). Одновременно практически каждый потребитель осуществляет деловые контакты с двумя-тремя поставщиками, периодически заказывая у них продукцию – разовые заказы (поставляют порядка 30% материальных ресурсов).

Такая система  взаимодействия «поставщик-потребитель» имеет максимальную гибкость поставок и гарантированность снабжения, так как поставщики одновременно связаны с некоторым количеством потребителей, в свою очередь, потребители связаны с несколькими поставщиками. При возникновении ситуаций, не предусмотренных графиком поставок, может иметь место взаимовыручка со стороны поставщиков и маневренность в отношении потребителей. Особенно эффективна организация такой системы, когда потребитель значительно увеличивает объемы выпускаемой продукции или осваивает производство нового продукта, требующего дополнительных объемов материальных ресурсов

После принятия решения о выборе поставщика осуществляется работа с ним: подготовка и планирование переговоров; уточнение тем предстоящих переговоров; знакомство с торговым представителем поставщика и анализ предлагаемых условий; оценка влияния конкурентных предприятий-потребителей на поставщика; обсуждение технических условий с указанием типа, количества, качества и цены продукции; рассмотрение вариантов условий поставки продукции, места и времени исполнения заказов, условий обслуживания и гарантийных обязательств. Как правило, на начальной стадии работы с поставщиками практикуется вариант проведения пробных заказов, по результатам которых проводится оценка способности поставщика по обеспечению потребности потребителя в краткосрочной и долгосрочной перспективе. В дальнейшем осуществляется оперативная работа с поставщиками в различных режимах, используемых на конкретном предприятии-изготовителе. [39,с.133]

Создание  запасов. Материальные запасы – это находящиеся на разных стадиях производства и обращения продукция производственно-технического назначения, изделия народного потребления и другие товары, ожидающие поступления в процесс производственного или личного потребления. С другой стороны, материальные запасы – статичное состояние материального потока.

Запасы требуют  больших капиталовложений и поэтому представляют собой один из показателей, определяющий политику предприятия и влияющий на уровень логистического облуживания в целом. Роль запасов в логистике так велика, что за рубежом ее определяют как менеджмент запасов, находящихся в покое или движении. Многие предприятия и компании в России не уделяют запасам должного внимания и, как правило, недооценивают свои потребности в наличных запасах, что приводит к значительно большим потерям капитала, чем могло бы быть.

В конце 70-х  годов в Японии зародилась новая концепция наличия и управления запасами, основные черты которой можно сформулировать следующим образом. Каждое предприятие должно иметь:

– запасы в виде резервов производственных мощностей, которые могут быть реализованы по мере возникновения надобности в них;

– запасы товарно-материальных ценностей не должны превышать определенного минимума (это объясняется тем, что запасы товарно-материальных ценностей в больших количествах неэффективны, так как они, с одной стороны, омертвляют капитал, с другой стороны, их наличие в оборотных производственных фондах затушевывает серьезные недостатки в производстве и препятствует устранению даже тех из них, которые стали очевидными);

– при совершенствовании производства главенствующую роль должна играть работа по сокращению запасов.

В Японии наличие больших запасов сравнивают с разлившейся рекой, в воде которой тонут многие важные проблемы экономического плана. Обнаружить же эти проблемы можно только тогда, когда материальные запасы предприятий будут сокращены. Только тогда, по мнению японцев, и начинается отыскание путей решения ранее незамеченных проблем, что ведет в конечном счете к снижению запасов на предприятиях. [17, с.112]

Все запасы предприятий  и организаций могут быть представлены следующими видами:

Серийный  запас. Образуется вследствие округления в сторону большего, чем заказано для закупки и производства, но не превышающего определенного минимального размера серии. Примеры серийного запаса: поставщик поставляет только кратное количество сырья, или склад обеспечивает только полными коробками комплектующих, например, болтами.

Циклический запас. Образуется вследствие производства или ввоза товаров (сырья) с определенной частотой в определенные промежутки времени. По сравнению с серийным запасом причина образования циклического запаса – непостоянное пополнение с той разницей, что при серийном запасе ограничителем является количественный аспект, а при циклическом – временной. Пример циклического запаса: транспорт, обеспечивающий вывоз товаров от поставщика, прибывает каждую пятницу и за один подвоз полностью обеспечивает потребителя в определенном виде товара на всю следующую неделю.

Технологический (переходный) запас – материальные ресурсы (незавершенное производство, готовая продукция), движущиеся из одной части логистической системы в другую.

Запас использования мощности. Образуется в случае, если свободные мощности используются для производства (или транспортировки) товара или услуг при отсутствии спроса на них. Целевая установка снижения запасов в подобной ситуации (диверсификация производства) недооценивается, преимущества отдаются максимальному использованию оборудования. Пример запаса использования мощностей: чтобы не допустить порожнего пробега транспорта поставщик поставляет товары, которые уже заказаны, но еще не запрошены.

Запас безопасности (страховой запас). Создается, чтобы избежать возможной неуверенности, связанной с гарантированностью подвоза, производства и вывоза продукции. Чем больше неуверенность и чем длиннее период реакции на заказ, тем выше должен быть уровень запаса безопасности. Пример запаса безопасности: чтобы не зависеть от надежности поставщика, на складе создается небольшой запас, который имеется всегда под рукой.

Предупредительный запас. Образуется, чтобы избежать предсказуемых колебаний в поставках, производстве или вывозе. Отличие от запаса безопасности и запаса использования мощностей заключается в том, что при создании предупредительного запаса колебания предсказуемы. Имеется ряд производственных и экономических причин для того, чтобы сочетать ритм поставок для производства и вывоза. Примеры предупредительного запаса:

– закуплено большое количество сырья, поскольку ожидается рост цен или угрожает забастовка со стороны поставщика;

– создание сезонного запаса для удовлетворения ожидаемого пика спроса, например, новогодние (рождественские) украшения.

Запас под рукой или линейный запас. Формируется товарами, находящимися в производственном процессе, т. е. на транспорте или в обработке.

 Уровень  такого запаса в большей степени зависит от транспортировки. Так, например, когда происходит перегрузка с одного вида транспорта на другой, обладающий большей скоростью, чем предыдущий, средний линейный запас резко сокращается. Пример линейного запаса: товары, которые транспортируются в отдел производства или из мест производства в места продажи.

Неликвидный запас – когда циклы в производстве и дистрибуции не совпадают с жизненным циклом товара.

Для процессов  управления запасами устанавливаются  и фиксируются все перемещения (поступление, выдача, резервирование) на складах и в отдельных подразделениях предприятий. Требования к размещению зависят от характера складируемых объектов. Поэтому в первую очередь необходимо провести анализ состояния запасов и номенклатуры хранимых материальных ресурсов, незавершенного производства или готовой продукции. [19, с.125]

 В управлении материальными запасами существует ряд противоречий, что показано в таблице 6.                                              

 

  Таблица 4

Преимущества  и недостатки  больших и малых  производственных запасов

Виды запасов

Преимущества

Недостатки

Большие запасы

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Увеличение гарантии бесперебойного снабжения предприятия, снижение расходов, связанных с заказом

отдельных партий, возможность  использования транзитной формы  поставок

и снижение затрат на дополнительные погрузочно-разгрузочные работы и хранение продукции на складах снабженческо-сбытовых организаций;

Увеличение расходов на хранение производственных запасов, необходимость строительства для  них больших складских помещений, увеличения сумм уплачиваемых налогов, отвлечения средств из оборота, их «омертвления», увеличения затрат, связанных с риском потерь из-за устаревания и порчи, а также хищений и бесконтрольного использования запасов;

Малые запасы

Сокращение производственных запасов и рост рентабельности предприятий. Сокращение складских помещений.

 

Невозможность использования  транзитной формы снабжения и  рост затрат, связанных со складскими снабжением (складская наценка)


 

Цели управления запасами:

– обеспечение и поддержание  ликвидности и текущей платежеспособности;

– сокращение издержек производства путем снижения затрат на создание и хранение запасов, уменьшения потерь рабочего времени и простоев оборудования из-за нехватки сырья и материалов, предотвращения порчи, хищений и  бесперебойного использования материальных ценностей;

– правильное и своевременное  документирование всех операций по движению материальных ценностей;

– систематический контроль за соблюдением установленных норм запасов, выявление излишних и неиспользуемых материалов, их реализация.

 

1.3. Характеристика эффективных методов управления  процессами  снабжения   на  промышленном предприятии

 Современное промышленное производство – это сложнейший механизм, включающий в себя как собственно производственно-технологические подразделения, осуществляющие производство полуфабрикатов, деталей, компонентов, сборочных единиц из исходного сырья и материалов, а затем сборку готовой продукции из этих элементов, так и большое количество вспомогательных подразделений, которые часто объединяют единым названием «инфраструктура» производства. Кроме того, основные и вспомогательные подразделения объединены централизованной системой менеджмента фирмы. Иногда структура фирмы состоит из отдельных производственных подразделений и дочерних фирм, располагающихся в разных городах, регионах. Все это значительно усложняет проблему формирования эффективности использования ресурсов, так как дополнительно возникают задачи транспортировки готовой продукции на значительные расстояния, вопросы создания промежуточных запасов и т.п.

1 Метод. Планирование материально-технического снабжения основано на двух режимах работы производства – плановом и позаказном (по аналогии с логистическими системами MRP и KANBAN). Схематично плановый и позаказной режимы производства представлены на рисунке 4;

При плановом производственном режиме работы процесс движения материальных ресурсов начинается с материально-технического снабжения (закупок), так как известна потребность в сырье, материалах, комплектующих изделиях на единицу  выпускаемой продукции и объем (план) производства, формируемый по заявкам плановых заказчиков.

Далее, материальные ресурсы  с заводских снабженческих складов  поступают в производство, где  осуществляется последовательное движение материалов, заготовок, деталей, узлов, агрегатов и готовой продукции (поступает на соответствующий склад). [48, с.113]

Информация о работе Эффективные методы управления процессами снабжения на промышленном предприятии